КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. 2. Философские поиски первоначал бытия. Понятие «картина мира»
Античная философия начиналась с постановки вопроса о первоначале, по сути, главной сущности бытия, главной его причине (субстанции), и выяснения этого понятия. Требовалось осмыслить: не кто создал мир (как в мифологии), а почему он так устроен. Поэтому онтология прежде всего оперирует понятиями: субстанциальное начало, субстанциальные основания, первопринцип, сущее – это всё онтологические начала бытия. Субстанция, по определению Б.Спинозы, – это то, что лежит в основе; то, что само себе причина; то, что не нуждается больше ни в каких других основаниях: «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе, и представляется само через себя, то есть то, что представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться» (Спиноза Б. Избр. произ-ведения. Т.1.М.,1957,с.361). Следовательно, проблема субстанции и есть вопрос о причинах, первоначалах бытия. Вопрос о субстанции в античной философии обозначается как проблема «архе», т.е. первопринципов бытия. Она была в ней центральной, особенно в её первоначальной форме – натурфилософии. Философски первоначала бытия не являются реалиями. Они ничто иное как конструкции нашего сознания, осмысления мира с точки зрения понимания его единства, системности, организованности, смысла. Как любые мысленные конструкции – это идеальные модели видения мира. Следовательно, они созерцательны (полностью теоретичны), плюралистичны (множественны), относительно субъективны, интеллигибельны и трансцендентны (выходят за границы чувственно-предметного мира), конвенциональны (согласительны, если это касается не отдельных концепций, а целых направлений) и т.д., их характеристики можно было бы продолжить. Именно они формируют философскую картину мира. Картина мира (КМ) – это наиболее общие представления о мире, его устройстве, причинах существования, типах объектов и их отношений, связях и закономерностях бытия. Термин «картина мира» появился в рамках науки в конце 19 в. Одним из первых его использовал знаменитый физик Генрих Герц, широко им пользовался и другой, не менее известный, физик, – Макс Планк. Позже этот термин приобрел общенаучное и философское звучание. Следует различать естественнонаучную и философско-мировоззренческую картины мира. Все они могут быть общими, частными и единичными. Например, общая парадигмальная научная КМ определенного исторического периода (античности, средневековья и т.д.). Частнонаучная КМ той или иной области науки или бытия (физическая, биологическая, социальная, историческая и т.д.). Единичная, как правило, уже конкретное выражение частной, например, КМ в физике и космологии Аристотеля, или в квантовой механике, в теории относительности и т.д. В современной науке в связи с интеграцией знания преобладают тенденции объединения частнонаучных КМ в общенаучную. Философская КМ носит всеобщий характер, она имеет мировоззренческое основание и содержание, может быть философско-мифологической, философско-религиозной, материалистической, идеалистической, космоцентрической или теоцентрической, рациональной или иррациональной и прочее. Данное многообразие как раз и зависит от тех онтологических оснований, которые формируют ту или иную КМ. Все картины мира «одинаково законны», хотя относительны и исторически изменчивы. Взаимно дополняют друг друга и отражают богатство видения мира, а значит, и его возможности, демонстрируя при этом различие подходов, средств и уровней моделирования реальности. Далее рассмотрим некоторые, наиболее «внушительные» философские картины мира и соответствующие им концепции и направления.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |