Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде




Рассмотрим модель, когда доминирующая фирма является ценовым лидером рынка. Ценовое лидерство означает, что доминирующая фирма назначает цену на продукт, выпускаемый отраслью, а фирмы-конкуренты либо следуют этой цене, либо устанавливают цену, ориентируясь на лидера.

Поскольку доминирующая фирма позволяет фирмам-конкурентам продавать какое угодно количество товара по назначаемой ею цене, у фирм-конкурентов нет стимулов назначать более низкую цену. Если фирмы-конкуренты назначают более высокую цену, то они теряют полностью рынок сбыта.

Цена доминирующей фирмы может служить своего рода «ценовым зонтиком» для фирм-аутсайдеров: даже если качество их товаров несколько ниже, за счет доминирующей фирмы, ее репутации фирмы-конкуренты могут найти рынок сбыта для своих товаров. Подобную политику проводят, например, многие южнокорейские, тайваньские, гонконгские фирмы, которые выпускают продукцию под маркой известных западных фирм. Хотя качество продукции этих фирм ниже их западных аналогов, более низкие цены (в рамках цены фирмы-лидера) обеспечивают сбыт их товарам.

Модель поведения ценового лидера на рынке основана на следующих предпосылках:

• на рынке существует одна крупная фирма, которая становится доминирующей в силу более низких издержек производства;

• фирмы-аутсайдеры ориентируются на цену доминирующей фирмы (являются «ценополучателями» - соглашаются с ее ценой);

• число фирм в отрасли не изменяется: фирмы не могут входить или выходить из отрасли (это соответствует предпосылке об анализе краткосрочного периода на рынке).

• доминирующая фирма знает функцию рыночного спроса;

• доминирующая фирма может предсказать выпуск фирм-аутсайдеров при каждом уровне цен.

Поскольку доминирующая фирма определяет цену, по которой продается товар на рынке, фирма сталкивается с относительно неэластичным остаточным спросом и, следовательно, может расширять объем продаж, только снижая цену. С другой стороны, при данной цене часть спроса удовлетворяют фирмы-аутсайдеры. В отношении остаточного спроса - разницы между рыночным спросом и предложением конкурентного окружения - доминирующая фирма будет действовать как монополист, выпуская такое количество товара, чтобы предельная выручка от его продажи равнялась предельным издержкам его производства.

Мы получаем следующую схему анализа рынка с доминирующей фирмой:

1. Установить величину предложения фирм-аутсайдеров при данной цене: Qsa=Qs(PL), где PL - цена доминирующей фирмы.

2. Установить величину остаточного спроса, учитывая что весь выпуск конкурентных фирм найдет сбыт: ORD=QD(P) - Qsa(P), где QRD -величина остаточного спроса, QD(P) - объем рыночного спроса.

3. Найти количество товара, которое произведет доминирующая фирма, максимизирующая прибыль: MRL=MCL., где MRL - предельная выручка доминирующей фирмы относительно остаточного спроса (рис. 4.1).

Рассмотрим теперь поведение фирмы, принадлежащей к конкурентному окружению на рынке с доминирующей фирмой. Предположим, что кривые средних и предельных издержек типичной фирмы-аутсайдера выглядят как на рис. 4.2. Тогда цена P1 (P1=min ACa) представляет собой в долгосрочном периоде цену закрытия: если рыночная цена опускается ниже P1, фирма-аутсайдер вытесняется с рынка. Если рыночная цена оказывается выше цены P1, то фирма из конкурентного окружения получает экономическую прибыль.

Следовательно, остаточный спрос для доминирующей фирмы отражает два типа ограничений. При ценах, выше Р1, доминирующая фирма сталкивается с остаточным спросом, а при ценах ниже P1 - с общим рыночным спросом. Установление цены в области выше P1, позволяет получать экономическую прибыль и лидеру, и фирмам из конкурентного окружения.

При установлении лидером цены ниже минимума средних издержек типичной фирмы из конкурентного окружения фирмы-аутсайдеры покидают рынок, и доминирующая фирма занимает монопольное положение: она сталкивается теперь не с остаточным спросом, а со всем спро сом в отрасли D(P), и ведет себя как типичная монополия. При этом здесь кривая ее предельной выручки более крутая, чем в предыдущей области, так что совокупная кривая предельной выручки имеет разрыв в точке, соответствующей Р1; цене закрытия фирмы-аутсайдера. (На рис. 4.1 эта точка отражает пересечение совокупной кривой спроса и остаточной кривой спроса.) Максимизация прибыли доминирующей фирмой в этой области дает типичную картину монополии: рынок целиком контролируется одной фирмой.

 

 

p. t

цена

pl*

pl*

Q* \ Q, кол-во MRL

ql*

Q, кол-во

QL*

MRL

 

Рис. 4.1. Остаточный спрос на товар лидера, максимизация прибыли лидера и аутсайдеров

 

Какой именно вариант поведения выберет доминирующая фирма? Ответ на этот вопрос зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего от величины издержек на единицу продукции доминирующей фирмы. Если издержки доминирующей фирмы незначительно отличаются от издержек фирм-конкурентов, то доминирующая фирма выберет первый вариант: цена лидера будет превышать Р1, аутсайдеры будут получать положительную экономическую прибыль. Поскольку по условию в отрасли невозможен вход других фирм, экономическая прибыль как конкурентных фирм, так и доминирующей фирмы будет сохраняться и в долгосрочном периоде. Так как издержки доминирующей фирмы ниже издержек конкурентной фирмы, а объем производства доминирующей фирмы больше, то совокупная прибыль доминирующей фирмы будет больше, чем прибыль типичной фирмы-конкурента, хотя, безусловно, величина прибыли доминирующей фирмы будет ниже, чем если бы фирма была монополистом на рынке (рис. 4.3).

Монополист контролирует спрос целиком и назначает цену такую, чтобы MRL=MCL (цена Р*). При тех же издержках доминирующая фирма сталкивается с остаточным спросом RD и назначает цену, исходя из условия MRL=MCL (ценa РL*). Хотя доминирующая фирма производит меньшее количество товара, чем монополист (Q1 < Qm), рынок в целом получает больше товара, чем в условиях монополии за счет наличия предложения фирм-конкурентов (Q = Ql+ Qa> Qm ). На рынке с доминирующей фирмой потребители получают дополнительный излишек.

Проанализируем модель рынка с доминирующей фирмой и определим характеристики цены, которую назначает лидер. Тем самым мы установим детерминанты монопольной власти фирмы лидера в краткосрочном периоде, при условии, что цена превышает цену закрытия для типичной фирмы из конкурентного окружения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.