Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы письма




Актуальность изучения иероглифики

Вводный курс

Иероглифика в корейском языке


 

Китайское иероглифическое письмо на протяжении долгого времени играло важнейшую роль в жизни Кореи и Японии (а также Вьетнама) и во многом определило развитие языков этих стран и культуры в целом. В связи с этим иероглифику можно рассматривать как некий ключ к культуре Дальнего Востока, как элемент, объединяющий культуры этого региона.

Данное обстоятельство делает изучение иероглифики важным аспектом подготовки востоковедов – хотя, разумеется, степень актуальности знания иероглифов неодинакова для китаистов, японистов и кореистов. В китайском языке используются практически только иероглифы (редкое исключение представляют собой случаи употребления латинских сокращений, названия иностранных компаний и т.п.). Японцы пишут с помощью слоговых азбук хирагана и катакана, иероглифами записываются как отдельные слова (в первую очередь, существительные), так и морфемы (главным образом, корни). Северная Корея отказалась от использования иероглифики полностью, в Южной Корее в настоящее время иероглифами, в основном, пишут имена собственные (имена людей, названия организаций) и т.д.

Таким образом, казалось бы, кореистам знать иероглифику необязательно. Однако необходимо учитывать следующие факты:

· что доля ханмунной лексики составляет от 20% в лексике художественной литературы до 80% в лексике научной литературы;

· в связи с отсутствием тонизации в корейском языке велико количество омонимов.

Знакомство с иероглификой облегчает усвоение ханмунных лексических единиц, поскольку они предстают не как наборы неразличимо похожих, «пустых» форм, а как комплексы символов с определенным значением, составляющих единую, «живую» систему.

Кроме того, иероглифика, активно используемая в Китае и Японии, является ключом к пониманию языков и культур этих стран.

 

 

Когда речь идет о способах графической фиксации речи, часто используются термины «письмо» и «письменность». Зачастую они воспринимаются как синонимы, однако следует уточнить их значение.

Письмо – система начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи.

Письменность – это совокупность рукописных и печатных произведений, выполненных при помощи того или иного письма.

Выделяются три основных типа письма: пиктография, идеография и фонография, которые также считаются этапами развития письма.

Пиктография – это такой тип письма, форма знаков которого (пиктограмм) непосредственно связана с означаемым. Иными словами, пиктограммы – это схематические рисунки, наглядно изображающие объекты реальной действительности, действия, простейшие понятия или их основные признаки. По этой причине надписи, сделанные пиктографическим письмом, могут быть поняты людьми, говорящими на разных языках.

Наглядность и понятность пиктограмм является их преимуществом, благодаря которому они используются и в настоящее время: так, пиктограммами являются дорожные знаки, элементы графического интерфейса ЭВМ и других электронных устройств связи.

С другой стороны, пиктографическое письмо не отображает грамматических, фонетических и других правил естественного языка, в результате чего не может образовывать текст в его лингвистическом понимании. Набор пиктограмм может, во-первых, по-разному «озвучиваться», т.е. оформляться в виде высказываний, во-вторых, он может даже неодинаково быть понят. С точки зрения точности передачи сообщения данное свойство является недостатком.

Еще одним минусом пиктографического письма является, с одной стороны, тенденция к росту числа символов и их усложнению для отображения большего числа объектов, с другой стороны – невозможность адекватной передачи многих значений. К примеру, легко обозначить объект «птица», достаточно легко – «хищная птица», однако передать различия между объектами «коршун» и «орел», сохраняя рисунки простыми, – трудно.

Сложность и ограниченность функциональных возможностей пиктографических систем письма объясняют движение таких систем в сторону идеографии. Это движение сопровождается изменением (расширением) семантики знаков, с одной стороны, и упрощением и последующей канонизацией их начертания – с другой.

Часть знаков в иероглифическом письме сохраняет изначальную наглядность. К таким иероглифам-пиктограммам относятся знаки «дерево» 木, «гора» 山 и др.

Идеография – это тип письма, знаки которого (идеограммы) обозначают понятия (в том числе и абстрактные). При этом форма знака может не быть непосредственно связанной с означаемым.

Наиболее распространенными идеограммами, вероятно, следует признать математические символы (включая цифры). Само число является категорией абстрактной, которая используется для описания (количественной характеристики) групп объектов (но из свойств самих объектов не вытекающей). Знак «+» передает значение прибавления, т.е. слияния нескольких групп объектов.

Идеографическое письмо обладает различными преимуществами:

по сравнению с пиктографическим идеографическое письмо

· может использоваться для передачи любых значений независимо от степени их конкретности или отвлеченности;

· достаточно полно и точно передает содержание высказывания (словесный состав, порядок слов, может отражать грамматические формы и проч.);

· представляет собой систему достаточно строго фиксированных, устойчивых по начертанию знаков;

по сравнению с фонографическимписьмом идеографическое

· передает значение, а не звучание, в связи с чем может быть понятно людям, говорящим на разных языках. Например, запись «3+2=5» будет понятна всем, кто знаком с математикой и системой математических символов, однако если передать ее содержание средствами звукового письма, смысл ее будет неизвестен людям, не говорящим на соответствующем языке;

· компактно. Знак служит для фиксации слова или морфемы, для чего в фонографических системах требуется несколько знаков.

К иероглифам-идеограммам можно отнести знаки «отдыхать» 休, «перевал» 峠 (данный знак входит в число немногих, созданных в Японии) и многие другие. Форма знака «отдыхать» обычно интерпретируется как «человек, сидящий под деревом», однако его следует считать не пиктограммой, а идеограммой потому, что передается не непосредственно значение «нахождения под (рядом с) деревом», а производное, значение одного из действий, которые могут совершаться в такой ситуации.

В фонографических системах письма знакам (фонограммам) соотвествуют звуковые элементы слова, т.е. слоги (силлабическое письмо) или звуки (фонетическое письмо). Фонография отличается от пиктографии и идеографии тем, что,

· во-первых, количество фонограмм в системе довольно мало: в современных системах оно обычно равно нескольким десяткам (для сравнения – пользователям иероглифических, т.е. преимущественно идеографических, систем нужно знать от 2000 (в Японии) до 5000 (в Китае) знаков, чтобы считаться образованными людьми;

· во-вторых, с помощью фонографического письма можно записать практически любое слово – в том числе заимствованные, неологизмы и т.д.;

· в-третьих, фонографическое письмо позволяет точно отображать не только содержание высказывания, но и все составляющие его структуры, а также их порядок.

Следует помнить, однако, что практически ни один из типов письма не существует в чистом виде. Так, с усложнением пиктографических систем некоторые знаки приобретают свойства идеографических. Идеография, развиваясь из пиктографии, сохраняет многие ее элементы. С другой стороны, с увеличением числа знаков появляется необходимость их упорядочить и выработать более или менее понятные механизмы создания и понимания знаков, что приводит к появлению фонетических элементов. Фонографическое же письмо сочетается в текстах с пиктограммами и идеограммами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.