Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая защита




 

"Психологическая защита" - это нормальный повседневно при­меняемый психоло-гический механизм, который пока мало изучен (Ф.Б. Басин, В.Е. Рожнов, М.А. Рожнова, 1979).

Человек, рождаясь, защищается от окружающей среды и в то же время оказывает на нее воздействие. Психологическую защиту в виде иерархии семи ее ти­пов мы рассма-триваем как функцию конкретных физиологических ан­самблей, преобразующих поступа-ющую информацию на бессознательном уровне. Другими словами, это путь прохожде-ния информации через центральную нервную систему, или индивидуально-психологиче-ские особенности функционирования психики.

Состояние «нормы» (здоровья) личности должно поддержи­вать равновесие всех типов психологической защиты без акцентуа­ции на каком-либо одном из них, наиболее свойственном личности и проявляющемся, прежде всего в сверхэкстремальных условиях в виде синдрома дисгармонического развития, на «погашение» которого она и должна быть направлена.

У человека возможны такие неустойчивые внутренние состоя­ния, что одно лишнее побуждение, одна лишняя вибрация из об­ласти психического мира (в том числе ис-ходящая от другого человека) способны изменить шаткое равновесие между добром и злом, и он может совершить поступок не адекватный реальной ситуации, не приемлемый социумом, нарушить регламентированные морально-нравственные нормы принятые в социуме (т.н. преступление).

Отступление от морально-нравственных норм влечёт за собой внутренний конфликт, обуславливая возникновение психологической травмы. При этом мера "психологической защиты" зависит от меры "физиологической защиты", от сопротивления (Locus minor is resisnenciae: места наименьшего сопротивления: на уровне психологической защиты. Вы-двинута классиками психиатрии, в частности П.Б. Ганнушкиным 1964, она получила раз-витие в последние годы А.Е. Личко 1977, 1979, К. Леонгард 1981. Концепция раскрывает новые возможности психологической коррекции нарушений поведения на фоне отклонений характера в объяснении сущности отклонения характера у подростков Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий 1983. В соответствие с ней, в основе декомпенсаций психопатий и временных дезадаптаций акцентуаций характера лежит неспособность лиц с отклонения-ми в характере к определённого типа ситуациям.

Так,

-в случае гипертимного отклонения характера – это ситуации, требующие от подростка сдерживать проявления своей бурной энергии;

-в случае лабильного отклонения характера – это ситуации отвержения со стороны значимых лиц;

-при эпилептоидном отклонении – это ситуации конфликтных отношений;

-при истероидном отклонении – это ситуации недостатка внимания к личности;

-при неустойчивом отклонении – это ситуации проявления волевых качеств;

-при сенситивном отклонении – это ситуации «экзамен», испытания;

-при психастеническом отклонении – это ситуации необходимости сделать выбор, принять решение.

Во всех случаях причина дезадаптации – встреча подростка со своей типичной трудно разрешимой ситуацией. Таким образом в центре внимания психолога оказывается наиболее важный момент: патогенная для данного лица ситуация и необходимость повысить способности подростка в её разрешении), оказываемого, напри­мер, организмом болезни и способного предотвращать дезорганиза­цию психической деятельности и поведения не только в условиях конфликта сознания и бессознательного, но и при столкновении вполне осознаваемых аффективно окрашенных психологических уста­новок. Эти феномены переработки переживаний, нейтрализующих па­тогенное влияние типа

«вытеснения»,

«проекции»,

«рационализа­ции»,

«сублимации»,

действуют повседневно и являются нормальным психологическим механизмом.

 

Психологическая защита (В.Е. Рожнов 1979) существует в виде особых форм взаимо-действия и взаимоотно­шения осознаваемых и неосознаваемых психологических установок.

Так, если в результате психической травмы исчезает возмож­ность реализации в поведе-нии какой-то ранее сформировавшейся эмоционально насыщенной установки, то нейтрали-зовать возникающее патогенное напряжение можно путем создания другой более широкой установки, в рамках которой противоречие между стремлением и препятствием устраняет-ся. Входя в функциональную структуру этой установки, первоначальное стремление преоб-разуется и потому обезвреживается.

Известно, что степень выраженности защиты делит людей на «хорошо» и «плохо» психологически защищенных. Зарубежные психо­логи выдвинули положение о том, что

-результаты поведения (нарушения морально-нравственных норм, всевозможные экс

цессы, проступки),

-качество и коли­чество радости,

-способность к обучению,

-переход от одной дея­тельности к другой обуславливаются:

· особенностями индивида,

· социально-психологическим климатом,

· мотивационными стремлениями.

Такие нарушения психологической защиты, как не способность к самоорганизации, нестабильность и эксцессы в поведении, могут быть объяснены особенностями нерв­но-психической неустойчивости личности в виде синдромов дисгар­монического развития (S. Hathaway, J. Mckinley, 1942-1949).

Неус­тойчивость психологической защиты в виде больших колебаний в норме явля-ется первичной и порождает эксцессы в поведении в пограничном состоянии. Для нормы (здоровья) предложена их психологическая классификация (Л.Н. Собчик, 1991). Она удо-влетворяет требованиям, как психологов-практиков, так и врачей-психиатров, чем достига­ется преемственность психодиагностических и психокоррекционных мероприятий. «Глубина погружения» в тот или иной синдром и есть объективизация степени нарушения психологической защиты (схема 2).

Данный метод занимает промежуточное положение между осоз­нанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосоз­наваемых тенденций личности, поскольку большая часть утвержде­ний носит проективный характер (Л.Н. Собчик, 1990).

Схема 2

Психологическая Психиатрическая Международная

классификация классификация классификация

(Л.Н. Собчик, 1990) (S.Hathaway, патологического

J.Mckinley, 1956) развития личности

(З.Старович, 1991)

L - Ложь L - Ложь

F - Достоверность F - Достоверность

К - Коррекция К - Коррекция

*1 - Сверхконтроль Нs- Ипохондрия 4- Навязчивое (беспредметная раздражительность)

*2 - Пессимистичность Д – Депрессия (волны пессимизма и чувства безнадёжнти

и бессмыслти того, чем ты занимаешься)

*3 - Эмоц. лабильность Ну- Истерия 5- Истерическое (эмоциональное истощение)

*4 - Импульсивность Рd- Психопатия 3- Возбудимое (агрессивность и несдержанность)

5 - Полоролевое Мt- Мужественность

поведение женственность

6 - Ригидность Ра- Паранойяльность 0- Параноидное (вспышки беспричинного гнева)

*7- Тревожность Рt- Психастения 6- Астеническое (чувство бессилия, падения энергии)

*8- Индивидуалистич- Sc- Шизоидность 2- Шизоидное («трудоголики», самозабв. работе)

*9- Оптимистичность Ма- Гипомания 1- Депрессивное

10- Интроверсия Si- Социальная

11- Адаптивность интроверсия

Для рассмотрения типов психологических защит обратимся к психоанализу (3. Фре-йда), центральным постулатом, которого является идея об иерархической сущности систем высшей нервной деятельности - деление на бессознательное (инстинктивно-самостоятель­ное), сознательное (рационально-когнитивное) и надсознательное ("цензурные" категории морально-этического плана).

В нашем подходе к психоанализу мы исходим из парадигмы С.Л.Рубинштейна, согла-сно которой формирование психики под влия­нием социального опыта происходит опосре-дованно, преломляясь че­рез индивидуально очерченные внутренние условия человека. Это положение нашло развитие в концепции Л.Н. Собчик, в которой ут­верждается, что опре-деляющим типологическим признаком личности является присутствие на всех ее уровнях определённого эмоционально-динамического паттерна с одной или несколькими веду-щими тенденциями.

Ведущая тенденция в русле данной парадигмы представляет со­бой устойчивое, стерж-невое свойство личности, уходящее корнями в тип высшей нервной деятельности, в консти-туционально заданные свойства нервной системы и придающее индивидуальную окраску стилю переживания, мышления, межличностного поведения, определяющее основную нап-равленность и силу мотивации, тип реакции на стресс и на особенности адаптивных меха-низмов.

Эти устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают определенное русло, ограничивающее количество степеней свободы при формировании более высоких уровней организации личности - социальной направленности, иерархии ценностей, осознаваемой мо­тивации, морально-нравственных ориентиров. Интегративным цент­ром этого конструкта является познание собственного "Я" в кон­тексте социальных отношений.

Эмпирические исследования показали, что в результате психологической травмы наи- более выраженный подъём наблюдается, как правило, по 8-й шкале (индивидуалистично-сть), 6-й (ригидность), 4-й (импульсив­ность), 14-й шкале (адаптивность) у всех людей. В следствии чего пограничным состояние можно рассматривать при следующих показателях Т-баллов:

Т-баллы, средние зна- L F К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 14

чения по шкалам 48 97 34 66 62 61 72 75 77 66 127 68 59 77

В последствии наблюдается патологическое развитие личности (см. схему 3).

 

Схема 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.