Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная экологическая экспертиза и контроль




Важной организационно-правовой формой контроля в области природопользования и охраны окружающей среды является государственная экологическая экспертиза. Ей предшествовало введение обязательной процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) хозяйственной деятельности в индустриально развитых странах мира.

Наиболее законченные методологические и организационные принципы ОВОС были впервые разработаны в США. Концепция ОВОС в США введена в хозяйственную практику после принятия в 1969 г. Закона о национальной политике в области охраны окружающей среды. Оценка воздействия стала проводиться при строительстве новых производственных объектов и касается в целом принятия правительственными органами таких хозяйственных решений, которые вовлекают достаточно крупные капиталовложения. В конце 80-х годов на международном уровне принимается «Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», другие документы, регламентирующие порядок подготовки и принятия экологически значимых решений в области хозяйственной деятельности. Процедура обязательной оценки воздействия введена практически во всех развитых и во многих развивающихся странах мира.

Конечной задачей оценки воздействия является составление Заключения о влиянии на окружающую среду, на основании которого делается вывод об экологической безопасности и целесообразности реализации проекта. Одна из главных целей проведения соответствующих исследований состоит в том, чтобы сделать анализ состояния окружающей среды составной и неотъемлемой частью технико-экономического обоснования проекта. Затраты на ОВОС в индустриально развитых странах составляют в среднем 1% от сметной стоимости проекта и приблизительно около 25% затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Зарубежный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности оценки воздействия. По данным МБРР, возможное повышение стоимости проектов, связанное с проведением ОВОС и последующим учетом в рабочих проектах экологических ограничений, окупается в среднем за 5—7 лет. Включение экологических факторов в процессе принятия решений еще на стадии проектирования оказывается в 3—4 раза дешевле последующей доустановки очистного оборудования.

Оценка воздействия стала одним из неотъемлемых элементов системы управления, в том числе процесса принятия решений, процесса определения приоритетов (особенно к тем видам деятельности, которые имеют наиболее сильное воздействие на окружающую среду), процесса планирования (разработки планов, программ и стратегий решения различных экологических проблем) и т.д.

В настоящее время международными организациями разрабатывается новый подход, который получил название – Стратегическая оценка воздействия на окружающую среду (СОВОС). Хотя СОВОС и базируется на концепции и принципах оценки воздействия проектов на окружающую среду (ОВОС), но в отличие от нее предполагает оценку комплексного воздействия на окружающую среду предлагаемого плана, программы, политики или проекта законодательного акта. Основная цель СОВОС заключается в обеспечении учета и оценки фактов охраны окружающей среды в процессе разработки, до принятия решений. Как правило, СОВОС направлена на выявление и оценку следующих факторов: решение существующих проблем охраны окружающей среды в рамках рассматриваемой стратегии, цели и задачи стратегии, вклад стратегии в достижение устойчивости развития, ключевые альтернативы стратегии, воздействие предлагаемых мероприятий на природную среду и здоровье людей.

В странах СНГ оценка воздействия на окружающую среду базируется на системе Государственной экологической экспертизы, разработанной Госкомприроды СССР в конце 1980-х гг. Основной сферой оценки воздействия была экологическая экспертиза новых проектов предприятий, т.е. определение вероятных экологических последствий строительства данного предприятия в сравнении с желательным и допустимым состоянием окружающей среды.

Оценка воздействия на окружающую среду проектов хозяйственной деятельности и их экологическая экспертиза тесно взаимосвязаны. Разница в том, что ОВОС проводится проектировщиком инвестиционного решения, а экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля и управления совместно с ведущими специалистами и учеными соответствующей области. Специально созданная экспертная комиссия либо подтверждает полноту учета в проекте природоохранных требований законодательства, либо не соглашается с этими мерами и оценками экологической безопасности проекта.

В России и ряде других стран СНГ (Белоруссии, Грузии, Казахстане, Молдавии, Туркменистане, Украине) приняты национальные законы «О государственной экологической экспертизе». Целью проведения экологической экспертизы является определение достаточности и обоснованности мер по охране окружающей среды, предусматриваемых проектным решением; установление уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе планируемой хозяйственной деятельности; предупреждения возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности. Объектами государственной экологической экспертизы являются:

- концепции, программы, схемы развития и размещения производительных сил;

- схемы комплексного использования природных ресурсов;

- градостроительная документация (генеральные планы городов и населенных пунктов, проекты и схемы детальной планировки);

- обоснования инвестиций в строительство, проектная документация на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства и иные проектные решения.

В ходе обоснования и согласования проектной документации определяется оптимальность выбранного варианта хозяйственного решения, а также экологическая безопасность новой техники, технологи, материалов и веществ, в том числе ввозимых из-за рубежа. Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и предшествует принятию хозяйственных решений. Открытие финансирования работ по всем проектам и программам осуществляется только при наличии положительного заключения экспертизы.

Проведение государственной экологической экспертизы возложено на органы управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, в их системе функционирует специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов. В структуре региональных и муниципальных органов управления природными ресурсами и охраной окружающей среды также есть отделы по государственной экологической экспертизе проектов. Наряду с государственной предусматривается и возможность проведения общественной экологической экспертизы, которая осуществляется научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе. Заключения общественной экологической экспертизы рассматриваются органами, ответственными за проведение государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза является достаточно эффективным рычагом реализации государственной экологической политики и наиболее важно, что с ее помощью закладывается основа экологически безопасного ведения хозяйственной деятельности в будущем. Из общего количества рассмотренных экологической экспертизой документов приблизительно четвертая часть не проходят согласования из-за низкого качества экологического обоснования проектируемых объектов.

Система мер по контролю и надзору за состоянием окружающей природной среды получила название экологического контроля. Основные задачи экологического контроля заключаются в обеспечении соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды. В Российской Федерации экологический контроль подразделяется на следующие уровни: государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Проводится в целях обеспечения органами государственной власти исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, а также обеспечения экологической безопасности. Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов) устанавливается Правительством РФ.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обладают широкими правами и полномочиями:

- посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности;

- проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов, других нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

- проверять соблюдение экологических требований, норм и правил при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных и других объектов;

- проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

- привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение природоохранного законодательства;

- осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий о охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения установленных законодательством требований в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной деятельности обязаны предоставлять в органы исполнительной власти и местного самоуправления сведения об организации и функционировании производственного экологического контроля.

В целях контроля за состоянием окружающей среды на предприятии и в прилегающей защитной зоне проводятся следующие мероприятия:

- систематическое проведение инструментальных замеров воздуха рабочей зоны;

- лабораторный контроль за выбросами вредных веществ в атмосферу;

- отбор проб и анализ атмосферного воздуха в прилегающей к предприятию селитебной (жилой) зоне;

- отбор проб и анализ воздуха над складируемыми токсичными отходами;

- проведение инструментальных замеров сточных вод;

- лабораторный контроль за сбором сточных и ливневых вод;

- проведение инструментальных замеров и контрольных мероприятий по управлению отходами производства;

- проведение инструментальных замеров по физическим факторам (шума, вибрации, освещенности, напряжения электростатического поля и др.), лабораторный контроль и анализ;

- проведение инструментальных замеров и контрольных мероприятий по защите от радиационного воздействия и др.

Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Общественный экологический контроль проводится в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения экологического законодательства. Его вправе осуществлять общественные организации, трудовые коллективы, другие некоммерческие объединения в соответствии с их уставами, а также граждане. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти и местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте структуру экологического нормирования.

2. Дайте определение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ (ПДК).

3. Назовите основные виды мониторинга окружающей среды.

4. Какие задачи призвана решать Национальная система мониторинга окружающей среды?

5. В чем сущность кадастровой формы учета природных ресурсов?

6. Как осуществляется экономико-статистический учет и анализ природопользования и природоохранной деятельности?

7. В чем различие между оценкой воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизой?

 

Список использованных источников к разделу 4

1. Винтер Г. Модель экологического менеджмента: Разработка собственного экологического плана действия вашей компании. / Пер. с англ. – Мн.: УП «Технопринт», 2002.

2. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования. Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2003.

3. Голуб А. А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. – М.: Аспект Пресс, 1995.

4. Национальный доклад: Состояние окружающей среды Республики Беларусь. – Мн.: БелНИЦ «Экология» и др., 2001.

5. Марцуль В.Н. Экологический аудит / Информационный бюллетень № 2 (40). – Мн.: БелНИЦ «Экология», 2003.

6. Пахомова Н. В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

7. Серов Г.П. Экологический аудит: Учебно–практ. пособ. – М.: Экзамен, 1999.

8. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: Учеб. пособие. /Ю. Б. Осипов, Д. Е. Дымов, Д. Г. Зилинг и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

9. Шевчук А. В. Экономика природопользования (теория и практика). – М.: НИА – Природа, 2000.

10. Шимова О. С., Соколовский Н. К. Основы экологии и экономика природопользования: Учеб. / 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2002.

11. Экономика СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития. - М.: Финстатинформ, 2001.

 

 


* Реципиент (от лат. recipiens – получающий, принимающий) – объект, который несет ущерб от загрязнения окружающей среды.

* Integrated Environmental and Economic Accounting. An Operational Manual. UN, 2000.

* СНГ. Межгосударственный статистический комитет. Статистика СНГ (Статистический бюллетень). 2 (281). Январь 2002. С.155.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.