Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к инструментарию педагогического обследования детей с ОПФР и стимульному материалу




Перечень и назначение стимульного материала для проведения педагогического обследования

1. В процессе обследования следует предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям развития (составление рассказа по картине).

2. Диагностические задания, используемые для изучения детей, должны обладать удобством пользования, возможностью стандартизации, но одновременно они должны учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий. Качественный анализ результатов изучения ребенка включает следующие параметры:

• отношение к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование помощи взрослого;

• умение выполнять задание по аналогии;

• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

3. При подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения: это дает возможность оценить уровень актуального развития и в то же время позволяет выяснить высший уровень возможностей обследуемого ребенка.

4. Задания должны подбираться с учетом возраста ребенка, чтобы выполнение заданий было для него доступным и интересным.

5. При подборе заданий важно учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов.

Перечень стимульного материала:

1. Набор материалов для обследования сформированности сенсорных эталонов: натуральные предметы, игрушки (матрёшки, пирамидки, мисочки), геометрические фигуры (плоские и объёмные), доски Сегена, картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку, специально изготовленные пособия).

2. Набор предметов, предметных картинок по лексическим темам.

3. Набор картинок с изображением действий.

4. Парные картинки.

5. Лабиринты.

6. Набор сюжетных картинок, серии сюжетных картинок с явным и скрытым смыслом сюжета.

7. Разрезные картинки или кубики, количество частей в зависимости от возраста детей.

8. Набор трафаретов (для обводки, выкладывания узоров и орнаментов).

9. Речевой материал (слова, словосочетания, предложения различной звукослоговой структуры).

10. Различные лото, конструкторы, мозаика.

11.Разнообразный счётный материал (палочки, природный, бросовый).

12. Подборка фразеологизмов и пословиц русского языка.

13.Диагностические задания для исследования состояния письменной речи (тексты для чтения различной степени сложности по структуре, содержанию, объёму, слоговые таблицы, буквы, тексты диктантов и изложений, печатные и рукописные тексты для списывания).

14.Диагностические задания по математике в соответствии с программой обучения (цифры, устный счёт, математический диктант, письменные вычисления, арифметические задачи).

15. Тестовая методика для определения уровня школьных навыков.

 

13. Схема педагогического обследования ребёнка с ОПФР учителем-дефектологом.

Педагогическая диагностика осуществляется учителем-дефектологом в процессе коррекционно-развивающих занятий пять раз в году: в начале учебного года и после каждой четверти или квартала. Такая периодичность диагностики связана с тем, что рекомендуемый период планирования коррекционно-развивающей работы равен учебной четверти (кварталу, если речь идёт о дошкольниках). Программа изучения ребёнка определяется спектром ограничений в зависимости от типа нарушения развития (ЗПР – несформированность компонентов учебной деятельности, недоразвитие операциональных компонентов мышления на словесно-логическом уровне, пространственно-временных представлений, задержка речевого развития: недостатки языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи, связной речи и др.)

Учитель-дефектолог осуществляет педагогическую диагностику, используя её методы в следующей последовательности.

1. Изучение документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, личных дел, медицинских карт) и результатов детской деятельности, которое позволяет учителю-дефектологу составить предварительное представление о ребёнке и подготовиться к общению с ним и его родителями.

2. Целенаправленное наблюдение за детьми в деятельности и общении, беседа с ребёнком и родителями, анкетирование родителей (выясняются условия жизни, данные о развитии и особенностях ребёнка, состав семьи, профессии родителей, круг интересов ребёнка, пожелания родителей).

3. Специально организованное педагогическое обследование ребёнка (обучающий эксперимент, педагогическое тестирование). Суть педагогического обследования состоит в том, что ребёнку предлагается для самостоятельного выполнения ряд заданий, а если он не справляется с ними, ему оказывается необходимая помощь.

Результат педагогической диагностики – сведения об ограничениях и достижениях ребёнка фиксируются в диагностической карте и педагогической характеристике.

 

14. Особенности составления и заполнения учителем-дефектологом диагностической карты, отражающей динамику развития ребёнка с ОПФР.

 

Диагностическая карта может состоять из четырёх частей (В.В. Гладкая): в первой части отмечается исследуемая функция, во второй – её структурные составляющие; в третей – сроки проведения диагностики; в четвёртой – состояние сформированности исследуемой функции у каждого ребёнка в группе или классе в указанные сроки.

 

Функции Умения Сроки диагностики Состояние сформированности функции учащихся класса
                       
Фонематический анализ и синтез Выделение звука на фоне слова   начало учеб. года                        
1 четверть                        
2 четверть                        
3 четверть                        
4 четверть                        

 

В данной карте помимо рассмотренного умения отражаются и другие, относящиеся к фонематическому анализу и синтезу: вычленение звука в начале и конце слова, определение последовательности и количества звуков в слове, соблюдение последовательности звуков при записи слова и др.

Способы фиксации в четвёртой части карты получаемых о ребёнке сведений могут быть различными: с помощью цветового маркирования или с использованием геометрических фигур, цифр, букв, математических знаков и др. Например, состояние сформированности структурных компонентов функций обозначается следующими условными знаками: «+» – умение сформировано и выполняется самостоятельно; «п» – осуществляется при оказании взрослым помощи; «» – является не освоенным, помощь неэффективна. Если ввести дополнительные условные знаки, можно фиксировать характер осуществления умений: «СД» – осуществляется на уровне совместных действий с взрослым; «Пж» – по подражанию; «О» – по образцу; «И» – по инструкции; «П» – по памяти; «З» – по собственному замыслу.

Ведение подобной диагностической карты позволяет: представить в наглядной форме ограничения и достижения каждого ребёнка; объединить младших школьников, имеющих сходные ограничения, в группы и выявить потребности детей в индивидуальных занятиях; адресно определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы; увидеть динамику развития учащихся в течение учебного года; оценить адекватность и результативность деятельности учителя-дефектолога.

 

15. Особенности составления учителем-дефектологом педагогической характеристики ребёнка с ОПФР.

 

По данным диагностических карт учителем дефектологом составляются педагогические характеристики детей.

Систематизация разнообразного материала, собранного в процессе изучения ребёнка, может быть двоякой и обуславливать два различных способа оформления характеристики.

Первый способ - в характеристике представлена сводка фактических данных, полученных разными методами, в известной последовательности, в порядке принятой программы. Такой подход целесообразен при составлении начальной, исходной характеристики ребёнка с ОПФР. После сводки данных учитель-дефектолог делает резюме об уровне его развития и направлениях оказания коррекционно-развивающей помощи.

Второй способ – когда учитель-дефектолог, приступая к составлению характеристики, не придерживается программы, а сразу же выдвигает те положения, которые, по его мнению, в наибольшей степени характеризуют ребёнка на данном этапе его развития. Такой способ оформления документа предпочтительнее при составлении повторных характеристик. Он позволяет заострить внимание на изменениях, происходящих в развитии ребёнка с ОПФР на протяжении каждого временного периода.

Характеристика ребёнка с ОПФР может включать следующие части:

1. Выписка из анамнеза.

2. Указание причин обследования ребёнка и его целей. Описание особенностей поведения ребёнка, мотивации к выполнению заданий, особенностей контакта и способов взаимодействия со взрослым, характера деятельности, реакций на поощрение, неуспех, замечания, характера высказываний ребёнка, характера оказываемой помощи, возможностей ребёнка продуктивно использовать помощь.

3. Анализ полученных результатов в соответствии с программой изучения.

4. Вывод об основных ограничениях ребёнка и потенциальных возможностях, определяющих его дальнейшее развитие. Формулирование рекомендаций по организации и содержанию КРР с ребёнком.

 

 

16. Особенности составления учителем дефектологом индивидуальных программ развития. (из интернета)

 

Диагностическая деятельность является необходимой основой для составления индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы. Основным вопросом для размышления является следующий: «Что есть цель коррекционно-развивающей работы в контексте компетентностного подхода?».

В качестве целей коррекционно-развивающей работы можно рассматривать формирование умений компенсаторного характера в проблемных областях жизнедеятельности. Компетентностный подход не отрицает значимости знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Фрагмент индивидуальной программы коррекционной работы по развитию компетенций учащегося с нарушениями зрения представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 – Фрагмент индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы

Область жизнедеятельности Цели коррекционно-развивающей работы
Жизнеобеспечение Формировать умения: · определять признаки предметов по особенностям издаваемых звуков; · определять свойства материалов с помощью осязательных ощущений; · узнавать продукты, их вкусовые особенности и пригодность по запаху; · дозировать объём жидкости.
Использование тифлотехнических средств Формировать умения:
  • читать плоскопечатный текст на экране телевизионного устройства;
  • пользоваться термометром со звуковым индикатором.

 

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы составляется с учётом данных индивидуального профиля развития ребёнка, поэтому в разделе «Цели коррекционно-развивающей работы» фиксируются те умения, которые на настоящий момент находятся в зоне его ближайшего развития.

На основе индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы выполняется её планирование: перспективное, календарное и ежедневное.

