Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты и тестирование




Лекция 7

 

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количествен­ные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуе­мым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест при­менялся правильно. Из всех возможных психодиагностических ме­тодик к тестам предъявляются самые строгие требования, касаю­щиеся валидности, надежности, точности и однозначности.

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по несколь-ким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъяв­ляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у че­ловека различных познавательных процессов), личностные и меж­личностные. По особенностям используемых задач выделяют прак­тические, образные и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки – на процессу­альные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств.

Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (ин-теллекта) человека и его отдельных когни­тивных процессов, таких, как восприятие, внима-ние, воображение, память, речь. Личностные тесты связаны с психодиагностикой устойчи-вых и индивидуальных особенностей человека, определяю­щих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются та­кие, которые дают разностороннюю, комплексную оценку состояния личности или степени развитости её отдельных свойств. Комплексными, например, явля-ются тест Кеттела, ММРI и другие. К числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдель-ные черты личности человека, мотивы, эмоции, напри­мер, акцентуации характера, тревожно-сть, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и другие.

Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие от­ношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива.

Практические тестовые задания включают в себя задачи и уп­ражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно-действенном плане, т. е. практически манипулируя реальными ма­териальными предметами или их заменителями.

Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предпо­лагают активное использование воображения, мысленных преобра­зований образов.

Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций и т. п.

Многие задания, которые используются в тестах, имеют ком­плексный характер, т. е. включают в себя и практические, и теоре­тические, и образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусственной лаборатор­ной ситуации, а в реальной жизни.

Бланковыми называются такие тесты, при использовании кото­рых испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков; рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

Аппаратурные – это такие тесты, в которых используется раз­личного рода аппаратура для предъявления и обработки результа­тов тестирования, например аудио- и видеотехника, электронно-вычислительные машины.

Процессуальными называют тесты, с помощью которых исследу­ется какой-либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате даётся точная качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком мате­риала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в груп­пе.

К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге при­менения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем про­дуктивность памяти, логичность мышления устойчивости внимания, уровень развития вербального мышления и др.

Тесты состояний и свойств касаются диагностики более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, на­пример, как черты личности, свойства темперамента, способности и т. п.

В особую группу выделяются проектные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологичес­ких качеств человека. Такая оценка получается в результате анали­за того, как данный человек воспринимает и интерпретирует неко­торые многозначные объекты: сюжетно неопределённые картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др.

Предполагается, что в оценки и интерпретации подобных объ­ектов чело-век бессознательно «вкладывает» или «проецирует» са­мого себя. К этой группе тестов относятся, например, тест Роршаха, Тематический Апперцептивный Тест и многие другие.

К проективным тестам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или не осознаваемых испытуемыми психологических особенностей.

Психодиагностический эксперимент как метод применяется в исключительных случаях и в основном тогда, когда выявить и оце­нить нужное качество другим способом не представляется возмож­ным.

Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если иссле­дователя интересуют особенности протекания психических и пове­денческих процессов у испытуемых, а тесты достижений, – когда решается задача оценки способностей, умений и навыков людей.

В отдельную группу тестов выделяются тесты интеллекта, к которым обращаются, если возникает необходимость точно опре­делить и количественно оценить общий уровень интеллектуального развития человека.

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявля­ются особые требования. Первое из них – социокультурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получа­ет по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заим­ствованным в другой стране. Если, например, созданный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирую­щим в структуре интеллекта является не словесно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обязательно должен быть социокультурно адаптирован. В противном случае, применяя его в первоначальном, неадаптированном варианте, мы, скорее всего, получим низкие результаты, которые не будут соответство­вать уровню развития мышления у жителей данной страны. И, наоборот, используя в качестве теста интеллекта такой, где преоб­ладают задания на практическое мышление, в стране с доминиро­ванием вербального интеллекта, мы там можем получить неадекватные показатели умственного развития.

Если тест повторно используется в условиях, которые существенно отличаются от тех, где он был первоначально создан, то почти всегда требуется соотнесение этих условий друг с другом или адаптация теста к новым условиям. В первую очередь это касается бланковых тестов, заимствованных из другой страны и написанных в оригинале на ином языке. Перевод словесных формулировок тестовых заданий с одного языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому содержанию понятий. Для того чтобы в максимально возможной степени снять это не­избежное в силу самой природы языка несоответствие, приходится иногда отказываться от буквального перевода и делать его относи­тельно произвольным, близким не по значениям слов, а по их смыслам.

Второе требование к тестам – простота формулировок и одно­значность тестовых заданий. Согласно данному требованию в сло­весных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т. п.), которые могут по-разному воспринимать­ся и пониматься людьми.

Третье требование – ограниченное время выполнения тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течение большего времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

Четвертое требование – наличие тестовых норм для данного тес­та. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать по­казатели данного индивида, оценивая уровень его психологическо­го развития. Норма теста обычно определяется в результате тести­рования большой выборки испытуемым определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей диффе­ренциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показате­лей. Норма тестаэто средний уровень развития большой совокуп­ности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.

Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми естественными изменениями, которые с годами происходят в психологическом развитии людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подхо­дят для его последней четверти, так как за это время уровень развития мышления людей значительно возрос. Существует эмпи­рически установленное правило, в соответствии с которым как минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллекту­ального, должны перес-матриваться.

Процедура пересмотра существующих норм и установления новых типична и выгля-дит следующим образом. Сначала определяется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста. Затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографичес­ким характерно гикам. Для каждой подгруппы подбирается и пос­редством разработанного теста изучается достаточно представи­тельная выборка людей. Далее путём усреднения полученных на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокуп­ности людей. Заметим, что в описании теста для каждой, включён­ной в него нормы, обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда была установлена.

Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработ­ки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие:

1. Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необхо­димо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возмож­ных ошибок, связанных с проведением тестирования и обуслов­ленных недостаточно хорошим знанием его нюансов.

2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию.

3. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования.

4. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тести­рования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены.

Прежде чем приступить к практическому тестированию, необ­ходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате его могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог присту­пает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность по­лучаемых результатов.

 

 

Лекция 8

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ

 

Психодиагностика – от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание, определение – технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя:

1. разработку требований к измерительным инструментам,

2. конструирование и апробацию методик,

3. выработку правил обследования,

4. обработку и интерпретацию результатов.

 

В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным из-мерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность.

 

Косновным психодиагностическим методам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявле-ния интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики ус-тановок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы работоспособность, темп деятельности, переключаемость, поме-хоустойчивость; малоформализованные методики наблюдение, беседа, контент-анализ.

Следует помнить, что психодиагностическое измерение является процессом познания и представляет собой установление степени соответствия (изоморфизма) между системой реальных объектов (атрибутов, свойств) и подходящим образом выбранной системой чи-сел. Чем выше степень изоморфизма, тем ближе исследователь к конечной цели познания. Иначе, чем адекватнее инструмент познания сущности познаваемого объекта, тем эффекти-внее познание.

 

Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических мето-дов данных может осуществляться на основе использования двух критериев:

-при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут вы ступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нор-мативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака;

-при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядко-вом месте среди других.

И так, проводя диагностическое исследование, психолог должен иметь в виду, что необходимо:

1. определить цель диагностирования,

2. выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий,

3. непосредственно получить данные и провести отбор особенно важных матери-

алов,

4. определить понятийный (смысловой) аппарат исследования,

5. создать психологический портрет (ситуация работы с клиентом),

6. переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качес-твенный анализ),

7. установить психологический диагноз (выявить нуждающихся в помощи),

8. составить прогноз развития ситуации и

9. определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с клиентом.

 

При проведении психодиагностической работы практический психолог может под-бирать инструментарий диагностической технологии, обязательно соблюдая определённые этические нормы.

Основные из них таковы:

1.Защита интересов клиента: соблюдение принципа добровольности при обследова-нии; сообщение обследуемому целей изучения; информирование его о том, кто будет ознако-млен с полученными данными.

2.Ознакомление обследуемых с результатами исследования с предоставлением им возможности некоторой корректировки этих результатов.

