КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социалистические учения: Ш. Фурье, А. Сен-симон, Р. Оуэн
В противовес либералам, приветствовавшим новые явления в политической жизни европейских государств и США и намечавшим укрепление конституционных основ государств, принципы гражданского общества для их поступательного движения к правовому строю, сторонники радикальных и быстрых преобразований общества и государства разрабатывали проекты социалистического будущего. Среди разнообразной по жанрам социалистической литературы 20—40-х гг. XIX в. выделялись своей основательностью социалистические учения Ш.Фурье, А.Сен-Симона и Р.Оуэна. Общим для их сочинений были, во-первых, неприятие и резкая критика развивающегося капитализма и его пороков. Теоретики социализма доказывали бесполезность одних политических реформ, предлагали радикальные, «простые», но всеохватывающие преобразования существующего строя; во-вторых, стремление подняться над острым антагонизмом классов и облагодетельствовать все общество в целом. Они отвергали всякие революционные действия и свои надежды связывали с мирной проповедью преимуществ нового «разумного строя общности», с легкостью перехода к нему; в-третьих, их произведения отличались недооценкой государственных и правовых институтов в общественных преобразованиях. Ключевая роль отводилась коллективистским началам в общественной и хозяйственной сфере жизни человека и общества, моральным принципам в их взаимоотношениях. Каждый из теоретиков социализма искренне считал свою доктрину единственно научной, правильной и эффективной. Тем не менее в их учениях содержатся действительно оригинальные догадки, научные озарения, представляющие ценность для политической и правовой мысли. Французский социалист Шарль-Фурье (1772—1837 гг.)1 гордился тем, что открыл всеобщие законы «четырех движений» — социального, животного, органического и материального, которые в обществе действуют через игру многообразных человеческих страстей. Понять их и открыть для них новые возможности, новые пути к гармонии человека и общества, считал мыслитель, значит найти единственно верное средство перехода к новому обществу. Пройдя в своем развитии ряд фаз и исторических периодов, человечество, согласно Фурье, вступило в период цивилизации. Но современная цивилизация — «мир дыбом, социальный ад». Здесь — «тирания частной собственности в отношении масс». Государство всегда на стороне богатых. Бедный класс «совершенно оттесненный от власти, лишен политической и социальной свободы, фактически — и правосудия. Каков же способ решения всех острых политических проблем предлагает Фурье? 1 Фурье Франсуа Мари Шарль родился в семье коммерсанта в г. Бизансонб. Проходил выучку в торговых домах Лиона, Парижа, Марселя. В период Французской революции служил в армии. В 1800 г. приступил к литературной деятельности. Написал книги «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808 г.), «Новый промышленный и социетарный мир» (1829 г.) и др. Выход — в самом простом и малом средстве («иногда достаточно самых малых средств, чтобы произвести самые большие дела», пишет Фурье): учреждение земледельческой ассоциации (фаланги)- Она отвечает страсти людей к богатству и наслаждениям, ибо коллективный труд увеличивает доход в три, пять, семь раз. Как промышленно-земледельческие объединения, организованные на кооперативных началах, подобно древнемакедонским военным отрядам (фалангам), они вторгнутся в дряхлый прогнивший строй цивилизации и разрушат его. Фаланги — эти ячейки будущего ассоциативного строя, «социетарного порядка» вскоре образуют целую сеть, которая покроет страну, а в недалеком будущем — все страны и континенты. Фаланги, по проекту Фурье, объединят от 800 до 1600 человек, в соответствии с наклонностями и страстями каждого («прогрессивные серии групп по страсти»). Это автономные социальные образования, во внутреннюю жизнь которых не вправе вмешиваться или опекать центральная власть и ее аппарат. Внутренняя жизнь фаланги регулируется лишь нормами, установленными добровольно и коллективно. Ее члены высоко ценят равенство личных свобод. Когда отцы семейств увидят, что во взаимоотношениях между отдельными членами фаланг и отдельными сериями в них не терпят никакого обмана, «и что народ, столь лживый и столь грубый при строе цивилизации, в сериях становится сверкающим правдивостью и учтивостью, они проникнутся отвращением к этому семейному быту, к этим городам, к этой цивилизации, которые являются предметом их нынешней привязанности; они захотят ассоциироваться в фаланге серий и жить в ее здании». Самым главным и единственно полезным правом человека из всех прав социалист называет право на труд. Он верно заметил, что без него ничего не стоят все остальные права. По его мнению, справедливость требует и раскрепощения женщины, признания ее прав. Таким образом, новый «социетарный мир», как считал Фурье, преобразует не только самого человека, выправит его страсти и идеалы, но и весь мир. Другой французский теоретик социализма — Анри де Сен-Симон (1760—1825 гг.)1 свой проект будущей промышленной системы основал на концепции исторического прогресса. Он делил историю христианства на четыре стадии: 1) с возникновения христианства до V в. н.