 

Структура и содержание индивидуальной программы развития ребёнка с ТМНР.

 

Проектирование индивидуальной программы развития ребёнка с ТМНР выполняется пошагово.

 

Шаг 1. Сбор данных педагогической диагностики и составление педагогической характеристики, в которую включаются сведения об актуальном (исходном) уровне развития ребенка и зоне его ближайшего развития, а также компенсаторных возможностях. Актуальный уровень развития составляют ограничения жизнедеятельности и функциональные достижения ребёнка. Ограничения жизнедеятельности представлены информацией о том, какие умения не выполняются ребёнком, функциональные достижения – какие умения реализуются самостоятельно. Зону ближайшего развития составляют умения, которые доступны ребенку для выполнения с помощью взрослого. Компенсаторные возможности – это сохранные анализаторы и функции, на которые учитель-дефектолог может опереться при организации и проведении коррекционно-развивающей работы.

 

Например, у слабослышащего ребенка с синдромом Дауна сохранны подражательные способности и имеются собственные жесты, используемые им для общения со взрослыми. Сохранные подражательные способности позволяют ребенку выполнять с помощью взрослого предметные действия сопряженно, а простейшие бытовые действия отраженно за взрослым. Поэтому коррекционно-развивающая работа должна начинаться с этапа сопряженных действий с опорой на имеющиеся жесты (В.М. Жигорева, 2006).

 

Шаг 2. Составление индивидуальной программы развития.

 

При составлении индивидуальной программы развития ребёнка с ТМНР можно использовать рекомендации специалистов Института коррекционной педагогики РАО (Москва) А.В. Закрепиной и М.В. Братковой. Авторы рекомендуют включить в структуру программы 3 основные части:

 

1 часть. Указываются педагогические условия проведения коррекционно-развивающих занятий с ребенком (требования к организации режима, определение нагрузки, место и время проведения занятий, требования к подбору игрового и дидактического материала с учетом ограничений жизнедеятельности и потенциальных возможностей ребенка и целей коррекционно-развивающего обучения).

 

2 часть. Определяются направления, цели коррекционно-развивающей работы и комплекс игр и игровых упражнений по каждому направлению. В качестве основных направлений коррекционно-развивающей работы рассматривается формирование основных групп жизненных умений. Цели коррекционно-развивающей работы составляет формирование умений из зоны ближайшего развития, т.е. тех, с которыми ребёнок на настоящий момент справляется с помощью. Мы рекомендуем процесс достижения каждой цели разбивать на отдельные этапы, чтобы ребёнок с ТМНР обучался их последовательному выполнению с учётом индивидуального темпа продвижения.

 

Таблица 2 – Фрагмент индивидуальной программы развития

 

Формируемые умения Цель развития Этапы реализации цели
Трудовые Высаживать растение в цветочный горшок · Подготовить материалы (цветочный горшок, кувшин с водой, пакет с землёй, перчатки, растение) · Надеть перчатки · Переложить землю в горшок · Сделать углубление в земле в центре горшка · Полить землю водой из кувшина · Опустить растение в углубление · Добавить землю · Убрать все материалы · Вымыть руки  
Бытовые Пользоваться автобусом · Отыскать автобусную остановку · Ожидать автобус · Войти в автобус и занять положение, которое обеспечивает «опору» и не создаёт проблем для других пассажиров · Узнать кондуктора по форменной одежде · Приобрести билет или предъявить удостоверение ребёнка-инвалида · Спросить у пассажиров о пункте назначения · Выйти из автобуса на нужной остановке  
Коммуникативные Вести телефонный разговор · Снять трубку · Считать с записи номер и правильно выполнить процесс набора цифр · Ожидать ответа (при сигнале «занято» повторить процесс набора через несколько минут) · Поприветствовать, назвать имя и сделать желаемое сообщение · Ответить на вопросы · Попрощаться · Положить трубку  

 

3 часть. Даются рекомендации для родителей.

 

Шаг 3. Осуществление программы развития каждого ребёнка с мониторингом не реже 3 раз в год и её изменение при отсутствии динамики внутреннего приращения ребёнка с ТМНР. Работа по достижению целей коррекционно-развивающей работы осуществляется в тесном сотрудничестве специалистов с семьёй человека с ТМНР и предполагает постоянное отслеживание динамики в освоении умений, например, с помощью повторного их изучения по предложенной схеме. Наличие даже незначительной динамики расценивается позитивно, поскольку процесс присвоения социального опыта лицами с ТМНР требует длительного времени и значительных усилий человека с ТМНР, его семьи и специалистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 5171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.