![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Французский либерализм: Б. Констан, А. Де Токвиль
Падение Наполеона и реставрация династии Бурбонов не могли остановить развитие классовой борьбы, антифеодальной идеологии, капиталистических отношений во Франции. В этих условиях либеральные идеи все более расширяют сферу своего влияния в обществе. Особо актуальной стала проблема сохранения индивидуальной свободы и ее гарантий против произвола государства с любой формой правления. Решение проблемы свободы в либеральном духе нашло отражение в трудах французского публициста, ученого и политического деятеля Бенжамена Констана (1767—1830 гг.)1. Основное внимание Констан уделяет обоснованию личной свободы, которую трактует как личную независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством. Он различает личную и политическую свободу. По мнению Констана, древние народы (греки, галлы, римляне) знали лишь политическую свободу. Здесь было полное подчинение индивида авторитету сообщества. Как гражданин, индивид оставался рабом в частной жизни. Пользуясь правом участвовать в осуществлении коллективного суверенитета, граждане античных республик, располагая коллективной свободой, были подчинены государственной регламентации и контролю в частной жизни. «Власть вмешивалась и в самые обычные домашние дела». Наконец, все го-еударства имели рабов. Современный мир являет совсем иную картину, считает ученый. И дело не в обширности современных государств, а в обширности личной, гражданской свободы, в известной независимости индивидов от государственной власти. Какой смысл Констан вкладывает в современное ему понятие свободы? Во-первых, это право каждого подчиняться одним только законам. Во-вторых, право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им. В-третъих, распоряжаться своей собственностью, даже злоупотребляя ею. В-четвертых, это — свобода передвижения. В-пятых, право на объединение с другими индивидами (для обсуждения своих интересов, для отправления культа, проведения досуга и т.д.). В-шестых, право каждого влиять на осуществление правления — путем ли назначения чиновников или посредством представительства, право петиций, запросов, которые Власть в той или иной мере принуждена учитывать. Итак, у Констана на первом месте стоят правовая защищенность личности, ее материальная и духовная автономия.
Перу Констана принадлежит ряд сочинений на политические темы. Наиболее значительные из них — «О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей» (1819 г.), «Курс конституционной политики» (1810—1820 гг.).
Ценностям личной свободы должны быть подчинены, полагает ученый, организация политической жизни, пределы компетенции институтов власти. В отличие от древних, нынешние правительства, опирающиеся на легитимные основания, имеют меньше чем прежде права на всевластный произвол. «Прогресс цивилизации, изменения, привнесенные веками развития, требуют от власти больше уважения к привычкам, чувствам и независимости индивидов. И власть должна простирать над всем этим более осторожную и легкую длань». Такая осмотрительность власти — одна из самых строгих ее обязанностей, не тождественная, однако, слабости силы государства. «Не нужно, чтобы правительство выходило из своей сферы, но власть его в своей области должна быть неограниченной». Пусть она будет справедливой, «мы же позаботимся о собственном счастье». Чем больше времени осуществление политических прав оставляет для частных интересов, согласно Констану, тем «драгоценнее для нас свобода». Но в таком соотношении политической и личной свободы таится угроза для самой свободы. «Угроза современной свободе состоит в том, что, будучи поглощены пользованием личной независимостью и преследуя свои частные интересы, мы можем слишком легко отказаться от нашего права на участие в осуществлении политической власти». Последствием политической пассивности неизбежно будет стремление носителей власти, по мнению Констана, «избавить нас от любых хлопот, за исключением уплаты налогов и послушания». Не меньшую опасность для свободы он усматривает и во власти большинства, предъявляющего «право на подчинение себе меньшинства». Констан отвергал теорию народного суверенитета Руссо и др., кто отождествлял свободу с властью, коммунистические идеи Г. Мабли: они «говорят о суверенитете народа с целью полностью подчинить себе граждан, а также о свободном народе — с целью превратить каждого индивида в раба...». Таким образом, неограниченная власть народа опасна для индивидуальной свободы не менее, писал ученый, чем суверенитет абсолютного монарха. «Суверенитет народа не безграничен, он ограничен теми пределами, которые ему ставят справедливость и права индивида». Исходя из этого, Констан по-новому ставит вопрос о форме правления. Он осуждает любую форму государства, где существует «чрезмерная степень власти» и отсутствуют гарантии индивидуальной свободе. Такими гарантиями, по его мнению, являются общественное мнение, а также разделение и равновесие властей. Условием выражения общественного мнения, по Констану, является представительная система правления, а органом его выражения — представительное учреждение. Представительная система есть полномочия, доверенные определенному числу людей всей народной массой, желающей, чтобы ее интересы были защищены, однако, не имеющей времени защищать их всякий раз самостоятельно». Народы с представленной системой правления должны «в целях пользования приемлемой для них свободой» осуществлять постоянное и активное наблюдение за своими представителями и оставлять за собой право через непродолжительные промежутки времени лишать их полномочий, которыми они злоупотребляют. Современному государству в форме конституционной монархии, как полагал Констан, должно быть присуще разделение властей, «которое обычно является гарантией свободы». Он обосновал необходимость создания шести конституционных властей: 1) королевской — как власти нейтральной, регулятивной и арбитражной. «Король вполне заинтересован в том, чтобы они взаимно поддерживали друг друга и действовали в согласии и гармонии». Ему принадлежит право вето, роспуска выборной палаты, он назначает членов наследственной палаты пэров, осуществляет право помилования. Король не имеет никаких интересов, «кроме интересов охраны порядка и свободы»; 2) наследственной палаты пэров, как «представительная власть постоянная». Констан