КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проекты государственных преобразований М. Сперанского и контрпроект Н. Карамзина
В первой половине XIX в. ЛЕКЦИЯ XVIII. ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ И УКРАИНЕ 1. Проекты государственных преобразований М. Сперанского и контрпроект Н. Карамзина. 2. Проекты конституции декабристов: Н. Муравьев, П. Пестель. 3. Проект славянского союза Ки-рилло-Мефодиевского товарищества. Н. Костомаров, Т. Шевченко, Г. Андрузский. В начале XIX в. Россия значительно отставала от "передовых европейских государств, строивших гражданское общество, промышленную экономику. В стране накапливались социальные противоречия, особенно между помещиками и крепостными крестьянами. Существование самодержавия и крепостничества, социально-экономическая отсталость России сужали условия либеральных преобразований, усиливали позиции консерватизма. Углубляющийся кризис самодержавно-крепостнического строя на фоне европейских политико-правовых достижений привел к организации тайных обществ и выступлению декабристов в 1825 г. С воцарением Александра I, обещавшего управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки» (т. е. Екатерины II), в России ненадолго складывается обстановка, благоприятствовавшая появлению у либеральной части дворянства реформаторских проектов государственных преобразований. По заданию царя ряд проектов усовершенствования строя империи подготовил молодой и талантливый мыслитель Михаил Сперанский (1772— 1839 гг.).! 1 Сперанский Михаил Михайлович родился во Владимирской губ. в семье духовного служителя Третьякова. После окончания духовной семинарии, где получил «прозвание» Сперанский (от лат. Speranto — надежда), преподавал в Петербургской духовной академии. В 1823 г. становится ее ректором. Затем служил у генерал-прокурора. Был приближен Александром I ко двору, становится государственным секретарем. В 1802—1804, 1809 гг. подготовил ряд проектов государственных преобразований. Придворные интриги и недовольство его реформаторской деятельностью привели в 1812 г. к его отставке и ссылке. В 1816 г. Сперанский получил назначение губернатором Сибири. После возвращения в столицу возглавил составление Свода законов Российской империи, завершенного за 4 года и изданного в 45-ти томах. В записках и проектах 1802 —1804 гг. Сперанский опирается на глубокие познания в политических теориях античных и современных ему европейских мыслителей. Целью любого государства он считал обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Первостепенное значение придавал не форме правления («внешнему образу правления»), а ограничению силы правительства «равновесием сил народных» («внутреннему образу правления»). С этих позиций резко критиковал общественный и государственный строй России, рабство крепостных крестьян — половины населения страны. Предлагал провести отмену крепостничества в два этапа, ибо быстрое освобождение крестьян может побудить их «обратиться к некоторому роду кочевой жизни». По мнению Сперанского, следует сначала урегулировать законом крестьянские повинности, отношения крестьян и помещиков, а затем представить крестьянам право свободного перехода от одного помещика к другому. Россия, писал Сперанский, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века — удельщина, в Новое время — абсолютная монархия, а в настоящее время вступила в промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти, предоставления гражданских и политических прав всем подданным. Он предлагал путь реформ «через правительственные законы», жалованные императором народу. Конституционная монархия в России — путь от феодального правления к республиканскому, «она имеет прямое направление к свободе». Его «План государственных преобразований. Введение к уложению государственных законов» 1809 г. предусматривал существенные изменения общественно-политического строя России. Во-первых, цель реформ Сперанский видел в том, чтобы «правление, досель самодержавное, поставить и учредить на непременном законе». Автор «Плана» стремился преодолеть неразрешимое противоречие — соединить самодержавие с законом, видя в этом путь к конституционной монархии по типу английской. Для этого формулировал условия: «облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство самодержавия». И в то же время «учредить державную власть на законе не словами, но самим делом». Это условие государственных реформ Сперанский связывал с функциями самого закона: защитой безопасности и собственности граждан. Все постановления, коими государство управляется, пишет он, исходят от одного начала — «не делай другим того, чего не желаешь себе». Понятие закона не должно распространяться на все постановления, но лишь на постановления законодательной власти. Другими словами, важное условие государственных преобразований он видел в придании постановлениям державной власти характера правовых законов в подчинении ее конституции. Коренные государственные законы, по Сперанскому, составляют предмет конституции, закрепляют образ правления, гражданские й политические права подданных. Органические законы определяют устройство самой державной власти и государства. Гражданские законы «учреждают отношения лиц между ними». Все другие акты, регулирующие порядок исполнения законов, должны строго соответствовать последним. Таким образом, преобразование правовой системы у Сперанского рассматривается непременным условием всех других государственных преобразований. Порядок в государстве охраняется законом. Во-вторых, «сила установлений» в «Плане» связывается с устройством самой державной власти («второе устройство»), связанной с ее разделением на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть, полагает автор «Плана», должна быть так устроена, чтобы «не совершать своих положений без державной власти, но иметь свободу мнения и выражать мнение народное». Для составления законов и «взыскания отчета о всех уставах и учреждениях» предлагалось создать Государственную думу, работающую в сессионном режиме. По-видимому, этот законодательный орган мыслился двухпалатным: нижняя палата — Государственная Дума, верхняя — Государственный Совет. «Законы предлагаются правительством, уважаются (т.е. обсуждаются и принимаются) в Думе, утверждаются государем». Думе представляются отчеты министров, она устанавливает новые подати, налоги и повинность. «Никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы». Срок ее действия «определяется количеством дел, ей предлагаемых». Состав Государственного Совета мыслился Сперанским частично избираемым, частично назначаемым монархом. Он заседает под председательством царя, обладает правом законодательной инициативы. В то же время, в Госсовете «все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти (т.е. монарху) и от нее изливаются». «Порядок законодательный» по «Плану» составляет вертикальная система представительных органов: волостных, окружных, губернских дум. Исполнительную власть осуществляет система органов управления: волостных, окружных, губернских и министерства. По тому же принципу строится и судебная система, завершающаяся «высшим судилищем для всей империи — Сенатом». Волостной суд мыслился как «мирской суд», в окружном (суд первой инстанции) предполагалось введение суда присяжных. Так в трех властях воплощается «обращение к закону, воле и исполнению». В-третьих, только в преобразованном государстве, по Сперанскому, возможно наилучшим способом обеспечить права подданных — права политические, «определяющие степень их участия в силах государственных», и права гражданские, «определяющие степень их свободы в лице и имуществе». В духе Ш.Монтескье, Б.Констана он пишет о политических правах как условии «твердого положе- Я5Я
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |