Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От соотношения реальной и проективной модели




Зависимость социальной защиты человека

 

Социальная защита человека зависит от соотношения реальной и проективной модели, т.е. от роли, которую ему приходится играть в силу обстоятельств и которую он хотел бы играть. Именно здесь существует напряжение, которое, в конечном счете и «ломает» социальную защиту через, т.н. Locus minor is resisnenciae (места наименьшего сопротивле-ния: на уровне социальной защиты – «свобода-несвобода» личности, приводящая в случае «свобода» к творческому, «несвобода» к патологическому развитию личности) выводя ее на второй уровень защиты - психоло­гический.

В свою очередь, как реальная, так и проективная модель состоит из трёх комплексов:

внутренних условий деятельности - творчество личности с потенциалами выбора и обновления – внутреннее, духовное творческое богатство индивида; мера реализованности его индивидуальной неповторимости в деятельности.

личност­ного комплекса с потенциалами признания и самовыражения – прямолиней-ная ориентированность, или обращённость к личности, к её самосознанию, самооценке, их положительная реализация в коллективе. Следовательно, это оптимальное психическое состояние в связи с удовлетворением потребностей личности;

ЛИЧНОСТЬ (Л) – 1. Текущее состояние социальной, психологической и физиологичес-кой защит в деятельности. 2. Индивидуальность, уникальность; организованная система от-ношений и преддиспозиций поведения, с помощью которых строятся взаимоотношения с ок-ружающими; 3. Индивидуум с особыми личными качествами;

внешних условий деятельности с потенциалами определенности и напряжен­ности – напряжённость и определённость заданной из вне деятельности.

 

Психологу-практику необходимо выделять наиболее неразвитый комплекс, а в нём потенциал, который следует более детально ана­лизировать.

Это подтверждается данными исследования, проведённого нами в 2000 году в КГТУ ме-тодикой исследования социально-психологического климата коллектива среди студентов дневного и вечернего отделений (Б.Д. Парыгин, 1985). На схеме 1 левая часть рисунка предс-тавляет реальную мо­дель (РМ), правая - проективную модель (ПМ); ЛК - личностный ком-плекс, КВнуУД - комплекс внутренних условий деятельности, КВнеУД – комплекс внеш-них условий деятельности.

Схема 1

Юноши Девушки

РМ ПМ РМ ПМ

ЛК ЛК   ЛК ЛК
КВнеУД КВнеУД   КВнеУД КВнуУД
КВнуУД КВнуУД   КВнуУД КВнеУД

 

Как мы видим, эти модели мало чем отличаются друг от друга. Различие заключается в том, что в проективной модели у девушек на втором месте находится комплекс внутренних условий деятельности. Разница между реальной и проективной моделями более выражена у девушек (117/163 стенов), чем у юношей (96/107), что связано с большими компен-саторными возможностями девушек в связи с более молодым возрастом. Данные взяты по группе.

Напряжение в соотношении реальной и проективной моделей обусловливает «слом» деформацию личности в результате неоправданных надежд, полученной в прошлом психоло-гической травмы, перенапряжения, усталости.

Будущее характеризуется ухудшением и выравниванием моделей. Условия современной жизни таковы, что социум с предъявляемыми к молодёжи запросами всё чаще не оправдыва-ет те надежды, которые она испытывает в нём, а эти факторы, в свою очередь оказывают ма-ксимальное давление на потенциалы выбора, об­новления, напряженности у юношей и на по-тенциалы выбора, определенности, обновления у девушек для реальных моделей.

Задача психодиагноста «предупредить», а в последствии:

во-первых, спрогнозировав не допустить выхода лич­ности за пределы психического здоровья в пограничное состояние:

во-вторых, разбудить её позитивные склонности, возможности духовного и профессио-нального роста, помочь построить планы и перспективы на будущее, что в целом сохранит человека для общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.