Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разговорный стиль




Литературно-художественный стиль

Литературно-художественый стильотличается ярким своеобразием. Вряд ли ему можно научить, хотя существует Литературный институт имени М. Горького, где учатся поэты, писатели и литературные критики. Но литературно-художественный стиль поддается литературоведческому анализу, и каждый человек должен стремиться к созданию оригинальных текстов, изучая в процессе чтения опыт мастеров слова.

 

Основными функциями разговорного стиля являются общение и передача информации в устной форме.

Разговорный стиль отличается

· спонтанностью,

· неупорядоченностью,

· фрагментарностью речевых форм,

· эмоциональным стилем выражения.

,

Основная форма, характерная для данного стиля, – непринужденная беседа. Мы говорим не так, как пишем, в отличие от героя сатирической комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: ведь Чацкий «и говорит, как пишет», поэтому им восхищается Фамусов.

Особую роль в разговорном стиле играет интонация. Это проявляется в резком повышении и понижении тона, удлинении гласных, скандировании слогов, неожиданном изменении темпа речи. Именно интонация во взаимосвязи с особым синтаксисом создает впечатление разговорности.

По звучанию легко различить академический, строгий (или полный), стиль произношения и разговорный.

Для разговорного стиля характерны редукция звуков (Марь Иванна) и меньшая напряженность органов речи (чё, здрасьте). Особенно это заметно в нелитературной форме разговорного стиля –просторечии.

Между тем высокая культура речи требует от говорящего точности произнесения слов, правильной постановки ударений, выразительности интонационного рисунка.

 

Лексика разговорного стиля делится на две группы: общеупотребительная и разговорная (читалка, картошка).

В разговорном стиле допустимы просторечия, диалектизмы, жаргонизмы, окказионализмы. Снятие цензурных запретов в 80-х годах привело к вспышке жаргонизации в разговорной речи.

В разговорной речи часто слышны арготизмы (арго – ‘замкнутый’, ‘нелепый’ социальный диалект). Арготизмы – не новое явление в языке. В.И. Даль в середине XIX в. начал собирать материалы для «Офенско-русского словаря». Офени – это бродячие торговцы. Язык офеней, который существовал примерно с 1700 г. только в устной форме, был абсолютно непонятен окружающим и требовал перевода: Мас скудится, устрекою шкуры не прикосали и не отюхтили шивару. – ‘Я боюсь, как бы нас дорогой не прибили воры и не отняли товар’. В языке офеней зафиксированы такие слова, как клёвый – ‘знатный’, баш – ‘грош’ (баш на баш), мастырить – ‘работать’, лох – ‘мужик’, бухарица –‘кружка’, клевее – ‘лучше’, мас – личное местоимение 1-го лица. Современный лингвист В.Д. Бондалетов подготовил эти материалы к печати и выпустил «Словарь офенско-русского языка», содержащий около 1340 единиц.

В настоящее время активизируется воровское арго – язык уголовников: разводить на бабки, жить по понятиям, говорить по фене. Широко используются слова-паразиты: ровно это (я и хотел сказать), в районе 4 часов, пара минут, в принципе, до-
статочно.

В разговорном стиле также используются окказионализмы – своеобразные неологизмы, которые придумывают анонимы по известной модели: усыновить – увнучить, открывать – открывалка. Разговорный стиль отличают языковая игра и лексическая сниженность. Лексика разговорного стиля весьма подвижна. Обратите внимание на таблицу, систематизирующую молодежный сленг разных десятилетий.

 

Молодежная лексика от Сталина до наших дней

 

Понятие 50-е 60-е 70-е 80-е 90-е 2000-е 2008-й
Юноша Парень Мэн, пипл, кадр Чувак, кекс Персонаж, мужик, штрих Перец, пацан Крендель, чел Падонак
Девушка Девка Герла, коза Чувиха, бикса, матрена Мочалка, баба Телка, грелка, цыпа Чикса, лавка Пелотка
Родители Папа и мама Пэренты Старики Предки, родичи Штрихи, шнурки Черепа Родаки
Друг Земляк, свояк Бразер Кент Френд Кореш, корефан Брателло Братан
Плохо Душно, стремно Голимо, фигня Облом, хрень Фуфло, шняга Отстой, беспонтово Ботва Низачот
Хорошо Клёво, в тему Класс, жирно, балдежно Ништяк, супер, все пучком Чётко, зыко, адидас, полный угар Зашибись, круто, понтово Отпад, улетно Гламурно, готично
Сильная эмоция Кулл Рулез Отпад Круто Конкретно Жесть, не по-детски Аффтар жжот
Бесплатно За так На шару За лысого, по блату Халява Сырно Фри По нулям
Деньги Филки Лавэ Хрусты, башли Капуста, мани, деревянные Бабки, грины, баксы Бабло Лавандос
Голова Балда, башка, грызло Кумпол, репа Чайник, тыква Котелок, башня Чердак, бубен Крыша Табло
Секс Форс-мажор Шуры-муры Они ходят Трах, динь-динь Перепих Мейк лав Секас
Алкоголь Кир, бухло, пойло Беленькая, бухло Батл, бухло Пол-литра, бухло Бухло, дринк Пол-литра, бухло Синька, бухло
Драка Бойня Гаситься Месиво, валиво Махалово, махач Стрелка, рамс Наезд Файтинг
Милиционер Цветной, муровец, мусор Мильтон Полис Мент Коп Хомо (ОМОН) Мусор
Понятие 50-е 60-е 70-е 80-е 90-е 2000-е 2008-й
Квартира Малина Флэт Вписка Хаза, точка База Хата Метраж
Дача Дача Участок Огород 6 соток Фазенда Усадьба Загородка
Дискотека Дансинг, буги-вуги Танцплощадка, гопотека Танцы, шманцы Диско, дэнс Тусняк, туса, булкотряс Танцпол Клубняк
Одежда Гражданка Клота Тряпки Прикид Шмотки Обертка Пижама
Обувь Ту-тонс, боты Шузы Бутсы, коры Танки, шкеры Кроссы, ласты Тапки, педали Кеды

 

Молодежный сленг обедняет язык и ослабляет лингвистический иммунитет образованного человека.

 

Разговорный стиль богат фразеологией. Фразеологизмы придают разговорной речи образность, но отличаются сниженностью: вводить в заблуждение – вешать лапшу на уши, втирать очки, водить за нос.

Для современной разговорной речихарактерно такое явление, как паремиологические трасформации – искажение пословиц и поговорок: Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Язык до киллера доведёт. На то и тёща, чтобы зять не дремал. Не всё коту лаптем щи хлебать. Бодливой корове насильно мил не будешь. Широка труба моя родная!

В области морфологии в разговорном стиле заметно преобладание глаголов. Под действием закона экономии речевых усилий и средств, открытого французским лингвистом Анри Мартине, допускаются сочетания вещественных существительных с числительными (три кефира, два молока), отмечаетсягосподство форм именительного падежа (купила шубу – серый каракуль)и отсутствие склонения у составных имен числительных.

В синтаксисе разговорного стиля редко употребляются сложноподчиненные предложения, чаще – бессоюзные: Уеду – тебе же легче. Используется непрямой (инверсионный) поря-
-док слов по модели рема – тема: Компьютер мне купи. На лекцию иду.


Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите характерные черты научного стиля речи.

2. Почему стереотипность считается существенным признаком научного текста?

3. Какие виды чтения Вам известны? Чем они отличаются? Какой вид наиболее эффективен в Вашей профессиональной деятельности?

4. Как Вы думаете, почему у современного молодого поколения падает интерес к чтению художественной литературы?

5. В чем состоит отличие синтаксических норм научного и официально-делового стилей?

6. Согласны ли Вы с мнением некоторых лингвистов, что в настоящее время границы стилистической дифференциации размываются? Какой стиль, по Вашему мнению, менее восприимчив к этому процессу?

7. Как Вы думаете, уместен ли терминологический пуризм в наши дни?

8. Что такое паремиологические трансформации? Обогащают ли они наш язык?

 

Домашнее задание

 

1. Приведите 5 примеров «ориентирующих терминов» и составьте с ними предложения.

 

2. Найдите и запишите по 5 примеров общенаучных и узкоспециальных терминов, объясните значение данных терминов.

 

3. Приведите примеры деспециализации научных терминов.

 

4. Найдите пример собственно научного текста (объемом до 200 слов) и проанализируйте его (письменно) с точки зрения морфологических, словообразовательных, лексических и синтаксических норм.

 

5. Приведите 5 примеров паремиологических трансформаций, указав исходные единицы.

 

6. Приведите 5 примеров диалектизмов, указав источник.

 

7. Подберите 5 примеров клише из газетно-публицистиче­ского стиля, составьте с ними предложения.

8. Приведите 10 примеров фразеологизмов из научного стиля речи.

 

9. Поставьте ударение в словах и проверьте себя по орфоэпическому словарю: донельзя, завидно, издревле, исподволь, исчерпать, каучук, костюмированный, некролог, приободрить, соболезнование, танцовщик, туфля, христианин.

 

10. Прочитайте предложения, найдите стилистические ошибки, объясните причину их появления и напишите исправленный вариант: Постоянно увеличивается количество преступлений, завязанных на человеке. Это ни на чем не обоснованный оптимизм. Я убежден, что совместное сотрудничество между нашими странами продолжается. Это места для VIP персон. Мы должны сделать определенные действия, чтобы преодолеть кризис.

11. Выпишите из произведений М.А. Шолохова 10 диалектизмов (в контексте) и подберите для них литературные соответствия, принимая во внимание, что в качестве диалектизмов могут выступать не только самостоятельные, но и служебные части речи (например, гля! – диалектное междометие), а также различные синтаксические средства (например, вводные слова – гыть: он, гыть, кажну минуту броется). Укажите название произведения.

 

Рекомендуемая литература

 

Обязательная литература

Земская Е.А. Русская разговорная речь. – М., 2004.

Петрова А.Н. Искусство речи. М. 2008.

Дополнительная литература

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1997.

Русскаяречеваякультура: учеб. слов.-справ. / Под общей ред. В.Д. Черняк. – СПб, 2006.

 


Тема 4. Этические нормы русской речевой культуры

 

Этикет – это совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности («дипломатический протокол», «деловой этикет»).

Речевой этикет – это разработанные правила речевого поведения, система формул речевого общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета у окружающих, порождает доверие и уважение.

Речевой этикет – неотъемлемая часть культуры речи, а культура речевого общения является важнейшей частью общей культуры человека.

Речевой этикет – это социально заданные и национально специфичные правила речевого поведения в ситуациях установления, поддержания и прерывания контакта участников коммуникации в официальной и неофициальной обстановке общения.

Соблюдение речевого этикета имеет воспитательное значение, потому что способствует повышению как речевой, так и общей культуры в социуме, поддерживает положительную репутацию не только конкретного человека, но и коллектива, к которому он принадлежит. Культура речевого общения – показатель уровня культуры развития общества и нравственного климата в нем.

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в коммуникацию, а также ситуации общения. Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику, которая может выражаться, например, в использовании Вы- формы и обращении по имени и отчеству.

Типичные ситуации речевого этикета:

 

· обращение;

· знакомство, приветствие;

· прощание;

· извинение, благодарность;

· поздравление, пожелание;

· одобрение, комплимент;

· сочувствие, соболезнование;

· приглашение;

· совет, просьба;

· согласие, отказ.

 

Каждой ситуации соответствуют определенные речевые формулы, знание которых необходимо для эффективного общения. В сфере речевых формул наблюдается стилистическая дифференциация. Например, в ряду следующих фраз можно выделить высокий и низкий стиль: Мое почтение. Позвольте Вас пригласить. Сделайте одолжение (милость). Не сочтите за труд.
С Вами приятно иметь дело. Не стоит благодарности. Не за что.
В формах обращения также дифференцируются высокий и низкий стили: Господин, госпожа, сударь, сударыня, барышня, дамочка, женщина, мужчина.

Речевая деятельность представляет речь как процесс. Речевая деятельность является самым распространенным и самым сложным видом деятельности. Особенность речевой деятельности состоит в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент, но на 2/3 человеческая деятельность состоит из речевой.

Речевая деятельность имеет сознательный характер. Схематично речевую деятельность можно представить следующим образом:

 

язык

 

адресант высказывание адресат

 

предмет речи

 

 

Основные единицы речевого общения:

· речевая ситуация;

· речевое событие;

· речевое взаимодействие.

 

Составляющие речевой ситуации: говорящий, слушающий, время и место.

Речевая ситуация диктует правила речевого этикета, это контекст высказывания.

Речевое событие –это основная единица речевого общения, некое законченное целое со своей формой, структурой, границами (школьный урок, заседание кафедры, лекция, диалог в магазине).

Составляющие речевого события:

· речевая ситуация;

· обстоятельства, при которых происходит общение.

Речевое взаимодействие – это говорение, восприятие речи адресатом (декодирование содержания чужой речи), оценка полученной информации и реагирование невербальными (паралингвистическими) средствами.

 

Основные принципы речевой коммуникации:

· принцип последовательности (вопрос-ответ);

· принцип предпочтительной структуры (согласие немедленное, отказ обоснованный, умение держать паузу);

· принцип кооперации (уважение интересов других);

· принцип вежливости.

 

Необходимым условием эффективного речевого общения является умение слушать. Это очень редкое качество. Исследования показывают, что умением сосредоточенно и выдержанно выслушать собеседника обладают не более 10% людей.

Слушание – это психологическая готовность к контакту с другим человеком. Как утверждают специалисты, слушание – это не только тяжелый труд, но и ценнейший дар.

Устная речь предполагает наличие адресата, слушателя, т.е. по самой своей природе она рассчитана на интерпретацию. Общие знания в процессе коммуникации, общие интересы и взаимопонимание являются исходным моментом эффективной речевой коммуникации, составляя «план говорящего» и «план слушателя». Совпадение этих планов – идеальный случай при восприятии устной речи, связанной с определенным воздействием на сознание и чувства слушателей.

По наблюдениям психологов, мужчины и женщины слушают по-разному. В разговоре мужчина в два раза чаще прерывает женщину. Мужчины сосредоточены на содержании разговора, а женщины – на самом процессе общения. Мужчины любят слушать самих себя.

Слушание, или аудирование, – это очень сложный речемыслительный процесс, так называемый «кодовый переход» с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной, принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, т.е. на мыслительный код. В этом и состоит понимание воспринятой речи, ибо мыслительный код каждого человека индивидуален в том смысле, что его память хранит
определенный фонд образов, схем, представлений, понятий.

Слушание бывает нерефлексивным и рефлексивным.

Нерефлексивным называется такой вид слушания, который не предполагает выраженной реакции на услышанное. На первый взгляд, такое слушание кажется пассивным, но оно требует значительного физического и психологического напряжения. В диалогическом общении нерефлексивное слушание используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие проблемы, испытывает трудности в выражении мысли. Однако такое слушание не всегда бывает уместным. Отсутствие реакции может быть воспринято как знак согласия. Поэтому в деловом общении преобладает другой вид слушания рефлексивный. Суть его заключается в выражении реакции на сообщаемое. Такие реакции могут быть различными:

 

· реакция согласия: вот именно, правильно, да-да, несомненно (легкий кивок головы);

· реакция удивления: Да что Вы! Что Вы говорите! Подумайте только! (покачивание головой из стороны в сторону);

· реакция усвоения информации: угу, так-так (легкий кивок головы);

· реакция негодования: Ну знаете! Это уж слишком! (энергичные движения головой).

 

Рефлексивное слушание предполагает активное использование жестикуляции, мимики. Такой вид слушания позволяет обоюдно регулировать процесс передачи информации. Возможность уточнить, переспросить услышанное делает рефлексивное слушание более эффективным, чем нерефлексивное.

И. Атватер в книге «Я вас слушаю…» выделяет четыре
вида рефлексивных ответов: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями; оно помогает сделать сообщение более понятным слушающему. Чтобы получить дополнительную информацию или уточнить смысл отдельных высказываний, слушающий может использовать следующие формулы: Пожалуйста, уточните это. В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете? Не повторите ли Вы еще раз? Что Вы имеете в виду?

Уже сам факт заинтересованности в предмете сообщения, желание вникнуть в суть проблемы делают диалог более продуктивным.

Для уточнения информации слушающий может использовать открытые и закрытыевопросы. Открытые вопросы заставляют говорящего расширить или сузить свое первоначальное сообщение; такой тип вопросов обычно предпочтительнее.
Закрытые вопросы, требующие простых ответов – да или нет, переключают фокус общения с говорящего на слушающего, заставляя говорящего подчас защищаться.

Перефразирование – это попытка сформулировать ту же мысль иначе. В беседе перефразирование состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего.

Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания. Перефразирование можно начать словами: Как я понял Вас… По Вашему мнению,... Как я понимаю, Вы говорите / считаете... Другими словами, Вы считаете...

Таким образом, перефразирование сообщения дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают, а если понимают неправильно, то своевременно внести соответствующие коррективы в сообщение.

Отражение чувств говорящего, его установок и эмоционального состояния слушающим – это также один из видов рефлексивного ответа. Хотя различие между чувствами и содержанием сообщения не всегда легко уловить, часто оно приобретает решающее значение для дальнейшего хода беседы.


Резюмирование высказывания помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство; оно подытоживает основные идеи говорящего и весьма уместно в продолжительных беседах. Без резюмирующих заявлений собеседники могут потратить много времени, реагируя на поверхностные, отвлекающие реплики вместо обсуждения содержания самой проблемы. Резюмирование необходимо в проблемных ситуациях, а также при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов, рассмотрении претензий. Резюмирующие высказывания формулируют по-разному, но типичными вступительными фразами могут быть следующие: То, что Вы в данный момент сказали, может означать... Вашими основными идеями, как я понял, являются... Если подытожить сказанное Вами, то...

 

Существует несколько правил эффективного слушания, сформулированных И. Атватером:

 

· не уходите от ответственности за общение; помните, что в общении участвуют как минимум два человека: один говорит, другой слушает, причем в роли слушающего каждый выступает попеременно;

· будьте внимательными, повернитесь лицом к говорящему, поддерживайте с ним визуальный контакт; убедитесь в том, что Ваша поза и жесты говорят о том, что Вы слушаете;

· сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник; поскольку сосредоточенным внимание может быть недолго, слушание требует сознательной концентрации внимания;

· старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника; помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными» – в соответствии с социально принятыми нормами; слушайте не только информацию, но и передаваемые чувства;

· придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику, это создает благоприятную атмосферу для общения; чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать; любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженность в общении.

 

В заключение приведем слова Д. Карнеги: «...Умение слушать встречается, видимо, гораздо реже, чем чуть ли не любое другое хорошее качество. Именно дружелюбный, сочувственно настроенный слушатель нужен нам, когда у нас неприятности. И зачастую это все, чего хотят раздраженный клиент, недовольный служащий или обиженный друг».

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое речевой этикет?

2. Назовите типичные ситуации речевого этикета.

3. Что такое речевая деятельность?

4. В чем состоят отличия между речевой ситуацией, речевым событием и речевым взаимодействием?

5. Каковы основные принципы речевой коммуникации?

6. Что такое слушание?

7. Чем различаются рефлексивный и нерефлексивный виды слушания?

8. Какие существуют виды рефлексивных ответов?

9. Охарактеризуйте правила эффективного слушания

Домашнее задание

1. Запомните ударение в следующих словах: афера, бало­вáть, без ýмолку, валовóй доход, гéнезис, жизнеобеспéчение, зубчáтый, запломбирóванный, иссýшенный, кедрóвый, кладовáя, коллéдж, маркировáть, оптóвый, освéдомить, поутрý, премиро­вáть, развитóй, феномен.

2. Подберите по 5 формул речевого этикета для каждой типичной ситуации, указанной в лекции и стилистически дифференцируйте их.

 

3. Какие из следующих существительных являются одушевленными: коллектив, мертвец, человек, труп, кукла? Объясните свою точку зрения.

 

4. Прочитайте предложения, найдите стилистические ошибки, объясните причину их появления и напишите исправленный вариант: Посмотрим, как работают принятые меры. Никто на правительство с этим вопросом не выходил. Здесь комфортно уместится человек любой комплектации. В стране есть исследовательские университеты, заточенные на научное исследование. Все поезда были сокращены. Там вы можете отдохнуть абсолютно бесплатно. Она решала за него все бытовые трудности. Против наших спортсменов идет настоящая травля. Они оба любили друг друга. Государство отфинансирует строительство этого дома.

 

5. В произведениях русских классиков встречаются слова, которые требуют комментария: адамант, авантаж, абрек, бельведер, Цирцея, химера, боа, Фомина неделя, турусы, тюрлюрлю, ехать цугом, рожон (лезть на рожон), фермуар, Аврора, наитие, чистый понедельник, страстная пятница, Светлое Воскресенье, наветы, ахинея, шоры, (Лондон) щепетильный. Письменно объясните значения приведенных слов и словосочетаний и составьте с ними предложения.

 

6. Обратите внимание на кодифицированные формы множественного числа следующих существительных. Встречались ли Вам другие формы?

Бухгалтер – бухгалтер ы, возраст – возраст ы, директор – директор а, договор – договор ы, инженер – инженер ы, почерк – почерк и, профессор – профессор а, ректор – ректор ы, свитер – свитер ы, торт – торт ы, шофёр – шофёр ы.

7. Дайте толкования фразеологизмам: бросать тень на кого / на что, в кои-то веки, втаптывать в грязь, дать по шапке, закидать шапками, лечь костьми, ломать копья, наломать дров, не от мира сего, сжигать (все) мосты, сохранять лицо, поставить крест на ком / на чем, темная лошадка, дышать на ладан.

Рекомендуемая литература

Обязательная литература

Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1988.

Карнеги Д. Большой секрет искусства общения с людьми. – Ставрополь, 2002.

Дополнительная литература

Лотман Ю.М. Воспитание души. – СПб, 2003.


Тема 5. Этикет делового общения

 

Существует много специальных и популярных работ, помогающих, по выражению Д. Карнеги, «приобретать друзей», то есть овладевать приемами расположения, без знания которых трудно представить современное деловое общение. Рассмотрим некоторые из таких приемов.

· Прием «имя собственное» основан на произнесении вслух имени (в деловой обстановке – имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. «Помните, что имя человека – это самый важный и самый сладостный для него звук на любом языке», – писал Д. Карнеги. Собеседник подсознательно испытывает расположение к источнику положительных эмоций.

· Прием «зеркало отношения» связан с тем, что мы испытываем расположение к собеседнику, на лице которого, как в зеркале, отражается хорошее отношение к нам. Это выражение доброе и приятное. Специалисты по имиджу и культуре речи уделяют огромное внимание улыбке и выработке максимально доброжелательного тона. Люди редко контролируют и регулируют «изображение» на своем «зеркале отношения», хотя сами следят и за тоном, и за выражением лица собеседника. Конечно, нельзя думать, что если вы один раз улыбнетесь человеку, то он сразу начнет действовать в ваших интересах. Однако сопротивлений, конфликтов, которые отнимают много сил и энергии, будет значительно меньше. Не забывайте, что улыбка должна быть к месту, иначе собеседник может истолковать ее превратно.

· Прием «золотые слова» заключается в использовании слов, содержащих небольшое и сознательное преувеличение положительных сторон собеседника. Психологи называют такие слова комплиментами и считают их важнейшим элементом формирования положительного эффекта в служебных делах. Этот прием довольно труден в практическом использовании, поскольку в его основе лежит психологический механизм внушения. Он применяется в соответствии с определенными правилами: такой «комплимент» должен иметь один смысл, не содержать назиданий, не быть слишком банальным. Овладение этим приемом приносит общению огромную пользу.

· Прием «терпеливый слушатель» представляет собой умение терпеливо и внимательно слушать собеседника. Это умение также помогает расположить к себе человека: говорящий удовлетворяет свою потребность в самовыражении, а слушающий, как источник положительных эмоций, получает некоторое усиление симпатии к себе. Использование данного приема расположения совпадает с основным требованием речевого этикета для устного общения: не перебивать собеседника, внимательно выслушивать его. Умение слушать необходимо в любой сфере человеческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.