Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятность речи — это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована




Понятность речи

Профессионализмы, диалектные слова, жаргонизмы, термины, иностранные слова в речи.

Понятность речи - одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.

По мнению исследователей, понятность речи опреде­ляется прежде всего отбором речевых средств, использованием слов, известных слушателям.

Огромный словарный запас русского языка, с точки зрения сферы употребления, ученые-лингвисты делят на две большие группы - лексику неограниченного употребления (общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, солнце, луна, стол и т. п.) и лексику ограниченного упот­ребления (слова, употребляемые в определенной сфере -профессиональной, территориальной, социальной, поэтому понятные ограниченному кругу носителей языка; к ним относятся профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, просторечные элементы.

Что же представляют собой слова ограниченной сферы употребления? Кратко охарактеризуем их.

Профессионализмы - слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, шахтеры, военные, строители и др.). Они в болышинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала. Так, в речи Плотников и столяров рубанок, инструмент для строгания досок, имеет разно-видности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник, стружок, наструг, шпунтубелъ, калевка, занзубель. Для пиленого леса в литературном языке используются два обозначения: бревно и доска. В профессиональной речи бревна и доски различаются по размеру, форме и называются: брус, лежень, пластина, четвертина, горбыль и др. Профессионализмы часто обладают экспрессией, что сближает их с жаргонизмами. Так, водители автобусов, грузовиков, легковых автомобилей руль называют баранкой, полиграфисты кавычки по их виду образно называют ёлочками («»), лапками (" "), общий заголовок в газете — шапкой.

Диалектная лексика — слова, ограниченные в терри­ториальной отношении, понятные лишь жителям данной местности, хутора, деревни, станицы, села. Например: биспой — «седой, серебристый» (в говорах Архангельской области); зобать — «есть» (в рязанских говорах); жваритъ — «сильно бить, колотить» (в калужском говоре). Иногда диалектные слова совпадают по звучанию со словами литературного языка, но употребляются с другим значением. Во многих говорах, к примеру, слово погода означает не любое состояние атмосферы, как в литератур­ном языке, а определенную погоду: в Орловской, Курской областях — ясный, солнечный день; в Костромской, Ярославской, Тамбовской - дождь или снегопад.

Жаргонизмы — слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. В современной лингвистической литературе слово жаргон обычно употребляется для обозна­чения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп. Возникновение жаргонов связано со стремлением людей противопоставить себя обществу или другим соци альным группам, отгородиться от них, используя сред-ства языка. Например: черепа, шнурки (родители); бунде-сы, фромы, фронсы (иностранцы); фишка (особенность чего-либо), фиолетово (безразлично).

В отличие от общенародного языка, призванного содействовать широкому общению людей, жаргон — «тайный» язык, цель которого — скрыть смысл произносимого от «чужака». Таков, к примеру, появившийся на Руси жар­гон староверов-раскольников, преследуемых государством и церковью. Ими был создан так называемый «офеньский язык» - тайный язык офеней — торговцев раскольничьими книгами и иконами. Вот как описывает это явление известный знаток раскольничьего быта, видный русский писатель П.И. Мельников-Печерский:

...Прибежит в лавку, ровно с цепи сорвавшись, какой-ни-будь паренек и, ни с кем не здороваясь, никому не покло-нясь, крикнет хозяину:

— Хлябышь и дудоргу хандырит, пельмиги шишлять!..

И хозяин вдруг встревожится, бросится в палатку и поч-нет там наскоро подальше прибирать, что не всякому можно показывать. Кто понял речи прибежавшего паренька, тот, ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон... Сколько бы кто ни учился, сколько бы ни знал языков, ежели он не офеня и не раскольник, ни за что не поймет, чем паренек так напугал хозяина. А это он ему по-офеньски вскричал: «Начальство в лавку идет бумагу читать».

Часто говорят и пишут о молодежном жаргоне. Вряд ли это явление можно назвать жаргоном, ибо оно не имеет социальных корней. Молодежь, особенно подростки, в це-лях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы (моряков, музыкантов), вульгаризмы, диалектизмы и в какой-то мере жаргонизмы. Употребляются они как некий признак принад-лежности к определенному «клану» — возрастной группе. Применяются эти слова бездумно, неосознанно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение чаще всего неизвестно для говорящего. Вряд ли кто-нибудь, употребляя модное в свое время словечко клево, подозревал, что оно давно известно в рязанских, владимирских, тамбовских говорах, обозначая в них «хорошо».

Все жаргонные слова представляют собой стилистически сниженную лексику и находятся за пределами литературного языка. Они, как и любое слово литературного языка, диалекта, со временем устаревают и исчезают или вместо одних жаргонизмов появляются другие. Так, среди названий денег сейчас уже не.встречаются жаргонизмы хруст (рубль), квинта (5 рублей), красненъкая, декан (10 рублей), у гол (25 рублей), рыжие (деньги), но появились штука (1000 рублей), лимон (миллион), башли, бабки, капуста, грины (деньги).

Понятность речи зависит от правильного использования в ней терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов.

Диалектные слова, а тем более жаргонизмы, как правило, недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы употребления могут быть введены в речь только сопределенной целью, например, в качестве выразительных средств. Но делать это следует осторожно, с пониманием целесообразности и уместности такого применения в каждом конкретном случае.

Понятность, ясность речи зависит и от правильного употребления в ней иностранных слов. Нередко возникает вопрос, можно ли использовать иностранные слова или лучше обойтись без них. Делались даже попытки заменить слова, пришедшие из других языков, русскими. Так, В.И. Даль в свой знаменитый словарь включал мало заимствованных слов. Он считал, что их следует заменить областными, просторечными или вновь созданными, на­пример, автомат — самодвига, самоход, живуля; ин­стинкт — побудок, побудка; кокетка — хорошуха, красо-витка, миловидница. Делая некоторую уступку в пользу распространенных общенародных слов, таких как го­ризонт, атмосфера, В.И. Даль все же не прочь был и их заменить просторечными синонимами. Он писал, что не понимает, почему завесъ и закрой, как говорят на Кас-пийском море, хуже горизонта.

Следует иметь в виду, что заимствование - это нормальное, естественное явление для любого языка. Так, в английском языке иностранные слова составляют более половины, немало их в немецком, французском и других языках. Заимствованные слова в языке появляются вследствие общения одних народов с другими, в результате политических, экономических и культурных связей между ними. Заимствования по степени их проникновения в словарный состав русского языка можно разделить на три

группы. Первую их них составляют иностранные слова, прочно вошедшие в русский язык. Они заимствованы давно, усвоены всем народом и не воспринимаются как иноязычные. Эти слова - единственные наименования жизненно важных понятий: кровать, сахар, фабрика, класс, карандаш и др.

Вторую группу составляют слова, широко распространенные в русском языке и также являющиеся единственными наименованиями обозначаемых понятий, но осознающиеся как иноязычные: тротуар, сервиз, радио, троллейбус, лайнер и др.

В третью группу входит иноязычная лексика, которая не получила широкого распространения. К ней относятся и слова, имеющие русские параллели, но отличающиеся от них объемом, оттенком значения или сферой употреб-ления (ревизоватъ — проверить, контракт — договор, консервативный - косный, константный — устойчивый). Сравним, например, слова р евизова тъ, контракт, кон­сервативный с синонимичнымй им русскими словами: про­верить, договор, косный. Ревизировать чаще означает про-верку материальных ценностей, денежных документов. Поэтому нельзя сказать: ревизоватъ работу преподавателей вуза. Здесь уместен глагол проверить. Заимство-ванным словом контракт в отличие от русского договор называют только письменно оформленное соглашение, а консервативный в сравнении с синонимичным ему словом косный означает не просто «тяготеющий к старому, привычному, не восприимчивый к новому, прогрессивному», а «враждебный новому и активно, по убеждению отстаивающий старое».

Следовательно, целесообразно избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с та-ким же значением, однако в елучае, если иностранное сло­во имеет смысловой или оценочный оттенок по сравнению с русским синонимом, его употребление являетея оправданным, так как позволяет более точно выразить мыель.

Употребляя иностранные слова, надо быть уверенным, что они понятны елушателям. Поэтому важно умело ввести иностранное слово в свою речь. Необходимо давать соответствующие пояснения использованных иноязычных слов. Так, в предложении Девальвация, низведение до нуля, ценности человеческой жизни тормозит развитие обще-ства значение слова девальвация (снижение, утрата цен­ности, значения чего-либо; обесценивание) конкретизируется с помощью уточнения низведение до нуля, что позво­ляет однозначно понять мысль автора.

Особую трудность представляют иностранные слова, недавно вошедшие в речевую практику и потому не всегда понятные. Так, в последнее время в средствах массовой информации, в речи политиков активно используетея сло­во пиар. Оно звучит с экранов телевизоров, с парламентской трибуны, в разного рода ток-шоу без каких-либо пояснений или уточнений: «Давайте не превращать трагедию с захватом заложников в пиар»; «Для коммунистов стихийные бедствия и разрушения, связанные с ними, — это новые возможности предвыборного пиара»; «Теперь депутаты увлечены пиаровскими технологиями, а не про-блемами тех, кто их выбирал». Достаточно ли ясен смысл приведенных выеказываний? Понятно ли значение слов пиар, пиаровский широкой аудитории?

Слово пиар образовано от английской аббревиатуры РR, соответствующей словосочетанию public relations. На русский язык это словосочетание переводитея как «общественная информация; связи с общественностью»; «рекламный, отноеящийся к рекламе или информации». В русской речевой практике слово пиар и образованные от него слова приобрели смысловые и оценочные оттенки. Так, в слове, пиар появился смысловой оттенок «самореклама». Негативная оценочная окраска закрепилась в ставшем уже устойчивым словосочетании черный пиар, а также в словообразованиях пиаровский (относящийся к пиару), пиарщик (специалист по пиару), пиарить (заниматься саморекламой). Таким образом, при употреблении слова пиар иобразованных от него слов необходимо учитывать их смысловые и оценочные оттенки и в некоторых случаях пояснять их значения.

Можно сказать, что требование понятности речи связано с этическим аспектом отношения говорящего к слушателям, а именно - проявлением уважения к ним. Писать или говорить непонятно, считал М.М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 4238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.