Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: методы менеджмента




Лекция 9.

Матрица объектных специальных (производственных и факторных) функций менеджмента

  Общие функции менеджмента
Управляемые объекты Предвидение (разработка стратегий) Планирование Организация ... Мотивация Контроль
             
Производство Прогнозирование производственной базы Планирование выпуска продукции Организация производства ... Мотивация работников основного производства Контроль количества и качества товарной продукции
Маркетинг Прогнозирование развития рынка Планирование маркетинговых исследований Организация маркетинговых исследований ... Разработка льгот потребителям Контроль и анализ рынка
Финансы Прогнозирование источников заемных средств Разработка финансового плана Организация выполнения финансового плана ... Мотивация работников функциональных подразделений Контроль выполнения финансового плана
... ... ... ... ... ... ...
Реализация товарной продукции Прогнозирование каналов сбыта Планирование сбыта Организация продвижения продукции и ее сбыта ... Мотивация работников по сбыту продукции Контроль выполнения плана по сбыту

на объекты управления, которыми могут быть определенные части производственного процесса или используемые в организации факторы производства [11].


9.1 Организационно-распорядительные методы.

9.2 Экономические методы.

9.3 Социально-психологические методы.

 

Методы управления - это совокупность приемов и способов осуществления целенаправленного организационного воздействия на коллектив или на отдельного человека, ориентированные на осознанную необходимость соблюдения дисциплины труда, чувство долга, подчинения индивидуальных интересов общим интересам организации. Различают три группы методов: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические (мотивационные).

Организационно-распорядительные (административные) методы основаны на использовании представления (модели) об эффективной организации человеческой деятельности в упорядоченной определенным образом среде отношений между руководителями и исполнителями. Эти методы призваны определить:

- место коллективов и отдельных работников в системах производства и управления;

- права, обязанности и меру ответственности руководителей и исполнителей;

- взаимосвязи и координацию действий в процессах производства и управления.

Административные методы носят прямой характер воздействия, соответствуют законодательству и правовым нормам и включают в себя (рис. 9.1):

- распорядительные воздействия, выражающиеся в форме приказов, распоряжений или указаний. Приказы издаются руководителями организации,



Рис. 9.1. Система организационно-распорядительных методов


в которых содержится требование решить задачу или выполнить определенную работу, назначить на должность. Распоряжения издаются руководителями подразделений, служб о решении отдельных вопросов или выполнении локальных задач.

- организационное регламентирование осуществляется в форме положений о структурных подразделениях организации, в которых указаны функции, задачи, права, обязанности и ответственность подразделений и служб и их руководителей, например «Положение о производственном подразделении», «Положение об отделе маркетинга» и др. На основе положений организуется повседневная деятельность подразделения и оцениваются его результаты.

 


 

Рис. 9.2 Система экономических методов


- организационное нормирование реализуется в форме утвержденных норм и нормативов, ограничивающих деятельность подразделений, руководителей и специалистов определенными качественными и количественными показателями. Некоторые из нормативов: стандарты качества услуг, удельные затраты на формирование услуг, нормативы прибыли и рентабельности, трудовые нормативы, в том числе по оплате труда и др. К этой группе относятся правила внутреннего распорядка.

- организационно-методическое инструктирование проявляется в форме различных инструкций и указаний. Основными формами инструктирования являются: 1) должностные инструкции для руководителей и специалистов, в которых содержаться общие положения обязанности, права и ответственность; 2) методические указания, описывающие порядок выполнения и содержание комплекса взаимосвязанных работ; 3) рабочие инструкции, определяющие выполнение отдельных исполнительских и управленческих работ.

- дисциплинарные методы осуществляется в форме административных взысканий; предупреждений, штрафов, возмездном изъятие предметов, административного ареста, исправительных работ.

Особенностью административных методов управления является то, что они основаны на принуждении и связаны с различными видами реакций: воспринимаются как воздействия, которые навязывает определенное поведение подчиненным; пассивное восприятие и неукоснительное выполнение; осознанная необходимость таких отношений и внутреннее обоснование.

Экономические методы управления основаны на использовании материального вознаграждения за количество и качество труда и материальных санкций (штрафов) за несоответствие его качества и недостаточное количество.

Экономические методы реализуются (рис. 9.2):

- на уровне управления конкретным человеком используются методы персонального экономического воздействия через прямое материальное вознаграждение по результатам труда (заработная плата, премии), дополнительные выплаты, скидки на товары и услуги организации и др.;

- на уровне управления организацией со стороны администрации путем создания обособленных подразделений за которыми закреплены ресурсы, предоставлена оперативная хозяйственная самостоятельность, в т.ч.предоставлены права использовать часть прибыли, а при невыполнении обязательств применением штрафных санкций;

- на уровне управления организацией со стороны государства через государственный заказ, налогообложение, льготное финансирование в том-числе и из государственного бюджета.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании морально-этических норм конкретного общества или социальной группы и личностных характеристик работников (общий уровень культуры, социальные потребности, особенности национального характера, мировоззрение).

Содержание социальных методов управления:

- создание стандартов образцового поведения для подражания;

- социальное нормирование, т.е. установление норм межличностных отношений, производственного этикета;

- социальное планирование улучшения условий труда и быта, отдыха, духовного и физического развития;

- комплектование коллектива подразделения по принципу максимальной реализации возможностей сотрудников;

- выявление социальных проблем и их решение с целью воздействия на персонал;

- реализация соревновательности и др.

Содержание психологических методов управления

- гуманизация труда (интерьер, разнообразие труда);

- поощрение творчества и обоснованного риска;

- развитие психологических профессиональных качеств через тестирование, отбор, тренировки;

- установление коллегиальных отношений руководителя с подчиненными;

- моральное поощрение или порицание результатов труда и поведения работников.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.