Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III.2. Всеобщие философские методы, их специфика. Диалектика и принцип развития





Всеобщими методами являются прежде всего философские, так как философия как мировоззрение выступает общим основанием для познания. Главными традиционными философскими методами, подходами в отношении к действительности, выступают:

1. Диалектический, иногда его отождествляют с революционным, и соответственно – диалектическая (революционная) концепция развития;

2. Антидиалектический (метафизический), отждествляемый с эволюцией, и соответственно – метафизический подход к развитию, и эволюционная теория развития. Начнем с краткой характеристики диалектического метода.

Понятие диалектики неоднозначно. Она прошла долгий путь исторического развития. Нашла свое завершение в материалистической диалектике, разработанной марксизмом. В настоящее время, в связи с утратой марксизмом своих ведущих мировоззренческих позиций, диалектика и метафизика как бы отошли на второй план, но полностью не утратили своего значения. Диалектические идеи в измененном виде вошли и присутствуют (и это видно, как говорится, невооруженным взглядом) в новых современных методологиях.

Первоначально (в античности) это понятие использовалось для определения умения, способа находить истину в споре (Сократ, Платон), ставить вопросы и находить на них ответы. Таким образом, как способ мышления, диалектика давала возможность дойти до истины через рассуждение, путем диалога. Позже она получила название субъективной диалектики. Но уже и в этом понимании диалектика как метод познания содержала в себе главную характеристику – противоречивость (спор, диалог – это, как правило, противоречивость). Иное понимание диалектики было заложено в философии Гераклита Эфесского. Гераклит впервые поставил вопрос о противоречивой сущности не столько мышления, сколько самого бытия и сформировал теоретические положения относительно изменчивого характера бытия, как его главной характеристики. Он выдвинул несколько основных тезисов, которые характеризовали бытие с точки зрения его всеобщей подвижности, текучести: «все течет, все меняется», «дважды нельзя войти в одну и ту же реку», - писал Гераклит в поэме «О природе вещей», от которой до нас дошли чуть более 130 отрывков. Он отметил всеобщую противоречивость вещей и процессов, неоднородность объектов, существование их как противоположностей в их единстве и борьбе. У него четко просматриваются следующее основные, диалектические по своей сути, положения:



1. Мир находится в вечном движении и изменении: «и солнце встает не таким, каким оно садится»…

2.Предметы и объекты, мир в целом являются противоречивыми в своем бытии, потому что существуют в противоположностях.

3.Противоположности, составляющие предметы, находятся то в единстве, то в борьбе (вражде). Единство противоположностей является непостоянным, временным, относительным. А борьба (вражда) - более значима, потому что постоянна. Именно она понуждает предметы изменяться. Следовательно, борьба является источником движения и изменения.

Гераклит подчеркивал, что единство противоположностей, их борьба и новые изменения возможны потому, что противоположности покоятся на едином основании, ведь они принадлежат одному и тому же объекту, являются его неотъемлемыми сторонами: «в одно и то же время вещь и та, и не та»,- говорил Гераклит.

Таким образом, уже в античности сложились два понимания диалектики – диалектика как способ мышления (как мы уже отметили выше, субъективная диалектика), и диалектика, понимаемая как способ бытия, так называемая объективная диалектика.

«Субъективная диалектика» - диалектика понятий, самого мышления. В дальнейшем, это диалектическая логика. Основы её были заложены в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В этой философии диалектическая логика получила развитие в форме трансцендентальной логики И.Канта как логики рассудочной деятельности нашего мышления по упорядочиванию чувственных ощущений, впечатлений, опыта в понятиях и суждениях рассудка благодаря его априорным (данным до всякого опыта) логическим формам. (Понятие «трансцендентальный» в выше обозначенном кантовском смысле следует отличать от понятия «трансцендентный» - то есть, находящийся вне чувственного мира). В философии Гегеля диалектическая логика получила свое действительное содержание и оформление в соответствующую систему. Именно в философии Гегеля диалектика получает наиболее полное обоснование и завершение. Гегель не просто разработал и развил отдельные черты предшествующей диалектики, а создал диалектическую систему, имеющую законченный вид. Он сам называл свою систему завершенной. Далее, диалектика как система получила свое развитие в марксизме. К.Маркс и Ф.Энгельс считали, что Гегель создал идеалистическую диалектику соответственно своей онтологической позиции. С точки зрения марксизма, диалектика прежде всего должна относиться к самой реальности, к материальному миру, а не только к мышлению, к идеальному, поэтому её следует «поставить с головы на ноги». Диалектическая система в их интерпретации соединила в себе диалектику как материалистическое мировоззрение, как логику и как теорию познания и получила название материалистической диалектики. Она представлена единством диалектических категорий, понятий и законов. Основные законы этой системы:

1.Закон единства и борьбы противоположностей.

2.Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

3.Закон отрицание отрицания.

Нужно иметь в виду, что диалектика не ограничена этими тремя законами, она дополнена системой диалектических (философских) категорий: всеобщее и единичное, сущность и явление, возможность и действительность, содержание и форма, часть и целое, причина и следствие, закономерность (необходимость) и случайность и др.

Основными принципами диалектики являются принцип развития, принцип всеобщей взаимосвязи и принцип противоречивости. Именно разное понимание этих принципов и противопоставляет диалектический и метафизический подходы (методы).

Главный принцип и главный предмет разногласий – это принцип развития. В гегелевской философии, диалектическое развитие рассматривается не как развитие материи (как в материалистической, марксистской диалектике), а как развитие Абсолютной идеи. Она выступает началом, источником и завершением всеобщей логики бытия и мышления, развиваясь по диалектическим законам. Как мы уже отметили, диалектика Гегеля – это не диалектика бытия, а диалектика понятий, диалектика всеобщего познавательного процесса, полный панлогизм. Диалектика бытия может лишь повторять диалектику Идеи, и то только в том смысле, что бытие тождественно Идее. В общем смысле, безотносительно к форме диалектики – идеалистическая, материалистическая, – диалектика рассматривает развитие, прежде всего, как изменение, движение. Но не любое изменение, а качественное. То есть, развитие влечет за собой изменение сущности. Конкретно оно включает в себя:



а) необратимость изменений (прогрессивных или регрессивных);

б) качественный характер этих изменений;

в) внутреннюю противоречивость;

г) развитие имеет определенную направленность: в принципе, идет от простого к более сложному; оно спиралевидно и в целом прогрессивно;

д) развитие – это всегда преемственность между старым и новым;

е) диалектическое развитие включает в себя скачкообразность – резкие, быстрые изменения. Такое развитие часто называют революционным.

Принцип развития включает в себя и эволюцию, т.е. медленные, постепенные, не сразу заметные изменения сущности. Под эволюцией чаще понимают количественные изменения. Это действительно так, но количественные изменения по тем же законам диалектики рано или поздно приводят все же к качественным изменениям. Другое дело, что качественные изменения при этом появляются как бы незаметно в ходе постепенных эволюционных изменений. Эволюция в отличие от революции вносит в развитие меньше разрушительных, болезненных моментов и тенденций. И хотя по времени она более длительный, чем революция, процесс, эволюционные преобразования более предпочтительны в силу их мягкости и гуманистической результативности, особенно, если это касается изменений в обществе, человеке.

Требования диалектического метода:

Ø Диалектика требует всестороннего охвата объекта. Т.е., для истинного объективного познания не должно быть предела исследованию различных сторон объекта, его отношений и связей, находящихся всегда в движении, в изменении.

Ø Объект изучается не только логически, но и исторически, в его исторической преемственности. Он должен быть включен в контекст его генетического становления. Логика объекта и его история (генезис) должны находиться в единстве.

Ø Источник движения усматривается, прежде всего, внутри самого объекта, а потом уже и вне его. Необходимо вначале искать внутренние причины бытия объекта, а потом соединять их с внешними.

Ø Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна: объект нельзя рассматривать в отрыве от среды, обстоятельств, условий, вне концепций и теорий, которые уже сложились и, так или иначе, определили объект.

Ø Познание должно идти от простого к сложному, от явления к сущности, от сущности первого порядка к более сложной сущности и далее.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2045; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.