3.Профессиональная компетентность психолога в диагностической работе:

-знание теоретических основ психодиагностики;

-ведение картотеки используемых методов, в том числе нормативов, встречающих-

ся в литературе;

-сохранение конфиденциальности психодиагностических методик (методики не до-

лжны попадать в руки непрофессионалов) сохранение в тайне результатов психо-

диагностического исследования.

 

Предметная область психодиагностики:

Важной предпосылкой успешной психодиагностической работы является правильное выделение предметной области изучения, которая детерминируется следующим:

· представлениями об объекте изучения, в качестве которого могут выступать как лю-бой социальный субъект, так и процессы, взаимосвязи и явления;

· полнотой учёта задач и потребностей реальной практики;

· знанием предметных областей психологической и других смежных наук;

· степенью овладения теорией и практикой применения психодиагностических проце-дур в контексте общей психологии сопровождения труда и жизни.

 

Предметную область следует постоянно расширять, что обеспечивается:

-совершенствованием фундаментальной и прикладной психологической подготовки не только психолога, но и его клиентов,

-внедрением в практику деятельности психолога и социально-психологической службы эффективного диагностического инструментария,

-правильным взаимодействием и взаимоотношениями должностных лиц с персона-лом.

Такой подход позволяет сформировать системное видение изучаемого объекта и вы делить в нём многоуровневый взаимосвязанный характер реальных процессов и явлений.

 

 

Лекция 9

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

 

Мы живём в общем вихре тенденций нашего бурного века, вихре отражающем иде-ологические и социально-экономические проблемы общества. Это время очень динамичное, насыщенное событиями и глобальными переменами. Широким фронтом разворачивается научно-технический прогресс; увеличение объёма информации, развитие форм массовой культуры, рост темпов жизни, объёма человеческих контактов, - с одной стороны и, постоянные информационные перегрузки, повышенная персональная ответственность, дефицит времени на принятие решений, кризисные явления в обществе, в природе, в семье, с другой стороны – эти и многие другие факторы повышают «температуру» общества, выдвигающего перед человеком сегодня всё новые и новые требования. Наступило такое время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути.

В реальной жизни человека всё чаще возникает насущная необходимость проведения психодиагностического исследования. Поводы для этого могут быть самые различные:

- обращение взрослого человека к профессиональному психологу за помощью,

В особой мере эта помощь необходима людям, чья жизнедеятельность порой протекает в условиях выраженного психоэмоционального напряжения, обусловленного необходимостью действий в сложных ситуациях (ситуации трудной адаптации к условиям жизни, конфликты, аварии и др.). Воздействия такого рода условий зачастую приводит к возникновению у людей не только утомления и переутомления, но и особых психических состояний, именуемых термином «стресс»1. При этом чрезмерный стресс, обозначаемый термином «дистресс»2 может приводить к возникновению и развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний: например, неврозов, диабета, инфаркта миокарда, гипертонической болезни и др.3

-поступление на учёбу,

-приём на работу,

-конкурсный отбор на занятие той или иной должности,

-определение профпригодности человека и

-просто психологическое самопознание – изучение человеком самого себя.

 

Основной целью второй половины курса «Общая психодиагностика» мы ставим себе задачу вооружить Вас системным подходом в выборе методоввыявления и измерения со-циально-психологических особенностей трудового коллектива и индивидуально-психологи-ческих особенностей личности в профессиональной работе психолога.

Отбор методов психодиагностики предлагаемый к данному курсу обусловлен целями исследований, социальными ролями, которые исполняются испытуемыми, их половыми и возрастными признаками, исследуемыми феноменами, надёжностью и точностью методик. Но ещё до подробного рассмотрения этих методов обратимся к некоторым особенностям.

 

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

 

Считаясь с тем, что в новых условиях оказываются и взрослые люди и дети, в начале данного курса думаем целесообразно поставить и обсудить общие вопросы, связанные с пси-ходиагностикой детей и взрослых людей.

Все взрослые люди имеют между собой много общего, что необходимо учитывать при проведении их психодиагностики. Они же обладают и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в той или иной деятельности и от которых напрямую зависит её успешность.

 

Психологическое время.

 

Психологические проблемы, характерные для большинства взрослых людей, заметно отличаются от аналогичных проблем, свойственных детству и юности. Дошкольные, млад-шие школьные годы, отрочество и ранняя юность – это четыре периода человеческой жизни, которые отличаются:

· психологическим отсутствием для детей и молодых людей прошлого, которое необходимо оценивать, планируя настоящее и будущее;

· не существует для них и будущего, которое обязательно необходимо соот-носить с настоящим;

· не существует настоящего, тесным образом связанного с прошлым и с буду-щим.

Три названные составляющие человеческой жизни в сознании ребёнка, подростка или юноши существуют раздельно, каждая как бы сама по себе. Мысли о будущем представляю-тся в основном мечтами, фантазиями и грёзами, несбыточными и оторванными от жизни за-частую именно потому, что они никак не соотносятся в сознании ребёнка с его прошлым и настоящим. То, к чему ребёнок стремится в своих мечтах, мало обосновано опытом его про-шлой жизни; настоящее, со своей стороны, настолько увлекает детей, что они совершенно забывают, а порой и просто не подозревают о том, что оно есть путь к будущему. Живя меч-тами о будущем, даже юноши, не говоря уже о детях и подростках, мало думают и делают в настоящем для того, чтобы будущее стало реальностью. Отсюда – традиционная и много ве-ков из поколения в поколения воспроизводящаяся проблема малой эффективности попыток убеждения детей в том, что, например, в школе необходимо хорошо учиться для того, чтобы подготовить своё будущее, что именно для этого в детстве надо стараться всеми возможны-ми способами приобретать как можно больше разнообразных знаний, умений и навыков, ко-торые могут понадобиться в будущем. И – столь же традиционное непонимание этого со сто-роны детей, по крайней мере, до тех пор, пока они сами не повзрослеют.

Психология взрослых людей – иная. У них прошлое, настоящее и будущее друг без друга уже практически не существуют, чем старше становится человек, тем теснее они пе-реплетаются между собой. Своё будущее взрослый человек строит, ориентируясь на про-шлый опыт, и, делая из него разумные выводы, принимает решение о том, как жить дальше. Настоящее он также соизмеряет с прошлым и, в свою очередь, использует для того, чтобы лучше подготовиться к будущему.

 

Отношение к самопознанию

 

Взрослых людей волнуют в самопознании другие проблемы, чем детей, подростков и юношей. Если дети и подростки в основном интересуются своими физическими, волевыми качествами, а юноши ещё и моральными, то взрослых в самопознании в основном занимают деловые характеристики, и в первую очередь – те, которые связаны со способностями, прояв-ляются в личном и деловом общении с людьми и вызывают с их стороны определённые реа-кции.

 

Отношение к самооценке

 

Если главный вопрос в детской самооценке формулируется так: «Каков я в сравнении с моим же идеалом?», то основная самооценочная проблема для взрослых звучит несколько иначе: «Каков я на самом деле и почему люди относятся ко мне именно так?»

 

Мотивация и эмоции

 

Существенно различаются мотивация и эмоции взрослых и детей. Мотивация: систе-ма интересов взрослых людей в основном концентрируется вокруг двух вопросов: обеспече-ние материального благополучия и достижение морального удовлетворения от жизни. Пос-леднее многие из взрослых людей получают или за счёт забот о семье, о близких людях, или

за счёт трудовой деятельности. В особенности это относится к людям так называемых твор-ческих профессий, для которых труд зачастую является целью и смыслом их жизни.

Мотивация поведения детей главным образом связана с удовлетворением сиюминут-ных потребностей, а у более старших из них – также с авторитетом и общением со сверстни-ками.

Эмоции радости и грусти доминируют в детстве и в тоже время являются в этом воз-расте преходящими, почти не оставляя следов в детской душе. Они вызываются главным об-разом сиюминутными радостями жизни. Детству почти не свойственны такие тяжёлые чело-веческие чувства, как одиночество, фрустрация, разочарование в жизни, устойчиво плохое самочувствие и настроение.

У большинства нормальных, здоровых детей доминируют стенические эмоции, в то время как у многих взрослых – астенические. Если ребёнок является не вполне эмоционально уравновешенным, постоянно улыбается и веселится без особых для этого поводов, то это считается вполне нормальным явлением для детства. Но если подобным образом постоянно ведёт себя взрослый, то его мы воспринимаем как странного человека. Если, напротив, ребёнок неизменно печален, грустен, находится в подавленном настроении или просто в течение длительного времени не проявляет ни каких стенических эмоций, то у взрослых людей это вызывает обоснованное беспокойство. В то же время постоянное спокойствие, регулярные жалобы на плохое настроение и состояние здоровья для взрослых людей считается нормальным явлением.

 

Ориентиры в подборе методик

 

Сделаем из сказанного некоторые выводы для выбора предмета и методов психодиаг-ностики взрослых людей.

Во-первых, эти методы в основном должны быть личностно и социально-психологически ориентированными, т.к. интеллектуальное развитие к началу взрослости уже практически завершено, а личностное и межличностное ещё долгое время продолжаются.

Что же касается интеллектуального потенциала в период взрослости, то речь идёт о сохранении общих и в дальнейшем развитии специальных способностей. Поэтому приме-нение общих тестов направленных на психодиагностику состояний и свойств личности, межличностных процессов, должны давать полезную информацию о том, где и как возни-кает проблема.

Специальные способности в зрелом возрасте представляют интерес для психодиа-гностики, прежде всего с точки зрения их соответствия требованиям той или иной про-фессии, и такая психодиагностика проводится, как правило, при профотборе, перестановке кадров.

 

Во-вторых, взрослые люди с гораздо меньшей готовностью участвуют в психодиаг-ностике, чем дети. Это обусловлено занятостью взрослых и наличием у них большего ко-личества разнообразных комплексов, чем у детей. Поэтому тесты, предназначенные для взрослых людей, должны быть жизненно значимыми для них и не отнимать слишком много времени.

Кроме того, тесты, касающиеся тех сторон души человека, которые он хотел бы ск-рыть от посторонних людей, должны проводиться со строжайшим соблюдением требований этических норм психодиагностики. Ребёнка можно заставить принять участие в исс-ледовании, но с взрослым человеком это делать ни по правовым, ни по моральным сооб-ражениям нельзя.

В-третьих, дети с большей готовностью, искренним желанием участвуют в группо-вых обследованиях, испытывая вместе с тем значительные психологические трудности при индивидуальном тестировании и самотестировании.

Взрослые, напротив, чаще всего предпочитают индивидуальное тестирование, са-мотестирование. Поэтому тесты для взрослых должны подбираться и составляться таким образом, чтобы испытуемый мог без особых усилий отвечать на имеющиеся в них вопросы самостоятельно.

Поскольку многие студенты институтов и вузов, особенно на первых курсах высших учебных заведений, ещё сохраняют в себе какие-то детские и юношеские черты, то их тестирование должно проводиться с учётом правил, применимых как для детей раннего юношеского возраста, так и для взрослых людей. В этом возрасте человек ещё не обладает теми многочисленными комплексами, которые, как мы уже говорили, обычно свойственны взрослым людям, и поэтому тестирование студентов может быть психологически более открытым, чем обследование более взрослых людей. Это касается как выбора предмета и методов исследования, так и определения подходящей обстановки для проведения психодиагностического обследования.

 

Лекция 10

 

 

ТРЁХУРОВНЕВЫЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

 

Наш курс психодиагностического подхода построен исходя из трёх уровневого понимания личности, что в свою очередь, позволяет сгруппировать психологический инс-трументарий по трём направлениям. При построении данного курса мы опирались на сло-жившийся в отечественной (К.К. Платонов, 1930; Е.И. Рогов, 1995; Д.А. Леонтьев, 1993 и др.) и в зарубежной психологии (H.J. Eysenk, 1953; J. Drever, 1958; N.R. Keppe, 1955; C.B. Pacheco, 1971; Х. Ремшмидт, 1994; Я. Шепаньский, 1969) взгляд на личность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.