Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ш.3. Основные законы диалектики, их характеристика. .Диалектика и метафизика как противоположные методы и подходы к действительности




 

Несколько более подробно рассмотрим основные законы и категории диалектики с точки зрения её основных принципов:

1. Закон количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Ставится вопрос: каким образом происходит возникновение нового качества? И отвечает на этот вопрос, исходя из рассмотрения взаимодействия трех основных понятий данного закона: количества, качества, меры.

Закон говорит о том, что количественные изменения, которые идут постоянно, на определенном этапе своего накопления качественно изменяют объект, и тогда вместо прежнего объекта возникает новый объект, с новыми количественными и качественными характеристиками. Любой объект – это единство количества и качества. Границы, в которых количественные изменения еще не ведут к новому качеству, являются мерой данного объекта. Следовательно, новое качество – это результат перехода меры данного объекта под воздействием количественных изменений – в другую меру. Как уже было сказано, этот переход может быть как быстрым, скачкообразным (революционным), а может быть медленным, постепенным (эволюционным). Новый качественный объект приобретает и свои новые количественные характеристики. Далее идет новый виток такого же процесса.

2. Очень важен вопрос об источнике развития. Источник развития раскрывает закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон подчеркивает, что движущей силой является внутреннее состояние объекта: борьба между противоположностями, составляющими объект, которая ведет, в конце концов, к превалированию одной противоположности над другой. Весь этот процесс называется становлением и развитием противоречия. Разрешение противоречия и есть становление нового качества уже с другими противоположностями.

В философской литературе по диалектике существует деление на антагонистические и неантагонистические противоречия. Неантагонистические – это такие противоречия, которые разрешаются достаточно спокойно, мирно и щадяще для объекта. Антагонистические противоречия разрешаются резко, трудно, с большими потерями, часто практически даже путем гибели одного или обоих объектов, потому что стороны такого противоречия непримиримы. Антагонистические противоречия чаще сопровождают деятельность человека, общества, истории.

3. Процесс развития характеризуется также направленностью. Направленность процесса развития раскрывает закон отрицание отрицания. Главные понятия данного закона – «диалектическое отрицание» и «снятие» или «двойное отрицание».

Диалектическое отрицание и снятие отражают то, что развитие носит преемственный характер, что каждая последующая ступень частично включает в себя предыдущую, но в то же время не повторяет её, а лишь вбирает некоторые черты и качества, являясь более сложной и прогрессивной. Отсюда: закон демонстрирует не кругообразный, не циклический характер развития, а спиралевидный, где каждый виток спирали одновременно и самостоятелен, и связан с предыдущим. Таким образом, развитие как бы повторяет пройденные ступени, но на более высоком уровне, и диалектическое снятие – это синтез отрицания старого и утверждения нового, в результате чего происходит утрата прежнего качества и появление нового.

Диалектическая система не замыкается только на этих диалектических законах. Принцип всеобщей связи устанавливает зависимости между таким понятиями как общее и единичное, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, историческое и логическое, система и структура и др. Диалектика выдвигает принципы каузальности, системности, структурности, функциональности, всеобщей взаимосвязи и т.д. как всеобщие философские методы и способы подхода к действительности и её познания. Методологическое значение этих принципов не утратило своего значения и в новационных методологиях, они широко используют этот инструментарий. Действительность тогда предстает во всей её сложности и неоднозначности, в богатстве оттенков и взаимодействий, в многослойности и бесконечной множественности, и одновременно – в системности и взаимосвязи.

Например, диалектика сущности и явления характеризует следующее понимание их взаимосвязи:

Каждый объект представляет собой единство явления и сущности, т.е. внешнего и внутреннего содержания. Сущность раскрывается только через явление: сущность является, а явление – существенно. Причем, в одном явлении вся сущность еще не раскрывается, но и явления без признаков сущности не бывает. Зная это и применяя данное знание, обязательно за внешним увидишь внутреннее, полнее и адекватнее получишь представление об объекте.

Диалектическая связь между общим и единичным (или отдельным) объясняет нам следующее: общее проявляется не иначе как через отдельное. Каждое отдельное отражает общее, его частицу в большей или меньшей степени. Но не всё общее включает в себя отдельное, а каждое отдельное не охватывает целиком общее и т.д.

Общие понятия и философские категории заключают в себе наиболее существенное, повторяющееся содержание, которое охватывает группы идентичных объектов. По сути дела, общие понятия – это законы, а закон характеризуется объективностью, существенностью, повторяемостью, отражает внутреннее устойчивое содержание объекта и его связи. Формулируя законы и выявляя закономерности, мы организуем познавательный процесс, упорядочиваем его, приводим в систему наши представления, получаем целостное понимание мира.

Противоположным диалектическому методу выступает метафизический подход, который является антидиалектическим (не следует путать термин «метафизика» как синоним философии с метафизикой как методом). Если говорить обобщенно, главная суть метафизического подхода – это упрощение действительности и способов её познания, исследование сложных объектов упрощенными методами, применяемыми к более простым процессам и объектам. Метафизика не учитывает системности, многообразия связей объекта, сущностного проявления его только через эти связи. Метафизика как метод широко использует прием сведения сложных форм существования к более простым (редукционизм). Его примеры: наука 17-18 в.в. всё многообразие мира сводила к механическим закономерностям: «Человек – машина» Ламетри, где человек уподоблялся механизму; или рассмотрение морали по аналогии с поведенческими формами у животных – в этологии К. Лоренца.

Подводя итог по данному вопросу, существенные различия между этими двумя методами можно классифицировать по некоторым основаниям.

 

Диалектика и метафизика:

1. Вопрос: существуют ли тесные взаимодействия и всепроникающие связи между явлениями и предметами. Диалектика: да, мир целостен и системен. Метафизика: нет, связи чисто внешние, механические; новое целиком вытесняет старое.

2. Вопрос: в чем заключается источник движения (развития)? Диалектика: во внутренней противоречивости объекта, в борьбе противоположностей. Метафизика: источник движения – внешние причины, первотолчок.

3. Вопрос: что происходит в результате развития? Диалектика: становление нового качества, нового объекта, с новыми противоположностями. Метафизика: происходят частичные изменения, преимущественно количественные.

4. Вопрос: имеется ли направленность в развитии и какова она? Диалектика: да, имеется. Направленность от простого к сложному, развитие «по спирали». Метафизика: направленность циклическая, замкнутая, кругообразная, или её вообще нет.

5. В системе мышления и познания – диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис – антитезис – синтез»; восхождение от конкретного – к абстрактному, а от него – снова к конкретному, но уже на более высоком уровне понимания; постижение истины – это процесс; метафизический исходит, как правило, из формулы: «либо то – либо это», истину можно познать сразу или она не достижима вовсе, т.е. являет негибкость и однобокость.

6. В отношении к окружающей действительности – диалектика видит мир во всем его многообразии, но не в распадающемся, а системном; метафизика – по принципу «черное – белое», количественно и однообразно: «ничто не ново под Луной» (Екклесиаст).

Но не следует метафизический подход рассматривать как сугубо реакционный. В определенных условиях и моментах познания метафизика так же имеет право на существование: без упрощения, редукционизма в познании не обойтись, особенно на его первоначальных этапах. Объект нужно все-таки выделить, отделить от других объектов, обособить. Но метафизика ограничивается этим, а диалектика требует идти дальше. Она рассматривает прием обособленности объекта всего лишь первой ступенью к познанию. Диалектика старается смотреть шире, дальше, глубже, искать скрытые, внутренние причины, а не скользить по поверхности. Она не признает догматизм, эклектику, схематичность, считая их тормозом на пути освоения человеком действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.