КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Английский либерализм. Теория утилитаризма И. Бентама. Дж. Милль о свободе
В начале XIX в. Англия быстро превращалась в ведущую капиталистическую державу мира. Английская политико-правовая мысль, начала, главным образом в духе либерализма, осмысливать проблемы права и государства. Оригинальную концепцию права и государства предложил родоначальник теории утилитаризма Иеремия Бентам (1748—1832 гг.). 1 Во «Введении в основания нравственности и законодательства» Бентам формулирует принцип пользы, лежащий в основе разума и закона. Этот принцип определяет смысл действий человека, стремящегося к удовольствию, избежать страдания. Насколько важен этот принцип для человека, общества, государства? 1 Бентам Иеремия родился в Англии, в семье адвоката. В 13 лет стал ст-том Оксфордского ун-та, в 18 — магистром права. Посвятил себя научной деятельности. Автор многих политико-правовых сочинений, изданных в 11 томах в 1838—1842 гг. — «Принципы законодательства», «Фрагменты о правительстве», «О судебных доказательствах», «Деонтология, или Наука о морали», «Тактика законодательных собраний» и др. 1. Полезность, по Бентаму, — самый значительный критерий оценки человеческой деятельности, всех явлений. 2. Полезность — свойство, приносящее благодеяние, выгоду, удовольствие, добро или счастье, предупреждающее вред, страдание, зло или несчастье. Если речь идет об интересе одного лица, польза — это счастье одного лица, всего общества — счастье общества. 3. Общая польза гармонизирует индивидуальные и общественные интересы и является целью развития человечества. Источниками удовольствия и страдания, утверждает Бентам, могут быть физические, политические, нравственные и религиозные удовольствия и страдания. Каждый из них способен давать обязательную силу какому-нибудь закону или правилу поведения, которые могут быть названы санкциями. Если удовольствия или страдания исходят от природы, то они могут быть названы физическими санкциями, от высшей государственной власти, судьи —- политическими санкциями, от общественного мнения — нравственными санкциями, от Бога — религиозными санкциями. И.Бентам предпочитает вести речь не о свободе личности, а о ее интересе и безопасности. Мало разницы между свободой и своеволием. Свобода и права — «анархические софизмы», если они не связаны обязанностями, законом, не обеспечены материальными условиями их реализации. Он отвергал декларированные неотъемлемые права человека во французской Декларации прав человека и гражданина, в этом «метафизическом произведении». По его мнению «эти естественные, неотчуждаемые и священные права никогда не существовали... они не совместимы с сохранением какой бы то ни было конституции... граждане, требуя их, просили бы только анархии...». Отвергалась им и теория естественного права. Бентам писал, что содержание естественного права метафизично, неопределенно и всеми толкуется по-разному. Фикцией он называл и понятие «общественного договора», ибо государства создавались насилием и привычкой. Отрицал Бентам и идею различения права и закона. Право, противопоставляемое закону, «является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства», т.е. государства. Его справедливо называют одним из родоначальников позитивизма в юридической науке Нового времени. Вслед за Гоббсом он считал право выражением воли суверена: право — это повеления и запреты, установленные государством и обеспеченные санкцией. Субъективные права — детище закона; вне повелений суверена нет никаких прав личности. Единственная цель законодателя — Удовольствие и безопасность личности. Прагматический подход Бентама к праву, положенный в его основу принцип пользы, таким образом, и составляет особенность его теории утилитаризма. Интерес личности он называет единственно реальным интересом. Необходимыми условиями его реализации Бентам считает наделение индивидов правами личной безопасности, чести, собственности, правом получения помощи в случае нужды. Применяя утилитаризм к праву, Бентам приходит к важным выводам: нет прав без обязанностей, следовательно, ограничения свободы неизбежны. «Установление прав, наложение обязанностей, охранение личности, жизни, чести, собственности, средств к существованию и даже охранение самой свободы иначе невозможно, как в ущерб свободе». Безопасность, средства к существованию он ставил на первое место среди других прав личности. Если нет безопасности, равенство не может просуществовать и один день, — если нет средств к существованию, довольство невозможно. «Две первые цели суть условия самой жизни, а две последние — украшение самой жизни». Забота об удовольствиях должна быть почти всецело предоставлена самому индивиду. Главное назначение правительства — ограждение индивида от страданий. Свое назначение оно реализует через установление его прав. «Наибольшее счастье наивозможно большего числа членов общества; вот единственная цель, которую должно иметь правительство». Создавая обязанности, закон ограничивает свободу. Тем самым он — зло, поскольку связан с применением наказания (страдания). Но без него невозможно обеспечить безопасность. Это обеспечение безопасности, продолжал Бентам, в известной мере противоречит равенству и свободе. Каковы же пределы законодательного регулирования? Английский мыслитель полагает: такими пределами являются «нравственные обязанности». Их составляют, во-первых, правила благоразумия: законодатель не должен регулировать действия и отношения, где люди могут вредить только себе (пьянство, разврат, расточительство и т.п.), ибо это приведет только к мелочной регламентации, усложнению законодательства и всеобщей подозрительности. Во-вторых, законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей, их отношения с рабочими, где «моральная арифметика», определит условия договора исходя из взаимной пользы сторон. Теория утилитаризма оправдывала любые условия договора, отвергала попытки законодателя взять под защиту наемную рабочую силу. В то же время Бентам возлагал на государство обязанность обеспечения средств к существованию, помощи беднякам, предлагал ввести налог в их пользу. Бентам — сторонник свободной конкуренции, противник регламентации хозяйственной жизни. Таково основное содержание его теории утилитаризма, с позиций которого он и предлагал реформировать право. Он последовательно отстаивал свободу слова, печати, выступал за открытость действий администрации, за право ассоциаций, собраний (это право он называл «главнейшим, основой всех остальных»). Бентам надеялся, что с помощью таких институтов демократии можно будет эффек-232 тивно контролировать законодателей. Он хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, ускорить кодификацию, составил «основные начала» гражданского и уголовного кодексов. Предлагал сделать судебную процедуру более демократической, а защиту в суде доступной даже беднякам. Либерализм Бентама ярко проявился и в его осуждении монархии и наследственной аристократии, в его симпатиях к республиканскому устройству государства. Учредительная власть, по его мнению, принадлежит народу. Власть законодательная должна осуществляться однопалатным представительством, ежегодно избираемым на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Исполнительную власть, по Бентаму, осуществляют должностные лица, подчиненные законодательной палате, ответственные перед ней и часто сменяемые. Его «Конституционный кодекс» представлял, по существу, проект демократической конституции Англии. Как и многие либеральные мыслители начала XIX в., Бентам осуждал агрессивные и колониальные войны, разрабатывал проекты международных организаций для предупреждения войн, мирного решения межгосударственных проблем. Идеи Бентама оказали ощутимое влияние на развитие правовой науки. В частности, его позитивный подход к праву предвосхитил оформление позитивистской школы права. Бентамовские «Основные начала гражданского кодекса», «Основные начала уголовного кодекса», утверждавших баланс интересов, прав и обязанностей, в свою очередь послужили становлению социологической школы права. Теория утилитаризма Бентама была далее развита его последователем Джоном Миллем (1806—1873 гг.)1, ставшим классиком английского либерализма. Вслед за Бентаном Милль полагал, что моральная ценность поступка человека определяется его пользой и высшей целью человеческой деятельности должно быть содействие счастью человечества. Однако, постепенно отходя от бентамовского утилитаризма (термин введен впервые Миллем), развивает его этическую систему, вводит в этику наряду с принципом эгоизма принцип альтруизма. Высшее проявление нравственности, добродетели, настаивал философ, — идеальное благородство, находящее выражение в подвижничестве ради счастья других, в самоотверженном служении обществу. Этому принципу может следовать только свободный человек. Свобода индивида, гражданская и политическая — основа рассуждений Милля о правовых и политических проблемах. В трактате «Свобода» он показывает исторические метаморфозы свободы: в древние времена свобода понималась как защита против тирании 1 Милль Джон Стюарт — английский философ, логик и экономист, сын Джеймса Милля (1773—1836гг.). Автор трудов «Система логики», «О свободе», «Представительное правление», «Основы политической экономии» и др. властвующих, врагов управляемого народа. С течением времени люди признали, что нет никакой необходимости, чтобы их властелины обладали независимой властью, и признали целесообразным, чтобы представители власти являлись их уполномоченными или избранниками народа. Теперь демократическая республиканская форма правления стала уже распространяться в большей части земного шара; и выборная и ответственная форма правления стали предметом обсуждения и критики. Милль выражает тревогу, что народная власть может быть «направлена к угнетению известной части своих же сочленов». Поэтому нужны предупредительные меры и против власти народа по отношению к «единичным личностям». В трактате сформулирован принцип: цель, ради которой общество имеет право вмешиваться в свободу действий своего сочлена, есть обоюдная самозащита. Главное — власть общества заключается в том, чтобы предупредить причинение вреда другому лицу. Таким образом, человек ответственен за свои поступки перед обществом лишь постольку, поскольку образ его действий касается других лиц. Пока действия индивида касаются только лично его самого, свобода действий человека должна по закону считаться неограниченной. В частной жизни индивидуальная свобода, в трактовке Милля, означает абсолютную независимость человека. Принцип личной свободы, по его мнению, включает, во-первых, всю внутреннюю сферу сознания человека (свободу совести, мысли и чувства, мнений и симпатий); во-вторых, свободу личных наклонностей и занятий, свободу образа жизни, свободу действовать, не встречая сопротивления окружающих. Таковы грани индивидуальной свободы. «Ни одно общество, — пишет Милль, — в котором вышеназванные основные права каждого человека не уважаются, не может считаться вполне свободным, какая бы не существовала у него форма правления;...если в нем эти права человеческой свободы не признаются безусловно и без всякого ограничения». По его мнению, человечество выиграет гораздо больше, если оно предоставит каждому свободу жить по собственному его разумению, нежели станет принуждать каждого жить по разумению других. Индивидуальность, убежден Милль, — одно из главных условий человеческого благополучия и самое главное условие индивидуального и общественного прогресса. «Индивидуальности должна быть отведена та часть жизни, в которой заинтересован сам индивид, а обществу... — та часть, которая главным образом затрагивает интересы общества. Однако каждый, пользующийся покровительством общества, обязан вознаграждать его, соблюдать известные правила поведения к другим людям — не вредить интересам других лиц, законным правам каждого индивида, нести свою долю труда и жертв для защиты как общества, так и его членов». Неуважение интересов других лиц, по его мнению, правомерно влечет за собой наказание по закону. Во всех остальных случаях ограничение принципа личной свободы не должно подлежать ни принудительным, ни карательным мерам (например пьянство). И сам индивид не имеет права нарушать этот принцип: если «человек продает самого себя в рабство, то тем самым отрекается от свободы... Нельзя назвать свободой право человека лишать себя свободы». Определив границы свободы, интересов и ответственности личности (интересами общества и свободой других лиц) и общества (свободой, интересами и ответственностью личности), их взаимные права и обязанности (ограничивающие права личности), Милль выразил пожелание, чтобы во всех делах, не затрагивающих интересов других, «предоставлялась полная свобода человеку проявлять свою индивидуальность». Когда люди руководствуются своими индивидуальными наклонностями, соблюдается главное условие индивидуального и общественного прогресса — «человеческая жизнь становится полнее, более разнообразной, оживляется», скрепляя узы каждого отдельного человека с нацией. Таким образом, Милль вышел за рамки утилитаризма. Ценя принцип личной свободы, он установил ее границы, взаимную ответственность личности и общества, определил содержание и грани этой свободы. Философ установил и границы вмешательства государства в деятельность индивида, общества. Свобода индивида, автономность его частной жизни у мыслителя первичны по отношению к политическим структурам. Вмешательство правительства не должно иметь места, «если есть вероятность, что, дело, которое предстоит совершить, каждый отдельный индивид совершит лучше...». Главную опасность вмешательства государства в общественные дела Милль видит в том, что «люди привыкают все свои упования и опасения за будущее возлагать на попечение правительства и постепенно обращаются из деятельных и самостоятельных людей в прихвостней правительства или какой-либо партии, стремящейся забрать в свои руки правительственную власть». К тому же всякая новая обязанность, которую берет на себя правительство, усиливает его власть. Государство не должно подменять свободные, деятельные усилия людей, самого народа, в противном случае начинают удовлетворяться прежде всего интересы государственной бюрократии. Но главное сам народ заражается иждивенчеством, социальной пассивностью, что приводит к взаимной Деградации — личности, общества, государства. Автор трактата протестует против такой перспективы. Таким образом, главных ограничений функций государственной власти у Милля два: ненарушимость принципа личной свободы, личной инициативы; соображения «практической целесообразности». Он пишет: «там, где народ приобвык к тому, чтобы обо всем заботилось за него государство,... в таких странах народ возлагает всю ответственность за зло, постигающее его, на правительство». И резюмирует: функции государства «обширнее у отсталого народа, чем у передового». Достоинство государства оценивается только достоинством его граждан, полагает мыслитель. И свободная личность есть личность законопослушная. Это первый признак всякой цивилизации. Власть должна устанавливать надлежащий порядок: «власть, которая не умеет заставить повиноваться своим приказаниям, не управляет». Итак, порядок в государстве выступает непременным условием развития личности, сферой взаимной ответственности. Ее свобода — самый мощный, постоянный и самый надежный генератор всяких улучшений в обществе. Функции государства должны быть направлены не для препятствия личным усилиям людей, но для поощрения и возбуждения в людях этих стремлений. «Там, где существует свобода, там может быть столько же независимых центров улучшения, сколько индивидов». В этом смысл общественного прогресса. Для свободы наилучшей формой хорошо устроенной и правильно функционирующей государственности, ее идеальным типом Милль считает представительное правление. При нем «весь народ, или по меньшей мере значительная его часть, пользуется через посредство периодически избираемых депутатов высшей контролирующей властью..., этой высшей властью народ должен обладать во всей ее полноте». Он «должен руководить, когда это ему захочется, всеми мероприятиями правительства». Представительное правление учреждается по выбору народа. Автор «Представительного правления» — сторонник четкого разграничения компетенции властей. Законодательная власть в лице парламента не только законодательствует, но и осуществляет наблюдение и контроль над правительством, отстраняет от должности правительственных чиновников, «если они злоупотребляют своими полномочиями или выполняют их противоположно ясно выраженному мнению нации... Кроме того, парламент обладает еще другой функцией... — служить для нации местом выражения жалоб и различнейших мнений». Центральная административная власть, согласно Миллю, должна наблюдать за исполнением законов и если они не исполняются надлежащим образом, «должна обращаться к суду для восстановления силы закона, или к избирателям для устранения от должности лица, не исполняющего законы как следует». Итак, миллевский либерализм стоит не только на страже индивидуальной свободы, прав личности, но и выступает за организацию государственного механизма на демократических и правовых началах, за связанность законом личности и власти.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |