КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физиологическая защита
Типы психопатологического развития личности
9. Психоорганические психозы 8.Судорожные эпилепсии 7. Парамнезии 6. Помрачение сознания (делирий, аменция, сумерки) экзогенные психозы 5. Кататонические, парафренные (онейроидные), галлюцинаторно-параноидные, синдром Кандинского-Клерамбо 4. Паранойяльные, вербальный галлюциноз 3. Невротические, навязчивые, истерические. деперсонализационные, ипохондрические, синестопатические 2. Аффективные, депрессивные, маниакальные 1.Эмоционально-гиперестетические расстройства.
Физиологическую защиту мы рассматриваем как физиологическую "цену" деятельности человека, которая нарушается в связи с актуализацией латентных свойств одной из 12 систем в экстремальных условиях. Все системы функционируют в строгой временной последовательности. Коррекция должна быть направлена на «погашение» активности вы-делившейся системы и приведение ее в состояние, не нарушающее взаимодействие с другими системами. Связь отклоняющегося от нормы поведения с биологическим потенциалом человека не является жестко закрепленной. Негативные результаты как следствие отклоняющегося поведения часто обусловлены скрытыми (латентными) нарушениями -соматической, -эмоциональной, -волевой, -интеллектуальной, -личностной, -поведенческой регуляции. Актуализация латентных свойств сомы происходит вследствие деформации психо-логической защиты, как бы открывающей дорогу более грубым функциональным, струк-турным, метаболическим (биохимическим) факторам патогенеза. Этот распад некоторые исследователи считают обязательной предпосылкой возникновения не только функцио-нальных расстройств, но и процессов грубой органической модальности сомы через Lo-cus minoris resistenciae – места наименьшего сопротивления. Актуализация мест наименьшего сопротивления происходит в пограничном состоянии между нормой и патологией, между здоровьем и болезнью. Пограничное состояние отличается обратимостью, продол-жительностью (месяцы, годы, десятилетия), нечеткой клинической симптоматикой. Отсутствие методов распознавания и прогнозирования пограничных состояний при-вело к поиску и использованию в практике метода Y. Nacatani (1950), по которому и опре-деляется место наименьшего сопротивления организма. Кроме того, интегративный подход к пациенту должен включать в себя исследования мышечной системы как координатора всех биохимических процессов организма и образовательного ценза в "психологической защите". Все это вместе дает возможность поставить функциональный диагноз пациенту, ко-торый и включает в себя социальную, психологическую и физиологическую модель. Им соответствуют три направления психокоррекции: на социально-психологическом уровне, на психологическом уровне личности, на физиологическом уровне. Исследование психических функций, процессов, состояний, взятых изолированно, уже не может удовлетворить потребности развивающейся теории (А. Леонтьев, Б. Ломов, В. Кузьмин и др.). Необходимость квалифицированной функциональной диагностики и психокоррекции требует преемственности в работе психолога и врача. Область примене-ния усилий психолога: - это норма и пограничное состояние, в котором личность функционирует с синдром-ом дисгармонического развития, а врача: - патология или болезнь, когда имеет место патологическое развитие личности. Другими словами, должна соблюдаться технологическая цепочка – саморегуляция (норма), психокоррекция (пограничное состояние), психотерапия (патология). Лекция 12
ПСИХОДИАГНОСТИКА 3-х УРОВНЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Психофизиологический уровень Определяется необходимостью учёта психофизических особенностей клиента и степени соответствия этих особенностей требованиям конкретной профессиональной деятельности. Особенности условий труда, в которых выполняются функции, порой предъявляют трудно компенсируемые требования к психофизиологическим качествам специалиста. В их основе лежат свойства нервной системы: сила, динамичность, лабильность, подвижность. Так, определённые показатели устойчивости, переключаемости внимания, скорости протекания мыслительных процессов, объёма памяти, психомоторики и др. могут явиться противопоказаниями к каким-то видам профессиональной деятельности.
Психологический уровень. Определяется закономерностями познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека, которые проявляются в его деятельности и поведении. Их диагностика позволяет достоверно определить цели, мотивы, потребности, интересы, склонности, способности, черты характера конкретного человека.
Социально-психологический уровень. Определяется закономерностями явлений психики, обусловленными включением че-ловека в различные социальные связи социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.), а также психологическими характеристиками реальной социальной среды межличностные отношения, традиции, конкурентность, сплочённость, психологический климат, обществен-ное мнение, групповое настроение, слухи и др. Следует иметь в виду, что некоторые показатели нельзя безоговорочно отнести к одному из описанных уровней. Например, выявленная психофизиологическими методика-ми устойчивость внимания может характеризовать наличие этого феномена не только на уровне индивидуальных состояний, но и на уровне свойств психики клиента. Поэтому многие из явлений, изучаемых психологом, могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать как в форме процессов, так и в форме состояний. Для практического психолога не менее значимо стремление выявлять все уровни процессов и состояний в их неразрывной целостной взаимосвязи и взаимозависимости. В диагностической практике представляет ценность идея Р.С. Немова, в соответствии с ко-торой в таблицу сведены основные параметры творческого потенциала, психических про-цессов и состояний, проявляющихся у человека в процессе его жизни и деятельности. В своей совокупности они создают содержательную характеристику психодиагностического поля, которое должен представлять практический психолог. Но прежде, чем говорить о самом подходе, актуальным, в данном случае, предлагает-ся вновь вернуться к понятию социализация, с которым мы успели познакомиться в курсе со-циальная психология и в начале данной части курса лекций. Напомню, что с позиции психолога процесс социализации - это длительный процесс, отличительные черты которого в тех или иных условиях обусловлены регламентацией дея-тельности людей (их социальными ролями), в зависимости от сферы этой деятельности. Модели реальная (-)I Проективная (+) I Потенциалы: Комплексы: С————————I———————— -1-В-выбора 1-внутренних \ КВУД | КВУД / -2-0-обновления условий деятельности \—————— | ——————/ \ ЛК I ЛК / -3-П-притязание \ ————I————/ -4-С-самовыражения 2 -личностный \ КВне I Квне / \УД I УД / -5-0-определенности 3-внешних \I/ -6-Н-напряженности условий деятельности | Рис.3. Социально-психологический уровень защиты (С). КВУД - комплекс внутренних условий деятельности. ЛК - личностный комплекс. КВнеУД - комплекс внешних условий деятельности.
Недостаток "силы" воздействия компенсируется характером сигнала (изменение ро-левого статуса, самооценки) – имеет место информационный тип воздействия на слож-ную систему, которой является организм. Одним из наиболее известных и изученных влияний такого рода является механизм резонанса, усиление определенных параметров системы при действии строго определен-ных сигналов. Резонирующие структуры проявляются в регуляторных ритмах мозга, мес-тных процессах саморегуляции органов (изменение ролевого статуса, самооценки). Для резонансного типа влияния нет нижнего порога. Даже минимальные сигналы, от-вечающие оптимальной области реагирования дают выраженное изменение той или иной характеристики, функции системы (А.А. Подколзин, В.И. Донцов, 1995; И.И. Блехман, 1981; Э.Н. Чирков. 1987). Психологический уровень защиты обеспечивает обработку поступающей информа-ции при постоянном уровне напряжения. Принципы: постоянства, заимствованный Фрей-дом у Фехнера, и удовольствия-неудовольствия (Freud,1911, 1917) – рассматриваются как психологические концепты, аналогичные физиологическому понятию гомеостаза Кенно-на, т.е. они предполагают наличие запрограммированной инстинктивной тенденции под-держивать психологическое напряжение на оптимальном уровне. Мы выделяем их семь – семь типов психологических защит, или семь резонирующих структур. Человеку от момента рождения и на протяжении всей его жизни присущ один ведущий тип защиты, остальные занимают определенное место, составляя иерархию типов. Тип защиты по активности может находиться в трех энергоинформационных состояниях: активном, переменном и ингибированном (угнетённом), как это показано на рис.2.
П—————————I————————— -1- СК – Н5 (сверхконтроль) \ А А / -2 - ПО – Ма (пессимистичность) \——————1——————/ -3 - ЭЛ – Ну (эмоциональная лабильность) \ П П / -4 - Им – Рй (импульсивность) \————I————/ -5 - Р – Ра (ригидность) \ И I И / -6 -Т – Р1 (тревожность) \ / -7 -Ин – Зс (индивидуалистичность) \I/ Рис. 2. Типы психологических защит (П). А - энергоинформационная активация. П - переменное состояние. И - энергоинформационная ингибиция.
Тип психологической защиты понимается как путь прохождения информации через подкорковые и корковые образования головного мозга. Темперамент личности способс-твует ускорению или замедлению прохождения информации. При перенапряжении в экстремальных условиях информация избыточна и тип защиты реорганизуется сначала в синдром дисгармонического развития, а затем в патологическое развитие личности. При этом истерия даёт патологию взаимоотношений в системе лобная кора - гиопталамус, психастению - дефект лобных отделов коры и т.д. (Т.И. Иванова, Н.И. Гире, 1992). Физиологический уровень – это состояние органов и систем, поставляющих энергию который отражается прежде всего на функционировании коры головного мозга. Проведенными исследованиями физиологического уровня (В.И. Серов, 1995) установле-но, что в ответ на воздействие экстремальных условий внешней среды кора головного мозга, принимающая наиболее активное участие в обработке поступающей информации и наиболее чувствительная к недостатку кислорода, у разных испытуемых по-разному насыщается кислородом, что является индикатором ее активности. Так, в 20% случаев насыщение ее резко возрастало, в 28% - находилось на постоянном уровне, в 32% - снижалось и в 20% - сильно ограничивалось. Исходя из функционально-метаболической активации-ингибиции в состоянии КГМ. определяются и три направления в психокоррек-ционной работе, а именно: стимулирующее или мобилизующее воздействие при сущест-венном ограничении в снабжении КГМ кислородом (эмоционально-волевой тренинг), ре-лаксирующее при увеличении (аутогенная, тренировка) и психокорректирующее воздейс-твие при нормальном и сниженном обеспечении ее кислородом. Эти экспериментальные данные легли в основу предлагаемых трех направлений психологического воздействия, включающих в части I - корректирующие методики, в части 2 - активирующие и релаксирующие. Три уровня энергоинформационной активации, перемены и ингибиции соотносятся с четырьмя группами испытуемых по чувствительности коры головного мозга к кислороду в следующей зависимости. Напомним, что: -первая группа обладает сверхчувствительностью к кислороду, -вторая - нормальной, -третья - пониженной, -четвертая - очень низкой чувствительностью. Исходя из этого: -первая группа относится к активации и соответствует "функции" на физиологическом уровне, -вторая и третья к перемене и "метаболизму", -четвертая к ингибиции и "структуре" (рис.3). По своей значимости "функция", "структура" и "метаболизм" являются интегратора-ми регуляторных ритмов мозга и местных процессов саморегуляции органов. Lokus minoris resistenciae Ф———————— I ———————— 1- Lu (легкие) \ Ф I Ф / -2- Li (толстый кишечник) \——————I——————/ -3- St (желудок) \ С I С / -4- Зр (селезенка-поджелудочная) \————I——— / -5- НЬ (сердце) \ М I М / -6- Si (тонкий кишечник) \ I / -7- Вl (мочевой пузырь) \ I / -8- К (почки) I -9- Hk (перикард) -10- ТН (тройной обогреватель) -11- GВ (желчный пузырь) -12- Liv (печень) -13- Gv (заднесрединный) -14- Сv (переднесрединный) Рис. 3. Физиологический уровень защиты (Ф).
Ф - функция (время регуляции 2-6, 14-18 ч). С - структура (6-10, 18-22 ч). М - метаболизм (10-14, 22-2 ч), При рассмотрении вопроса о влиянии физиологического уровня на психологический можно привести данные психоаналитической литературы, в которой показано, что: - депрессивные – пациенты фиксированына оральном, - истерические – на фаллическом уровне, - а обсессивные – на анальном, (Ч. Райкрофт, 1995).
Отсюда следует, что в классическом психоанализе имело место рассмотрение физио-логических процессов.
Схема перехода личности в патопсихологическое состояние
При экзо- или эндогенных влияниях, нарушения в деятельности органов и систем, нарушения психики вызваны изменениями в деятельности головного мозга. Во всех слу-чаях общий механизм возникающих изменений психики при кризисных состояниях одинаков (В.Н. Волков, 1979). 1. Идеальное здоровье – в основном функционирует на социальном уровне. При изменении социального статуса саморегуляция либо не включена, либо не выдерживает внешнего воздействия, и личность переходит в пограничное состояние между здоровьем и болезнью: личность вменяема, но находится в патопсихологическом состоянии. 2. Предболезнь – это патопсихологическое состояние личности, которое проявляется семью синдромами дисгармонического развития: -сверхконтролем, -оптимистичностью-пессимистичностью, -эмоциональной лабильностью, -импульсивностью, -ригидностью, -тревожностью, -индивидуалистичностью. Гипотетическая схема входа личности в патопсихологическое состояние и её вывод.
(внешнее воздействие) ВВ
(внутренняя инициация) ВИ
(психологическая травма) ПТ
С (социальная защита) (психологическая защита) ПЗ---------------П-- (психологическая защита) Ф (физиологическая защита) На данном этапе включается психокоррекция - процедура СР ----------- (саморазрушение – патологи- покаяния для перевода ческое развитие личности) саморазрушения личности П в самосозидание (покаяние - катарсис: СС ----------- (самосозидание - творческое очищение помыслов, наружное развитие личности) телесное или внутреннее)
(результаты деятельности) РД
3.Болезнь (невроз, психоз) – саморазрушение личности происходит при деформации со-циального, затем психологического и, наконец, физиологического уровня защиты. При разрушении физиологического уровня защиты наступает смерть.
Этапы творческого и патологического развития личности
Понятия психической болезни представлены в литературе главным образом в виде "моделей". Различаются, например: -так называемая медицинская модель; -психосоциальная модель; -биопсихологическая модель; -многофакторная модель; -индивидуальные и системные понятия; -психоаналитическая модель; -кризисная модель. В основе этих моделей лежит неоправданное распространение на все или большин-ство психических заболеваний частного механизма формирования нарушений (H. Remsch-midt, 1994; 1988). Каждая из них может быть с успехом применена в одних областях пси-хопатологии, но не работает в других, например, в психологии, в социологии. Мы выделяем социопсихофизиологическую модель, функционирование которой мо-жет быть рассмотрено через три стадии.
Схема патологического развития личности
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |