Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: ощущения




ТЕМА: ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Познание - обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности, взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.

 

Выделяются три степени познания:

1. чувственное созерцание

2. абстрактное мышление

3. практика, практическое применение знания.

 

С точки зрения психологии, существует 5 познавательных психических процесса:

1. ощущение,

2. восприятие,

3. память,

4. мышление,

5. воображение.

 

Познавательные психические процессы существуют как неразрывные части единого процесса отражения действительности.

 

Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира - есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Чтобы оперировать знаниями, полученными при познании мира, необходимо их запомнить, за этот процесс отвечает память. Для того чтобы практически применять эти знания, необходимо выработать план действия; деятельность предполагает создание нового материального или духовного продукта - за это отвечает воображение человека.

Рассмотрим подробнее каждый из познавательных психических процессов: понятие, физиологическую основу, особенности и виды каждого из них.

 

План:

I. Понятие об ощущении

П. Физиологическая основа ощущений

III. Виды ощущений

IV. Общие закономерности ощущений

 

I. Любое познание начинается с "чувственного созерцания". Головной мозг постоянно получает информацию о богатстве окружающего мира: звуках, красках, запахах, температуре; благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает информацию о внешней и внутренней среде в виде ощущений.

Ощущения - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, воздействующих в данный момент на мозг человека.

При помощи ощущений познается величина, форма, свет, плотность, температура, запах и вкус. Ощущения дают материал для других познавательных процессов, это начальный источник знаний. Если бы человек был лишен всех ощущений, он бы не смог познать мир, ориентироваться в нем, а значит выжить.

Ощущения есть и у животных, органы чувств у животных способны воспринимать более остро /глаз лучше видит, у некоторых воспринимает ультрафиолет, тоньше восприятие запаха, температуры и т.д./. Но ощущения человека обогащены мышлением, поэтому они более дифференцированные, чем у животных.

II. Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие воздействующих на органы чувств, предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств. Павлов называл эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений - анализаторами. Анализатор характеризуется наличием трех отделов: периферический /рецепторный/, передающего /проводникового/ и центрального /мозгового/.

Периферический отдел составляет все органы чувств - глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма /в органах пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой системы, мочеполовых органов/. Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела /экстероцепторы/ и во внутренних органах, тканях /интероцепторы/. Экстероцепторы реагируют на внешние раздражители, интероцепторы - внутренние раздражители. Промежуточное положение занимает проприоцепторы, находящиеся в мышцах, связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов /осязание рукой/.

В зависимости от места расположения рецептора различают внешние анализаторы /у которых рецепторы находятся на поверхности тела/ и внутренние которых рецепторы находятся во внутренних органах и тканях/. Промежуточное звено занимают анализаторы, рецепторы которых находятся в мышцах, связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него раздражителях.

III. В зависимости от характера раздражителя, действующего на анализатор, различают виды ощущений.

А. Группа ощущений связана с отражением свойств предметов и явлений внешнего мира. Их 5: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные ощущения.

Б. Группа ощущений связана с отражением состояния организма. Их 3: органические, двигательные и ощущения равновесия.

В. Особая группа, связана с комбинацией ощущений, либо с различным происхождением ощущений. Их 2: осязательные и болевые ощущения.

Разберем каждый вид более подробно.

А. 1. Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей /электромагнитных волн/ на чувствительную часть глаза /сетчатку/. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. С помощью зрительных ощущений человек познает свет, цвет, удаленность предметов, форму, размер, объем предметов, таким образом, получая 80-90% информации. Ощущение цвета зависит от длины световой волны в миллимикронах. Нарушение цветоощущения получило название дальтонизм - это заболевание либо наследственное, либо получено в результате травм человека. Возникающий в зрительном анализаторе образ не сразу исчезает после действия раздражителя и его прекращение, а остается в виде последовательного образа. Таким образом, исчезает мелькание отдельных раздражителей и происходит их слияние /на этой основе демонстрируется кинофильм, 24 кадра в секунду/. Человек способен видеть предметы на разном расстоянии. Способность глаза приспосабливаться к ясному видению различно удаленных предметов называется аккомодацией глаза. З рительные центры коры находятся в затылочной части

2. Слуховые ощущения - ощущение колебания частиц воздуха, распространяющихся во все стороны от источника звука. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны, вызывающие колебание барабанной перепонки, далее раздражение передается в средние, после во внутреннее ухо - там находится улитка - аппарат для восприятия звуков. Человек реагирует на звуки в пределах до 20000 колебаний в секунду. Слуховые центры находятся в височных долях коры. Существуют три характеристики слуховых ощущений: высота звука /связана с частотой колебаний/, громкость звука /связана с амплитудой колебания/, тембр /отражение формы колебания/.

Выделяют три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные, шумовые.

3. Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы - вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба. Различают 4 вида вкусовых ощущений: ощущение сладкого, горького, кислого, соленого.

4. Обонятельные ощущения - вызываются действием пахучих веществ в воздухе, попадающих на слизистую носовой полости. Органами обоняния являются обонятельные клетки в верхней части носовой полости.

5. Кожные ощущения - вызываются прикосновением к кожному покрову. Выделяют тактильные прикосновение/, температурные /ощущение тепла, холода/ и вибрационные /ощущение колебаний воздуха/

Б.1. органические ощущения это ощущения голода, сытости, жажды, удушья, тошноты. Эти ощущения могут сливаться в общее самочувствие. Эти ощущения возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних.

2. Ощущение равновесия - ощущение положения тела и его частей во внешней среде. Орган ощущения равновесия - вестибулярный аппарат внутреннего уха

3. Двигательные ощущения ощущение движения и положения частей тела. Рецепторы находятся в мышцах

В.1. Осязательные ощущения - сочетание кожных и двигательных ощущений /ощупывание/

2. Болевые ощущения - для них характерна разная природа ощущений: разные точки боли; боль от сильного раздражителя. Боль сигнализирует о необходимости удалиться от раздражителя.

IV. Общие закономерности ощущений.

Способность иметь ощущения называется чувствительностью. Человек ощущает, но не все /ультрафиолет, веснушки на лице на расстоянии 100 метров и т.д./. Минимальная величина раздражителя, при котором возникает еле заметное ощущение, называется нижним порогом ощущений. Верхний порог ощущений - это максимальная величина раздражителя, способная вызвать адекватное ощущение /боль/. Нижним и верхним порогом ощущений измеряется абсолютная чувствительность - это способность улавливать раздражители в пределах нижнего и верхнего порога ощущений. Чем слабее раздражитель, который способен уловить анализатор, тем он чувствительнее; тем выше абсолютная чувствительность.

Анализатор характеризуется не только способностью улавливать силу раздражителя, но и способностью различать изменения в силе раздражителя /почувствовать разницу звука в полтона/. Поэтому ощущения характеризуются порогом различения /разностным порогом/ - это минимальная степень изменения силы раздражителя, способность вызывать изменения ощущения. В соответствии с этим чувствительность к различию /разностная чувствительность/ - способность различать минимальное различие в раздражителях. Ее еще называют относительной чувствительностью.

Чувствительность анализаторов у одного и того же человека не постоянная, она меняется. Изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления анализаторов к действию раздражителей называется адаптацией /с лат. Приспособление, привыкание/. Адаптация бывает 2 видов:

- Позитивная /от сильных раздражителей к слабым увеличивается чувствительность анализатора/.

- Негативная /от слабых к сильным раздражителям чувствительность уменьшается/. На основе этого вида адаптации основывается алкогольная и наркотическая зависимость.

Адаптация в обычных условиях проявляется довольно часто /человек зашел в комнату без освещения - не видит предметы, но через несколько секунд глаза привыкают к темноте и начинают улавливать очертание предметов, их расположение/.

Изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражения другого анализатора /органа чувств/ называется взаимодействием ощущений, /например, мягкое освещение, действуя на зрительные анализаторы, улучшает слуховые ощущения; прохладная вода, действуя на кожу, положительно влияет и на зрение/. Взаимодействие анализаторов проявляется в том, что при выключении одного анализатора, усиливается работа другого. Такое явление получило название сенсибилизация, /важна для людей с ограниченными возможностями развития - слепых, глухих./

Взаимодействие анализаторов /ощущений/ проявляется в синестезии - явление, при котором под влиянием одного анализатора, возникает ощущение присущие другому /"А" - это что-то белое, длинное, - говорит Ш., - "Й" - острое. От цветного слуха я не могу избавиться и по сей день..." Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти/.

Последействие это явление, при котором прекращение действия раздражителя не прекращает действие анализатора /посмотрев черно-белый рисунок и перекинув взгляд на потолок, можно увидеть такой же рисунок на потолке, в виде постепенно рассеивающегося пятна/.

 

 

 

контрольный тест

1. Дайте определение "ощущение".

2. Каково значение ощущений в жизни?

3. Дайте сравнительный анализ ощущениям человека и животного.

4. Раскройте физиологические основы ощущений.

5. Какие виды ощущений Вы знаете?

6. Дайте характеристику каждому виду ощущений /вид, подвид, познаваемое свойство, механизм действия анализатора/.

7. Что такое чувствительность и пороги ощущений?

8. Что такое адаптация? Какие виды адаптации Вы знаете?

9. Объясните явление взаимодействия, последействия.

 

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Роль и виды ощущений у человека.

2. Изменчивость чувствительности анализатора, ее причины.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

2. Изучение явлений синестезии и сенсибилизации.

 

Дополнительная литература.

1. Болотова. Формирование восприятия времени. //Дошкольное воспитание, 1980. №11.

2. Величковский Б.М.Зинченко В.П.Лурия А.Р. Психология восприятия.- М.Д973.

3. Венгер Л., Мухина В. К вопросу о развитии восприятия формы и величины предметов. //Дошкольное воспитание, 1971. № 9.

4. Венгер Л., Мухина В. Сенсорное развитие дошкольника. //Дошкольное воспитание,1974. № 9.

5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст.- М., \1965.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т.- М., 1983 (Ощущение и восприятие).

7. Гербова. Рассказывание по восприятию. //Дошкольное воспитание,1975. № 9.

8. Головчиц. О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1998. № 6.

9. Желуницына М. Развиваем восприятие света. //Дошкольное воспитание, 2001. № 1.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1982 (Познавательные психологические процессы: 31-60).

11. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир.- М., Педагогика. 1972.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.