Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: внимание




 

План:

I. Понятие о внимании.

II. Физиологические основы внимания.

III. Свойства внимания.

IV. Значение внимания. Внимание и личность.

V. Виды внимания.

 

I. Присвоение опыта идет через деятельность, и именно через деятельность человек становится материально и духовно богатым. Поэтому необходимо так наладить деятельность, чтобы воспитательный эффект был очевиден. Но может получиться так, что человек будет отвлекаться, сосредотачиваться не на деятельности, а на своих воспоминаниях или ненужных предметах. Что является условием успешности деятельности? Внимание.

Внимание - это направленность и сосредоточение сознания на объектах реально и идеального мира.

Внимание рассматривается не только как психический процесс, но и как сторона любого познавательного процесса. Внимание сопровождает деятельность человека:

- как сторона восприятия: человек не просто смотрит, а всматривается, вслушивается.

- как сторона мышления: человек не думает, а вдумывается...

- как сторона памяти: если бы человек не сосредотачивался, не запомнил бы информацию...

 

II. В основе любого психического процесса лежат два физиологических процесса: возбуждение и торможение. За сосредоточение отвечает процесс возбуждения, за отвлечение - торможение.

Взаимодействие этих процессов, как отмечал Павлов И.П., происходит по закону индукции, согласно которому, если в одном участке мозга возникает возбуждение, то оно индуцирует /вызывает/ торможение в других участках. Если мы могли бы видеть через черепную коробку, а место возбуждения светилось, то можно было бы наблюдать постоянно перемещающиеся световое пятно и теневые пятна. "Светлое пятно" - это оптимальный очаг возбуждения. Что это значит? Дело в том, что в коре головного мозга несколько очагов возбуждения, но один все же преобладает. Не то чтобы был самым сильным, но наиболее благоприятным для протекания психических процессов.

Физиолог Ухтомский А.А. отмечал, что в момент заинтересованности или целеустремленности в головном мозге возникает сильный очаг возбуждения, который притягивает к себе как магнитом все другие очаги. Он называется доминантой /от сл. "господствующий"/.

Возбуждение может быть различным. Чем сильнее очаг возбуждения, тем более человек сосредотачивается. Очаг возбуждения расширяется, человек охватывает большое количество предметов - объем внимания увеличивается. Если очаг стоит на месте длительное время - это говорит об устойчивости внимания. Очаг перемещается, отмечается подвижность нервной системы - это фиксирует переключение внимание с одного объекта на другой.

В физиологической основе внимания, в особенностях очага возбуждения заложены свойства внимания.

 

III. Свойства внимания:

Сосредоточение - концентрация на чем-либо

Объем - количество объектов, на которых сосредотачивается человек.

Устойчивость - длительность внимания

Переключение - перемещение внимания с одного объекта на другой.

Распределение - одновременное внимание к нескольким объектам

Свойства внимания показывают нам особенности внимательного человека. Чем же характеризуется невнимательный человек? Это человек, который отвлекается;

Отвлекаемость - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Это происходит по следующим причинам:

- внешние причины - появление нового очага возбуждения, постороннего раздражителя /шум, стук, свет и т.д./

- внутренние причины - связанные с состоянием человека /скучно, плохое самочувствие и т.д./

Недостаток внимания – рассеянность. Рассеянность бывает двух типов:

1. профессиональная /мнимая/ - из-за чрезмерного сосредоточения на одной деятельности, мысли, предмете, и плохой переключаемости;

2. подлинная /детская, поверхностная/ - из-за неустойчивости очага возбуждения.

Причинами подлинной рассеянности могут быть:

- отсутствие привычки быть внимательным;

- нарушение режима;

- усталость;

- большое количество впечатлений

- болезнь

 

IV. Значение внимания для человека:

1. Внимание - условие успешного и качественного выполнения деятельности.

2. Внимание - это "сторожевая" служба организма, которая помогает реагировать на различные изменения окружающей среды и собственного организма.

3. Внимание влияет на свойства личности:

- внимание повышает активность человека, благоприятно влияет на все познавательные процессы;

- с помощью внимания сохраняется устойчивость личности /сохранение взглядов, постоянство ценностей личности/;

- внимание связанно со свойствами личности, обеспечивает целостность личности /внимательный человек притягивает, такие черты как аккуратность - если человек внимателен к вещам; чуткость, вежливость, тактичность - если внимателен к другим людям; принципиальность - если внимателен к своим убеждениям и т.д./.

 

V. Существуют несколько классификаций внимания:

В зависимости от цели, которую ставит личность и волевого усилия, направленного на достижение цели, внимание делится на:

1. произвольное /есть цель и волевое усилие/;

2. непроизвольное /цель сознательно не ставится, нет усилия/;

3. послепроизвольное /цель осознается, но волевое усилие отсутствует, так как человек заинтересовывается деятельность, предмет становиться привлекательным/.

По особенностям объекта внимания делится на:

1. внешнее /внимание к объектам материального мира/;

2. внутреннее /внимание к объектам идеального мира/.

 
 


контрольный тест

1. Что называется вниманием?

2. Докажите важность внимания для познавательных психических процессов.

3. Раскроете Физиологическую основу внимания.

4. Сопоставьте особенности очага возбуждения со свойствами внимания.

5. Охарактеризуйте свойства внимания.

6. Что такое рассеянность?

7. Какие виды рассеянности Вы знаете?

8. Перечислите причины рассеянности.

9. Раскроите классификацию видов внимания.

10. Докажите значимость внимания для жизнедеятельности человека.

 

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Диагностика внимания.

2. Методики развития внимания.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

1. Самоанализ свойств внимания.

2. Использование игровой деятельности для развития внимания в дошкольном возрасте.

 

Дополнительная литература:

1. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания и воображения в дошкольном возрасте. //Дошкольное воспитание, 1974. № 12.

2. Волкова Н. Внимание детей во время занятий. //Дошкольное воспитание, 1971. № 12.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - М., 1983. /Внимание/.

4. Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова ТА. Внимание школьника – М., 1987.

5. Левитина С.С. Можно и управлять вниманием? - М.: Знание, 1980. - 96 с.

6. Лурия А.Р. Внимание и память - М., 1975. /внимание: С. 4-41/.

7. Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания. //Дошкольное воспитание, 1970. № 7.

8. Осина. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание, 1997. № 4.

9. Развитие внимания. Серия "Школа для дошколят". ООО "Росмэн-Издат", 2001.

 

Раздел III. Познавательные психические процессы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.