КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проект славянского союза кирилло-мефодиевского товарищества: Н. Костомаров, Т. Шевченко, Г. Андрузский
В XIX ст. Украина оставалась провинцией России без близких перспектив возрождения государственности. И все же с конца XVIII ст. здесь начинается культурно-национальное возрождение, связанное с именем классика украинской литературы И.П.Котля-ревского (1769—1838 гг.), его бессмертной «Энеидой», ее гимном свободе и братству. Перу поэта и драматурга принадлежала и «Песня на новый 1805 год господину нашему А.Б.Куракину», где осуждались крепостнический произвол, неправосудие, посягательство Дворян на казацкие земли. Смело выдвигал идеи конституционной монархии, отмены крепостного права основатель Харьковского университета В.Н.Кара-зин (1773—1842 гг.). Изучали и развивали национальное самосознание своими работами видные историки, этнографы, языковеды И.Могильницкий, И.Срезневский, А.Чепа, В.Ломиковский, Н.Цере-телев и многие др. Харьковский профессор философии И.Б.Шад (1758—1834 гг.), приехавший из Германии вместо И.Фихте, в учебнике «Естественное право» (1814 г.) отстаивал свободу совести, мысли, право на образование, национальную государственность. В опубликованной его речи «Об освобождении Европы» одним из первых начал разработку теории наций. Львовский и петербургский профессор П.Лодий (1764—1829 гг.) в труде «Теория общих прав», исходя из государственно-правовых взглядов немецкого правоведа Х.Вольфа, рассматривал стремление человека к счастью как фундамент естественного права, категорического императива И.Канта. Немецкая школа права оказывала значительное влияние на юридическую мысль украинских ученых. С появлением тайных декабристских организаций в Петербурге и Москве почти одновременно в 1818—1821 гг. возникают тайные общества в Киеве, Каменец-Подольске, Тульчине. Объединенное Южное общество в 1823 г. обсудило и приняло «Русскую правду» П.Пестеля. «Товарищество объединенных славян», основанное в Новгород-Волынске братьями П. и А.Борисовыми совместно с Ю.Люблинским, отстаивало идею реорганизации России на федеративных началах. В это время действовало и тайное Малороссийское товарищество, члены которого (И.Котляревский, В.Лукашевич, П.Капнист, С.Кочубей и др.) сочувствовали идее возрождения украинской государственности. Под влиянием национально-освободительного движения в Европе, в частности польского восстания 1830—1831 гг., нарастало национальное возрождение на западно-украинских землях в Австрийской империи. Кружок прогрессивной молодежи «Руська тршця» под руководством М. Шашкевича, И.Вагилевича, Я.Головацкого исповедовал идеи единства всех славян, в опубликованных произведениях воспевал борьбу украинского народа, его героев, гайдаматчину. Итак, первый этап национального возрождения ознаменовался культурно-национальным подъемом, развитием украинской классической литературы, истории, этнографии. Юридическая мысль начала разработку и пропаганду теории естественного права, теории наций и национальной государственности. Отечественная политико-правовая мысль в начале XIX в. испытывала растущее влияние российской либеральной и особенно радикально-революционной идеологии. С ростом национально-освободительного движения в Восточной Европе в Украине в 30-е гг., как и в России, все более широкое распространение получают идеи славянофильства, панславизма, мессианской роли Украины. Идеи единства украинских земель, братства всех славянских народов, демократических преобразований общества и государства подхватили организаторы и участники Кирилло-Мефодиевского товарищества (1846—1847 гг.). Оно было создано преподавателями и студентами киевских учебных заведений по инициативе профессора Киевского университета Николая Костомарова, публицистов и писателей Николая Гулака, Василия Белозерского. Вскоре в товарищество вошли автор «Кобзаря» Тарас Шевченко, Павел Кулиш, Александр Навроцкий, Георгий Андрузский и др. Товарищество едва успело выработать первые программные документы, как было разгромлено. Создание товарищества (братства) Николай Костомаров (1817— 1885 гг.)х рассматривал как силу, способную объединить славян. Политическая программа была сформулирована в подготовленных Костомаровым «Книге бытия украинского народа» и «Уставе славянского товарищества святых Кирилла и Мефодия», а также в «Записке» Белозерского. Программные документы носили просветительский характер. Нет свободы без веры, утверждается в «Книге бытия украинского народа». Вера православная требует защиты от царей и панства, освобождения из неволи. Автор «Книги» объясняет: славяне жили в братстве еще до принятия христианства, однако, позже попали в неволю к чужим: чехи и полабцы — к немцам; сербы и болгары — к грекам и туркам, русские — к татарам. Традиции свободы позже возрождались только в Новгороде и казацкой Запорожской Сечи, где люди жили в республиках. Освобождение славян начнется с Украины. Свободные славянские народы образуют единый союз республик на федеративных началах, где не будет крепостного права и угнетения, а будет равенство и братство. Позже М.Грушевский отметит: в «Книге бытия» выразилось политическое кредо Костомарова — «автократизм и классовый строй должны быть уничтожены. Царство и автократизм искривляют жизнь общественности в самих основах и общественность не может возродиться, пока не освободится от них». Сам Костомаров впоследствии объяснял: «Мы стали воображать все славянские народы соединенными между собой в федерацию подобно древним греческим республикам или Соединенным Штатам Америки с тем, чтобы все находились в крепкой связи между собою, но каждая сохраняла свято свою отдельную автономию...». Во всех 1 Костомаров Николай Иванович — украинский историк и писатель. Окончил Харьковский ун-т. С 1846 г. профессор Киев, ун-та. Один из организаторов тайного Кирилло-Мефодиевского т-ва. В 1847 г. был арестован и сослан в Саратов (до 1857 г.). В 1859 —1862 гг. — профессор Петерб. ун-та. Сотрудничал в укр. журнале «Основа», в «Вестнике Европы». Автор собрания сочинений по истории в 8-ми томах, исторической драмы «Савва Чалый», исторического романа «Кудеяр» и др. частях федерации предусматривались «одинаковые основные законы и права, равенство веса, мер и монеты, отсутствие таможен и свобода торговли, всеобщее уничтожение крепостного права и рабства в каком бы то ни было виде, единая центральная власть, заведующая сношениями вне союза, войском и флотом, но полная автономия каждой части по отношению к внутренним учреждениям, внутреннему управлению, судопроизводству и народному образованию». Часть кирилло-мефодиевцев склонялась к конфедеративному устройству будущего союза. Законодательная власть в каждой республике славянского союза в соответствии с планами кирилло-мефодиевцев принадлежала бы Народному собранию. Исполнительная власть предусматривалась выборной, подотчетной Народному собранию. По такому же принципу разделения властей выстраивались бы и федеративные органы, к полномочиям которых добавлялись бы еще функции внешней безопасности и обороны. Умеренная часть членов товарищества (Н.Костомаров, П.Кулиш, В.Белозерский) склонялась к мирной пропаганде его целей и программы. Революционно-радикальное крыло товарищества (Т.Шевченко, Н.Гулак, Г.Андрузский, А.Навороцкий, И.Посяда и др.) будут разделять мнение Кобзаря о необходимости «добре вигострить со-киру, та й заходиться вже будить», чтоб разбудить «хиренну волю» и свергнуть ненавистное самодержавие и крепостничество. Теоретические взгляды Тараса Шевченко (1814—1861 гг.)1 разумеется не имеют политико-правовой цельности и системности, но опираются на четко выраженные идеи, идущие из глубин народного духа. Согласимся с философом Д.Чижевским: в поэзии Шевченко в центре мира, природы, истории, бытия — человек. Человек, стонавший и стонущий в кандалах, от «неволи» и «неправды», олицетворяемых царями, панами. У поэта и народ — образ Прометея, прикованного к скале, Украина — образ заплаканной матери. Поэмы «Кавказ», «Сон», «Запов1т» и др. передают неудержимый гнев против абсолютизма, бездушной системы власти, крепостничества, неволи. Цари, царская Россия — предстают главными виновниками закабаления украинского народа. В поэме «Сон» Шевченко называет Петра I тираном, палачом, людоедом, «первым, хто розпинав Украшу», а Екатерину II — «второю, що п доконала». Поэт не ждет 1 Шевченко Тарас Григорьевич — укр. поэт, художник, мыслитель-революционер. Родился в с. Моринцы Киевской губ. в семье крепостного крестьянина. Рано потерял мать, затем отца. Служил казачком у помещика Энгельгардта. В 1838 г. был выкуплен и поступил в Академию художеств. Ученик К.П. Брюллова. В 1840 г. вышел первый сборник стихов Шевченко «Кобзарь», открывший новую эпоху в истории укр. литературы. После окончания Академии художеств возвратился в 1845 г. в Украину. Один из организаторов Кирилло-Мефодиевского т-ва. Был сослан в солдаты Оренбургского корпуса с запрещением писать и рисовать. Освобожден в 1857 г. Продолжал поэтическое и художественное творчество, революционную пропаганду. изменений на лучшее от России — там «в1д молдаванина до фша на scix язиках все мовчить». Нет надежд у него и на украинскую шляхту, искателей российского дворянства: «I хилитесь, як i хили-лись / I знову шкуру дерете / 3 брат1в незрячих гречкоспв...» Согласно Шевченко, человек наделен естественными правами, он от природы свободен. У него «доля-воля». Однако давно уже — в ярме у панов, несправедливых законов («луплять по закону»), ибо право в России «катами писано», у неправосудия («правди немае в судЬ>). Поэт славит свободу — «волю» у запорожских казаков, в Казацкой державе, когда «Пишалася синами мати, / Синами вольними...». Он призывает помнить былую славу, изучать славное прошлое («Подивггься лишень добре, / Прочитайте знову / Тую славу. Та читайте / Од слова до слова»... /, бороться за свободу порабощенного народа. Если в прошлом для Шевченко общественно-политическим идеалом выступает Запорожская Сечь, Казацкая держава времен Хмельницкого, то из современных государств — США, с их демократией и «праведным законом» («...