Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия в идеях и лицах




 

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

Электронное учебное пособие для негуманитарных вузов

 

Магнитогорск - 2012


Рецензенты:

 

Кандидат философ. наук, доцент кафедры философии

Магнитогорского государственного университета С.Ю.Иванов

 

Зав. кафедрой культурологи и русского языка МГТУ,

кандидат искусствоведения, доцент Е.Н.Курбан

 

Автор – составитель: УДОВИЧЕНКО Е.М., к.ф.н., доцент

 

ФИЛОСОФИЯ В ИДЕЯХ И ЛИЦАХ: Электронное учебное пособие для негуманитарных вузов. – Магнитогорск, 2012. – 241 с.

Данное электронное учебное пособие является частью переработанного учебного пособия «Философия в идеях, лицах и понятиях», выпущенного автором в 2009г. Оно задумано как системное изложение курса философии, отвечающее требованиям Госстандарта ВПО и программам изучения философии в вузах. Электронное пособие включает несколько частей: теоретические вопросы философии с изложением основных разделов философского знания; творческие портреты ряда философов с включением текстов из первоисточников и наводящими вопросами для лучшего их усвоения; таблицы-схемы, характеризующие основные идеи и персоналии философии в её историческом ракурсе. Кроме того, в пособии даны проверочные вопросы к темам и первоисточникам, экзаменационные вопросы и литература (учебная и первоисточники по всем историческим периодам развития философии).

Автор надеется, что структура и содержание данного учебного пособия позволит комплексно подойти к изучению философии, познакомиться с её проблемами в адаптированном изложении, а также прикоснуться к первоисточникам и творчеству известных мыслителей.

Учебное пособие предназначено для изучения философии в вузах, колледжах, преимущественно негуманитарного профиля. Оно будет полезно студентам (особенно заочной формы обучения), аспирантам и всем, интересующимся философией и работающим в области философии.

 

 

©МГТУ им.Г.И.Носова

©Удовиченко Е.М.

 

УДК 1(075.8)

 

Мудрость – вот настоящих стихов исток и

начало! Всякий предмет тебе разъяснят фило-

софские книги.

(Гораций, I в. до н.э.)

 

Наука об исцелении души есть философия,

но помощь ее приходит не извне, - нет, мы са-

ми должны пустить в дело все силы и средст-

ва, чтобы исцелить себя самим.

(Цицерон, II-I вв. до н.э.)

 

Философия – душа цивилизованного чело-

вечества, выраженная в слове.

(Неизвестный автор)

 

 


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………...7

 

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИДЕЯХ………………………………………8

 

Глава I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ…………………………………….8

 

I.1.Предмет и понятие философии. Начало формирования

философского знания………………………………………………………...8

I.2.Структура философии: части и разделы философии.

Функции философии, её роль в обществе и культуре……………………11

I.3.Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения

и его сущность. Структура мировоззрения………………………………..15

I.4.Философия и мораль. Место морального сознания

в структуре мировоззрения…………………………………………………18

I.5.Дофилософские формы мировоззрения:

мифология и религия. ………………………………………………………19

I.6.Специфика философского мировоззрения

относительно мифологии и религии……………………………………….23

I.7.Философия и идеология…………………………………………………25

I.8.Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и других видов знания: единство и различие..27

 

Вопросы для самопроверки и повторения…………………………………30

Глава II. ОНТОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О БЫТИИ, О СУЩЕМ БЫТИЯ……31

 

II.1.Понятие бытия, его структура и формы. Бытие и сущее.

Бытие и небытие…………………………………………………………….31

II.2.Философские поиски первоначал бытия. Понятие «картина мира»..34

II.3.Основные философские направления: материализм и идеализм

как картины мира, их исторические формы. Философский монизм,

дуализм и плюрализм……………………………………………………….36

II.4.Философско-культурологические картины мира

как выражение бытия и сознания различных исторических эпох……….41

 

Вопросы для самопроверки и повторения…………………………………45

 

Глава III. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ………………………...45

 

Ш.1.Понятие метода и методологии, классификация методов познания. Методология естественнонаучного и социально-гуманитарного, эмпирического и теоретического знания. 45

III.2.Всеобщие философские методы, их специфика.

Диалектика и принцип развития………………………………………….48

III.3.Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика

и метафизика как противоположные подходы к действительности… 51

III.4.Современные альтернативные методологии и модели развития.

Синергетика…………………………………………………………………55

 

Вопросы для самопроверки и повторения….……………………………..58

Глава IV. ГНОСЕОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ…………………..59

 

IV.1.Понятие гносеологии, её проблематика.

Познание, его социальная природа. Познание как информационный процесс: понятие отражения ……………………………………... 59

IV.2. Объект и субъект познания, изменение их взаимодействия

в ходе развития познания. Исторические типы рациональности. 62

IV.3.Уровни и формы познавательного процесса.

Сенсуализм, эмпиризм и рационализм……………………………………66

IV.4.Проблема источников знания, его способов и границ:

скептицизм и агностицизм…………………………………………………68

IV.5.Проблема истины. Философия о критериях истинности знания:

различные подходы…………………………………………………………73

 

Вопросы для самопроверки и повторения………………………………...75

 

Глава V. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ЦЕННОСТЯХ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.