Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. 8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и других видов знания: единство и различие





Для того, чтобы ответить на вопрос: является ли философия наукой, нужно определиться в том, а что такое наука вообще? Наука в её традиционном понимании – сфера человеческой деятельности, ко­торая имеет отношение, прежде всего, с конкретной реальностью, предметным миром. До середины 19 в. наука занимала в европейской культуре почетное и особое место, но всё же после религии, философии и искусства. Кризис религиозного мировоззрения и триумф научного рационального мышления привел к тому, что к концу 19в. наука вышла в этой системе ценностей на второе после философии место. В 20 в. престиж научного знания поднялся настолько высоко, что наука стала занимать уже первое место в системе интеллектуальной деятельности. Встала дилемма: если философия не наука, то она должна отступить от своей претензии на научность, а если философия эти позиции не сдаёт, значит, всё же, она – наука. И все-таки нельзя, исходя из специфики философского знания, однозначно решить: наука философия или нет. Если она и наука, то далеко не в том смысле, в каком научны естественные науки. Сейчас существуют две противоположные точки зрения на эту проблему – сциентизм и антисциентизм. Первая (особенно это касается таких направлений как позитивизм и философия науки) утвержда­ет, что философия не может претендовать на статус знания вообще, имея в виду недоказуемость и принципиальную непроверяемость (неверифицируемость) ее положений. Сциентисты считают, что философия, не являясь точным знанием, больше приближается к искусству. Однако они не учитывают при этом, что, начиная с эпохи Нового времени и вплоть до И.Канта, отнюдь, не ставился вопрос о разрыве философии и науки, а, наоборот, сохранялась традиция их гармонического взаимодействия. Такой процесс был необходим для борьбы против господства еще сохраняющегося тогда религиозного мировоззрения. От того, что философия не может (и не должна) применять верифицируемые методы, выработанные математикой и естествознанием, она не перестает быть знанием, специфическим, но вполне организованным знанием. В итоге, сциентисты приходят к выводу, что поскольку не существует четких критериев достоверности философского знания, то философия не может считаться знанием, обладающим доказательной силой. Сциентисты, отрицающие статус философии как теоретического системного знания, стремятся умалить ее значение вплоть до полного её перевода в область элементарной житей­ской мудрости и не более того. Для данной позиции характерно преувеличение роли и значения науки в жизни общества и человека и уменьшение значения других видов знания.

И еще одно. Естественными науками занимаются только ученые-спе­циалисты, а философия – это особый всеобщий вид человеческой деятельности, но это для специалистов, профессиональных философов и вид научной деятельности. Известный российский философ Мераб Мамардашвили писал: «... философом является каждый человек в каком-то затаенном уголке своей сущности. Но профессиональный философ выражает и эксплицирует особого рода состояния, которые поддаются пересказу лишь на философском языке. Я хочу определить философию как сознание вслух, как явленное сознание». (М.Мамардашвили. Как я понимаю философию. М., 1990, с. 57). Здесь мы видим, что философ небезуспешно борется за то, что философия, как предмет занятий специалистов, является научной работой, необходимой не только философам, а всем людям, которые бы хотели к ней приобщиться, необходимой культуре и знанию вообще. И никто, кроме специалистов-философов, хорошо эту работу не сделает. Но философское знание – это мировоззренческое знание. Воззрение на мир в целом и на человека в нем – это то, что мы можем почерпнуть только из философии. Конечно, философия не может строиться по естественнонаучному образцу, но она имеет свою меру точности и свою меру доказуемости. Философия так же объективна, как и наука, в том смысле, что предметом философии является не только субъективное ощущение человека, но и объективная природа, мир, с которым мы контактируем.



Если говорить о взаимоотношении философии с другими науками и видами знания, то она не только является их методологической основой, но и интеграцией знания. Поэтому не удивительно, что практически каждый выдающийся ученый-естественник поднимается до уровня философского осмысления полученных им знаний. И все-таки философия – это не регламентирующий орган в «государстве наук», а самостоятельная область духовного знания, участвующая в непосредственном производстве идей. Философия может и должна мировоззренчески реагировать на разные, даже кажущиеся фантастическими, фундаментальные открытия частных наук – будь то идея Большого Взрыва или методы генной инженерии. Она не может их не осмысливать и не увязывать в единую мировоззренческую картину мира.

Очевидно, сомнения в «научности» (будем все-таки говорить: в объективности) философии порождены еще и тем, что еще с античных времен она как бы разделилась на два противостоящих лагеря: материализм и идеализм, что было вызвано тем, что философия пыталась ответить на те вопросы, которые никогда не ставила перед собой никакая другая конкретная наука: вопрос о первичности материи или духа. Вопрос об отношении мышления к бытию – один из основных вопросов, на который пытаются дать ясный ответ еще с античных времен. «Великий основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об от­ношении мышления к бытию», – так определял сущность и значение основно­го вопроса философии марксизм. (Ф.Энгельс. Соч., т.21, с.282). Но разделение философии на два противоположных лагеря в решении этого вопроса говорит о том, что с научной точки зрения этот вопрос так и не был решен, он остался и до сих пор открытым. Следовательно, философия в отличие от науки ставит, задает вопросы, оставляя плюралистическое поле для размышления над ними и различных подходов к их решению.

Заканчивая раздел «Введение в философию», подведем итог. Философия от других видов знания и других форм духовной деятельности отличается следующими параметрами:

Философия строит отношения человека с миром с позиций разума и размышления. Она преимущественно рациональное, высокой степени абстракции знание. Иррационалистическая философия также теоретически может быть представлена только в рациональной форме.

Философия – одна из первых форм теоретического знания вообще, она является прародительницей имеющихся у человечества наук.

Теоретическая философия, представленная в её истории, –системное, синтезирующее, концептуальное знание. Как концептуальные представления об общих формах бытия природы, общества, человека и познания философия представляет свои знания в системе основополагающих принципов и понятий, которые взаимосвязаны и взаимоопределяемы между собой.

Как и любое другое знание, философия нарабатывает свой понятийный аппарат (систему философских категорий). Наиболее важные среди них: бытие, небытие, материальность, идеальность, сущее, сущность, причинность, сознание, дух, объективность, субъективность, субстанциональность, трансцендентность и многие др.

Философия не существует иначе, как в системе понятий, и усвоение философии осуществляется, прежде всего, через овладение её понятийным аппаратом, через усвоение содержания философских категорий.

В отличие от конкретных наук философия не является наукой в классическом понимании этого слова. Это особое, специфическое знание. В отличие от науки она является:

- Во-первых, как мировоззрение, кроме общего содержания, она имеет конкретно-исторический характер (каждая эпоха и каждая культура имеет свой философский акцент);

- Во-вторых, философия относительно субъективна, авторски индивидуальна; наука же должна отвечать принципам всеобщности, универсальности, парадигмально-относительного постоянства;

- В-третьих, философия – это знание, имеющее не только фактологически информативное содержание, но в большей степени, она – ценностно-ориентирующее знание, представленное тем или иным философом; истина в философии выступает как смысловая правда;

- В-четвертых, философия – ядро всей духовной культуры (в том числе, и научной), «живая душа культуры» (Гегель), её главное выражение;

- В-пятых, философия имеет национальную окраску (арабская, западноевропейская, индийская, китайская, русская и пр.);

- В-шестых, философия – многофункциональное знание, что определяет её важную роль и глобальное значение в духовной жизни человека и общества.

- В-седьмых, наука – проверяемое (верифицируемое разными способами, во многих областях практически-экспериментальное) знание; философия не имеет такой возможности, её концепции живут как творческие феномены исторической культуры и духовности человечества.

 

Вопросы для самопроверки и повторения:

1. Как кратко можно определить отношение человека к философии и философии к человеку?

2. Английский ученый и философ Б.Рассел писал: «Все точное знание принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергавшаяся атакам с обеих сторон…» Объясните, что имел в виду Рассел?

3. Русский философ Л.Шестов считал: «Философия должна бросить попытки отыскания вечных истин. Её задача – научить человека жить в неизвестности – того человека, который больше всего боится неизвестности и прячется от нее за разными догмами. Короче: задача философии не успокаивать, а смущать людей». О какой особенности философии пишет философ? Какая это её функция?

4. Почему современную философию не отождествляют с наукой? Прокомментируйте в связи с этим высказывание российского ученого М.К.Петрова: научное знание «научно постольку, поскольку в нем нет человека, его эмоций, стремлений, потребностей. Человек неустраним из предмета философии, и знание выглядит философским ровно настолько, насколько оно включает человека».

5. Известный русский социолог и мыслитель 2-ой пол. 19 в. П.Лавров так высказался о роли философии: «…без философии наука – сборник фактов; искусство – вопрос техники; жизнь – механизм. Философствовать – это развивать в себе человека как единое стройное существо». Прокомментируйте высказывание.

6. Немецкий философ М.Хайдеггер спрашивал: «Как обстоит дело в философии?» И отвечал: «…Она шагает на месте, осмысливая всегда то же самое». Что имел в виду мыслитель? Попытайтесь ответить.

7.Что такое: «Путь духовного развития»? Стоит ли такая проблема перед современным поколением? Что может сделать здесь философия, обращение к ней?

8. Перечислите коротко, одним обозначением, приведенные выше специфические характеристики философии.

 

Глава II. ОНТОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О БЫТИИ, О СУЩЕМ БЫТИЯ





Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.