коли ж / Д1ждемось Вашингтона з новим i праведним законом / А д1ждемось-таки колись!). «Праведный закон», по Шевченко — закон, соответствующий естественному праву, оберегающий свободу человека, свободу социальную и политическую. («Бо де нема свято! вол1, / Не буде там добра тколи. Нащо ж себе таки дурить?»). У поэта только социально справедливое может быть правом, законом, не подвластным государственному произволу. Национальное освобождение поэт связывает с революционными преобразованиями, с возрождением славянского братства. Он верит: «Огонь добрий, смхлим серцем» оживит «слов'ян С1м'ю велику / Во тьм1 i неволЬ>, когда обнимутся брат с братом («Навши i вши!») и потекут в одно море славянские реки. Под влиянием Шевченко и американской Конституции членом Кирилло-Мефодиевского братства Георгием Андрузским (1827-?)1, отправленным в северную ссылку, были подготовлены несколько вариантов, оставшихся незавершенными, Конституции Славянских Соединенных Штатов. В первых двух вариантах «Конституции Республики» 1846— 1847 гг., судя по протоколам допроса 1850 г., Андрузский предусматривал возрождение Гетманщины, ее самостоятельное государственное развитие или в рамках славянского союза. По проекту 1850 г. федерацию Славянских Соединенных Штатов должны были составить 7 штатов: 1) Украина с Галицией и Крымом; 2) Речь Посполи-тая; 3) Бессарабия с Молдавией и Валахией; 4) Остзея (вероятно Эстония, Латвия и Восточная Пруссия); 5) Сербия; 6) Болгария; 7) Дон. 1 Андрузский Георгий Львович — студент юр. факультета Киевского ун-та, член Кирилло-Мефодиевского тов-ва. В 1846—1847 гг. подготовил два проекта «Конституции республики». Был сослан в Петрозаводск. Продолжал работать над проектом конституции. Последний вариант был изъят у него во время обыска в ссылке в 1850 г., который и сохранился. Дальнейшая судьба Андрузского неизвестна. Таким образом, в будущей федерации нет места России, что, очевидно, было неслучайным, результатом переосмысления проектов кирилло-мефодиевцев. Формой государственного правления Славянских Соединенных Штатов должна была стать президентская республика. Республиканским принципам, народовластию и самоуправлению подчинены все политические и правовые институты Штатов. Общинные управы объединяют власть распорядительную, исполнительную и судебную в границах своих полномочий. Из депутатов от общин в округах предусматривалось создание избранных окружных палат и дум, (для решения «мировых тяжебных дел» и сделок), «совестных судов», а также духовных советов по делам духовным и для управления духовенством округа. На уровне округа намечалось создание окружного правления с распорядительной и исполнительной функциями, блюстительного комитета и др. По такому же принципу строятся и областные представительные, исполнительные и судебные органы, а также органы штатов. В каждой области предусматривалось учреждение университета, мужского и женского институтов, семинарии, а в штатах — академий (духовной, наук и художеств, народного слова, медицинской). Представительные органы в штатах по проекту намечались двухпалатные (нижняя палата и Сенат), «высшее ведение» исполнительной власти должно было принадлежать президенту штата, что обеспечивало бы автономию этих частей федерации. В будущей президентской республике предусматривалось создание Законодательного собрания и Государственного совета. Последний включал высших должностных1 лиц государства — президента республики, вице-президента, президентов штатов, генерального прокурора, министров. На уровне государства намечалось руководство внешней политикой, обороной, финансами, промышленностью, образованием. Таким образом, проект конституции Андрузского определял конституционные принципы, схему государственных институтов, круг властных полномочий различных уровней, рассчитанных на развитие самоуправления, роли общин в будущей республике. Деятельность Кирилло-Мефодиевского товарищества, политико-правовые взгляды его участников оказали огромное влияние на формирование либерального и революционно-демократического направлений в отечественной политической и правовой мысли. Идеи прав человека и гражданина, демократической республики и федерализма, возрождения украинской государственности будут развивать следующие поколения отечественных мыслителей — М.Драгоманов, И.Франко, М.Грушевский, В.Липинский и др. В России же в первой половине XIX в. наметились три основные течения политико-правовой идеологии: либеральная идеология, пролагавшая путь реформам государственного строя, формирования гражданского общества; радикально-революционная идеоло- гия, ставившая те же цели, но насильственным путем и консервативная идеология, выступавшая против перемен. Их соотношение й влияние в российском обществе со временем резко изменится.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |