КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая защита
"Психологическая защита" - это нормальный повседневно применяемый психоло-гический механизм, который пока мало изучен (Ф.Б. Басин, В.Е. Рожнов, М.А. Рожнова, 1979). Человек, рождаясь, защищается от окружающей среды и в то же время оказывает на нее воздействие. Психологическую защиту в виде иерархии семи ее типов мы рассма-триваем как функцию конкретных физиологических ансамблей, преобразующих поступа-ющую информацию на бессознательном уровне. Другими словами, это путь прохожде-ния информации через центральную нервную систему, или индивидуально-психологиче-ские особенности функционирования психики. Состояние «нормы» (здоровья) личности должно поддерживать равновесие всех типов психологической защиты без акцентуации на каком-либо одном из них, наиболее свойственном личности и проявляющемся, прежде всего в сверхэкстремальных условиях в виде синдрома дисгармонического развития, на «погашение» которого она и должна быть направлена. У человека возможны такие неустойчивые внутренние состояния, что одно лишнее побуждение, одна лишняя вибрация из области психического мира (в том числе ис-ходящая от другого человека) способны изменить шаткое равновесие между добром и злом, и он может совершить поступок не адекватный реальной ситуации, не приемлемый социумом, нарушить регламентированные морально-нравственные нормы принятые в социуме (т.н. преступление). Отступление от морально-нравственных норм влечёт за собой внутренний конфликт, обуславливая возникновение психологической травмы. При этом мера "психологической защиты" зависит от меры "физиологической защиты", от сопротивления (Locus minor is resisnenciae: места наименьшего сопротивления: на уровне психологической защиты. Вы-двинута классиками психиатрии, в частности П.Б. Ганнушкиным 1964, она получила раз-витие в последние годы А.Е. Личко 1977, 1979, К. Леонгард 1981. Концепция раскрывает новые возможности психологической коррекции нарушений поведения на фоне отклонений характера в объяснении сущности отклонения характера у подростков Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий 1983. В соответствие с ней, в основе декомпенсаций психопатий и временных дезадаптаций акцентуаций характера лежит неспособность лиц с отклонения-ми в характере к определённого типа ситуациям. Так, -в случае гипертимного отклонения характера – это ситуации, требующие от подростка сдерживать проявления своей бурной энергии; -в случае лабильного отклонения характера – это ситуации отвержения со стороны значимых лиц; -при эпилептоидном отклонении – это ситуации конфликтных отношений; -при истероидном отклонении – это ситуации недостатка внимания к личности; -при неустойчивом отклонении – это ситуации проявления волевых качеств; -при сенситивном отклонении – это ситуации «экзамен», испытания; -при психастеническом отклонении – это ситуации необходимости сделать выбор, принять решение. Во всех случаях причина дезадаптации – встреча подростка со своей типичной трудно разрешимой ситуацией. Таким образом в центре внимания психолога оказывается наиболее важный момент: патогенная для данного лица ситуация и необходимость повысить способности подростка в её разрешении), оказываемого, например, организмом болезни и способного предотвращать дезорганизацию психической деятельности и поведения не только в условиях конфликта сознания и бессознательного, но и при столкновении вполне осознаваемых аффективно окрашенных психологических установок. Эти феномены переработки переживаний, нейтрализующих патогенное влияние типа «вытеснения», «проекции», «рационализации», «сублимации», действуют повседневно и являются нормальным психологическим механизмом.
