КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из истории психодиагностики
Злоба. Существует общий фундамент всех проблем. Четыре краеугольных камня его: Страх, Зависть, Критика, Лекция 1
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Понятие «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству. Обсуждаемый термин не однозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования на практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом её понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы: 1. Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки? 2. Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для прин-ципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений? 3. В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответст-вуют принятым общенаучным, методологическим требованиям? 4. Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики? 5. Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, вклю-чая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средствам обра-ботки полученных результатов и способам их интерпретации? 6. Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психо-диагностики, включая тесты? Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя: 1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психо-диагносту. 2. Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работай. 3. Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики. 4. Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в облас-ти психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области. Оба комплекса вопросов – теоретические и практические – тесным образом взаимосвяза-ны в подготовке и работе психолога-диагноста. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания её научного обоснова-ния, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области. По этой причине оба комплекса вопросов, теоретические и практические, нами обсуждаются совместно, без уточ-нения всякий раз того, к какой области они относятся. Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов; и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т. е. оценка наличного психологического состояния человека. Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает оценивание психологических свойств. Как правило, это те свойства, закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах, проверяемых в этом эксперименте. К примеру, проблемой научного психологического исследования могут быть некоторые особенности мышления человека – такие, относительно которых утверждается, что они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным образом зависят от различных переменных. В любом из этих случаев требуется точная психодиагностика соответствующих интеллектуальных свойств, ориентированная, во-первых, на прямое доказательство их существования, во-вторых, на демонстрацию постулированных закономерностей их изменения, в-третьих, на показ того, что они действительно зависят от тех переменных, которые фигурируют в гипотезе. Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении изменяются оцениваемые психологические особенности. Специалист, занимающийся психологическим консультированием, прежде чем давать какие-либо советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога с клиентом, в ходе которых психолог не ограничивается советами, а практически работает с клиентом помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т. е. констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы с клиентом. Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования, психодиагностика является в практической психокоррекционной работе. Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в его собственной психологии и поведении действительно произошли важные позитивные перемены. Зачастую это необходимо делать не только для того, чтобы заверить клиента в том, что он не зря потратил время (и деньги, если работа платная), но и для того, чтобы усилить психокоррекционный эффект психологического воздействия. Известно, что вера в успех – один из важнейших факторов эффективности любого терапевтического воздействия. С точной психодиагностики наличного состояния дел должен начинаться и ею же заканчиваться любой психокоррекционный сеанс. Кроме названных областей научной и практической психологии, психодиагностика применяется и в других, прикладных ее отраслях, например в медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда – словом, везде, где требуется точное знание о степени развития тех или иных психологических свойств человека. Во всех описанных случаях научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие: 1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или осо-бенности поведения. 2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных ко-личественных и качественных показателях. 3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо. 4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей. Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа, математической статистикой. Итак, психодиагностика есть особая, достаточно сложная область профессиональной дея-тельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, уме-ний и навыков, которыми должен владеть психолог диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается, как осо-бая специализация в работе профессионального психолога. И действительно, там, где подго-товка практических психологов ведется давно и успешно, в США, принято, что специалистов в этой области готовят из числа лиц с высшим психологическим, в исключительных случаях – педагогическим, образованием на двухгодичных спецфакультетах практических психоло-гов при университетах. Выпускники этих факультетов получают одну из следующих специа-лизаций: психодиагностика, психологическое консультирование и психокоррекция. Только наличие диплома о высшем специальном образовании дает им юридическое право занимать-ся практической психодиагностикой. Заметим, что в этом перечне специализаций психодиагностика не случайно находится на первом месте. Без нее не может обойтись ни один специалист-психолог любого профиля, если он имеет дело не только с теорией. Разделение специализаций в профессиональной подготовке соответствует сложившемуся разделению труда между практическими психологами. Одни из них по преимуществу зани-маются психодиагностикой, другие – психологическим консультированием, третьи – психо-логической коррекцией. Только такое, достаточно четкое разделение труда и последующая глубокая специализация в своей области, включающая как дополнительные теоретические знания, так и практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма, в том числе в области психодиагностики, где он особенно необходим. Из-за ошибок в психодиагностике, чаще всего связанных с отсутствием профессионализма, сводятся на нет результаты как экспериментальной, так и консультативной психокоррекционной работы. В этой связи к работе психодиагноста и к используемым им методам психодиагностики предъявляется ряд довольно строгих требований. Они будут подробнее рассмотрены далее, а сейчас остановимся на необходимости овладения теоретическими и практическими знаниями. Научные знания психодиагноста включают в себя основательное знакомство с теми психологическими теориями, на которых основываются используемые им психодиагностические методы и с позиций которых производятся анализ и интерпретация полученных результатов. Если, к примеру, такими методами являются проективно-личностные тесты, то для компетентного и профессионального их использования необхо-димо быть хорошо знакомым с основами психоаналитической теории личности. Если же это тесты, измеряющие или оценивающие черты личности человека, то для их профессионального использования необходимо знать общепсихологическую теорию черт личности. Знание только частной методики недостаточно для профессиональной работы в области психодиагностики, так как может привести к серьёзным психодиагностическим ошибкам. Обратимся к иллюстрации. Известный Минесотский Многофакторный Личностный Опросник (сокращенно – ММРI) был создан, валидизирован и нормирован на выборках людей, имеющих различные психологические нарушения. На практике он чаще всего с успехом используется именно для клинической диагностики личности, т. е. для установления того, насколько изучаемый человек отличается от нормы в медицинском значении этого слова – нормален он или ненормален в психологическом отношении, здоров или болен. Однако эти особенности и тонкости в описаниях данного теста чаще всего отсутствуют. Профессионально не подготовленный человек может решить, что тест представляет собой общепсихологический личностный тест и позволяет оценивать у человека уровень развития любых качеств, в том числе необходимых для занятий различными видами деятельности. Возникает заманчивая идея использования этого теста в целях определения профессиональной пригодности человека, скажем, к занятию руководящей должности. Группа работающих руководителей или претендентов на эти места исследуется с помощью теста MMPI, полученные показатели сравниваются с нормами, и если они находятся на уровне этих норм или превосходят их, то делается вывод о профессиональной пригодности тестируемого человека. Все было бы хорошо, если бы не одна незаметная для непрофессионала, но очень существенная для специалиста деталь: норма здесь отражает состояние здоровья человека, а не профпригодность, тем более к руководящей работе. И получается казус: любого психически здорового человека признают профессионально пригодным к руководящей работе, а остальное будто бы не в счет. Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать профессионал-психодиагност, – это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Без этого, как и без специальных теоретических знаний, практическая психодиагностика на высоком уровне неосуществима. Во-первых, потому, что большинство психодиагностических тестов представляет собой бланковые методики, включающие перечень вопросов, обращенных к сознанию человека. И если испытуемый не будет психологически открыт и не будет доверять психологу, то не станет искренне отвечать на соответствующие вопросы. Если же, кроме того, он почувствует недоброжелательное к себе отношение, то вообще не станет отвечать на соответствующие вопросы или предложит такие ответы, чтобы со своей стороны досадить экспериментатору. Следующее, не менее важное требование – доскональное знание самих психодиагности-ческих методик и условий их правильного применения. Этим требованием нередко пренеб-регают, не придавая серьёзного значения глубокому знакомству с методиками и их апроба-ции. Нередко профессиональные психологи, начинающие пользоваться новыми тестами, не представляют, что для овладения ими на профессиональном уровне требуются недели, иног-да месяцы напряжённой и непрерывной работы. Среди основных требований, которым долж-ны отвечать научно обоснованные методы психодиагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Обращаясь к практическому использованию той или иной методики в психодиагностических целях психолог должен иметь четкое представление о том, в какой мере избранная им методика отвечает перечисленным критериям. Без такого представления он будет не в состоянии определить, в какой мере можно доверять получае-мым с её помощью результатам. Кроме основных, есть и ряд дополнительных требований, предъявляемых к выбору пси-ходиагностических методик. Во-первых, избираемая методика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат. В этой связи простая опросная методика может быть предпочтительнее сложного теста. Во-вторых, избираемая методика должна быть понятной и доступной не только для психолога, но и для испытуемого, требующей минимума физических и психологических усилий на проведение психодиагностики. В-третьих, инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений. Инструкция должна настраивать испытуемого на добросо-вестную доверительную работу, исключающую возникновение у него побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты, сделать их сомнительными. В ней, напри-мер, не должно быть слов, настраивающих испытуемого на определенные ответы или наме-кающих на ту или иную оценку этих ответов. В-четвертых, обстановка и другие условия проведения психодиагностики не должны со-держать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемого от дела, изменяющих его отношение к психодиагностике и превращающих его из нейтрального и объективного в пристрастное и субъективное Не допускается, как правило, чтобы во время проведения психодиагностики присутствовал еще кто-либо кроме психодиагноста и испытуемого, звучала музыка, слышались посторонние голоса и т. п.
Лекция 2
История современной психодиагностики начинается с первой четверти XIX в., т. е. с начала так называемого клинического периода в развитии психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались в основном философы и писатели). Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом психодиагностика в эти годы носит еще нестро-гий, произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, наблюдая за одними и теми же больными и изучая, их с помощью одних и тех же методов. Это, в частности, происходит потому, что методы психодиагностики в то время носят еще качественный характер. Началом создания количественных методов психодиагностики следует считать вторую половину XIX в. – то время, когда под руководством выдающегося немецкого психолога В. Вундта была создана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы. К этому же времени относится открытие основного психофизического закона, который, показав количественную связь между физическими и психологическими явлениями, ускорил созда-ние средств количественной психодиагностики. Основной психофизический закон открыл возможность измерения психологических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал для измерения ощущений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время, вплоть до конца XIX в., практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений. Начальным периодом становления основной массы современных методов психодиагнос-тики, касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека, сле-дует считать конец XIX – начало XX в. В это время весьма активно и не без участия профес-сиональных психологов развиваются те области теории вероятностей и математической ста-тистики, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психо-диагностики. Большая часть тех методов первичной и вторичной статистической обработки экспериментальных данных, которые были описаны в четвертой главе книги, появилась как раз в эти годы. Однако вначале математическую статистику стали применять не в психоло-гии, а в других науках: в биологии, экономике, медицине и т. д. Несколько позднее началось создание специальных средств для количественной психодиагностики психологических явлений, например, факторного анализа. Впервые он был использован для психодиагностики черт личности и уровня интеллектуального развития. Первое специальное психометрическое учреждение, не связанное с проведением психологических экспериментов, было создано в Англии выдающимся английским психологом Гальтоном. В 1884 г. он основал Антропометрическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях. Посетители этой лаборатории имели возможность измерить свои способности, и через этот психометрический эксперимент прошло около 10 000 человек. Гальтон явился инициатором применения статистики в психологии, и ему принадлежит заслуга в разработке самих статистических методов. Именно Гальтон в 1877 г. предложил использовать в психологии метод корреляций. Гальтон привлек к сотрудничеству таких ученых-математиков, как Пирсон и Фишер, и они прославились в математической статистике не в последнюю очередь благодаря совместным работам с психологами. Фишер изобрел дисперсионный анализ, а другой английский ученый – современник Гальтона Спирмен – факторный анализ. Оба проявили себя и в психологии в не меньшей степени, чем в математике. Спирмен, в частности, вошел в историю психологии благодаря своей классической работе «Общий интеллект, объективно определенный и измеренный», опубликованной в 1904 г. Г. Айзенк и Р. Кеттел впоследствии применили факторный анализ для психодиагностики черт личности. Один из первых статистических обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905–1907 гг. французский ученый А. Вине. Позже с другим французским ученым Т. Симоном он усовершенствовал этот тест, который вошел в историю психодиагностики как тест Бине-Симона. Во второй половине 20-х годов текущего столетия стали появляться новые психологичес-кие, в том числе интеллектуальные и личностные, тесты, позволяющие производить психо-диагностику различных процессов и свойств человека. Исторически последними среди пси-ходиагностических средств количественного характера возникли и вошли в практику те, ко-торые связаны с социально-психологическими исследованиями. Это, во-первых, социометри-ческий тест, созданный американским психологом Я. Морено, и множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов – учеников и после-дователей К. Левина, немецкого психолога, эмигрировавшего в годы фашизма в США. На 50 – 60-е годы XX в. приходится основное количество разнообразных психодиагности-ческих методик. Это были годы наибольшей психометрической активности ученых-психоло-гов. Заметим, что в немалой степени созданию и разработке психодиагностики способствовал общий кризис психологической науки, возникший как раз на рубеже XIX и XX столетий. Он отчётливо выявил недостатки старой, интроспективной психологии, связанные в первую оче-редь с отсутствием научно обоснованных средств точной психодиагностики, особенно таких сложных явлений, как способности, интеллект и личность. Разработка соответствующих ме-тодов явилась началом выхода психологии из состояния кризиса, так как вновь созданные методы позволяли получать не умозрительные и субъективные, а точные и объективные зна-ния о психологических процессах, свойствах и состояниях человека. Такие знания были го-раздо более надежным основанием для теоретических обобщений и практических рекомен-даций, чем умозрительные заключения, почти полностью базирующиеся на интроспекции. В результате довольно быстро психология обогатилась новыми, более надежными теориями и стала не только достойной академической, но и практически полезной наукой. Открылись широкие возможности для развития базирующихся на психодиагностике прикладных облас-тей знаний, в том числе психологии труда, психофизиологии, инженерной и медицинской психологии, педагогической психологии. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практичес-ких психологических знаний. Создано великое множество психодиагностических методик, число которых продолжает быстрыми темпами увеличиваться. Все более широкое примене-ние в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средст-ва электронной психодиагностики, например ЭВМ. В некоторых странах мира, например в США, в Германии, предпринимались попытки ко-мплексной систематизации и изложения психодиагностических методов в ряде многотомных научных и практических изданий. Аналогичные попытки в последние годы появились и в Ро-ссии, однако, без единой концепции и должной научной основы. Под концепцией в данном случае понимается наличие достаточно обоснованной, детально продуманной системы, кото-рую можно было бы положить в основу классификации психодиагностических методик. Под научным обоснованием понимается наличие большого, теоретически обобщенного опыта квалификации психодиагностических методик, оценки их состоятельности, сильных и сла-бых сторон. Публикуемые в настоящее время методики, как правило, не сопровождаются данными, указывающими на то, каким образом они проверялись и в какой степени соответ-ствуют принятым критериям научности. Это не формальное требование. К сожалению, ситуация такова, что многие психодиагно-стические методики, в том числе те, которые публикуются под авторством психологов и от имени известных психологических учреждений в России и ближнем зарубежье, не всегда по-лностью соответствуют указанным требованиям. В этой связи достаточно сослаться всего лишь на два примера. Пример 1. Опубликованный многократно размноженный через печать и широко при-меняемый на практике детский вариант интеллектуального теста Векслера на поверку оказы-вается недостаточно валидным, и это произошло из-за утраченного за последние годы про-фессионального контроля со стороны общества психологов и государства за качеством пуб-ликуемых материалов. Пример 2. Не менее известный специалистам личностный тест Кеттелла, оказывает-ся, существует и распространяется в печатном виде в нескольких различных вариантах (что само по себе уже вызывает недоумение), большая часть которых не отвечает требованиям, предъявляемым к тестам. В силу этого данный тест в той его форме, которая представлена в большинстве подобных публикаций, оказывается недостаточно валидным и надежным из-мерительным инструментом. Правда, с возрождением Российского общества психологов и других общественных ор-ганизаций профессиональных психологов, которые добровольно берут на себя функцию кон-троля за качеством публикуемой методической продукции, положение дел начинает улучша-ться.
Лекция 3
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |