КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мониторинг окружающей среды
Получение объективной информации о природной среде и характере антропогенных воздействий на нее требуют постоянного наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды — организации системы мониторинга. Мониторинг окружающей природной среды - это постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием – загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред — воздушной среды, поверхностных вод и водных экосистем, геологической среды и наземных экосистем. Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов. По содержанию различают несколько видов мониторинга: · биосферный (глобальный) — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях; · медицинский (санитарно-токсикологический) — слежение и контроль за показателями качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья; прогноз состояния здоровья населения в условиях многофакторного воздействия окружающей среды; · импактный — слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках. Его разновидности: - мониторинг чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий), - локальный мониторинг (наблюдение за воздействием на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников); · биологический — слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром), проводится с помощью биоиндикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников; · базовый (фоновый) мониторинг — слежение за общебиосферными в основном природными явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объектами наблюдения и контроля являются — атмосферный озон, сейсмический режим на территории страны, физические явления и факторы (акустические, вибрационные, инфразвуковые, электромагнитные); · экологический. Экологический мониторинг требует более детального анализа. Это мониторинг окружающей среды, при котором, во-первых обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов, а также производится оценка состояния и функциональной деятельности экосистем; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются. Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении системы управления экологической безопасности современной и достоверной информацией. Он ориентирован также на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных мер по выполнению конкретных проектов, международных соглашений в области охраны окружающей среды. Основными задачами экологического мониторинга являются наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия, за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами, оценка фактического состояния природной среды, прогноз ее динамики и состояния в будущем. В качестве составляющих экологического мониторинга рассматриваются следующие подсистемы: - мониторинг атмосферного воздуха, который представляет собой систему сбора и накопления результатов длительных регулярных наблюдений, проводимых по определенной программе для оценки существующего его состояния и прогноза изменения в будущем; - мониторинг гидросферы — система сбора и накопления результатов длительных регулярных наблюдений за состоянием поверхностных и подземных вод для оценки современного состояния и прогноза изменений в будущем; - мониторинг земель (почв) — система регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда, почв и почвенного покрова с целью получения объективной и полной информации об изменении параметров их состояния как основа для принятия решений по защите земельных угодий от негативных воздействий; - радиационный мониторинг — система длительных и регулярных наблюдений с целью оценки и прогноза изменения в будущем радиационного состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы. Наблюдения за состоянием природной среды на территории России проводились в течение многих веков (отдельные сведения по гидрологии рек относятся к XI-XII вв.). Первые научные метеорологические станции были организованы в начале XIX в., а в конце ХХ в. функционировало большое количество ведомственных гидрометеорологических станций и постов – морских, сельскохозяйственных, железнодорожных и других. Создание в СССР государственной гидрометеорологической службы в 1930-х годах позволило обеспечивать народное хозяйство всеми видами метеорологической, гидрологической и агроклиматической информации. Для этого во всех союзных и автономных республиках, краях и областях была создана широкая сеть гидрометеорологических обсерваторий, около 4 000 станций со сложной программой наблюдения и около 6 000 станций с простой программой. Во второй половине XX в. гидрометеорологическая служба интенсифицирует свою деятельность, широко использует достижения научно-технического прогресса, полнее обеспечивает народное хозяйство и население страны метеорологической, гидрологической и агрометеорологической информацией, занимается контролем природной среды. Развивается специализированное обслуживание авиации, сельского хозяйства, транспорта, линий связи, электропередачи, крупных новостроек. Используются автоматические станции, радиолокаторы, позволяющие получать данные на высотах до 40 км, поступает информация с метеорологических спутников Земли. Гидрометслужба производила сбор, обобщение и распространение гидрометеорологической информации по всей территории СССР, зарубежных стран и акватории Мирового океана. Анализ этой информации осуществлялся с целью изучения гидрометеорологических процессов и явлений по всему земному шару, включая Арктику и Антарктику. Разрабатывались также все виды гидрометеорологических прогнозов. Система гидрометслужбы организует мониторинг атмосферного воздуха во всех крупных городах, производит отбор проб на основные (пыль, доксид серы, оксид углерода, диоксид азота) и специфические загрязняющие вещества, перечень которых устанавливается на основании данных о составе и количестве выбросов вредных веществ по каждому городу. Кроме того, в отдельных городах проводятся экспедиционные или эпизодические наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Контроль качества поверхностных вод проводится по гидрохимическим и гидробиологическим показателям; гидрохимические наблюдения постепенно расширяются до 60 ингридиентов и показателей качества воды, характеризующих как естественный состав поверхностных вод, так и специфические загрязняющие вещества. Наряду с гидрометеорологической в СССР формируется санитарно-эпидемиологический контроль за загрязнением водной и воздушной среды, создаются другие ведомственные и специализированные сети мониторинга окружающей среды. Санитарно-эпидемиологическая служба сосредоточивает главное внимание на вопросах охраны здоровья, и состояние окружающей среды учитывается с той мере, в какой оно влияет на здоровье людей. На крупных и средних предприятиях санэпидемслужба выполняет мониторинг воздушной среды в пределах санитарно-защитных зон с целью контроля за соблюдением норм гигиены труда. Используются мобильные станции мониторинга для отбора проб микрочастиц в воздушной среде жилых районов. Распад СССР негативно сказался на процессе формирования мониторинга окружающей среды, особенно большие потери понесла гидрометеорологическая служба. На первом этапе прекратились наблюдения за трансграничным атмосферным переносом загрязняющих веществ через бывшую западную границу, так как аналитическая лаборатория СССР находилась в Латвии. С помощью Всемирной метеорологической организации (ВМО) такая лаборатория была организована в Москве, которая обеспечивает сейчас фоновый и радиационный мониторинг. Из-за недостаточного финансового обеспечения в странах СНГ прекратили работу около 30% пунктов наблюдений, уровень автоматизации работ в остальных значительно ниже, чем в экономически развитых странах. Резко возросла стоимость каналов связи, произошло массовое увольнение квалифицированных кадров. Нарушилась регулярность производства и поставки как самих приборов и оборудования, так и запасных частей. Все это отразилось на качестве прогнозов, не позволяет оперативно и надежно идентифицировать состав загрязняющих веществ, а при экстремальных ситуациях – выявлять их причины, оценивать масштабы, динамику развития. Сознавая, что развитие гидрометеорологических процессов динамично и не имеет государственных границ, а правильная интерпретация гидрометеорологических данных требует использования информации с больших территорий, не совпадающих с административным и иным делением, страны СНГ в 1992 г. подписали соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии. В соответствии с ним для координации этой работы был образован Межгосударственный совет по гидрометеорологии (МСГ), в который вошли 12 национальных гидрометеослужб (НГМС) государств – участников СНГ. Задачи МСГ были определены следующим образом: - обмен гидрометеорологической информацией, в том числе при стихийных бедствиях; - согласование методологии наблюдений; - согласование технологии сбора и распространения информации; - научные исследования (разработка долгосрочных прогнозов погоды, изменения климата, разрушение озонового слоя и т.д.); - совместная подготовка кадров; - выполнение международных обязательств. Было решено сохранить порядок и объемы обмена информацией, системы обработки и накопления данных, сохранить существовавший ранее центральный банк данных. Это позволило исключить какие-либо перебои в работе, в частности, по обмену информацией. В итоге за 90-е годы полностью сформировались независимые национальные гидрометеослужбы, все они стали членами ВМО. Страны СНГ ведут разработку проекта Межгосударственной программы создания и развития системы экологического мониторинга и эколого-информационной системы. В Российской Федерации в соответствии с законодательством создается единая государственная система экологического мониторинга и ее территориальных подсистем; в Республике Казахстан принята Концепция единой государственной системы мониторинга окружающей среды; в Грузии, Киргизии, Молдавии и Туркменистане работы по созданию интегрированных систем мониторинга включены в национальные планы действий в области охраны окружающей среды. Поэтапный ввод национальной системы мониторинга намечается осуществить в Республике Беларусь (1999-2005гг.). Экологический мониторинг стран СНГ объединит национальные системы мониторинга и позволит более эффективно осуществлять наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды на одной шестой части земного шара. Создаваемая в странах СНГ Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС) призвана решать следующие задачи: · выполнять регулярные наблюдения за состоянием природных экосистем; · осуществлять сбор, обработку (обобщение), хранение и использование экологической информации; · проводить оценку фактического состояния природных экосистем, выявление критических ситуаций и источников экологической опасности; · формировать оптимальную структуру сети мониторинга; · составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы состояния окружающей среды; · осуществлять оповещение о катастрофах, стихийных бедствиях и экологически опасных явлениях; · подготавливать информацию для органов управления и общественности. НСМОС состоит из отдельных структурных групп (рис.16.1). Непосредственное ведение наблюдений и сбор мониторинговой информации в соответствии со структурой НСМОС осуществляется соответствующими министерствами и другими центральными органами. Функционирование всех элементов НСМОС базируется на принципах взаимодействия и координации, сопоставимости и совместимости получаемых экологических данных с применением единой системы нормативов качества, интеграции в международные системы мониторинга и глобальные базы данных. Общая ответственность за координацию работы НСМОС возлагается на органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Эффективность функционирования НСМОС во многом обусловлена взаимодействием и координацией всех ее звеньев на локальном и региональном уровнях, взаимосвязью с Глобальной системой мониторинга. На данном этапе необходимо прежде всего совершенствование системы локального мониторинга окружающей среды. Его проведение должно соответствовать достижению следующих целей: § получению полной, достоверной и сопоставимой информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду; § оперативному выявлению опасных уровней загрязнения окружающей среды; § оценке эффективности осуществляемых природоохранных мероприятий; § обеспечению органов местного управления и самоуправления достоверной экологической информацией о влиянии источников загрязнения на окружающую среду для принятия соответствующих решений.
Рис. 16.1. Организация Национальной системы мониторинга окружающей среды в странах СНГ.
Материалы национальной службы наблюдения и контроля окружающей природной среды создают базу для развертывания эффективного и целенаправленного экологического контроля в планетарном масштабе. На конференции ООН по охране окружающей среды в Стокгольме (1972 г.) была предложена система наблюдения за элементами окружающей среды в пространстве и времени с определенной программой и целями, которая получила название мониторинга. В 1974 г. было проведено I-е международное совещание по мониторингу, изложены основные положения и цели программы глобального мониторинга. В процессе деятельности ЮНЕП (Программа ООН по охране окружающей среды) эта идея была осуществлена на практике, начала функционировать Глобальная система мониторинга окружающей среды и как ее составные части — Международная справочная система источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА) и Международный регистр потенциально токсических химических веществ. Гидрометслужба Беларуси принимает участие в системе мониторинга стран СНГ, Европейской программе мониторинга и оценки состояния окружающей среды, Программе создания сети станций для мониторинга фонового загрязнения воздушной среды под эгидой Всемирной организации метеорологии и в рамках Экологической программы ООН.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 5714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |