КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение И. Канта о праве и государстве
ЛЕКЦИЯ XVI. УЧЕНИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ В ГЕРМАНИИ (КОНЕЦ XVIII — НАЧАЛО XIX в.) 1. Учение И.Канта о праве и государстве. 2. Учение Г.Гегеля о праве и государстве. 3. Историческая школа права. Новым словом в философском осмыслении идей Просвещения, французского революционного опыта и политико-юридических реалий Германии стали политические и правовые учения классиков немецкой философии И.Канта и Г.Гегеля. Они приступили к систематической разработке методологии теоретического познания, философии права, политической теории. Методологическое и теоретическое содержание их учений — своеобразный философский ответ на общественно-политические и правовые проблемы Нового времени. Иммануил Кант (1724—1804 гг.) — родоначальник классической немецкой философии и немецкого либерализма, основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права (неокантианства)'. В ранних философских работах «докритического периода» Кант излагает идеи о системном устройстве мироздания, о развитии в неорганической и органической природе, формулирует вывод о бесконечности процесса развития мира. В последующих работах «критического периода» он установил, что источником достоверного знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту (априорные) знания, формы чувственности и рассудка. Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Философ исследует границы, до которых простирается способность разума, других способностей и форм познания. «Метафизика нравов» Канта завершает разработку отдельных частей кантовской философской системы. Первая часть работы содержит учение о праве, вторая — о морали. Главное для философа — поведение человека, его поступки. Он приходит к выводу: практический (а не теоретический) разум и свободная воля людей выступают источником нравственных и правовых законов. Задача 1 Кант Иммануил родился в семье ремесленника в Кенигсберге. Поступив в 16 лет в университет, окончил его в 1745 г., стал домашним учителем. С 1755 г. — приват-доцент, а с 1770 г. — профессор Кенигсбергского университета. Дважды избирался его ректором. И.Кант — автор фундаментальных философских произведений: «Мысли об истинной оценке живых сил» (1749 г.), «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.), «Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали» (1764 г.), «Критика чистого разума» (1787 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.), «Метафизика нравов» (1797 г.) и др. нравственной философии состоит в том, чтобы, исходя из разума, указать всеобщие правила поведения, которым человек должен следовать. Краеугольный принцип его социальных воззрений, навеянный духом Просвещения и теорией естественного права: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью. Личность не есть орудием осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. И.Кант убежден, что в конечном итоге человек стремится к достижению всеобщего правового гражданского общества, членам которого будет представлена величайшая свобода, совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе будет существовать, но его ограничат законы. Только в таких условиях, считает философ, возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в человеческой природе. Как достичь этой достойной человека цели? Человек от природы обладает свободой, свободной волей, пишет Кант, поэтому равен с другими и каждый индивид обладает для другого абсолютной ценностью. Человек в корне отличается от окружающей природы тем, что он наделен нравственным сознанием. Следовательно, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен и безусловен. Кант называет его «категорическим императивом» * морально-практическим законом. Он гласит: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели и никогда только как к средству. Или иными словами: «Поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона». Максима — это субъективный принцип действия, который сам субъект делает для себя правилом (как именно намерен он поступать). Таким образом, моральный закон у Канта формулирует принцип поведения, принцип долга перёд другими, следуя голосу «практического разума». Долг — единственный источник категорического императива. Только долг придает поступку моральный характер. Хотя сам категорический императив формален и абстрактен, как библейские заповеди, однако, следование простым истинам разве не важно в поведении человека? Как и в Десяти заповедях Библии здесь заметна юридизация морали. Моральная философия Канта является ключом к его политико-правовому учению. Так, право и мораль имеют один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение всеобщей свободы). Суть проблемы, однако, заключается в том, что хотя разум способен создавать принципы и правила морального поведения, но не всякий индивид использует свободу только для 1 «Императив, — поясняет Кант, — это практическое правило, благодаря которому сам по себе случайный поступок делается необходимым». реализации категорического императива. Следовательно, по Канту, мораль нуждается в защите, в праве. Философ формулирует вывод: право — «это совокупность условий, при которых произволение одного [лица] совместимо с произволением другого с точки зрения всеобщего закона свободы». К таким условиям относятся: наличие законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, правосудие. Право и есть общее для всех правило (совокупность правил), согласования произвольных коллизионных действий свободных лиц. Смысл и назначение права в том, чтобы ввести свободу и произволение (и произвол) всех индивидов, как властвующих, так и подданных в разумные, законные рамки. Ибо свобода, по Канту, — независимость от принуждающего произвола другого. Право касается лишь действия, обозначает внешние границы общедоступного поведения и выступает по существу в виде запретов, подразумевая дозволенность «произволения», т.е. проявления воли. Из признания человека носителем свободной воли и нравственного закона, столь же великого и неисчерпаемого, как космос, вырастал кантовский этический и аксиологический (ценностный) подход к праву. «Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением, — восклицал философ. —...Это — звездное небо над нами и моральный закон в нас». Право, согласно Канту, связано с правомочием принуждать. Все неправое препятствует свободе. Следовательно, применение принуждения препятствует неправу («воспрепятствует препятствию для свободы»), совместимо со свободой, сообразной со всеобщими законами. Если требование этики — делать правые поступки своей максимой, то всеобщий правовой закон гласит: «Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом». Этот правовой закон Кант называет всеобщим принципом права. Он видит в праве прочную опору гуманности, оплот надежды для человека. Истинное призвание права — гарантировать морали то социальное пространство, в котором беспрепятственно могла бы реализоваться свобода индивида. В «Метафизике нравов» предложена и своеобразная трактовка естественного права. По мнению автора, единственное первоначальное право — свобода, из которой вытекали такие неотъемлемые свойства людей, как равенство, независимость, право собственности и т.п. Но они в естественном состоянии ничем не обеспечены, кроме физической силы индивида. Такое состояние, где никто не гарантирован от насилия, Кант называет неправовым. Заинтересованность всех в том, чтобы находиться в правовом состоянии, приводит к «идее разума» — общественному договору, одной объединяющей всех воле, переходу в гражданское состояние. Теперь правовое состояние создает система законов — публичное право, конституция. Таким образом, границей неправового и правового состояний, «безошибочным мерилом» права и бесправия служит идея договора. Тем самым Кант отказывает в легитимности феодально-абсолютистского строя: он существует вопреки договору, «идее разума». Правовое состояние обеспечивает государство, сообщающее праву принудительную силу. Государство, по Канту, — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Здесь важнейшим признаком государства названо верховенство правовых законов. Он подчеркивал при этом, что рассматривает не действительное государство, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права». В каждом государстве, пишет философ, существует три власти как объединенная воля в трех лицах: верховная власть в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя и судебная власть, присуждающая каждому свое в лице судьи. Законодательная власть, по Канту, может принадлежать только объединенной воле народа. Эта власть проистекает из первоначального договора, согласно которому каждый человек оставил дикую, не основанную на законе свободу, чтобы в полной мере обрести в государстве свою законную свободу, гражданское равенство и самостоятельность. Все три власти, во-первых, координированы между собой, одна дополняет другую, во-вторых, подчинены друг другу, чтобы ни одна не могла узурпировать функции другой, в-третьих, объединение их функций каждому подданному предоставляет его права. Критерий прогресса в кантовском учении, — «закономерный ход улучшения государственного устройства». Государство, устроенное на началах общественного договора и народного суверенитета, разделения властей призвано гарантировать устойчивый правопорядок, верховенство закона, а следовательно и требования категорического императива. В духе либерализма он сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. «Под благом государства, — пишет Кант, — подразумевается не благополучие граждан и их счастье — ведь счастье (как утверждает и Руссо) может в конце концов оказаться гораздо более приятным и желанным в естественном состоянии или даже при деспотическом правлении; под благом государства подразумевается высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас разум через некий категорический императив». Поэтому Кант не придавал особого значения традиционной классификации форм государства по числу правящих лиц (монархии, аристократии, демократии), считая ее выражением буквы, а не духа государственного устройства. Он полагает: «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским», оно основано, во-первых, на принципах свободы членов общества; во-вторых, на зависимости всех от единого законодательства; в-третьих, на заколе равенства всех. Философ не ожидает и считает напрасным желать, чтобы короли философствовали или философы были королями. Верховенство народа, провозглашенное Кантом вслед за Руссо, обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве. Но он вовсе не помышляет о действительно широкой, неурезанной демократии. Для него республика не синоним демократии, а абсолютизм — не синоним абсолютизма. Для философа главное — республиканское устройство, будь то даже самодержавная форма власти, если в ней реализован принцип свободы, механизм ее защиты — разделение властей, ибо и демократия подвержена трансформации в деспотизм. Республиканское устройство, согласно Канту, обеспечивает условия существования правового гражданского общества, где свобода подчинена внешним законам и связана с необоримой властью. Здесь народ-суверен, правитель — поверенный государства, обладающий исполнительной властью, народ-судья, «сам судит себя через своих сограждан» — присяжных. Правовое состояние гражданского общества не допускает права на возмущение или восстание. Кант считает: «Обязанность народа терпеть злоупотребления верховной власти, даже те, которые считаются невыносимыми». Это — правовое следствие из природы гражданского союза. Он приветствует только законодательные реформы, проведенные самим сувереном. Но даже если революция произошла, «удалась и установлен новый строй», то это «не может освободить подданных от обязанности подчиниться в качестве добрых граждан новому порядку вещей» и новому правительству. Правовым следствием из природы гражданского союза Кант считает и право наказания и помилования. Нарушение публичных законов, лишающее нарушителя возможности быть гражданином, он называет просто преступлением. Злоупотребление доверием — частным преступлением. Преступления, подвергающие опасности все общества, — публичными. Они могут быть или низменного, или насильственного характера. Наказание по суду, предусмбтренное законодателем, не средство содействия какому-то благу, но лишь за совершенное преступление. Карающий закон есть требование категорического императива. Способ и степень наказания, по Канту, которые общественная справедливость делает для себя принципом и мерилом — принцип равенства перед судом. И.Кант не соглашается с мнением Беккариа о нео0ходимости замены смертной кары преступника пожизненным рабством. «Если же он убил, то он должен умереть». Философ допускает исключения лишь для убийства матерью новорожденного внебрачного ребенка и убийства на дуэли. В противном случае, это нарушение равенства Между преступлением и наказанием, справедливости как идеи всеобщих законов (очевидно, и его отношение к жертве — Г.Д.). Междуна- родное право, которое должно, скорее, называться межгосударственным, по мнению Канта, — это то право, «...когда одно государство, рассматриваемое как моральное лицо по отношению к другому государству, в состоянии естественной свободы... делает своей задачей установить отчасти право на войну, отчасти право во время войны, отчасти право заставлять друг друга выйти из этого состояния войны, стало быть, установить строй, обеспечивающий прочный мир...». В философском проекте «К вечному миру» его автор с прогрессивных позиций анализирует проблему, клеймит захватнические войны, осуждает подготовку к ним, ратует за соблюдение международных договоров, развитие межгосударственных торговых и культурных связей. Проект будущего «вечного мира» Кант связывает с федерацией свободных государств (с республиканским устройством). Это будет союз равноправных народов, (но не государство народов). Его идеи будущей мирной общности всех народов Земли для установления всеобщих законов их общения, о праве гражданина мира — также намного опережали свое время. Таким образом, учение Канта о праве и государстве было создано с учетом итогов и под непосредственным впечатлением Французской революции. Радикальные идеи Просвещения, конституционных актов революции он переплавил в своей глубоко продуманной теоретической системе в политическую программу либерализма, стройное учение о праве, правовом государстве, гражданском обществе.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |