Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия как мировоззрение





Главной ориентацией на мифологической стадии бытия являлось следование вековым традициям, раз и навсегда установленным правилам: подчинение младшего – старшему; индивида – роду; слабого – сильному; рядового члена группы – авторитету, вождю. Усилия человека были направлены на то, чтобы «не выбиться из стаи», «быть, как все». Первые наивные религиозные представления как нельзя лучше освещали этот веками установленный порядок. Но жизнь не стояла на месте, и дальнейшее историческое развитие характеризуется созреванием индивидуального сознания, становлением человека как самости, как личности. Этот процесс сопровождался колоссальными изменениями во всех сферах бытия и прежде всего в духовной и социальной жизни. Нарастала дисгармония как во внутреннем мире человека, так и между миром и человеком: силы природы оставались по-прежнему непознанными, социальные реалии усложнялись – рабство, гнет, расслоение внутри групп, вражда между племенами и т.д. И человек начал задаваться вопросами: Кому и чему подчиняться? Кому вверять свою жизнь? Есть ли сила, превосходящая человеческую, и как к ней тогда относиться? – человек искал гармонию с миром, ему были нужны новые ориентиры и дополнительная поддержка. Такой дополнительной силой и поддержкой стали монотеистические религии с новым, единым, всесильным и мудрым Богом.

В отличие от мифологического политеизма, монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) уже ставит человека по отношению к миру Бога, как к отделенным от него, трансцендентным (вынесенным за пределы чувственного понимания) реалиям бытия – бытия не земного, а высшего, небесного, устанавливающего всю мировую иерархию, в которой человек занял подчиненное, вторичное после Бога, место. Бог и человек в монотеизме начинают противопоставляться друг другу как разные аспекты бытия. И оцениваются эти сферы бытия по-разному: высшее – низшее, блаженство – страдание, истинное небесное – неистинное земное. Это разделение действительно выражало дисгармонию человека с окружающей действительностью, оно поставило человека перед дилеммой: как преодолеть этот разрыв? В результате формируется новое мировоззрение – теоцентризм, система единых внутри каждой религии догм (незыблемых установлений) во главе с Абсолютом – Богом. Формируется система жизненных предписаний, данных как откровение Бога избранным, пророкам. В иудаизме это Моисей, в христинстве – Иисус Христос и апостолы, в исламе – Магомет (Мухаммед). Эта система уже готова и непреложна, она не требует от человека сомнений в её правильности и выработки собственных представлений о ценностях. От человека здесь требуется только одно – безусловная вера и в сами предписания, и в того, от чьего имени они транслируются в мир. Вера – основная опора любой религии и её отличительная особенность, хотя есть и другие разновидности веры.



Основная функция религиозного мировоззрения – умиротворяющая. Французский просветитель и философ 18 в. Вольтер писал, что если бы религии не было, её следовало бы специально создать, так как, прежде всего, религия учит человека терпению, скромности и надежде, а это качества, по мнению Вольтера, необходимые и не самые плохие для широких народных масс. Религиозная вера призвана придать верующему жизненную устойчивость, направляет его на такие установления, которые не могут не нравиться человеку: уважение к традициям, уверенность в борьбе с жизненными невзгодами, мужество перед лицом смерти, надежда на спасение души и пр. Религиозное мировоззрение опирается не на теоретическое сознание, не на его критичность, а на эмоциональные, чувственные, а часто и бессознательные (интуитивные) элементы человеческой психики: Бога постигают сердцем, мистически, непосредственно. В этом плане религия «выигрывает» по сравнению с научным или философским видением мира и отношением к нему. Психологически религия ближе человеку, чем философия с её критичностью и мудрствованием, или наука с её сложностью, ибо опирается на более простые (однозначные) и более короткие по времени, более понятные механизмы овладения человеком мира и взаимодействия с ним.

В большинстве религий и конфессий (религиозные направления) религиозное мировоззрение подкрепляется культом, церемониалом, выраженными в актах богослужения. Некоторые конфессии обставляют их очень пышно и торжественно, что также достаточно мощно воздействует на чувственную, эмоциональную сферу прихожанина. Кроме того, религия включает и материализованную структуру – церковь, которая не только объединяет верующих вокруг учения и выполняет свою посредническую функцию связи Бога с человеком, но имеет ряд и других функций, сложившихся в зависимости от исторических условий формирования той или иной религии. В современном мире существует множество религий и религиозных направлений. Крупнейшие из них – христианство, ислам и буддизм получили статус мировых религий, но они также внутри себя не являются однородными. Есть ряд религий, не относящихся к мировым, но не менее влиятельных в своих культурах: например, иудаизм, индуизм, синтоизм и др. Религия – одна из древнейших форм культуры, и, казалось бы, что с ростом знаний, возникновением других культурных образований, других форм веры, она должна была бы «сходить на нет», но этого не происходит, значит, религиозная вера также необходима и современному человеку для полноты его бытия, для большей уверенности и укорененности в нем. А все, что полезно человеку, укрепляет его и не делает его хуже, имеет право быть.







Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.014 сек.