убедил Наполеона предусмотреть палату пэров в Конституционном акте 1815 г., но вскоре сам разочаровался в этом институте, существовавшем при Бурбонах; 3) выборной законодательной палаты, которую автор проекта называл «властью общественного мнения». Он отстаивал высокий имущественный ценз ее депутатов: только богатые имеют образование и воспитание, необходимые для осознания общественных интересов, «только собственность делает человека способным к пользованию политическими правами», лишь собственники «проникнуты любовью к порядку, справедливости и к сохранению существующего». Бедняки же, рассуждал Констан, «не обладают большим разумением, нежели дети, и не более, чем иностранцы заинтересованы в национальном благосостоянии»; 4) власти исполнительной, осуществляемой министрами, ответственной перед парламентом; 5) судебной власти, называемой Констаном самостоятельной; 6) муниципальной власти, подчиненной исполнительной, йо являющейся местным самоуправлением как противовес центральной власти. Такая сложная схема разделения властей очевидно была призвана гарантировать гражданские и политические свободы, вписать модернизированный институт монархии в устройство правовой государственности., У Констана гарантом личной свободы выступает и право. Оно призвано противостоять произволу, покушающемуся на свободу, стать «единственно возможной основой отношений между людьми». Но закон, в отличие от Монтескье, не представляется ему абсолютной ценностью. Лишь закон, исходящий из легитимного источника и имеющий справедливые границы, может сыграть эту роль. «Подчинение закону — это обязанность», — полагал ученый. Но —
В изрядной мере под влиянием Констана и великого французского историка Ф.Гизо сложились взгляды на свободу и представительную демократию их младшего современника Алексиса де Токвиля (1805—1859 гг.). 1 В своей работе «О демократии в Америке» Токвиль исследует принцип народовластия и его наиболее полное воплощение в США. По его мнению, здесь общество действует вполне самостоятельно, управляя собой само. Принцип народовластия претворяется в жизнь американцами «открыто и плодотворно», власть тут исходит исключительно от народа, он участвует в составлении законов, их претворении в жизнь путем избрания представителей исполнительной власти, он же сам избирает суд присяжных. К демократическим установлениям Токвиль относит разделение властей, местное самоуправление (общин), в котором он усматривает истоки народного суверенитета. Его внимание привлекли такие демократические институты, как независимость судей, самостоятельность «блюстителей закона» (чиновников, полиции), свобода печати, верований и т.п. «Народ властвует в мире американской политики словно Господь Бог во Вселенной». Тем самым народ эффективно защитил свои гражданские и политические свободы, закрепленные во всеобщем избирательном праве, обеспечивающем активное участие всех граждан в делах государства. А. де Токвиль показывает преимущества и недостатки реальной демократии в сфере исполнительной власти. Следствие демократических принципов он видит в том, что источником силы американского государственного чиновника является не должность, но функция, которую он исполняет в государстве, не принадлежность к государственной власти, а зрелость, личные качества. В демократическом государстве все граждане имеют равный доступ к государственной службе и лишь количество и качество выдвигаемых кандидатур ограничивают выбор избирателей. Но часто бывает так, замечает Токвиль: «когда человек чувствует себя не способным успешно вести свои собственные дела, он берет на себя смелость решать судьбу государства». Недостаток демократии в США, по его мнению, в том,
Перу Токвиля принадлежат ряд сочинений — «О демократии в Америке» (1835 г.), «Старый порядок и революция» (1856 г.), сделавших ему авторитетное имя в науке о политике и государстве. что талантливые люди, как правило, отстраняются от власти, направляя свои силы на достижение богатства. В результате на государственных постах «часто сидят люди заурядные, обыватели». Однако принцип выборности и частой сменяемости чиновников все же в значительной мере компенсирует эти издержки демократии. Для Токвиля несомненны позитивные последствия народовластия: процветание гражданского общества в США, активная защита гражданами своих прав; общность интересов граждан и правителей, почему пороки и коррупция здесь индивидуальны и не могут носить массового характера; демократия способствует благосостоянию большинства; законы здесь не могут выражать интересов, противных народу. Главное — простые американцы понимают несложную истину: «счастье каждого зависит от общего процветания». Автор «Демократии в Америке» убежден: гражданственность способна преодолеть эгоизм, сохранить и упрочить в обществе свободу. Пороками и слабостями американской демократии Токвиль называет несовершенство и неполноту законов, произвол блюстителей закона, правители здесь не всегда достаточно честны и разумны, а граждане — просвещенны и сознательны. Но непрерывный процесс улучшения управления «в целом приносит пользу». Сердцевина демократии — принцип равенства. Токвиль пишет, что любовь американцев к равенству больше, чем к свободе. Это идеал, к которому стремятся все демократические народы. Различие между равенством и свободой автор «Демократии» усматривает в том, что свобода не связана исключительно с демократической формой государства, зато ее исключительной чертой является «равенство условий существования», вера в его неизбывность. Люди предпочитают равенство свободе. «Люди не могут пользоваться политической свободой, не ограничивая ее какими-либо жертвами, и они никогда не овладевают ею без больших усилий. Радости же, доставляемые равенством, не требуют ни жертв, ни усилий — их порождает всякое незначительное событие частной жизни, и, чтобы наслаждаться ими, человеку надо просто жить». Таким образом, свобода, согласно Токвилю, требует от человека больших усилий, связанных с необходимостью быть самостоятельным, делать свой собственный выбор, отвечать за его последствия. «Нет ничего труднее, чем учиться жить свободным». Современная демократия возможна лишь в единстве равенства и свободы. А. де Токвиль обобщил первый же опыт реальной демократии в условиях Нового времени, указал цель либерализму: идти навстречу демократии во имя свободы.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |