КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение Г. Гегеля о праве и государстве
Грандиозную философскую систему, охватывающую всю совокупность теоретических знаний того времени, создал выдающийся немецкий философ Георг Гегель (1770—1831 гг.)1. Ключом к пониманию гегелевской философии является его работа «Феноменология духа», где на основе диалектики обоснованы выводы о роли труда в формировании человека и его сознания, путь к истолкованию процесса познания как общественного и исторически развивающегося. Основными частями его философской системы являются: логика, «натурфилософия» (философия природы) и философия духа. Последняя часть включает в себя субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (к его сфере отнесены всемирная история, учение о праве и государстве) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). 1 Гегель Георг Вильгельм Фридрих родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет Тюбингенского ун-та, отказался от духовной карьеры и углубился в изучение философии. В 1818 г. получил кафедру в Берлинском ун-те. Основные произведения Гегеля — «Феноменология духа» (1806 г.), «Наука логики» (1812—1816 гг.), «Энциклопедия философских наук» (1817 г.), «Философия права» (1821 г.), «Философия истории» (лекции, прочитанные в 1822—1831 гг.). В «Философия истории» учение о всемирной истории представлено как единый закономерный поступательный процесс. Учение о праве и государстве изложено главным образом в работе Гегеля «Философия права». Науку о праве он рассматривает как часть философии. («Наука о праве есть часть философии»). Задача философии им виделась в том, чтобы постигнуть право и государство как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. По его мнению, философия права не должна заниматься ни описанием существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Она должна рассматривать разумность права, постичь истину о праве и нравственности. Задача науки о государстве, по Гегелю, — постичь и изобразить государство как нечто разумное в себе. Не конструировать государство таким, каким оно должно быть, но как должно быть познано. Свое понимание предмета и метода философии права и государства Гегель выразил в знаменитом афоризме: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Теоретики Нового времени по-разному трактовали его, но гегелевский тезис о тождестве разумного и действительного имеет ввиду не все существующее, а лишь необходимое, разумное и сущностное в нем. Поэтому предметом философской науки о праве у Гегеля выступает идея права — единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права есть свобода, бытие свободной воли, проявление естественного права. Он отвергает концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно его учению подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Она требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности — согласована с необходимостью. Понятие «право» употребляется в гегелевской философии в трех основных значениях: 1) право как свобода; 2) право как определенная ступень и форма свободы (деление права на абстрактное, мораль и нравственность в сфере семьи, гражданского общества и государства); 3) право как закон (позитивное право). 1. Определяя право как свободу, Гегель отмечает, что оно есть 2. Абстрактное (формальное) право — право абстрактно свобод ственности. Философ обосновывает формальное правовое равенство людей — они равны именно как свободные личности — собственники. Одновременно с этим он подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. «В природе вещей заключается абсолютное право раба добывать себе свободу». Гегель отвергает платоновские проекты обобществления имущества, уравнение собственности. В опосредованной форме собственность проявляется в договоре лиц-собственников, в преступлении и наказании за его нарушение (неправо, обман и преступление). Способ, форма защиты прав личности, справедливости, осуществляемой в государстве, есть наказание. Преступление — сознательное нарушение права и наказание является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника как свободной личности. Вторая ступень и форма свободы — сфера моральности. В ней абстрактные и негативные предписания формального права наполняются положительным содержанием. На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и совесть). «Добро — это реализованная свобода, абсолютная конечная цель мира». Третья, высшая, ступень развития идеи свободы — нравственность. В ней абстрактное право и мораль приобретают свою действительность и конкретность. Здесь понятие свободы субъективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. 3. Право как закон. Превращение права в себе в позитивное право путем законодательства придает праву форму всеобщности и определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние человеческие отношения, но не их внутренняя сфера. «Система права, — определяет Гегель, — есть царство реализованной свободы». Различая право и закон, он исключает их противопоставление: речь идет лишь о высшей ступени конкретизации права. В то же время философ признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства. Не все, данное в форме закона, есть право, т.е. правомерное, разумное. С другой стороны, — недостижимо и вредно стремление, по его мнению, придать праву абсолютно законченную, совершенную форму, ибо «существует постоянная потребность в новых правовых определениях». Закон — это конкретная форма выражения права, предписывающая его непосредственное применение. Право как свобода становится законом, полагает Гегель, приобретает общеобязательный характер при условии обнародования закона, его осуществление через публичное судопроизводство, суд присяжных. Позитивная наука о праве, говорится в «Философии права», есть историческая наука. Вслед за Монтескье Гегель утверждает, что в законах отражается исторический опыт, национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия жизни и т.п. Г. Гегель различает гражданское общество и государство. Гражданское общество, пишет философ, есть дифференциация (различие) между семьей и государством. Развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, оно создано «лишь в современном мире». С точки зрения понятия права — это необходимый этап, с его взаимосвязью особенного и всеобщего, сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельных личностей. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всем их объеме: эти другие суть поэтому средства для цели особенного». Таким образом, гражданское общество гармонизирует интересы своих членов, придает им характер всеобщности. Оно представляет собой объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности». По-современному звучит и сформулированный философом принцип гражданского общества: оно «должно защищать своего члена, отстаивать его права, а индивид в свою очередь обязан соблюдать права гражданского общества». Он предупреждает об опасности бедности и богатства, снижения «известного уровня существования» членов общества. Это ведет к потере чувства права, возникает чернь, а с ней — зло, возмущение, направленные против богатых, общества, правительства и т.д. Гарантировать общественный правопорядок призваны законы и учреждения (суд, полиция, корпорации). В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия (корпорации): субстанциальное, или земледельческое, промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество неспособно все же самостоятельно урегулировать возникающие социальные противоречия. Для этого необходима политическая власть — государство как основание общества. В учении Гегеля о государстве разумное государство как раз и предстает нравственным целым, идейно-политическим единством, снимающим противоречия в правовом гражданском обществе. Гегелевское разумное государство — «есть действительность нравственной идеи», здесь свобода «достигает своего высшего права», оно есть «действительность конкретной свободы». Таким образом, такое государство — воплощение идеи разума, свободы и права. «Государство — это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». Государство, за-
мечает философ, — не произведение искусства, оно находится в мире произвола, случайностей и заблуждений. Легко выявлять недостатки у конкретных, плохих государств, тяжелее постигать позитивное в них. Именно на позитивном, разумном «во внутреннем организме самого государства» и сосредотачивается философ. Реальная разумность внутреннего государственного устройства, полагает Гегель, проявляется в разделении властей. Политическое государство в его учении подразделяется на три различные власти: законодательную, правительственную и власть государя. Соглашаясь с идеей Локка и Монтескье, также считает разделение властей в государстве гарантией публичной свободы, но выступает за их равновесие и живое единство. Вершиной такого единства он называет конституционную монархию. Другие формы правления — монархия, аристократия и демократия, по мнению Гегеля, — свидетельство еще не разделенного единства власти, не достигнутого «внутреннего различия (развитой организации внутри себя), а следовательно, глубины и конкретной разумности». Законодательная власть, по Гегелю, — власть определять и устанавливать всеобщее, «касается законов как таковых». Законодательное собрание призвано обеспечивать представительство гражданского общества, его сословий. Верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, нижняя избирается гражданами по корпорациям, объединениям и т.п. Автор «Философии права» отстаивает принцип публичности сословного собрания, как воспитывающего зрелища для граждан, выразителя общественного мнения, здравого смысла, содержащего принцип справедливости. Его политический идеал выражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем реформ «сверху». Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется как власть подводить особенное под всеобщее. Ее задачи — выполнение и применение решений государя, существующих законов, сохранение учреждений, меры, направленные на общую пользу, и т.п. Поддержание законности, гарантии от злоупотребленной власти философ усматривает в иерархии власти в государстве, ее равновесии, контроле за ней сверху и снизу. Но главную надежду все же возлагает на государственных чиновников — «среднее сословие», «средоточие государственного сознания и выдающейся образованности». Государство, где нет таких чиновников как в России, по мнению Гегеля, «еще стоит поэтому не на высокой ступени». Власть государя объединяет государственный механизм в единое целое, придает всеобщность государственному устройству и законам. Высший момент идеи государства в гегелевском учении представляет собой идеальность суверенитета (внутри и вовне). Он вы-224 ступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, над правами отдельных лиц и объединений. По мнению ученого, государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивиды. Сферу межгосударственных отношений он трактует как область проявления внешнего государственного права. Г. Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Формулируя принципы международного права, философ утверждает, что договоры, на которых основаны обязательства государств по отношению к друг другу, должны выполняться. Но считает, что войну не следует рассматривать как абсолютное зло и внешнюю случайность: война очищает дух нации. Тем самым он оправдывал войну Германии с наполеоновской Францией. Всемирная история как прогресс в сознании и свободы в гегелевской философии представляет собой, по существу, историю суверенных государств, прогресса в государственных формированиях. В соответствии с этим всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических царства: восточное, греческое, римское и германское. Им соответствуют формы государства — восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия. «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Итак, сконструированное Гегелем разумное государство как конституционная монархия представляет собой правовое образование, как реализацию идеи свободы. Недостатки гегелевского этатизма все же проявляются в возвышении государства над индивидом и гражданским обществом, в недооценке прав и свобод личности, хотя государственные механизмы в его идеальном государстве функционируют лишь в правовых формах. Именно в этом его отличие от обычных этатистских, тоталитаристских теорий государства. Содержащиеся в гегелевском учении о государстве прогрессивные положения стали теоретической основой как либеральных концепций, так и его консервативных интерпретаций.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |