Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практически-действенный




Мировоззрение считается сформированным, когда оно выступает как руководство к деятельности. Именно по поступкам и действиям можно судить о мировоззрении: его содержании, главных принципах. Даже если по своему характеру человек пассивен (т.е. больше направлен на созерцание, чем на созидание), мировоззрение все равно будет способствовать определенному типу поведения.

Таким образом, мировоззрение – это система и совокупность теоретических взглядов, оценок, норм, установок, ориентаций и др. составляющих, интеллектуально, эмоционально, и психологически определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов человеческой деятельности.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить следующие уровни мировоззрения вообще и философского в частности:

1. Обыденно-практический. К нему относится житейская философия. Она формируется под влиянием обыденной практики и жизни человека, основывается преимущественно на личном опыте, на семейном воспитании, так называемом здравом смысле, почерпнутом из общественной житейской практики. Житейская философия неоднородна и необщезначима, как неоднородны ее носители. На формирование этого уровня оказывают влияние разные факторы: национальная принадлежность человека, его религиозные установки, его профессиональная деятельность, обычаи и традиции. Этот уровень характеризуется стихийностью, бессистемностью, поверхностностью. Часто функционирует на основе «расхожего» мнения и стереотипов, слухов, сплетен, эгоистического снобизма.

2. Теоретический уровень. Житейско-практическое мировоззрение может дополняться теоретическим уровнем и теоретической философией. Теоретический уровень отличается большей системностью, определенной направленностью. Такое мировоззрение уже может претендовать на теоретическую обоснованность и относительную истинность. Мировоззрение и философия на теоретическом уровне «живут» в системе понятий и характеризуются логичностью и концептуальностью, определенной последовательностью и системностью в отличие от житейско-практического уровня.

В структуре мировоззрения также можно выделить индивидуальный уровень и уровень общественного сознания; оно может быть научным и ненаучным, религиозным и атеистическим и иметь другие особенности.

I.4. Философия и мораль.Место морального сознания в структуре мировоззрения.

 

Моральное сознание является стержнем сознания личности. Моральное сознание, прежде всего, является предметом изучения этики (философии морали) и психологии.

Философия и психология считают моральное сознание не только важнейшим элементом мировоззрения, а его главным стержнем. Чем же характеризуется моральное сознание? Основным содержанием морального сознания и предметом философии морали является определение и анализ их главных понятий – добра и зла. Добро и зло, их взаимодействие – основная дилемма морального сознания. На основе решения этой дилеммы осуществляется нравственный выбор и строится линия поведения. Дилемма добра и зла заключается прежде всего в неоднозначности и противоречивости этих понятий и выражена, главным образом, следующими проблемами:

1) Каковы границы добра и зла? Могут ли эти понятия меняться местами?

2) Почему зло более «выпукло» в реальном воплощении, а добро часто более робко? Почему кажется, что зла в мире больше, чем добра?

3) Можно ли вообще избежать зла? Почему Бог - всеблагой, всесильный, милосердный и т.д. допускает зло в мире?

4) Имеют ли место добро и зло вне человеческих отношений?

Ряд подобных вопросов можно было бы продолжить.

Дилемма добра и зла включает и характеристику таких понятий морального сознания, как совесть, честь, порядочность, достоинство, ответственность и др. и их противоположных двойников. Деятельность морального сознания настолько сложна, что даже в бесспорных на первый взгляд оценках можно «наломать много дров». У одного из известнейших писателей-фантастов Айзека Азимова как-то была высказана мысль о том, что не следует совершать ошибок из-за излишнего рвения соблюсти все моральные устои, ибо моральная истина тоже конкретна.

В большинстве философских систем и в современном общественном сознании человеческая жизнь объявляется высшей социально-нравственной ценностью. Такая позиция свидетельствует о том, что общество достигло в своем духовном развитии достаточно высокого уровня, но дилемма добра и зла побуждает задать вопрос: всегда ли и любая ли человеческая жизнь достойна сохранения? Или такой вопрос вообще некорректен и даже кощунственен? Ответы на эти вопросы действительно восходят к общефилософскому пониманию добра и зла. Например, проблема эвтаназии. Эвтаназией называют помощь смертельно больному человеку в безболезненном уходе из жизни, но ведь в таком случае жизнь прерывается искусственно, а это приравнивается к убийству. Как быть в таком случае: что здесь добро, а что – зло?

Самым главным и самым сложным вопросом морального сознания является определение границ добра и зла. Мудрец – очевидно, это именно тот человек, кто умеет правильно их определять, кто видит, где добро перестает быть добром и переходит в свою противоположность – зло? Моральное сознание вырабатывает некоторые константы, т.е. общезначимые нравственные ценности. Одной из таких констант является «золотое правило нравственности» – «поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». «Золотое правило» нравственности И.Кант включил в понятие «категорического императива» как обязательного морального требования, предъявляемого к человеку. Категорический императив – нравственный закон – характеризует мораль как исключительно бескорыстное служение добру. Если моральное сознание человека основывается на таком принципе, то и все мировоззрение человека принимает определенную гуманистическую направленность. Если же человек отбрасывает эти моральные принципы, а тем более вообще не включает подобные нормы в свою практику, то и мировоззрение в целом принимает совершенно другой характер.

Роль мировоззрения с точки зрения морали заключается в том, чтобы познакомить человека с разными этическими установками и взглядами, расширить поле его морального сознания для свободного и осознанного поведения. Философия морали не навязывает своего теоретического опыта. Она лишь задает вопросы и подводит человека к ним, оставляя за человеком право критически подойти к их решению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.