КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аристократическая концепция государства и права Ф. Ницше
Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма в философии Фридрих Ницше (1844—1900 гг.)1 рассматривал вопросы государства и права в работах «Греческое государство», «Так говорил Заратустра» (1883—1884 гг.), «По ту сторону добра и зла» (1886 г.), «Воля к власти» (1889—1901 гг.) и др. Мир, согласно Ницше, есть становление, движение, «вечное возвращение одного и того же». Он отрицает общественный прогресс, противопоставляя ему amor fati («любовь к судьбе»). В основе мира лежит «воля», как движущая сила становления, страсть, стремление к власти, к расширению своего «Я», к экспансии. По Ницше, у человека «воля к власти» тождественна «воле к жизни», в основе которой инстинкт самосохранения и борьба за существование. Согласно философу, вся социально-политическая история это — борьба двух воль — воли сильных, аристократов духа и воли слабых: толпы, рабов, «стада». Аристократическая воля к власти («в ком воля льва») — это инстинкт подъема, воля к жизни. Рабская воля к власти — инстинкт упадка, воля к смерти, ничто. В истории с подъемом связано властвование аристократии (в древних Индии, Греции, Риме), опирающееся на низшие касты или рабов. Исторический период борьбы народа за демократию Ницше называет периодом упадка, длящегося свыше тысячи лет. Он отвергает идеи равенства и развивает элитарную концепцию устройства «здорового общества». Оно 1 Ницше Фридрих учился в Боннском и Лейпцигском ун-тах. В 1869—1879 гг. — профессор классической филологии Базельского ун-та. Творческая деятельность Ницше продолжалась до 1889 г., когда он заболел душевным расстройством. Двадцатитомное собрание сочинений Ницше было впервые издано в Германии в 1903—1926 гг. делится на: 1) «высшую касту» (вожди, руководители, гении), имеющую право «воплощать счастье, красоту, добро»; 2) исполнителей их воли (стражи права, порядка и безопасности; 3) остальная масса «посредственности», которую сама природа предназначила быть «общественной пользой, колесом, функцией». Ф.Ницше критикует существующие теории происхождения государства («это — ложь!»). Родоначальниками народов, по его мнению, были созидающие — они наделили верой и любовью своих соплеменников. Он считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение пирамиды власти, подчинения, культуры. «Только железные тиски государства могут сплотить друг с другом больше массы настолько, чтобы могло начаться химическое разложение общества и образование его новой пирамидальной надстройки». Когда в государстве воплощается воля аристократии «к проявлению власти или применение власти», тогда политика, законодательство, право — инструментарий культуры, проявление силы и воли, подъема. Высокая культура аристократична, власть толпы ведет к вырождению культуры, декадансу. После господства древней аристократии история человечества расценивается Ницше как процесс постепенного вырождения здоровых жизненных начал, победа массы слабых и угнетенных, распространение демократической идеологии, закрепляющей стадные инстинкты. Современность, по его представлениям, принадлежит черни. Поэтому нужна новая аристократия, враждебная толпе и всякой тирании, аристократия, которая снова напишет «слово «благородный» на новых скрижалях». Приверженность Ницше аристократической государственности, эстетизму, отрицание демократии объясняет его резкие и частые выпады против современного государства («государством зовется самое холодное из чудовищ»). Отмечая тенденцию падения роли государства философ считает, что «менее всего наступит хаос, а скорее всего еще более целесообразное учреждение, чем государство, одержит победу над государством». Право, по Ницше, — производно, вторично от власти и силы. Он делит право на обычное (традиции) и «произвольное», «приказное». Первое — «легче всего понятое». Второе — «полнее всего продуманное». Нынешний правопорядок в европейских государствах является результатом разных воль к власти, договором борющихся сил. «Без договора нет права». Оно — преимущество, привилегия сильных. Справедливость в том, что люди неравны: «лучшее должно господствовать, и лучшее хочет господствовать!» Такова его аристократическая концепция права. «Высший человек», «сверхчеловек» у Ницше — символ человека будущего, преодолевающий нынешний мир и нынешних людей, вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью. Культ сильной личности, одержимой волей к власти, противопоставляется идолопоклонству «лишних людей» — почитанию государства. «Туда, где государство кончается, — туда смотрите, братья мои! Разве не видите вы радугу и мосты, ведущие к сверхчеловеку!» Время королей, мелкой политики миновало, пророчествовал Ницше. Следующее, двадцатое столетие будет временем большой политики — борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Война необходима. «...Всякое человечество, как современное европейское человечество, нуждается не только в войне, но даже в величайшей и ужаснейшей войне» и временном возврате к варварству. По.его мнению, не интересам народов, а интересам слияния европейских наций могут оказать помощь немцы «в силу их старого испытанного свойства быть толмачами и посредниками народов». Уничтожение наций, «по крайней мере европейских», так что из всех них в результате непрерывных скрещиваний, должна возникнуть смешанная раса — раса европейского человека. Для культуры война «есть пора зимней спячки, человек выходит из нее более сильным для добра и зла». Ницше призывает: «Собратья по войне! Любите мир как средство к новой войне, и мир короткий — сильнее, чем мир продолжительный... Война и мужество совершили больше великого, чем любовь к ближнему». Социализм немецкий философ отвергает — это «фантастический младший брат почти отжившего деспотизма». Он жаждет такой же полноты государственной власти, стремится к формальному уничтожению личности, превращению ее «в целесообразный орган коллектива». Ницше отвергает революции, восстания угнетенных. Переворот «хотя и может быть источником силы в ослабевшем человечестве, но никогда не бывает гармонизатором, строителем, художником, завершителем человеческой природы». Работы Ницше получили широкую известность только после его смерти, подтвердив его мистическое пророчество: «Только послезавтрашний день принадлежит мне. Некоторые рождаются посмертно». Его основные идеи легли в основу идеологии фашизма и национал-социализма или были интерпретированы в ее духе. Таким образом, во второй половине XIX в. сложились основные направления и варианты либеральных, анархических и аристократических концепций. Весь XX в. уйдет на их опробование в политико-правовой практике. Сложившийся плюрализм учений о праве и государстве, многообразие их теоретико-методологических основ также будет выражен еще более ярко в следующем веке.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |