КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Газетно-публицистический стиль
Образец текста газетно-публицистического стиля: Как говорить? Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы бытъ одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов. А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне әти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. «...» Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. <...> Бравирование грубостью в языке, как и бравирование гру-бостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространен-нейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психоло-гической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. <...> По-настоящему сильный и здоровый, уравно-вешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уве-рен, что его слово и так весомо. <...> (Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном, М., 1985. с. 43) Характерными особенностями приведенного отрывка являются актуальность содержания, острота и яркость изложения, авторская страстность. Цель текста - оказать воздействие на разум и чувства читателя, слушателя. Используется весьма разнообразная лексика: лингвистичес-кие термины (диалекты, жаргонные слова), слова иностранного происхождения (элегантностъ, бравироватъ), об-щелитературные слова (щеголь, щегольски, неряшество, неряшливость), книжные слова и словосочетания (весомо, психологическая незащищенностъ). Применяются средства речевой выразительности, например, художественное определение («профессорская» шляпа); риторический вопрос (А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим?); используются конструкции субъективной оценки (Не знаю как другим, но мне әти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся). Текст отличается ясностью и простотой изложения. Публицистический стиль (лат. риЪИсиз - общественный) - исторически сложившаяся функциональная раз-новидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношении: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религи-озных и др. Этот стиль широко используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, документальном кино, публичных выступлениях (речь на митинге, выступление на собрании, торжественном мероприятии, в зале суда и др.). Публицистический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религиозных и др. Наибольшее распространение в рамках публицистичес-кого стиля получила его газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе его нередко называют га-зетно-публицистическим. Первые русские произведения публицистического ха-рактера появились очень давно. Это, например, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.); об-личительные произведения выдающегося писателя Максима Грека, памфлеты известного публициста Ивана Пересветова, знаменитая переписка царя Ивана Грозного с князем Курбским (XVI в.); сочинения Г.К. Котошихина, подьяче-го Посольского приказа, участника переговоров со Швецией (XVII в.) и др. Дальнейшее развитие публицистического стиля происходило в XVIII веке в связи с появлением пер-вой русской печатной газеты «Ведомости» (1703) и созда-нием ряда журналов. Окончательно публицистический стиль оформился в XIX веке (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.К. Михайловский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.). Яркими публицистами XX века были А.М. Горький, А.Н. Толстой, Л.М. Леонов, К. М. Симонов и многие другие. Исследователи выделяют две основные функции публицистического стиля — информативную (сообщение, пе-редача новой информации) и воздействующую (оказание убеждающего влияния на адресата, агитация, пропаганда). Цель публицистического текста — оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, на-строить его определенным образом. Основные признаки публицистического стиля: ■употребление стандартных, клишированных средств языка; ■активное использование экспрессивных, выразитель-ных, эмоциональных средств языка; ■широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеология; ■лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности. Лингвисты описывают основные признаки публицистического стиля. К ним относятся: 1.Употребление стандартных, клишированных средств языка (игратъ роль, рынок ценных бумаг, непредсказуемые последствия, курс реформ, работники прилавка и др.). Использование стереотипных речевых формул об-легчает процесс коммуникации. Как подчеркивает круп-ный специалист в области литературного языка В.В. Виноградов, «большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул, клише». 2.Активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тро-пов и стилистических фигур, применение логико-композиционных форм и приемов (заголовки, чередование повествования, описания и рассуждения, введение разных ти-пов чужой речи и т. д.). 3. Широкое разнообразие употребляемой лексики и правительство, депутаты, кандидаты, избиратели, 4. Совмещение слов, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике (отчизна, родина, патриотизм, претворятъ, гражданственностъ, свершения, созидание, помыслы, и др.), с другой — к разговорной, сниженной, просторечной, даже жаргонной лексике (баксы, беспредел, кайф, тусовка, киңутъ, отстегиватъ, замочить, за буг-ром, крутой, разборка и др.,). 5. Экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности. Для публицистического стиля, по мнению ученых, характерны чередование стандарта и экспрессии, логичес-кого и образного, оценочного и доказательного, экономия языковых средств, доходчивость, лаконичность, последовательность изложения при большой информативности.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |