Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения речи, встречающиеся во врачебной практике 1 страница




Доминантность полушария и ее взаимосвязь с речью и определением ведущей руки

 

Доминантным полушарием называют то, которое контролирует деятель­ность глаза, руки и ноги, выполняющих наиболее сложные, комплексные дви­жения. Подобное преимущество у одних людей более выражено, чем у других. Определение ведущих руки, ноги и глаза зависит от наследственных и анатоми­ческих факторов, а частично и приобретается с опытом. Более 90% людей вла­деют правой рукой лучше, чем левой, т. е. являются правшами. Леворукость может быть наследственной или возникает в результате поражения левого полушария головного мозга в раннем возрасте. Право-леворукость и доминантность полушария могут и не проявляться у некоторых лиц и в некоторых семьях.

Между доминантным и субдоминантным полушарием существуют опреде­ленные структурные различия. Planum temporale, часть речевой зоны Вернике, у правшей занимает большую площадь в левом полушарии, чем у левшей. Мно­гие дети в раннем возрасте становятся из левшей правшами (переученные левши), так как жить левше в мире правшей довольно затруднительно. Почти у всех правшей при поражении левого полушария возникают расстройства речи. При поражениях левого полушария у левшей также возникают нарушения речи, это означает, что доминантность полушария может быть не одинаковой для разных функций.

 

 

Расстройства речи можно разделить на 4 категории:

1. Афазией называют состояние, при котором возникает в основном потеря продуктивной речи и/или понимания обращенной речи. Она возникает вслед­ствие приобретенных поражений головного мозга. Чаще возникает менее выра­женное расстройство, называемое дисфазией.

2. Дизартрией называют дефект артикуляции. Это расстройство бывает обусловлено двигательными нарушениями мышц, участвующих в артикуляции, при сохранности психической деятельности; она может быть следствием вялого или спастического паралича, ригидности, заикания или атаксии.

3. Афонией или дисфонией называют потерю голоса, наступившую вследствие поражения гортани или ее иннервации.

4. Расстройства речи возникают при заболеваниях, приводящих к делирию или деменции (см. гл. 23). Речевая продукция нарушается редко, а расстройство речи является частью общего ухудшения деятельности головного мозга.

Афазия или дисфазня. Большинство поражений, приводящих к афазии, затрагивает область, окружающую сильвиеву борозду (лобную, височную и теменную) доминантного полушария, т. е. левую сторону у правшей. Локализа­ция поражения может быть установлена с помощью компьютерно-томографического (КТ) или магнитно-резонансного (МРИ) методов исследования.

Поражения поверхностного серого вещества головного мозга приводят к более значительному неврологическому дефициту, чем поражения белого веще­ства: опухоли, расположенные преимущественно в белом веществе, обычно достигают значительных размеров, прежде чем возникнут расстройства речи.

Инфаркты или травматические повреждения, при которых очаг поражения имеет диаметр 1 см и более, приводят к временному неврологическому рече­вому дефициту, который сглаживается до функционально незначимого состоя­ния в течение нескольких недель или месяцев.

Расстройства речи при острых поражениях наиболее выраженными бывают в острой стадии. Во всех случаях, за исключением обширных сосудистых пора­жений, улучшение наступает в течение нескольких недель или месяцев, однако при опухолях отмечают постепенное нарастание симптоматики. Более сущест­венную роль в возникновении нарушений речи играет локализация поражения; а не его размер. Локализация очага определяет качественные признаки рас­стройства, а размер — выраженность симптоматики. Более того, нарушения спо­собности говорить преобладают при небольших очагах, а более глубокие рас­стройства речи присоединяются к ним при более обширных очагах.

При поражениях, локализующихся кпереди от сильвиевой борозды, нару­шается преимущественно произношение в диапазоне от мутизма, нарушений артикуляции с затруднением перехода от слога к слогу до расстройств пост­роения, интонационной окраски и мелодичности речи. Поражение задних отде­лов приводит к неправильному расположению губ, языка и других образова­ний ротоглотки и ошибкам в произнесении некоторых беспорядочно возникаю­щих слогов. Поражения образований, расположенных кзади от сильвиевой борозды, включая височную долю и ее слуховую извилину, проявляются в виде расстройства понимания произносимых слов, приводят к неправильному повто­рению речевых звуков.

Сочетание расстройств способности говорить и понимать речь в меньшей степени связано с поражением определенных образований. По морфологиче­ским признакам расстройства речи можно разделить на две большие группы. Обширные поражения передних отделов, включая большую часть лобной по­крышки (ту область, которая располагается под островком) и сам островок, приводят к аграмматизму, характеризующемуся сокращением структуры пред­ложения, отсутствием большинства односложных слов и сохранением слов, обеспечивающих преимущественно предикативные, восклицательные и субстан­тивные функции. Больной может произнести лишь «эй», «нет», «хеллоу» или использовать простые существительные, например мяч, верх, ключ. При обшир­ных поражениях образований, лежащих кзади от сильвиевой борозды, возни­кает почти противоположная симптоматика с путанием простых элементов речи или их заменой, при которой высказанное лишь приблизительно напоминает желаемое (парафазии). Эти ошибки могут заключаться в неправильном произ­ношении (литеральные парафазии) или ошибочном подборе слов (вербальные парафазии). Вербальные парафазии могут проявляться в замене нужного слова сходными звуками или близкими по звучанию словами (формальные вербаль­ные парафазии), например «сток» (stock—ствол) вместо «стоп» (stop), или сходство значения (семантические вербальные парафазии), например «слоу» (slow—медленный) вместо «стоп» (stop—задержка). В обоих случаях проис­ходит нарушение понимания устной и письменной речи.

Поражения, расположенные на значительном расстоянии от сильвиевой борозды, не вызывают подобных расстройств или приводят к вторичным нару­шениям речи. Примером последнего может служить поражение передних отделов лобных долей, особенно в средней доле и глазничной части, при котором ухуд­шаются все виды двигательной активности и часто возникает потеря внимания и восприимчивости (абулия), что напоминает состояние акинетического мутизма (см. гл. 21). Речь бывает лаконичной, с долгими паузами между высказы­ваниями, отмечается неспособность вести монолог и рассказывать о чем-либо подробно. При обширных очагах в затылочной области нарушается процесс чтения и снижается использование всех зрительных лексических стимулов. При поражении зрительного бугра и глубоких отделов головного мозга меняется уро­вень настороженности и периодически возникают состояния невнимательности и дезориентации, что приводит к фрагментации слов (неологизмы) и фраз, а также к длительному неконтролируемому разговору (логорея). Мощная стимуляция вызывает мгновенное повышение уровня настороженности и бодрствования, что свидетельствует о сохранности механизмов речи.

Субдоминантное полушарие контролирует двигательные реакции подража­ния, социальное предвидение (улыбка, пожатие руки) и самообслуживание (умывание, прием пищи); изменения поведения в ответ на надпороговые раздра­жения; способность к зрительному согласованию текста и рисунков. Из этого следует, что тексты, выявляющие эти особенности поведения, не свидетель­ствуют о функциях доминантного полушария.

Считают, что поражение лобных (Моторных) зон обычно приводит к воз­никновению синдромов, не зависящих от таковых при поражении задних (сен­сорных) зон. Дисфазии можно разделить на моторную (Брока) и сенсорную (Вернике), а затем, исходя из локализации поражения, можно выделить суб­кортикальную, кортикальную и транскортикальную дисфазии. Полагают, что при субкортикальном поражении прерываются основные афферентные или эффе­рентные проекции коркового центра; при кортикальных поражениях поврежда­ются сами центры; при транскортикальных возникает изоляция речевых зон друг от друга, т. е. разновидность проводниковой афазии, или от других облас­тей головного мозга, связанных с речью. Эти основные положения составляют классификацию афазий, однако не являются достаточными для установления локализации и размера поражения.

Типы афазий. Расстроства произношения и речи могут возникать вследствие различных патологических состояний. Существующие в настоящее время клас­сификации речевых расстройств основывались на доминирующей форме нару­шения речи, предполагаемых физиологических и психологических особенно­стях, локализации поражения. Классификация, приведенная в данной главе, составлена на основании уровня поражения и клинических проявлений (табл. 22.1). При правильном лечении больных прогноз благоприятный. Кроме того, афазии можно подразделять на отдельные виды, в зависимости от выра­женности изменений речевой продукции и плавности речи. Афазии без нару­шения плавности речи характеризуются хорошей артикуляцией и практически нормальным ритмом и плавностью, хотя и имеются трудности с пониманием значений слов. Подобные расстройства обычно возникают при поражении те­менной или височной долей доминантного полушария. Афазии с нарушением плавности речи характеризуются медленным неправильным произношением слов и предложений. Поражение обычно локализуется в лобной доле доминантного полушария.

Полная (тотальная) афазия. Полную, или тотальную, афазию вызывает повреждение значительных участков речевых зон доминантного полу­шария, что приводит к максимальному расстройству речи с очень незначитель­ными шансами на улучшение. Наиболее часто подобная симптоматика появ­ляется при инфарктах мозга, возникших вследствие окклюзии левой внутренней или средней мозговой артерий в устье, а также при обширных кровоизлияниях, опухолях, травмах. В редких случаях, когда восстановление речи наступает достаточно быстро, основной причиной речевых нарушений являются преходящая ишемия, обусловленная эмболией с быстрым лизисом сгустка, а также посттрав­матический отек или паралич, возникающий после эпилептического припадка. Иногда при существующем старом очаге поражения временный рецидив афазии может возникнуть при гипертермии, инфекционном заболевании или гипонатриемии.

Большинство больных с тотальной афазией могут в лучшем случае произ­нести несколько слов; они не могут читать и писать; из речи окружающих пони­мают только некоторые слова и предложения. Сопутствующая симптоматика обычно включает правосторонние гемиплегию, гемигипестезию и гомонимную гемианопсию. Уровень бодрствования может варьировать от ясного сознания до сопора. Бодрствующий больной может с помощью жестов участвовать в общих выражениях приветствия, проявлять реакции скромности и самосохранения, способен обслуживать себя. Раннее появление четко произносимых стереотипных слов, например «эй» (hi) и «да» (yes), часто является ложным обнадеживаю­щим признаком, отражающим расторможенную активность правого полушария. Со временем может появиться некоторое понимание разговорной речи, иногда больной произносит некоторые слова.

Афазия Брока (основная моторная афазия). Этим термином назы­вают сложный синдром, характеризующийся нарушением двигательных аспек­тов устной и письменной речи в сочетании с аграмматизмом, и менее четким ухудшением понимания речи. Раньше полагали, что данный вид афазии возни­кает при ограниченном поражении нижней лобной извилины (зоны Брока), однако синдром развивается в результате обширного поражения, охватываю­щего корковые и подкорковые образования, расположенные кпереди и кверху от сильвиевой щели и в островке. Эта область может не очень хорошо визуализироваться при КТ вследствие того, что дефект ткани мозга может сливаться с сильвиевой бороздой.

 

 

Таблица 22.1. Классификация афазий

 

    Локализация поражений Клинические проявления Этиология Сопутствующая симпто­матика
Большие синдромы
Тотальная афазия Обширное поражение лобной, теменной и верхней височной долей доминантного полуша­рия Речь практически от­сутствует, нарушение плавности речи, плохое понимание устной и письменной речи Инфаркт в бассейне внутренней сонной или средней мозговой арте­рий, травма, опухоль Гемиплегия, гемигип-естезия и гемианопсия на противоположной сто­роне
Афазия Брока Корковые и подкорко­вые очаги поражения в префронтальной и фронтальной области Нарушение плавности речи, аграмматизм, пло­хо выраженная артику­ляция, диспросодия, речь может полностью отсутствовать Инфаркт в бассейне верхней лобной ветви средней мозговой арте­рии, кровоизлияние, опухоль Контралатеральный гемипарез, минимальные расстройства чувстви­тельности или их отсут­ствие, выпадений полей зрения нет, оральная ап-раксия, корковая диз­артрия, выраженное рас­стройство письма
Афазия Вернике (центральная или сенсорная) Отделы теменной и височной долей, распо­ложенные кзади от сильвиевой борозды Плавная речь, полное непонимание устной ре­чи, неспособность чи­тать и повторять звуки и слова, алексия, агра­фия, парафазии Инфаркт в нижних отделах бассейна сред­ней мозговой артерии, опухоль, герпетический энцефалит Расстройства чувстви­тельности, характерные для поражения теменной доли, гемианопсия, дви­гательных нарушений нет
Малые синдромы центральной афазии
Проводниковая афазия Верхний край силь­виевой борозды, ниж­няя теменная доля Парафазии, трудно­сти с повторением речи, чтением вслух; осозна-вание дефекта речи, по­нимание устной и пись­менной речи Эмболии задних вет­вей средней мозговой артерии Гемигипестезия или гомонимная гемианопсия на противоположной сто­роне, патологический оп­токинетический нистагм

 

Преимущественно слухо­вая (изолированная словесная глухота) Поражение верхней височной извилины Нарушение восприя­тия речи на слух; не­возможность повторить предложение и писать под диктовку Инфаркт, опухоль, абсцесс В редких случаях глу­хота
Преимущественно зри­тельная (дисплексия и дисграфия) Поражение теменно-затылочной области Зрительное восприя­тие текста страдает больше, чем слуховое понимание речи, нару­шение процессов чтения и письма Инфаркт, опухоль, лобарное кровоизлия­ние Гемианопсия
Другие синдромы
Изолированная словес­ная слепота Кора затылочно-стриарных образований, прилегающая ассоциа­тивная кора левого по­лушария, задние отде­лы мозолистого тела Устная речь и про­цесс письма сохранены, процесс чтения нару­шен Инфаркт в бассейне задней мозговой арте­рии, опухоль, лобарное кровоизлияние Гемианопсия
Разобщение речевых зон Ишемический ин­фаркт в зоне смежного кровоснабжения между бассейнами передней, средней и задней мозго­вых артерий Речь «как у попугая» (Parrot-like speech'), эхолалия Общая гипотензия или гипоксия; останов­ка сердца Снижение уровня бодрствования и реак­тивности; двусторонняя слабость в ногах
Амнестическая афазия Поражение глубоких отделов височной доли; извилины гиппокампа Невозможность по­вторить названия пред­метов и их частей, на­рушения кратковремен­ной памяти Опухоль, болезнь Альцгеймера, инфаркт в бассейне задней моз­говой артерии; герпети­ческий энцефалит Апраксия, деменция, двигательных нарушений нет, верхнеквадрантная гемианопсия

 

 

Подобная симптоматика наиболее часто возникает при эмболии восходя­щих ветвей левой средней мозговой артерии, реже причиной являются обширное кровоизлияние гипертонического генеза в область скорлупы, гигантская опухоль или абсцесс лобной доли, метастазы, субдуральная гематома и энцефалит.

Размер поражений обычно бывает меньше таковых, приводящих к тоталь­ной афазии. Как правило, поражаются сенсорно-моторные образования, распо­ложенные в области роландовой борозды, что приводит к сопутствующим стой­ким гемипарезу и гемигипестезии. Первоначально наблюдают преходящие от­клонения глазных яблок в сторону поражения, возникающие вследствие ин­фаркта лобной доли.

В острой стадии болезни, по-видимому, инактивируются все механизмы речи, и у беспомощного немого, неконтактного и ничего не понимающего больного отмечают симптоматику тотальной афазии, практически неотличимую от таковой при инфаркте всего бассейна кровоснабжения левой средней мозговой артерии. В течение нескольких недель или лет нарушение понимания в некото­рой степени регрессирует, тем не менее его легко выявляют с помощью соответ­ствующих проб. Понимание улучшается значительнее, чем разговорная речь и письмо, что составляет синдром, соответствующий классической моторной афазии.

В течение некоторого времени, несмотря на удовлетворительное понимание разговорной речи и способность читать простые команды, апраксия движений языка и мышц, участвующих в артикуляции, замедляет выполнение целенаправ­ленных движений. Больной может лучше копировать действия врача, чем выполнять их по команде; часто, но не всегда, он сам может полноценно выполнять некоторые произвольные движения. Больные легко произносят неко­торые стереотипные и простые фразы, например «привет», «доброе утро» или «как дела», на удивление хорошо могут напевать слова известных песен. Попытки больного говорить и выражение его лица при этом свидетельствуют об осознании им своего недостатка или ошибок, вызывая у него раздражение и огорчение.

Как только наступает улучшение, особенно при легких формах моторной афазии, больной начинает понемногу говорить, медленно и с трудом произнося слова. Отмечают плохо выраженную артикуляцию и мелодичность речи (про­содия). Это нарушение плавности речи характеризуется неправильной постанов­кой ударения в некоторых словах, неправильной расстановкой слов в предло­жении и регулированием расстановки слов, а также заиканием при произно­шении фраз. Речь становится немногословной, состоит в основном из существи­тельных, переходных глаголов и наиболее важных прилагательных; пропуска­ются многие служебные слова (артикли, предлоги, союзы), что делает речь аграмматичной, придает ей телеграфный стиль. Однажды установившись, эти дефекты речи остаются на длительное время и улучшаются лишь незначи­тельно, несмотря на интенсивное лечение в течение многих лет. Тем не менее, несмотря на грубые речевые затруднения, больные в состоянии общаться с окружающими.

У большинства больных с афазией Брока возникает тяжелое расстройство процесса письма..Если парализована правая рука, больные не могут писать ле­вой. Даже если движения руками сохраняются, они все равно не могут записы­вать команды, отвечать на вопросы или повторять их вслух. Значительно нару­шается способность писать под диктовку, хотя больной может переписывать буквы или слова. Однако при тщательном исследовании было установлено, что общение с больными при помощи письма происходит легче, чем с помощью устной речи. Это свидетельствует о возможной независимости этих двух актов друг от друга в плане передачи речи.

Малая моторная афазия. Более ограниченные поражения, рас­полагающиеся кпереди и кверху от сильвиевой борозды, а также в области островка, оказывают различные воздействия на механические аспекты речи. Вначале признаки малых моторных афазий могут напоминать большую мотор­ную афазию, за исключением удовлетворительного понимания устной и письмен­ной речи. Прогноз для почти полного восстановления удовлетворительный. Разумеется, ни одно из данных очаговых поражений не приводит к выражен­ному и длительному нарушению употребления слов. Однако в период острого течения болезни при наличии соответствующего опыта можно без труда выявить ошибки в речи и понять причину затруднений больного в общении, которые он тяжело переживает.

При очаговых поражениях дефекты речи принимают различные формы. Инфаркт в зоне Брока приводит к поражению нижних отделов премоторной коры, прилежащих к моторной коре, обеспечивающей деятельность мышц ротоглотки, гортани и дыхательного аппарата, препятствуя соразмерным движениям этих групп мышц; возникающая в результате речевая апраксия характери­зуется нарушением трансформации слогов в слова, а также нарушением мело­дичности фраз (апросодия). Однако изолированное поражение данной области недостаточно для того, чтобы вызвать синдром, называемый афазией Брока. Инфаркт области роландовой борозды приводит к поражению сенсорно-мотор­ной коры; в этом случае возникает апросодия или отмечается нечеткая артику­ляция и снижение объема и высоты речи, а носовой оттенок голоса указывает на парез мышц ротоглотки. Инфаркт в постцентральной или переднетеменной области приводит к нарушению артикуляционного аппарата, в результате чего изменяется произношение отдельных звуков, слогов и целых слов и могут возникать литеральные парафазии. Поскольку они часто появляются при повто­рении слов, чтении вслух и в разговоре, у больного могут ошибочно диагности­ровать проводниковую афазию.

Поражения латеральных отделов лобной доли доминантного полушария при сохранности зоны Брока могут также приводить к афазии. В таких случаях речь бывает немногословной, нарушается ее плавность, однако адекватное восприя­тие речи на слух сохраняется. Больной правильно повторяет слова, сказанные врачом. Это состояние называют транскортикальной моторной афазией. Ее необходимо.отличать от сходного состояния, при котором отсутствует спонтанная речь (мутизм) и замедляются все виды двигательной активности (акинезия). Отсутствует стремление разговаривать и двигаться. Источником подобной симп­томатики являются более обширные очаги поражения: в медиальной части лоб­ной доли, дополнительной моторной коре и поясной извилине.

Большинство подобных очаговых поражений возникает при эмболии вос­ходящих ветвей средней мозговой артерии. Более глубокие и обширные пора­жения или эмболии крупных восходящих артерий могут у одного и того же боль­ного вызывать разнообразную симптоматику, делая эти индивидуальные разли­чия менее четкими и напоминая большой синдром афазии Брока. Речевые рас­стройства обычно сопровождаются парезом лицевой мускулатуры, языка, иногда проксимальных отделов руки, а также идеомоторной апраксией в мышцах лица и левых конечностей. Большинство синдромов исчезают бесследно в тече­ние нескольких недель или месяцев.

Афазия Вернике (большая сенсорная афазия). Так на­зывают синдромы, развивающиеся вследствие поражения образований, располо­женных кзади от сильвиевой борозды, а также задних отделов височной, теменной и затылочных долей, кровоснабжаемых нисходящими ветвями средней мозговой артерии, и синдромы, сопровождающиеся нарушением всего строя речи. Если поражена только височная доля, в большей степени нарушается восприятие речи на слух, если же преимущественно поражена теменная и затылочная области — восприятие письменной речи.

Затрудняется общение с помощью устной и письменной речи, а также вос­приятие речи на слух и с помощью зрения. Сочетание таких симптомов оправды­вает термин центральная афазия. Термин сенсорная афазия используют для того, чтобы подчеркнуть разницу с моторной афазией (Брока). В отличие от афазии Брока с затруднениями в произношении, неправильными переходами от одной фразы к другой, нарушением мелодичности речи и непропорциональной сжато­стью грамматических форм, речь при афазии Вернике плавная, что оправды­вает название «плавная» афазия.

В тяжелых случаях больные произносят множество непонятных слогов, делают неразборчивые знаки на бумаге при попытке писать, не могут повторить вслух или правильно переписать слова, попытки врача установить письменный или устный контакт больные воспринимают так, как будто врач разговаривает с ними на непонятном иностранном языке. В менее тяжелых случаях больной может повторять вслух и переписывать слова, однако произносит он эти слова неправильно, а переписывая их, копирует все нюансы, повторяя даже особенно­сти почерка врача, т. е. так, как будто переписывает совершенно не знакомые ему ранее слова. Расстройства речи не являются простым отражением расстрой­ства слуха и зрения. В легких случаях речевые расстройства проявляются ошибками в понимании и использовании слов. Больной может подбирать необ­ходимые слова, похожие на те, которые хочет услышать врач, часто принадлежа­щие к тем же функциональным классам [например, «корова», вместо «свинья», но не «корова» вместо «желтый» (подобные ошибки называют семантическими вербальными парафазиями)]; эти слова могут быть сходными по звучанию или по форме (формальные вербальные парафазии), например «флии» (flee—избе­гать) вместо «трии (tree — дерево); могут быть ошибки в произношении слов, в их построении [слова с неправильными приставками, суффиксами (например, красивеющий) ] или другие ошибки, какие могут делать здоровые люди, не знаю­щие данного языка. При случайном разговоре с таким больным иногда может сложиться впечатление, что он здоров. В случае легкого течения болезни или на ее поздних стадиях речь напоминает таковую у уставших или расстроенных лю­дей, изменения выявляются только при комплексном исследовании речевой дея­тельности.

Для выявления очага поражения проводят КТ-исследование и МРИ. Ангиографическое исследование в данном случае не достоверно, так как при окклюзиях сосудов вследствие эмболии часто не выявляют эмбол, поскольку он раз­рушается или смещается в более дистальные отделы, в одну или несколько мел­ких ветвей. Радиозотопное исследование головного мозга бывает информатив­ным только при наличии больших очагов поражения.

Малые синдромы сенсорной афазии. Со временем, при регрессировании афазии Вернике появляется множество менее значительных синд­ромов. Впрочем в изолированном виде они могут возникать с самого начала, когда имеется лишь ограниченное мелкоочаговое поражение бассейна нисходя­щих ветвей средней мозговой артерии.

Считают, что область, расположенная кзади от сильвиевой борозды, вклю­чающая задние отделы верхней височной извилины, височную покрышку ост­ровка, надкраевую извилину и длинную извилину островка, обеспечивает множе­ство речевых функций. Незначительные по виду изменения размеров и локали­зации очагов сопровождаются принципиальными различиями элементов афазии Вернике. В зависимости от локализации поражения может частично или полно­стью нарушаться речевая деятельность, зависящая от функций слуха (восприя­тие устной речи на слух, повторение звуков и манеры речи, пересказ вслух про­читанного текста, повторение и написание его). Аналогичные изменения рече­вой деятельности, зависящей от зрения, развиваются.при поражении задних отделов левой теменной доли. Подобные малые синдромы называют проводни­ковой афазией, изолированной словесной глухотой, алексией с аграфией, а также изолированной словесной слепотой.

Проводниковая афазия: разобщение речевых зон Брока и Вернике. Основные симптомы напоминают афазию Вернике. При спонтанной речи, при повторении услышанного и чтении вслух, возникают парафазии, однако смысл сказанного или прочитанного больной понимает пра­вильно или почти правильно. Дизартрии и диспросодии не наблюдают, так как моторные зоны не поражаются. Больной, как правило, находится в состоянии бодрствования, своего недуга не осознает. Ошибки принимают вид литеральных парафазии, т. е. из-за неправильного расположения различных отделов ротоглотки больной выговаривает звуки, отличные от тех, которые должны были прозвучать. Убыстрение речи, произношение многосложных незнакомых слов, на­бора бессмысленных слов затрудняют повторение продиктованного текста. Может сложиться впечатление, что в наибольшей степени искажаются имена существительные, поскольку они являются наиболее длинными словами.

При патоморфологическом исследовании очаг поражения находят в коре и подкорковом белом веществе верхнего края сильвиевой борозды, причем в патологический процесс бывает вовлечена также надкраевая извилина нижней теменной дольки. В некоторых случаях поражение захватывает задние отделы верхней височной области. Наиболее частой причиной является эмболия восхо­дящей теменной или задней височной ветвей средней мозговой артерии. К появ­лению подобной симптоматики могут привести более глубокие и обширные пора­жения, прерывающие ход дугообразных ассоциативных волокон, соединяющих височную и лобную доли, однако при этом поражение обычно распространяется и на другие проводящие пути, что приводит к возникновению более значитель­ного дефекта речи (афазии Вернике или амнестической афазии). Однако при регрессировании симптоматики эти виды афазий могут трансформироваться в проводниковую афазию. При поражении более передних отделов островка могут возникать элементы афазии Брока.

Изолированная словесная глухота. Помимо нарушений, связанных с восприятием речи на слух, изолированная словесная глухота пред­ставляет собой слуховую форму афазии Вернике. Аудиометрическими исследо­ваниями не выявляют никаких дефектов слуха или в некоторых случаях отмечают незначительные его расстройства, имевшие место и ранее. Для того чтобы по­нимать разговор окружающих, необходимы зрительные сигналы, и часто больной очень хорошо использует их, так что преодолевает значительную часть затруд­нений, кроме того, больные могут различать отдельные звуки. Недостаток слуха легко выявляют с помощью тестов, исключающих использование зрительных сигналов. Понимание письменной речи, например напечатанного текста, хотя и не является полностью адекватным, однако бывает более полным, чем понима­ние устной речи. Навыки чтения могут сохраняться полностью, что и привело к такому названию — изолированная словесная глухота.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.