Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: воображение




 

План:

I. Понятие о воображении, его функциях.

II. Физиологические основы воображения.

III. Виды воображения.

IV. Способы создания образов воображения.

 

I. Воображение особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от всех познавательных психических процессов и вместе с тем в промежутке между ними/например: 3мей- Горыныч- его люди не воспринимали в реальной жизни, значит и помнить его нельзя, и мыслить о нем не возможно. Но люди его все же представляют и мыслят, рассказывают о нем, т.к. они его создали.

Воображение - это познавательный психический процесс, заключающийся в создании образов того, что раньше не воспринималось; проявляющийся в опережающем отражении. Представления воображения /или образы воображения/ могут быть 4-х видов:

— то, что существует в реальном мире, но человек не воспринимал ранее /цунами, пустыня, мираж, северное сияние/

— историческое прошлое /динозавры, рыцари, ладьи/

— будущее /не созданная машина в виде модели, предвидение результата/

— то, чего никогда не было в действительности и не будет /сказочные образы/.

Воображение - это чисто человеческий процесс, но даже человек не может создать из ничего что- то. Все образы воображения комбинируются из имеющихся /пустыню в воображении комбинируем из ровного, большого пространства, заполненного песком/. При этом используется материал, полученный путем чувственного познания мирами комбинируется из представлений памяти с помощью мышления. Однако мышление оперирует понятиями, тогда воображение оперирует образами, всегда наглядно. Воображение тесно связано с эмоциональной сферой: чувства, испытываемые человеком, определяют образов воображения /"видит мир через розовые очки"/, а так же сами образы воображения являются причиной возникновения эмоции /представили, что могло бы случиться, и испугались своих мыслей, образов/.

Все психические процессы и состояния работают на воображение. Зачем же это происходит? Значение воображения заключается в функциях этого процесса:

— познавательная. Не все то, что необходимо понять, можно воспринять в действительности, не все проблемные ситуации хотелось бы решать, непосредственно прожив их, поэтому человек пользуется воображением.

— регуляционная. Человек контролирует свое поведение, деятельность, общение с помощью образов воображения, т.к. цель-это предвосхищение результата, образ будущего. При общении воображение помогает "предвидеть то, как человек воспринимается партнером по общению, как происходит их взаимодействие.

— творческая. Творчество - это деятельность, направленная на воплощение образов воображения. Творчество помогает проявить индивидуальность, уникальность, самобытность человека, удовлетворяет потребность в самовыражении. Человек каждый день является творцом своей судьбы.

 

II. Воображение - это процесс создание новых образов, на основе комбинации, преобразовании ранее воспринимавшихся образов. С точки зрения физиологии - это процесс образования новых сочетаний, комбинаций из уже имеющихся в коре головного мозга нервных связей.

Процесс воображения связан с эмоциональной сферой, психофизиологическими состояниями организма, органическими процессами /ритм дыхания, сердцебиение, потоотделение, температурный баланс организма и т.д./. Известны также идеомоторные акты - движения вызванные воображением /мысленно представляешь качание маятника в руке, и он действительно начинает раскачиваться/. Это дает основание считать, что центры воображения находятся не только в коре головного мозга, но и в более глубоко залегающих отделах, подкорке - гипотоламолимбической системе.

 

III. Классификация воображения по видам происходит на основе того, связано ли воображение с деятельностью, реальностью или выступает как их замена. Выделяют:

1. Активное воображение - направлено на решение творческой и личностной задачи, воплощение образов в деятельности, либо ее улучшение с помощью них. Активное воображение делится на воссоздающее (вид активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов по описанию, из схем, знаков, условных обозначений) и творческое( вид активного воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новый образ и идею, воплощающиеся в оригинальных продуктах труда, имеющих общественную ценность.

2. Пассивное воображение - это вид воображения, подчиненный внутренним, субъективным факторам; человека в мире фантазий, образы не воплощаются в деятельности. Пассивное воображение делится на преднамеренное - вид воображения, при котором образы вызываются желанием, волей человека (претворение в жизнь фантас­тических образов называется грезами) и непреднамеренное - вид воображения, образы которого возникают непроизвольно, без желания человека /сны, галлюцинации, вызванные болезненным состоянием, наркотическим опьянением и т. д./.

Особым видом воображения является мечта - это процесс создания образов личного ближайшего будущего /т.к. она может воплотиться или не воплотиться в действительности/.

 

IV. Все образы нового синтезируются из имеющихся образов следующими способами:

- Агглютинация - соединение несоединимого в жизни: качеств, свойств, частей /русалка, избушка на курьих ножках/

- Гиперболизация - преувеличение особенностей объекта: увеличение, уменьшение предмета, количества частей /великан, гном, дракон/.

- Заострение - подчеркивание какого-либо признака, черты /шаржи, карикатуры/

- Схематизация - способ, при котором индивидуальные черты сглаживаются, а черты сходства выходят на первый план /создание художест­венного орнамента из элементов растительного и животного мира/.

- Типизация - характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе /литературные герои: Онегин, Печорин/.

- Аналогия - способ создания образа на основе природных предметов и явлений /корабль - кальмар, троллейбус - газель, самолет - птица/.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ.

1. Что такое воображение?

2. Как связан процесс воображения со всеми другими познавательными психическими процессами?

3. Назовите виды образов воображения.

4. Обозначьте функции воображения.

5. Раскройте физиологические основы данного процесса.

6. Охарактеризуйте виды воображения.

7. Перечислите способы создания образов воображения. Приведете примеры.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Воображение и творчество.

2. Влияние воображения на состояние организма.

Темы для самостоятельных исследовательских, творческих работ.

1. Развитие воображения.

2. Воображение и проективные личностные тесты.

Дополнительная литература:

1. Венгер Л.., Мухина В.Развитие внимания и воображения в дошкольном возрасте. //Дошкольное воспитание, 1974..№ 12.

2. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. 1991..

3. Дьяченко. Особенности развития воображения Умственно одаренных детей. //Дошкольное воспитание, 1993, №8.

4. Иванова. Воображение и творчество ребенка. //Дошкольное воспитание, 1987. №10.

5. Кириллова.0 воссоздающем воображении. //Дошкольное воспитание, 1969.,№ 12.

6. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.- М., 1979.

7. Кравцова. Развитие воображения. //Дошкольное воспитание, 1989.№ 12.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. /Воображение/.

9. Полоцкая. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения, 1989. № 9

10. Постоногова Л. Творческие задания для детей 5-6 лет. //Дошкольное воспитание, 2001,.№4.

11. Шамаева.0 развитии воображения у детей 3-4 лет. //Дошкольное воспитание, 1979.,№2.

 

Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера личности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.