Психологическая защита (В.Е. Рожнов 1979) существует в виде особых форм взаимо-действия и взаимоотношения осознаваемых и неосознаваемых психологических установок. Так, если в результате психической травмы исчезает возможность реализации в поведе-нии какой-то ранее сформировавшейся эмоционально насыщенной установки, то нейтрали-зовать возникающее патогенное напряжение можно путем создания другой более широкой установки, в рамках которой противоречие между стремлением и препятствием устраняет-ся. Входя в функциональную структуру этой установки, первоначальное стремление преоб-разуется и потому обезвреживается. Известно, что степень выраженности защиты делит людей на «хорошо» и «плохо» психологически защищенных. Зарубежные психологи выдвинули положение о том, что -результаты поведения (нарушения морально-нравственных норм, всевозможные экс цессы, проступки), -качество и количество радости, -способность к обучению, -переход от одной деятельности к другой обуславливаются: · особенностями индивида, · социально-психологическим климатом, · мотивационными стремлениями. Такие нарушения психологической защиты, как не способность к самоорганизации, нестабильность и эксцессы в поведении, могут быть объяснены особенностями нервно-психической неустойчивости личности в виде синдромов дисгармонического развития (S. Hathaway, J. Mckinley, 1942-1949). Неустойчивость психологической защиты в виде больших колебаний в норме явля-ется первичной и порождает эксцессы в поведении в пограничном состоянии. Для нормы (здоровья) предложена их психологическая классификация (Л.Н. Собчик, 1991). Она удо-влетворяет требованиям, как психологов-практиков, так и врачей-психиатров, чем достигается преемственность психодиагностических и психокоррекционных мероприятий. «Глубина погружения» в тот или иной синдром и есть объективизация степени нарушения психологической защиты (схема 2). Данный метод занимает промежуточное положение между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности, поскольку большая часть утверждений носит проективный характер (Л.Н. Собчик, 1990). Схема 2 Психологическая Психиатрическая Международная классификация классификация классификация (Л.Н. Собчик, 1990) (S.Hathaway, патологического J.Mckinley, 1956) развития личности (З.Старович, 1991) L - Ложь L - Ложь F - Достоверность F - Достоверность К - Коррекция К - Коррекция *1 - Сверхконтроль Нs- Ипохондрия 4- Навязчивое (беспредметная раздражительность) *2 - Пессимистичность Д – Депрессия (волны пессимизма и чувства безнадёжнти и бессмыслти того, чем ты занимаешься) *3 - Эмоц. лабильность Ну- Истерия 5- Истерическое (эмоциональное истощение) *4 - Импульсивность Рd- Психопатия 3- Возбудимое (агрессивность и несдержанность) 5 - Полоролевое Мt- Мужественность поведение женственность 6 - Ригидность Ра- Паранойяльность 0- Параноидное (вспышки беспричинного гнева) *7- Тревожность Рt- Психастения 6- Астеническое (чувство бессилия, падения энергии) *8- Индивидуалистич- Sc- Шизоидность 2- Шизоидное («трудоголики», самозабв. работе) *9- Оптимистичность Ма- Гипомания 1- Депрессивное 10- Интроверсия Si- Социальная 11- Адаптивность интроверсия Для рассмотрения типов психологических защит обратимся к психоанализу (3. Фре-йда), центральным постулатом, которого является идея об иерархической сущности систем высшей нервной деятельности - деление на бессознательное (инстинктивно-самостоятельное), сознательное (рационально-когнитивное) и надсознательное ("цензурные" категории морально-этического плана). В нашем подходе к психоанализу мы исходим из парадигмы С.Л.Рубинштейна, согла-сно которой формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосре-дованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. Это положение нашло развитие в концепции Л.Н. Собчик, в которой утверждается, что опре-деляющим типологическим признаком личности является присутствие на всех ее уровнях определённого эмоционально-динамического паттерна с одной или несколькими веду-щими тенденциями. Ведущая тенденция в русле данной парадигмы представляет собой устойчивое, стерж-невое свойство личности, уходящее корнями в тип высшей нервной деятельности, в консти-туционально заданные свойства нервной системы и придающее индивидуальную окраску стилю переживания, мышления, межличностного поведения, определяющее основную нап-равленность и силу мотивации, тип реакции на стресс и на особенности адаптивных меха-низмов. Эти устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают определенное русло, ограничивающее количество степеней свободы при формировании более высоких уровней организации личности - социальной направленности, иерархии ценностей, осознаваемой мотивации, морально-нравственных ориентиров. Интегративным центром этого конструкта является познание собственного "Я" в контексте социальных отношений. Эмпирические исследования показали, что в результате психологической травмы наи- более выраженный подъём наблюдается, как правило, по 8-й шкале (индивидуалистично-сть), 6-й (ригидность), 4-й (импульсивность), 14-й шкале (адаптивность) у всех людей. В следствии чего пограничным состояние можно рассматривать при следующих показателях Т-баллов: Т-баллы, средние зна- L F К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 14 чения по шкалам 48 97 34 66 62 61 72 75 77 66 127 68 59 77 В последствии наблюдается патологическое развитие личности (см. схему 3).
Схема 3.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |