КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия в идеях и лицах
Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
Электронное учебное пособие для негуманитарных вузов
Магнитогорск - 2012 Рецензенты:
Кандидат философ. наук, доцент кафедры философии Магнитогорского государственного университета С.Ю.Иванов
Зав. кафедрой культурологи и русского языка МГТУ, кандидат искусствоведения, доцент Е.Н.Курбан
Автор – составитель: УДОВИЧЕНКО Е.М., к.ф.н., доцент
ФИЛОСОФИЯ В ИДЕЯХ И ЛИЦАХ: Электронное учебное пособие для негуманитарных вузов. – Магнитогорск, 2012. – 241 с. Данное электронное учебное пособие является частью переработанного учебного пособия «Философия в идеях, лицах и понятиях», выпущенного автором в 2009г. Оно задумано как системное изложение курса философии, отвечающее требованиям Госстандарта ВПО и программам изучения философии в вузах. Электронное пособие включает несколько частей: теоретические вопросы философии с изложением основных разделов философского знания; творческие портреты ряда философов с включением текстов из первоисточников и наводящими вопросами для лучшего их усвоения; таблицы-схемы, характеризующие основные идеи и персоналии философии в её историческом ракурсе. Кроме того, в пособии даны проверочные вопросы к темам и первоисточникам, экзаменационные вопросы и литература (учебная и первоисточники по всем историческим периодам развития философии). Автор надеется, что структура и содержание данного учебного пособия позволит комплексно подойти к изучению философии, познакомиться с её проблемами в адаптированном изложении, а также прикоснуться к первоисточникам и творчеству известных мыслителей. Учебное пособие предназначено для изучения философии в вузах, колледжах, преимущественно негуманитарного профиля. Оно будет полезно студентам (особенно заочной формы обучения), аспирантам и всем, интересующимся философией и работающим в области философии.
©МГТУ им.Г.И.Носова ©Удовиченко Е.М.
УДК 1(075.8)
Мудрость – вот настоящих стихов исток и начало! Всякий предмет тебе разъяснят фило- софские книги. (Гораций, I в. до н.э.)
Наука об исцелении души есть философия, но помощь ее приходит не извне, - нет, мы са- ми должны пустить в дело все силы и средст- ва, чтобы исцелить себя самим. (Цицерон, II-I вв. до н.э.)
Философия – душа цивилизованного чело- вечества, выраженная в слове. (Неизвестный автор)
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………...7
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИДЕЯХ………………………………………8
Глава I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ…………………………………….8
I.1.Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания………………………………………………………...8 I.2.Структура философии: части и разделы философии. Функции философии, её роль в обществе и культуре……………………11 I.3.Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения………………………………..15 I.4.Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения…………………………………………………18 I.5.Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия. ………………………………………………………19 I.6.Специфика философского мировоззрения относительно мифологии и религии……………………………………….23 I.7.Философия и идеология…………………………………………………25 I.8.Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и других видов знания: единство и различие..27
Вопросы для самопроверки и повторения…………………………………30 Глава II. ОНТОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О БЫТИИ, О СУЩЕМ БЫТИЯ……31
II.1.Понятие бытия, его структура и формы. Бытие и сущее. Бытие и небытие…………………………………………………………….31 II.2.Философские поиски первоначал бытия. Понятие «картина мира»..34 II.3.Основные философские направления: материализм и идеализм как картины мира, их исторические формы. Философский монизм, дуализм и плюрализм……………………………………………………….36 II.4.Философско-культурологические картины мира как выражение бытия и сознания различных исторических эпох……….41
Вопросы для самопроверки и повторения…………………………………45
Глава III. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ………………………...45
Ш.1.Понятие метода и методологии, классификация методов познания. Методология естественнонаучного и социально-гуманитарного, эмпирического и теоретического знания. 45 III.2.Всеобщие философские методы, их специфика. Диалектика и принцип развития………………………………………….48 III.3.Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные подходы к действительности… 51 III.4.Современные альтернативные методологии и модели развития. Синергетика…………………………………………………………………55
Вопросы для самопроверки и повторения….……………………………..58 Глава IV. ГНОСЕОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ…………………..59
IV.1.Понятие гносеологии, её проблематика. Познание, его социальная природа. Познание как информационный процесс: понятие отражения ……………………………………... 59 IV.2. Объект и субъект познания, изменение их взаимодействия в ходе развития познания. Исторические типы рациональности. 62 IV.3.Уровни и формы познавательного процесса. Сенсуализм, эмпиризм и рационализм……………………………………66 IV.4.Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм…………………………………………………68 IV.5.Проблема истины. Философия о критериях истинности знания: различные подходы…………………………………………………………73
Вопросы для самопроверки и повторения………………………………...75
Глава V. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ЦЕННОСТЯХ
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |