Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологическая защита




Типы психопатологического развития личности

 

9. Психоорганические психозы

8.Судорожные эпилепсии

7. Парамнезии

6. Помрачение сознания

(делирий, аменция, сумерки)

экзогенные психозы

5. Кататонические, парафренные (онейроидные),

галлюцинаторно-параноидные,

синдром Кандинского-Клерамбо

4. Паранойяльные, вербальный галлюциноз

3. Невротические, навязчивые, истерические.

деперсонализационные, ипохондрические,

синестопатические

2. Аффективные, депрессивные, маниакальные

1.Эмоционально-гиперестетические расстройства.

 

 

 

Физиологическую защиту мы рассматриваем как физиологическую "цену" деятельности человека, которая нарушается в связи с актуализацией латентных свойств одной из 12 систем в экстремальных условиях. Все системы функционируют в строгой временной последовательности. Коррекция должна быть направлена на «погашение» активности вы-делившейся системы и приведение ее в состояние, не нарушающее взаимодействие с другими системами.

Связь отклоняющегося от нормы поведения с биологическим потенциалом человека не является жестко зак­репленной. Негативные результаты как следствие отклоняющегося поведения часто обусловлены скрытыми (латентными) нарушениями

-соматической,

-эмоциональной,

-волевой,

-интеллектуальной,

-личностной,

-поведенческой регуляции.

Актуализация латентных свойств сомы происходит вследствие деформации психо-логической защиты, как бы открывающей дорогу бо­лее грубым функциональным, струк-турным, метаболическим (биохими­ческим) факторам патогенеза. Этот распад некоторые исследователи считают обязательной предпосылкой возникновения не только функцио-нальных расстройств, но и процессов грубой органической мо­дальности сомы через Lo-cus minoris resistenciae – места наимень­шего сопротивления. Актуализация мест наименьшего сопротивления происходит в пограничном состоянии между нормой и патологией, между здоровьем и болезнью. Пограничное состояние отличается об­ратимостью, продол-жительностью (месяцы, годы, десятилетия), не­четкой клинической симптоматикой.

Отсутствие методов распознавания и прогнозирования погра­ничных состояний при-вело к поиску и использованию в практике ме­тода Y. Nacatani (1950), по которому и опре-деляется место наи­меньшего сопротивления организма. Кроме того, интегративный под­ход к пациенту должен включать в себя исследования мышечной сис­темы как координатора всех биохимических процессов организма и образовательного ценза в "психологической защите".

Все это вместе дает возможность поставить функциональный диагноз пациенту, ко-торый и включает в себя социальную, психоло­гическую и физиологическую модель. Им соответствуют три направ­ления психокоррекции: на социально-психологическом уровне, на психологическом уровне личности, на физиологическом уровне.

Исследование психических функций, процессов, состояний, взятых изолированно, уже не может удовлетворить потребности раз­вивающейся теории (А. Леонтьев, Б. Ломов, В. Кузьмин и др.). Не­обходимость квалифицированной функциональной диагностики и пси­хокоррекции требует преемственности в работе психолога и врача. Область примене-ния усилий психолога:

- это норма и пограничное состояние, в котором личность функционирует с синдром-ом дисгар­монического развития,

а врача:

- патология или болезнь, когда имеет место патологическое развитие личности. Другими словами, должна соблюдаться технологическая цепочка – саморегуляция (нор­ма), психокоррекция (пограничное состояние), психотерапия (пато­логия).

Лекция 12

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА

3-х УРОВНЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Психофизиологический уровень

Определяется необходимостью учёта психофизических особенностей клиента и степени соответствия этих особенностей требованиям конкретной профессиональной деятельности. Особенности условий труда, в которых выполняются функции, порой предъявляют трудно компенсируемые требования к психофизиологическим качествам специалиста. В их основе лежат свойства нервной системы:

сила,

динамичность,

лабильность,

подвижность.

Так, определённые показатели устойчивости, переключаемости внимания, скорости протекания мыслительных процессов, объёма памяти, психомоторики и др. могут явиться противопоказаниями к каким-то видам профессиональной деятельности.

 

Психологический уровень.

Определяется закономерностями познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека, которые проявляются в его деятельности и поведении. Их диагностика позволяет достоверно определить цели, мотивы, потребности, интересы, склонности, способности, черты характера конкретного человека.

 

Социально-психологический уровень.

Определяется закономерностями явлений психики, обусловленными включением че-ловека в различные социальные связи социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.), а также психологическими характеристиками реальной социальной среды межличностные отношения, традиции, конкурентность, сплочённость, психологический климат, обществен-ное мнение, групповое настроение, слухи и др.

Следует иметь в виду, что некоторые показатели нельзя безоговорочно отнести к одному из описанных уровней. Например, выявленная психофизиологическими методика-ми устойчивость внимания может характеризовать наличие этого феномена не только на уровне индивидуальных состояний, но и на уровне свойств психики клиента. Поэтому многие из явлений, изучаемых психологом, могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать как в форме процессов, так и в форме состояний.

Для практического психолога не менее значимо стремление выявлять все уровни процессов и состояний в их неразрывной целостной взаимосвязи и взаимозависимости. В диагностической практике представляет ценность идея Р.С. Немова, в соответствии с ко-торой в таблицу сведены основные параметры творческого потенциала, психических про-цессов и состояний, проявляющихся у человека в процессе его жизни и деятельности. В своей совокупности они создают содержательную характеристику психодиагностического поля, которое должен представлять практический психолог.

Но прежде, чем говорить о самом подходе, актуальным, в данном случае, предлагает-ся вновь вернуться к понятию социализация, с которым мы успели познакомиться в курсе со-циальная психология и в начале данной части курса лекций.

Напомню, что с позиции психолога процесс социализации - это длительный процесс, отличительные черты которого в тех или иных условиях обусловлены регламентацией дея-тельности людей (их социальными ролями), в зависимости от сферы этой деятельности.

Модели реальная (-)I Проективная (+)

I Потенциалы: Комплексы:

С————————I———————— -1-В-выбора 1-внутренних

\ КВУД | КВУД / -2-0-обновления условий деятельности

\—————— | ——————/

\ ЛК I ЛК / -3-П-притязание

\ ————I————/ -4-С-самовыражения 2 -личностный

\ КВне I Квне /

\УД I УД / -5-0-определенности 3-внешних

\I/ -6-Н-напряженности условий деятельности

|

Рис.3. Социально-психологический уровень защиты (С).

КВУД - комплекс внутренних условий деятельности.

ЛК - личностный комплекс.

КВнеУД - комплекс внешних условий деятельности.

 

Недостаток "силы" воздействия компенси­руется характером сигнала (изменение ро-левого статуса, самооценки) – имеет место информационный тип воз­действия на слож-ную систему, которой является организм.

Одним из наиболее известных и изученных влияний такого рода является механизм резонанса, усиление определенных параметров системы при действии строго определен-ных сигналов. Резонирующие структуры проявляются в регуляторных ритмах мозга, мес-тных про­цессах саморегуляции органов (изменение ролевого статуса, самооценки).

Для резонансного типа влияния нет нижнего порога. Даже ми­нимальные сигналы, от-вечающие оптимальной области реагирования дают выраженное изменение той или иной характеристики, функции системы (А.А. Подколзин, В.И. Донцов, 1995; И.И. Блехман, 1981; Э.Н. Чирков. 1987).

Психологический уровень защиты обеспечивает обработку поступающей информа-ции при постоянном уровне напряжения. Принципы: постоянства, заимствованный Фрей-дом у Фехнера, и удовольствия-неудовольствия (Freud,1911, 1917) – рассматриваются как психо­логические концепты, аналогичные физиологическому понятию гомеостаза Кенно-на, т.е. они предполагают наличие запрограммированной инстинктивной тенденции под-держивать психологическое напряжение на оптимальном уровне.

Мы выделяем их семь – семь типов психологических защит, или семь резонирующих структур. Человеку от момента рождения и на протяжении всей его жизни присущ один ведущий тип защиты, ос­тальные занимают определенное место, составляя иерархию типов. Тип защиты по активности может находиться в трех энергоинформа­ционных состояниях: активном, переменном и ингибированном (угне­тённом), как это показано на рис.2.

 

П—————————I————————— -1- СК – Н5 (сверхконтроль)

\ А А / -2 - ПО – Ма (пессимистичность)

\——————1——————/ -3 - ЭЛ – Ну (эмоциональная лабильность)

\ П П / -4 - Им – Рй (импульсивность)

\————I————/ -5 - Р – Ра (ригидность)

\ И I И / -6 -Т – Р1 (тревожность)

\ / -7 -Ин – Зс (индивидуалистичность)

\I/

Рис. 2. Типы психологических защит (П).

А - энергоинформационная активация.

П - переменное состояние.

И - энергоинформационная ингибиция.

 

Тип психологической защиты понимается как путь прохождения информации через подкорковые и корковые образования головного мозга. Темперамент личности способс-твует ускорению или замедле­нию прохождения информации. При перенапряжении в экстремальных условиях информация избыточна и тип защиты реорганизуется сначала в синдром дисгармонического развития, а затем в патологическое развитие личности. При этом истерия даёт патологию взаимоот­ношений в системе лобная кора - гиопталамус, психастению - де­фект лобных отделов коры и т.д. (Т.И. Иванова, Н.И. Гире, 1992).

Физиологический уровень – это состояние органов и систем, поставляющих энергию который отражается прежде всего на функци­онировании коры головного мозга. Проведенными исследованиями фи­зиологического уровня (В.И. Серов, 1995) установле-но, что в ответ на воздействие экстремальных условий внешней среды кора головно­го мозга, принимающая наиболее активное участие в обработке пос­тупающей информации и наиболее чувствительная к недостатку кис­лорода, у разных испытуемых по-разному насыщается кислородом, что является индикатором ее активности. Так, в 20% случаев насы­щение ее резко возрастало, в 28% - находилось на постоянном уровне, в 32% - снижалось и в 20% - сильно ограничивалось. Исхо­дя из функционально-метаболической активации-ингибиции в состоя­нии КГМ. определяются и три направления в психокоррек-ционной ра­боте, а именно: стимулирующее или мобилизующее воздействие при сущест-венном ограничении в снабжении КГМ кислородом (эмоциональ­но-волевой тренинг), ре-лаксирующее при увеличении (аутогенная, тренировка) и психокорректирующее воздейс-твие при нормальном и сниженном обеспечении ее кислородом. Эти экспериментальные дан­ные легли в основу предлагаемых трех направлений психологическо­го воздействия, включающих

в части I - корректирующие методики,

в части 2 - активирующие и релаксирующие.

Три уровня энергоинформационной активации, перемены и ингибиции соотносятся с четырьмя группами испытуемых по чувствитель­ности коры головного мозга к кислороду в следующей зависимости. Напомним, что:

-первая группа обладает сверхчувствительностью к кислороду,

-вторая - нормальной,

-третья - пониженной,

-четвертая - очень низкой чувствительностью.

Исходя из этого:

-первая группа относится к активации и соответствует "функции" на физиологичес­ком уровне,

-вторая и третья к перемене и "метаболизму",

-четвер­тая к ингибиции и "структуре" (рис.3).

По своей значимости "функция", "структура" и "метаболизм" являются интегратора-ми регуляторных ритмов мозга и местных процессов саморегуляции органов.

Lokus minoris resistenciae

Ф———————— I ———————— 1- Lu (легкие)

\ Ф I Ф / -2- Li (толстый кишечник)

\——————I——————/ -3- St (желудок)

\ С I С / -4- Зр (селезенка-поджелудочная)

\————I——— / -5- НЬ (сердце)

\ М I М / -6- Si (тонкий кишечник)

\ I / -7- Вl (мочевой пузырь)

\ I / -8- К (почки)

I -9- Hk (перикард)

-10- ТН (тройной обогреватель)

-11- GВ (желчный пузырь)

-12- Liv (печень)

-13- Gv (заднесрединный)

-14- Сv (переднесрединный)

Рис. 3. Физиологический уровень защиты (Ф).

 

Ф - функция (время регуляции 2-6, 14-18 ч).

С - структура (6-10, 18-22 ч).

М - метаболизм (10-14, 22-2 ч),

При рассмотрении вопроса о влиянии физиологического уровня на психологический можно привести данные психоаналитической ли­тературы, в которой показано, что:

- депрес­сивные – пациенты фиксиро­ванына оральном,

- истерические – на фаллическом уровне,

- а обсессивные – на анальном, (Ч. Райкрофт, 1995).

 

Отсюда следует, что в классическом психоанализе имело место рассмотрение физио-логичес­ких процессов.

 

Схема перехода личности в патопсихологическое состояние

 

При экзо- или эндогенных влияниях, нарушения в деятельности органов и систем, нарушения психики вызваны изменениями в деятельности головного мозга. Во всех слу-чаях общий механизм возникающих изменений психики при кризисных состояниях одинаков (В.Н. Волков, 1979).

1. Идеальное здоровье – в основном функционирует на социаль­ном уровне. При изменении социального статуса саморегуляция либо не включена, либо не вы­держивает внешнего воздействия, и личность переходит в погранич­ное состояние между здоровьем и болезнью: личность вменяема, но находится в патопсихологическом состоянии.

2. Предболезнь – это патопсихологическое состояние личнос­ти, которое проявляется семью синдромами дисгармонического раз­вития:

-сверхконтролем,

-оптимистичностью-пессимистичностью,

-эмо­циональной лабильностью,

-импульсивностью,

-ригидностью,

-тревож­ностью,

-индивидуалистичностью.

Гипотетическая схема входа личности

в патопсихологическое состояние и её вывод.

 

(внешнее воздействие) ВВ

 

(внутренняя инициация) ВИ

 

(психологическая травма) ПТ

 

С (социальная защита)

(психологическая защита) ПЗ---------------П-- (психологическая защита)

Ф (физиологическая защита)

На данном этапе включается

психокоррекция - процедура СР ----------- (саморазрушение – патологи-

покаяния для перевода ческое развитие личности)

саморазрушения личности П

в самосозидание

(покаяние - катарсис: СС ----------- (самосозидание - творческое

очищение помыслов, наружное развитие личности)

телесное или внутреннее)

 

(результаты деятельности) РД

 

3.Болезнь (невроз, психоз) – саморазрушение личности происходит при деформации со-циального, затем психологического и, наконец, физиологического уровня защиты. При разрушении физиологического уровня защиты наступает смерть.

 

Этапы творческого и патологического развития личности

 

Понятия психической болезни представлены в литературе главным образом в виде "моделей". Различаются, например:

-так называемая медицинская модель;

-психосоциальная модель;

-биопсихологическая модель;

-многофакторная модель;

-индивидуальные и системные понятия;

-психоаналитическая модель;

-кризисная модель.

В основе этих моделей лежит неоправданное распространение на все или большин-ство психических заболеваний частного механиз­ма формирования нарушений (H. Remsch-midt, 1994; 1988). Каждая из них может быть с успехом применена в одних областях пси-хопатоло­гии, но не работает в других, например, в психологии, в социоло­гии.

Мы выделяем социопсихофизиологическую модель, функциониро­вание которой мо-жет быть рассмотрено через три стадии.

 

Схема патологического развития личности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.