Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: память




 

План:

I. Понятие о памяти, ее значение.

II. Ассоциации

III. Теории, механизмов памяти

IV. процессы памяти

V. Виды памяти

VI. Индивидуальные особенности памяти

 

I. Мозг обладает свойством помчать, хранить, накапливать информацию. Это некая 'кладовая". Образы, действующие на анализаторы не исчезают бесследно, а сохраняются и используются благодаря памяти.

Память - это познавательный психический процесс, заключающийся в отражении прошлого опыта, проявляющийся в запоминании, сохранении и воспроизведении того, что воспринималось, чувствовалось, мыслилось ранее. Образы памяти получили название - представления.

Представления - это образы тех предметов и явлений, которые воспринимались раньше, а сейчас воспроизводятся мысленно. Виды представлений выделяются по рабочему анализатору: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и т.д. Существует деление на единичные и общие представления.

Значение памяти велико. С помощью этого познавательного психического процесса человек получает, накапливает, хранит необходимую информацию. Благодаря этому процессу происходит развитие человека, как Физическое, так и психическое. Если бы не было памяти, человек всегда находился бы на уровне новорожденного и пользовался только инстинктами.

Память тесно связана со свойствами личности:

Одно из главных свойств личности активность. Память - это активность, своеобразная деятельность, направленная на запоминание, хранение и воспроизведение информации /мнемическая деятельность/.

Другим свойством личности является избирательность. Человек запоминает в первую очередь то, что значимо для него, интересно, вызывает яркие эмоции.

Свойства устойчивости и динамичности проявляются в том, что, с одной стороны, база памяти постоянно изменяется, пополняется; лишняя информация стирается; но другой стороны, остается неизменный минимум, необходимый человеку, определяющий уровень его развития,

Свойство цельности предполагает взаимосвязь между разными сторонами личности.

 

Память связана со всеми познавательными психическими процессами и эмоцианально-волевой сферой. Ощущения и восприятие дают багаж для памяти. Проанализированная информация лучше запоминается /связь с мышлением/. Дополнительные образы, создающиеся воображение обогащают память. Информация, подкрепленная яркими эмоциями, прочнее запоминается. Дополнительным подкреплением памяти является волевое усилие человека, его произвольная регуляция.

II. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит, связать запоминаемое с уже известным, образовать ассоциацию.

Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым ассоциациям относятся три вида ассоциации: по смежности, по сходству, по контрасту. Ассоциаций по смежности, объединяют два явления, связанные во времени и пространстве /расположение шахматных фигур/. Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты /ива-девушка/. Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этот благоприятствует тому, что в практической деятельности противоположности часто сравнивают /здоровье - болезнь, Эсмиральда - Квазимодо/.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности связаны: целое- часть, род- вид, причина - следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний. Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе материал, а, прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности является основой познания.

III. Существуют разные взгляды на природу памяти, механизмов:

1/ Психологическая теория представляет собой ассоциативное направление. Ее суть:

«если образы попадают в условия смежности, сходства или контраста, то они запоминаются».

2/Физическая теория памяти гласит: "прохождение любого импульса по нейронам

оставляет физический след. Остается след - закрепляется информация.

З/Нейрофизиологическая теория связывает деятельность памяти с образующимися в коре головного мозга кругами возбуждения. Они бывают различной сложности:

- обратимые круги - это кратковременные электрохимические реакции, которые возникают на короткое время, а потом пропадают; они не затрагивают нервные клетки /составляют основу кратковременной памяти/;

- необратимые круги возбуждения, которые определяют изменения в структуре нервных клеток /они являются основой долговременной памяти/.

4/Молекулярная теория, ее приверженцы считают, что под влиянием биотоков образуются белковые молекулы, на которые записывается информация.

 

5/Современная отечественная наука придерживается физиологической теории памяти /'Учение об образовании временных нервных связях" И.П.Павлов/. Рассмотрим процессы памяти, с точки зрения данной теории.

IV. Процессы памяти:

1/ Запоминание - это установление временных нервных связей. Существуют разные виды запоминания:

А. по воле:

- произвольное запоминание - человек ставит цель и прилагает усилия для запоминания;

- непроизвольное запоминание - нет волевого усилия.

Б. по характеру запоминания:

- механическое запоминание - основано на многократном, дословном повторении материала;

- смысловое запоминание - основывается на мышлении, передачи смысла.

2/ Сохранение - закрепление временных нервных связей.

3/ Забывание - стирание временных нервных связей.

Сохранение и забывания – это два динамических процесса: информация постоянно изменяется, что-то теряется, что-то появляется вновь. Процесс забывания - естественный процесс. Забывание идет не равномерно: вначале быстро, потом медленнее.

4/Воспроизведение - это оживление временных нервных связей. Воспроизведение может быть в виде:

- узнавания - это чувство знакоместа при повторном восприятии объекта, информации;

- воспоминание - это непроизвольное воспроизведение;

- припоминание - это произвольное воспроизведение.

 

Исследования показали, что наиболее полное и точное воспроизведение сложного, обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Отсроченное воспроизведение получило название реминисценция.

 

В настоящее время используются много методик улучшения памяти, но все они основаны на связи памяти с другими психическими процессами человека и практической деятельности:

1/ Методика памяти, основанная на регуляции внимания при запоминании материала. Привлечь внимание для лучшего запоминания можно, вызвав непроизвольный интерес, используя вопрос, загадку, стихотворение, меняя громкость и. тембр голоса, яркий или необычный предмет, динамичный объект и др.

 

2/ Улучшение запоминания на основе совершенствования воспринимаемого материала. Для этого необходимо выдерживать структуру восприятия: целостное восприятие - дифференцированное восприятие /детальное/ - целостное восприятие/на более высоком уровне /в виде обобщения/. При дифференцированном восприятии необходимо подключить как можно больше анализаторов: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и т.д./см. Я.А.Коменский - принцип наглядности/.

 

3/ Методики памяти, базирующиеся на развитии воображения. Используются разнообразные приемы привлечения воображения для запоминания: например, наглядно представить тот или иной образ, который надо запомнить; какими цветами можно нарисовать эту музыку, т.е. соединить образ и цвет представить то, что не можем увидеть в действительности или чего вовсе не существует.

 

4/ Методики памяти, основанные на развитии у человека способности осмысливать и структурировать материал / связь с мышлением./. Заложить материал в схему, продумать план ответа, связать с предыдущей информацией.

 

5/ Методики, основанные на приобретении и активном использовании в процессе запоминания и воспроизведении специальных мнемотехнических приемов и действий /жесты, движения/.

 

Приемы запоминания:

- мысленно связать то, что запоминаем с предметом, который обязательно окажется под рукой, когда можно будет вспомнить;

- соединить это причудливым образом;

- на секунду представить это чудо.

 

Само развитие стимулов для запоминания подчиняется следующим законом сначала они внешние /узелки, зарубки, предметы/, затем внутренние /ассоциации, образы, мысли./

Успешное запоминание зависит от:

- установки на запоминание;

- установки на длительность запоминания;

- активности и. самостоятельности деятельности человека.

Чем больше человек работает с информацией, тем лучше запоминает.

V. Существуют разные критерии деления памяти на виды:

1/ По воле: произвольная - информация запоминается с целенаправленной помощью

специальных приемов; непроизвольная - информация запоминается сама собой, без специального заучивания в ходе выполнения деятельности, работы над информацией.

 

2/ П о времени сохранения информации: кратковременная - обеспечивает запомина­ние однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация стирается, любой переходит в долговременную память. Кратковременная память ограничена по объему. Долговременная память - обеспечивает длительное сохранение информации. Долговременная память бывает открытая /с сознательным доступом/ и закрытая /информация достается под гипнозом/. Оперативная память - проявляется при выполнении определенной: деятельности, операции. Информация хранится до конца выполнения деятельности, операции.

 

3/ По психической активности: двигательная - память на движения; эмоциональная - память на чувства; образная - память на образы, впечатления /бывает зрительная, слуховая, осязательная и т.д. память; особый вид – эйдетическая память – хранит яркую, детализированную образную информацию/; словесно-логическая - память на слова, мысли.

 

VI. Индивидуальные особенности памяти.

У каждого человека память различна, уровень ее развития зависит:

1/ от прочности запоминания информации

2/ от объема памяти

3/ от точности воспроизведения полученной информации

4/ от соотношения процессов запоминания и забывания:

- быстрое запоминание - медленное забывание

- быстрое запоминание - быстрое забывание

- медленное запоминание - медленное забывание

- медленное запоминание - быстрое забывание

 

 

 

контрольный тест.

1. Что называется памятью?

2. Перечислите вида образов памяти.

3. В чем значение памяти для человека?

4. Что такое ассоциации?

5. Какие виды ассоциации Вы знаете.

6. Раскроете различные классификации памяти по видам. Обозначьте критерий классификации.

7. Назовите и охарактеризуйте процессы памяти.

8. Какие теории памяти Вы знаете?

9. Раскройте методики улучшения памяти.

10. В чем заключаются индивидуальные различия памяти людей?

темы для докладов и рефератов.

1. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

2. Факторы, определяющие развитие памяти человека.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОЯТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

1. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человек?

2. Диагностика развития разных видов памяти у детей.

3. Пути и приемы, средства улучшения памяти человека.

Дополнительная литература.

1. Бадалян, Миронов. Память и нервно- психическое развитие. //Дошкольное воспитание, 1976. № 4.

2. Венгер Л., Мухина В. Развитие мышления и памяти дошкольника. //Дошкольное воспитание, 1974. № 7.

3. Голубева Я.А. Индивидуальные особенности памяти человека. Психофизиологическое исследование.- М., 1980.

4. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебное - методическое пособие- М., 1978.

5. Калинина. Развитие словесной памяти. //Дошкольное воспитание, 1969. № 12.

6. Лебедева О. О возможности развитие образной памяти. //Дошкольное воспитание, 1985. № 8.

7. Лезер Ф.Т. Тренируем память.- М., 1979.

8. Лурия А.Р. Внимание и память.- М., 1975. (Память: 42-103).

9. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. Московского Университета, 1968.

10. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. - М.: Изд. «Эйдос», 1993.

11. Развиваем память. Серия «Школа для дошколят». ООО «Росмэн - Издат», 2001.

12. Рошка Н. Что и почему запоминает ребенок. //Дошкольное воспитание, 1986. № 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.