Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. Понятие и особенности источников аграрного права




Тема 2. Источники аграрного права.

Под источниками аграрного права можно понимать нормативные правовые акты, которые применяются для регулирования аграрных отношений. Они являются формой выражения регулирующих аграрные отношения норм, имеющих различную отраслевую принадлежность. Все источники аграрного права, независимо от их отраслевых характеристик, представляют собой систему взаимосвязанных и согласованных между собой нормативных правовых актов, регулирующих аграрные отношения.

В совокупности все источники аграрного права выражают и закрепляют аграрную политику государства, которая определяет основные направления развития аграрного законодательства.

Источники аграрного права характеризуются следующими особенностями.

Сочетанием в правовом регулировании собственных норм права, которые регулируют аграрные отношения, и норм других отраслей (сочетание собственных и заимствованных норм).

Источниками аграрного права могут быть нормативные правовые акты, независимо от их отраслевой принадлежности, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие аграрные отношения, что также отражает комплексный характер аграрного права.

В первую очередь, к ним относятся нормативные правовые акты, составляющие аграрное законодательство, которое формируется в качестве самостоятельной отрасли законодательства в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1. В настоящее время в качестве самостоятельного раздела (04.04) выделено законодательство о сельском хозяйстве и заготовке сельскохозяйственной продукции, который не охватывает всех направлений правового регулирования аграрных отношений.

Нормативные правовые акты аграрного законодательства охватывают только специализированные акты, регулирующие сельскохозяйственные и смежные виды деятельности. Наличие собственных правовых норм, формой выражения которых являются акты аграрного законодательства, обеспечивает создание самостоятельной нормативно-правовой базы аграрного права.

При недостатке специализированных актов могут применяться в качестве источников аграрного права нормативные правовые акты других отраслей законодательства, если они соответствуют характеру регулируемых аграрных отношений.

Наличие большого числа заимствованных источников, к которым относятся нормативные правовые акты гражданского, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

В аграрном праве не закрепляется приоритет аграрного законодательства. Вопрос о соотношении общего и специального законодательства в составе источников аграрного права решается индивидуально, с учетом характера аграрных отношений. Нормативные правовые акты других отраслей, которые заимствуются для регулирования аграрных отношений, могут действовать по отношению к субъектам аграрного права даже при наличии специального законодательства.

Таким образом, совокупность правовых норм, составляющих отрасль аграрное право не совпадает с отраслью аграрного законодательства, которое имеет единую отраслевую принадлежность.

Множественность источников аграрного права, которая связана со сложным предметом правового регулирования и отсутствием основополагающего нормативного правового акта кодифицированного характера.

Вопрос о возможности кодификации аграрного законодательства и формах такой кодификации является спорным. Более приемлемым вариантом представляется систематизация аграрно-правовых норм, в том числе применительно ко всей отрасли аграрного права. Кодифицированные нормы аграрного права содержатся в нормативных актах других отраслей, которые выступают источниками аграрного права применительно к отдельным аграрным правоотношениям.

Систематизация аграрно-правовых норм осуществляется по отдельным институтам аграрного права или отдельным разделам аграрного законодательства. Примером первой комплексной систематизации основных норм аграрного права можно считать Закон Республики Беларусь от 29 мая 1991 года «О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса», который определил основные условия и положения приоритетности социально-культурного и экономичекого развития села и АПК в целях создания нормальныхусловий жизни и труда на селе, продовольственного и сырьевого обеспечения страны в условиях рыночных отношений.

Отдельные институты аграрного права основываются также на совокупности нормативных правовых актов различных отраслей права в различном соотношении.

 

Вопрос 7. Классификация источников аграрного права.

В качестве оснований классификации нормативных правовых актов, составляющих источники аграрного права, можно использовать признаки, отражающие специфику этой отрасли как единой целостной правовой системы. В тоже время, базовая классификация строится на общеправовых признаках, позволяющих определить иерархию нормативных правовых актов.

При классификации источников аграрного права используются различные критерии.

По юридической силе источники аграрного права делятся на законодательные акты и иные акты законодательства в соответствии с критериями, установленными Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и включают в себя:

Конституцию Республики Беларусь;

Кодексы и иные законы;

Декреты и указы Президента Республики Беларусь;

постановления Правительства Республики Беларусь;

акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь;

постановления республиканского органа государственного управления и Национального Банка Республики Беларусь;

решения органов местного управления и самоуправления.

Данная классификация источников аграрного права применяется к нормативным правовым актам, регулирующим аграрные отношения, независимо от их отраслевой принадлежности. Такое деление позволяет определить иерархию норм, регулирующих отдельные виды аграрных отношений, а также соотношение законодательных актов и иных актов законодательства применительно к отдельным институтам аграрного права.

По содержанию источники аграрного права включают в себя акты общего характера и специализированные акты.

Нормативные правовые акты общего характера регулируют не только аграрные, но и другие общественные отношения. Они могут выступать источниками аграрного права, даже если в них отсутствуют специальные аграрно-правовые нормы, но содержащиеся в этих актах нормативные предписания соответствуют характеру аграрных отношений.

Специализированные нормативные правовые акты регулируют только аграрные отношения. Совокупность этих актов составляет собственно аграрное законодательство, которое постепенно формируется в самостоятельную отрасль.

По сфере действия источники аграрного права разделяются на акты унифицированного и дифференцированного характера, которые различаются по кругу лиц, которым они адресованы.

Унифицированные нормативные правовые акты по предмету правового регулирования распространяются на всех или большинство субъектов аграрного права. Они выражают интеграцию правового регулирования аграрных отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственной деятельности и агропромышленного производства, содержат единые правовые требования, относящееся к осуществлению сельскохозяйственной деятельности. Унифицированный подход нашел отражение в законодательстве о земельной и аграрной реформе, государственной поддержке производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, разгосударствлении и приватизации в сельском хозяйстве и АПК, производственно-хозяйственной деятельности субъектов сельскохозяйственной деятельности, реализации сельскохозяйственной продукции и в правовом регулировании других аграрных отношений.

Унификация в аграрном праве отражает процесс формирования единообразных требований ко всем формам и видам сельскохозяйственной деятельности.

Унифицированные акты могут быть представлены как специализированными источниками (Закон Республики Беларусь «О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса», Декрет Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 года № 27 «О введении единого налога для производителей сельхозпродукции», Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. № 764 «Вопросы обязательного страхования сельскохозяйственных культур, скота и птицы» и другие), так и источниками общего характера (Гражданский кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о земле, Декрет Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие).

Дифференцированные нормативные правовые акты распространяют свое действие на отдельных субъектов аграрных отношений и отражают специфику и особенности в правовом положении и деятельности лиц, осуществляющих ведение сельского хозяйства и агропромышленного производства. Субъектный признак является существенным при выделении однородных общественных отношений, которые подвергаются правовому регулированию в рамках аграрного права. Среди таких актов можно назвать Законы Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве граждан», Указы Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов», «О некоторых мерах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» и другие).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.