э.; 2) с V до XIII вв.; 3) с XIII до 1789 г.; 1 Сен-Симон Клод Анри де Рувруа родился в Париже, в аристократической семье. Получил домашнее образование под руководством Д.Аламбера. Участвовал добровольцем в Войне за независимость США, во Французской революции. Примыкал к якобинцам, но затем отошел от них. Основные произведения Сен-Симона: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802 г.), «Введение к научным трудам XIX века» (1808 г.), «Промышленная система» (1821 г.), «Катехизис промышленников» (1823 г.), «Новое христианство» (1825 г.). 4) с 1789 г. Сен-Симон предсказывал коренные политические перемены в настоящем, четвертом периоде развития. Основы будущего общественного строя будут соответствовать интересам громадного большинства населения, где восторжествует принцип божественной морали: «все люди должны видеть друг в друге братьев, они должны любить друг друга и помогать друг другу». Политические перемены, реорганизация общества, согласно Сен-Симону, произойдет без участия народа. «Задача будет разрешена в его интересах, но сам он останется в стороне, пребывая пассивным». Если на первых стадиях исторического прогресса господство в обществе, по его мнению, принадлежало священникам и феодалам, затем — юристам и метафизикам, то политическая организация будущего общества будет подчинена власти ученых и промышленников. Они «могут организовать общество в соответствии со своими желаниями и потребностями, так как ученые обладают силами интеллектуальными, а промышленники располагают силами материальными». Тем самым будет заменено современное общество, находящееся под игом дворян и богословов «только вследствие старой привычки». Введение новой, «позитивной стадии» истории, пояснял Сен-Симон, не потребует разрушения традиционных государственно-правовых форм. Сохраняются институты монархии, правительства и представительных учреждений. Но вся полнота светской власти сосредотачивается в парламентском Совете промышленников и ученых. Он превратит страну в единую централизованно управляемую промышленную ассоциацию. Она будет жить в соответствии с разумно разработанным планом гармонического развития всех классов общества. В ассоциации они составят три крупные класса: земледельцы, фабриканты и торговцы. Промышленники займут «первенствующее положение» в обществе. К ним Сен-Симон относит земледельца, кузнеца, слесаря, столяра, фабриканта, купца, извозчика, матроса торгового флота. Промышленник — «это человек, который трудится для производства или для доставки разным членам общества одного или нескольких материальных средств, удовлетворяющих их потребности или склонности». В промышленном обществе установят жесткую централизацию производства, дисциплину, оградят его от бесполезных трат энергии и материальных средств, максимально повысят эффективность труда. Тем самым отпадает необходимость в обременительных для общества разного рода политических институтах со всеми их многочисленными учреждениями и должностями. Политика и управление, писал Сен-Симон, будут сведены по преимуществу к простому администрированию: управлению вещами и производственными процессами. Они доставят «людям наибольшую меру общественной и индивидуальной свободы», которые будут жить в соответствии с божественной моралью. Проповедь устройства такого христианского общества и составила смысл «нового христианства» — новой религии Сен-Симона и сенсимонистов. По мнению теоретика социализма, ближе всего к промышленному режиму французская и английская нации. Во Франции для его установления достаточно королевского ордонанса. «Когда французский народ установит у себя промышленный режим, английский народ не замедлит последовать его примеру». Тогда прекратятся все бедствия, на которые было обречено человечество, «и все народы на земле, пользуясь покровительством объединившихся Франции и Англии, будут быстро, один за другим, по мере развития их цивилизации, переходить к промышленному строю». Такие иллюзии питал начинавшийся промышленный переворот. По сравнению со своими французскими современниками английский социалист Роберт Оуэн (1771—1858 гг.)1 выступил уже в период промышленной революции и обострения классовых конфликтов, что наложило отпечаток на его воззрения. Основной закон природы человека и величайшую истину, открывающую путь к разумному устройству мира, Оуэн видит в человеческом характере. Последний есть результат взаимодействия природной организации индивида и окружающей его среды, играющей в формировании характера главную роль. Из этого закона природы человека он делал критический вывод: если человек — продукт среды, то в недостатках и пороках людей, во вс^х социальных бедах повинна социальная среда. Таковую ныне создают капиталистические отношения, частная собственность, порождающие алчность и ненависть, темноту и невежество народа, искалеченные человеческие характеры и судьбы. Как и передовые мыслители XVIII в. Оуэн делил общественные порядки на разумные, отвечающие человеческой природе, и неразумные, не соответствующие ей. Всю прошедшую историю мыслитель расценивал как неразумный период человеческого существования, обусловленный невежеством людей, не знавших закона, по которому обстоятельства определяют характер человека. Ныне, вызревающий новый способ материального производства подготавливает людей «к пониманию и принятию новых принципов и иной практики, а тем самым — к осуществлению благодетельнейшей перемены в делах, какой еще не знал свет». Он рассчитывает на революцию в сознании людей пропагандой истин «науки о формировании характера». Надеется на благотворную роль законов, соци- 1 Оуэн Роберт родился в Уэльсе, в семье ремесленника. С детства начал работать и благодаря исключительным организаторским способностям стал фабрикантом, управляющим одной из крупных текстильных фабрик. С 1800 г. начал проводить радикальные для того времени реформы по улучшению условий жизни и труда рабочих, выступал за рабочее законодательство, организацию профсоюзного и кооперативного движения в Англии. С 1817 г. увлекся коммунистическими идеями. Составил ряд проектов организации коммун, предпринял попытки основать коммунистические общины в США и Англии («Новая гармония», 1825—1829 гг.; «Гармони-Холл», 1839—1845 гг.). Пытался создать «рационалистическую религию». Основные произведения Оуэна: «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципе образования человеческого характера» (1812 г.), «О Конституции общины «Новая гармония», «О новом нравственном мире». альных реформ в пользу трудящихся, организацию профсоюзов, кооперативов, системы воспитания и т.д. Р.Оуэн против насильственной революции, совершаемой темными, невежественными людьми: «Как бы ни были существующие системы безумны, их нельзя разрушать руками людей некомпетентных и грубых». Кто же переведет людей к «разумной общественной системе, основанной на неизменных законах человеческой природы»? Пионерами основания коммунистических общин, как считал мыслитель, могли выступить люди, имеющие капиталы и добрую волю: богатые филантропы, ремесленники, рабочие, землевладельцы, министры и даже монархи. Несбыточность такой идеи его не пугала даже после собственных попыток организации коммун, поглотивших немалое состояние Оуэна. Ячейкой, «молекулой» разумной общественной системы будущего в соответствии с планом Оуэна, должна была стать коммуна — «поселок общности». Когда их станет много, они образуют федерацию общин в масштабах страны, а в будущем — международную федерацию. Разумная общественная система навсегда прекратит «соперничество, раздоры и войны, и люди с самого раннего детства будут приучаться содействовать счастью друг друга». Так с изменением мира преобразуется и человек. Основными принципами жизни коммунистических общин, по оуэновской Конституции общины «Новая гармония», будут равенство, свобода слова и действия, искренность и доброжелательность, порядок и приобретение знаний и др. Все члены коммуны рассматриваются как одна семья. «Власть законодательная» по плану вручается общему собранию общины, вырабатывающему постановления. «Исполнительная власть» — избранному Совету, задачей которого будет выполнение общих постановлений, наблюдение за всеми делами общины, заключение договоров с подобными объединениями и т.д. Каждая община будет поделена на шесть департаментов: сельского хозяйства, промышленности и механики, общей экономики, торговли, домашнего хозяйства, литературы, науки и образования. Вводится рациональная и гуманная система обучения и воспитания, в результате отпадет необходимость в поощрениях и наказаниях. Способом осуществления своего проекта Оуэн считал просвещение, пропаганду, наглядный пример. Группы его последователей существовали в Англии, Франции, США и в других странах.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |