Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корпоративные информационные системы. В последнее время тема построения корпоративных информационных систем (КИС)стала у специалистов области ИТ чрезвычайно популярной




 

В последнее время тема построения корпоративных информационных систем (КИС) стала у специалистов области ИТ чрезвычайно популярной, если не сказать модной. Многочисленные публикации (от учебных пособий до Интернет-конференций) предлагают определения сущности КИС, требований к КИС и рекомендации по их построению [2,8,6]. Учитывая, что КИС является логикой развития процессов внедрения и эволюции ИС в организации, данная глава посвящена проблемам КИС.

Факторы, наиболее существенно влияющие на развитие КИС:

Развитие методик управления предприятием. Теория управления предприятием является обширным предметом для изучения и совершенствования. Это обусловлено широким спектром постоянных изменений ситуации на мировом рынке. Растущий уровень конкуренции вынуждает руководителей компаний искать новые методы сохранения своего присутствия на рынке и удержания рентабельности своей деятельности. Такими методами могут быть диверсификация, децентралицация, управление качеством и многое другое. Современная информационная система должна отвечать уровню в теории и практике менеджмента. Построение продвинутой в техническом отношении системы, которая не отвечает требованиям менеджмента компании, не имеет смысла. Развитие общих возможностей и производительности компьютерных систем. Прогресс в области наращивания мощности и производительности компьютерных систем, развитие сетевых технологий и систем передачи данных, широкие возможности интеграции компьютерной техники с самым разнообразным оборудованием позволяют постоянно наращивать производительность КИС и их функциональность.

Развитие подходов к технической и программной реализации элементов КИС. Параллельно с развитием «железа» происходит постоянный поиск новых более удобных и универсальных методов программно-технологической реализации КИС. Во-первых, изменяется общий подход к программированию: с начала 90-х годов объектно-ориентированное программирование фактически вытеснило модульное, сейчас непрерывно совершенствуются методы построения объектных моделей. Во-вторых, в связи с развитием сетевых технологий, локальные КИС, уступают своё место клиент -серверным реализациям. Кроме того, в связи с активным развитием сетей Internet, появляются все большие возможности работы с удаленными подразделениями, открываются широкие перспективы электронной коммерции, обслуживания покупателей через Интернет и многое другое.

Рассмотрим определения КИС, предлагаемые специалистами:

КИС – АИС, призванная поддерживать регулярный менеджмент компании (приведено в [6]);

КИС - совокупность специализированного программного обеспечения и вычислительной аппаратной платформы, на которой собственно инсталлировано и настроено программное обеспечение [8];

КИС – АИС, обеспечивающая автоматизированную обработку информации во всех сферах деятельности предприятия;

КИС – замкнутая, саморегулирующаяся АИС, способная гибко и оперативно перестраивать принципы своего функционирования [2].

Хотя понятие корпоративности подразумевает наличие крупной территориально- распределенной ИС, правомерно рассматривать в качестве КИС ИС любых предприятий, вне зависимости от их масштаба и форм собственности. Таким образом «корпоративность» АИС определяется совсем не ее масштабами (в смысле количества технологического оборудования, рабочих мест и т.д.)

Нужно отметить, что большая часть специалистов не дает конкретного определения понятия

КИС, а рассматривают требования к КИС или характеристики КИС. Рассмотрим наиболее существенные требования и характеристики КИС.


С учетом требования автоматизации ОИ во всех видах деятельности компании КИС должна включать:

Коммуникационное программное обеспечение, средства коллективной работы сотрудников; Подсистемы эксплуатационного (операционного) уровня: документооборота, бухгалтерского учета, кадровые подсистемы и др.;

Подсистемы уровня ОИ: планирования, финансового анализа, экономического анализа,

автоматизированного проектирования и др.;

Подсистемы, автоматизирующие работу менеджеров среднего звена (MIS, DSS);

Подсистемы, автоматизирующие работу менеджеров высшего звена (ESS).

Следует иметь в виду, что присутствие всех перечисленных компонентов в АИС компании еще не делает ее КИС. Одним из ключевых условий формирования КИС является интеграция большого числа подсистем, по крайней мере, эксплуатационного (операционного) и ОИ уровней.

Характеристики АИС претендующей на «звание» корпоративной информационной системы.

Рассмотрим минимальный перечень требований к системе, претендующей на «звание» КИС.4

Функциональная полнота системы

выполнение международных стандартов управленческого учета — MRP II, ERP, CSRP. автоматизация в рамках системы решения задач: оперативного (управленческого) учета, финансово- экономического анализа по российским и международным стандартам (IAS GAAP),

общими характеристиками функциональной полноты КИС является количество параметров деятельности предприятия. Для КИС это количество должно быть примерно следующим:

количество учитываемых параметров 2000 — 10000,

количество таблиц баз данных 800 — 3000

функциональная (учет особенностей российского законодательства)

лингвистическая (интерфейс, система помощи и документооборота)

 

1. Система должна обеспечивать надежную защиту информации парольная система разграничения доступа к данным

многоуровневая система защиты данных, включающая дублирование информации, регистрация времени ввода и модификации данных, протокол удалений;

программно-аппаратные средства шифровки данных, сертифицированные ФАПСИ.

 

2. Реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях.

 

3. Наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы:

изменение структуры и функций бизнес-процессов

структуры, добавление или удаление БД, модификации полей таблиц, связей, индексов и т.п.);

изменение интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации изменение организационного и функционального наполнения подсистем генератор произвольных отчетов

генератор форм ввода (экранные формы документов) и вывода (экранные формы отчетов) в том числе стандартизованных

 

4. Совместимость с другими ИС и программными продуктами, функционирующими на предприятии.

 

5. Возможность консолидации исходной информации и результатов обработки информации на уровне информации филиалов, дочерних компаний, предприятий, входящих в холдинг, и т.п.

на уровне отдельных задач обработки и анализа информации

 

6. Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации анализ алгоритмов;

анализ статистики количества обработанной информации журнал выполненных операций

 

При осуществлении мероприятий по внедрению КИС или трансформации эксплуатируемой

АИС в КИС, нужно помнить, что целью проекта является оптимизация управленческой структуры

 

4 Здесь использован материал Дворниковой Е.В., представленный в [«Модульной программе


компании. Комплексность задач КИС, также указывает на то, что реализация данного проекта является задачей ИТ-менеджера, а не специалиста по конфигурации ПО.

В составе задач ИМ, перечисленных в предыдущей главе, также стоят задачи выбора управляющей (внедряющей) компании и поставщиков технических составляющих КИС, и ПО КИС. Специалисты рекомендуют выбирать различные компании в качестве управляющей и поставщика, как это принято на Западе при реализации крупных проектов. Такой подход имеет рациональное обоснование. Дело в том, что когда управляющая компания является одновременно и поставщиком программного решения, обычно она не может в полном объеме представлять интересы Заказчика в проекте, так как вынуждена в той или иной степени отстаивать «интересы» программного продукта.

Критерии выбора прикладного программного обеспечения (ПО) для КИС [Верников]:

Система должна быть интегрированной, т.е. изменения в одной ее части (например, в подсистеме складского учета) должны автоматически изменить показатели в других ее разделах (например, в бухгалтерских проводках)

Процедуры в АИС должны быть действительно автоматизированы – количество процедур,

выполняемых исполнителем должно уменьшиться

Система должна обеспечивать реализацию бизнес-процессов, которые существовали либо должны существовать

Система должна давать руководителю возможность получать оперативную информацию в объеме,

достаточном для принятия управленческих решений

Система должна быть легка в освоении и дружественна к пользователю

В системе должна быть заложена возможность без помощи специалиста редактировать все необходимые отчеты, документы, создавать собственные форматы

В системе должны быть заложены процедуры контроля сводящие к минимуму возможные ошибки

Система должна отслеживать и протоколировать внесение изменения в том или ином файле

В системе должны присутствовать надежные программные средства зашиты данных и разграничения прав доступа.

После того, как решение о выборе прикладного ПО на базе которого будет построена ИС принято, необходимо приянть решение об аппаратной платформе. Аппаратную платформу следует выбирать проанализировав и определив перспективы развития предприятия, принимая во внимание масштаб выбранного ПО и то, планируется ли его наращивание в будущем, а также всевозможные

количественные и качественные параметры, такие как количество автоматизированных рабочих мест,

их функции, объемы информации, направленность ее потоков. Масштабы и мощность системы определяют уровень технического решения.

К уровню и конкретному наполнению КИС уже могут быть применены стоимостные мерки. И следовательно, необходимо провести оценку экономической целесообразности, в соответствии с которым приходится искать оптимальное решение (см. модуль 4), между неразумной с экономической точки зрения избыточностью и потерей капиталовложений в программно- техническую платформу.

Следует отметить, что внедрение КИС оправдано лишь в тех случаях, когда деятельность предприятия соответствует стратегии его развития и все методы управления, лежащие в основе требований по функциональности ПО уже имеют свой утвержденный регламент. Внедрение КИС будет совершенно бессмысленным, если регулярный менеджмент в компании отсутствует или только начинает складываться. Другими словами, нет никакого смысла покупать программный модуль

«Бюджетирование» и внедрять его, если сама система бюджетирования на предприятии отсутствует. То же самое можно сказать об оперативности обработки и доставки управленческой информации. Если в этом процессе возникают ситуации, когда задержки вызваны организационными проблемами, то и при наличии АИС требуемой полноты и актуальности информации добиться невозможно. Никогда не следует забывать о том, что планируя внедрять ИС класса MRPII, следует сначала разработать политику планирования производства с учетом новых условий, и уже потом разрабатывать техническое задание по конфигурации программного комплекса. Даже в тех случаях, когда поставщики ПО утверждают, что внедрение возможно по принципу «как есть», они лукавят, так как всегда наличие КИС подразумевает новые методы работы с информацией, а соответственно и новую бизнес-модель предприятия. Если не согласовать проект со стратегическим планом развития бизнеса, то КИС может устареть раньше, чем будет закончена.

Таким образом, внедрение КИС позволяет перевести в плоскость ИТ все основные бизнес-

процессы компании.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.