КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовое учение М. Падуанского
ТЕОРИЯ ВСЕМИРНОЙ МОНАРХИИ А. ДАНТЕ Первым, кто среди мыслителей выступил в защиту независимо-и королевской власти от папства, был великий поэт Средних веков Данте Алигьери (1265—1321 гг.). В своем сочинении «О мо- нархии» он доказывал необходимость всемирной монархии, происхождение монархии от Бога, а не от папы. Цель всего человеческого рода, как считал Данте, — всеобщий мир (concordia — гармония, мир). Это и есть дело всемирной монархии. Основные доказательства, которые он приводит в ее пользу, следующие: единая цель требует одного управляющего начала. Если человеческий род имеет одну цель, то он должен управляться одним монархом. Как единый Бог владычествует во всей Вселенной, так и род человеческий должен быть устроен по такому образцу. Споры между отдельными князьями должны разрешаться высшим судьей-императором. В мире должна царствовать правда, а она лучше всего водворяется всемирным монархом, т.к. ему нечего желать для себя. В монархии правитель существует для граждан, а не граждане для монарха. Всемирный монарх издает законы для всего человечества, отдельные же князья прилагают эти законы сообразно особенностям своих стран. Единство есть вообще высшее благо. Согласие — добро. Но согласие опять-таки требует единой направляющей воли, т.е. власти единого монарха. Таковы доводы, на которых основывается теория всемирной монархии Данте. Во второй части своего сочинения Данте подкрепляет свою теорию историей «всемирного владычества» Римской империи. В победах римлян ясно видна, считает он, рука Провидения и сам Христос, родившись под властью римлян, признал справедливость их господства. В третьей части сочинения Данте доказывает, что наследник римского владычества — император получил власть непосредственно от Бога, а не от папы. Последнему не дана вся полнота божественной власти. К тому же императорская власть возникла значительно раньше папской. Право утверждать светских князей, говорится в сочинении, противоречит самой природе церкви. Таково основное содержание теории всемирной монархии (империи) Данте, отстаивавшей приоритет светской власти в государстве. Развивающийся класс предпринимателей, купцов и банкиров, зажиточных бюргеров в Западной Европе нуждался в преодолении феодальной раздробленности, сильной централизованной власти, в демократических свободах. Теоретическим выражением их чаяний стало учение Марсилия Падуанского (ок. 1280 — 1343 гг.). Этот медик и богослов, бывший одно время ректором Парижского университета, в своей пространной книге «Защитник мира» (1324 г.) изложил ряд оригинальных идей, далеко опередивших его время. Проследим логику его рассуждений. Для всякого государства, пишет Падуанский, наиболее желательно спокойствие, наиболее вредны — раздоры. Основная причи-
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |