КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опросник для супругов «Изучение удовлетворения потребности в уважении, заботе, признании
Диагностика сформированности эмоционально-коммуникативного компонента воспитательного потенциала семьи
Исследование характера внутрисемейных отношений
личного достоинства»
Методика оценки: каждый критерий оценивается по 5-балльной системе. Градация баллов: 1 – не согласен;
2 – согласен частично; 3 – согласен наполовину; 4 – согласен в большей степени;
5 – согласен полностью.
Интерпретация:
При анализе результатов самооценки удовлетворения потребности в уважении, заботе, признании личного достоинства в семье следует иметь в виду, что общий показатель может находиться в диапазоне от 20 до 100 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень внутрисемейных (супружеских) взаимоотношений как одного из критериев эмоционально-коммуникативного компонента воспитательного потенциала семьи.
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:
§ 20-29 баллов - очень низкий уровень супружеских взаимоотношений;
§ 30-54 баллов –низкий уровень; § 55-69 баллов –средний уровень;
§ 70-100 баллов –высокий уровень.
Анкета для родителей «Внутрисемейные взаимоотношения» Уважаемые родители! Данная анкета позволит определить особенности взаимоотношений в Вашей семье. Надеемся на объективность и искренность!
1. Укажите данные о себе:
Ф.И.О. ________________________________ состав семьи ______________
2. Согласованы ли у Вас в семье требования к взрослым? (нужное подчеркнуть): а) да; б) нет;
в) иногда.
3. Знаете ли Вы друзей своих детей, особенности их интересов?
а) да, знаю всех друзей; б) нет; в) некоторых.
4. Дайте характеристику своих отношений с детьми (одно из утверждений): а) спокойные, ровные, доверительные; б) требовательные; в) не терпящие возражений.
5. Доверяют ли Вам дети, делятся ли секретами?
а) да; б) нет;
в) иногда.
6. Возникают ли конфликтные ситуации в Вашей семье, связанные с воспитанием детей?
а) очень часто; б) иногда; в) никогда.
7. Каким образом Вы разрешаете конфликтные ситуации?
а) наказываю физически; б) запрещаю заниматься любимым делом;
в) советуюсь с психологом, воспитателем, учителем и т.п.; г) действую интуитивно;
д) другое ___________________________
Критерии оценки: § Да (5 баллов)
§ Иногда (3 балла)
§ Нет (1 балла)
Вопрос № 6 получает следующую оценку: а) 1 балл; б) 3 балла; в) 5 баллов. Вопрос № 7 получает следующую оценку: а) 1 балл; б) 3 балла; в) 5 баллов; г) 3 балла.
Интерпретация:
При анализе результатов самооценки внутрисемейных взаимоотношений следует иметь в виду, что общий показатель может находиться в диапазоне от 10 до 30 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень внутрисемейных взаимоотношений как одного из критериев эмоционально-коммуникативного компонента воспитательного потенциала семьи. При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:
§ 7-14 баллов –очень низкий уровень внутрисемейных взаимоотношений;
§ 15-20 баллов –низкий уровень внутрисемейных взаимоотношений,требующий существенной коррекции;
§ 21-27 баллов –средний уровень внутрисемейных взаимоотношений,требующий некоторой коррекции;
§ 28-35 баллов –высокий уровень внутрисемейных взаимоотношений,характеризующийся положительными тенденциями.
Методика для детей (подростков) «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (автор – Р.Бернс, С.Кауфман)
Процедура проведения обследования: Для выполнения ребенку дается стандартный лист бумаги, карандаши и ластик. Предложить ребенку выполнить следующее задание: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены (члены семьи) были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо разъяснений: «Можешь рисовать, как хочешь». После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи? 2. Где работают и учатся все члены семьи?
3. Как в семье распределяются домашние обязанности? 4. Каковы твои (ребенка) взаимоотношения с отдельными членами семьи?
В системе количественной оценки учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальные – количество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или отдельных его частей ластиком, затушевывание или заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательные – изображаемая деятельность членов семьи и людей на рисунке.
Интерпретация рисунка: основное внимание обращается на следующие аспекты:
1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке). 2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество и прорисовка деталей, схема тел отдельных членов семьи).
3. Анализ процесса рисования (последовательность процесса рисования членов семьи, вербальные комментарии и реплики, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
Основания для интерпретации рисунка:
1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех,с которыминаходится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Например, расстояние между членами семьи на рисунке – важный показатель психологической близости. Иногда ребенок рисует между ними различные объекты, которые служат преградой. Общая деятельность всех членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может свидетельствовать о чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.
2. Считается, что ребенок чаще всего детализирует, дольше всего рисует и тщательнее всего раскрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И
наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда межличностные отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены или хотя бы неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него сложились конфликтные отношения. О том же могут свидетельствовать стирание и перерисовка фигур некоторых членов семьи.
3. В рисунках, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так,часто одним стилем рисуются отец ибратья, а другим – мать и отец. Особенно отличается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он больше идентифицирует себя (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.
4. Чаще всего дети начинают свой рисунок с изображения того члена семьи, к кому он действительно хорошо относится. Могут возникнуть паузы перед тем,как
ребенок начинает рисовать одну фигуру. В отдельных случаях это может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. Система оценки: Для теста КРС разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомокомплексов:
1) благоприятная семейная ситуация;
2) тревожность;
3) конфликтность в семье;
4) чувство неполноценности в семейной ситуации;
5) враждебность в семейной ситуации (табл. 1)
Таблица 2
БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КРС Ф.И.О. _____________________________________________________ Дата рождения ______________________________________________ Дата эксперимента __________________________________________
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |