![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философский и юридический позитивизм
о.конт, дж. остин Надежды на установление социальной гармонии, соответствующей индустриальному обществу, разделял и основатель философии позитивизма и социологии Огюст Конт (1798—1857 гг.)1, провоз-
гласивший новую перспективу переустройства общества на основе позитивизма. В своих политических ориентациях Конт в отличие от Сен-Симона придерживался консервативно-охранительной позиции. Главный источник морального и политического кризиса общества, основную причину революционных настроений он видел в «глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей». Выход он усматривал в обнаружении положительных научных знаний и истин, которые, будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии привести человечество к миру и счастью. «Если единение умов на почве общности принципов состоится, то соответствующие учреждения создаются сами, естественным образом, без всякого тяжелого потрясения». Итак, по Конту, позитивные научные знания способны привести к новому позитивному строю. Науке об обществе, или социологии (термин введен Контом), он придает очень большое значение. Основной задачей своей философии он считал переустройство общества на основе позитивизма, замену «ретроградной аристократии» и «анархической республики» новым позитивным строем — социократией. Его обоснование он искал в истории, природе государства и политической власти. Согласно Конту, необходимость государства обусловлена объединением частных сил для общей цели. С образованием государства производство поддерживает общественная солидарность, препятствуя частным силам разорвать общественное целое. Поскольку общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными, всегда было необходимо наличие двух властей — светской и духовной. Философ описывает историю этих властей соответственно «трем стадиям» истории человечества. Вначале на «теологической стадии» светскую власть осуществляли военные вожди, а духовную — жрецы и прорицатели. До 1300 г. эти власти то объединялись в одних руках (теократия), то разъединялись. В Средние века отношения между государством и католической церковью строились на разделении функций между светской и духовной властями. На второй, «метафизико-легистской» стадии (1300 — 1800 гг.), на светскую власть оказывают решительное влияние законники, юристы, адвокаты. Власть духовная переходит к отвлеченным мыслителям — метафизикам, а затем — к литераторам и публицистам. В конце второй стадии происходит замена военного быта промышленным, развитие промышленности и науки, деление общества на предпринимателей и наемных рабочих, возникает зародыш нового позитивного строя.
Социократия, этот «промышленный строй», требует военного порядка и дисциплины. «Армия не может существовать без офицеров, равно как и без солдат; это простое понятие одинаково при-ложимо к промышленному строю, как и к военному порядку». Поэтому «в позитивном строе...идея права безвозвратно исчезает. Каждый имеет обязанности относительно всех людей, но никто не имеет права в собственном смысле слова. Справедливые индивидуальные гарантии вытекают только из всеобщей взаимности обязательств, которые являются моральным эквивалентом прежних прав, но не представляют серьезных политических опасностей, сопряженных с последними. Другими словами, единственное право, которым каждый человек обладает, — это право выполнять свой долг». По мнению Конта, слово, право, должно быть изгнано из политического языка. Таким образом, в учении Конта по существу исчезли такие главные и определяющие черты гражданского общества, как юридическая свобода и равенство граждан. Равенство людей в социократии подчиняется иерархии способностей, а свобода заменена обязанностью, долгом, социальной функцией. Для перехода к позитивному строю Конт предлагал создать в Париже предварительное духовное правительство из 30 ученых, представляющих разные науки и страны. После соответствующей подготовки неимущие классы столицы, просвещенные учеными, изберут диктаторов и облекут их высшей властью. Цель диктаторов — перевоспитание всех классов в позитивном духе. Затем перевоспитанное общество организуется в социократию. В конечном счете все человечество, создав около 500 социократии, объединится во Всемирную федерацию со столицей в Париже. И тогда полностью осу-248 дествится принцип, основание и цель общества — «любовь как Яринцип, порядок как основание, прогресс как цель». Исчезнут и агрессивные войны как пережиток «военного быта», враждебные промышленному строю. О.Конту принадлежит проект новой всемирной позитивной религии, основанной на признании внешнего единства человечества и подчинения мировому порядку. Предметом почитания позитивной религии является не Бог, а человечество, теология (богословие) сменится социологией, а теократия — социократией. Жрецами позитивной религии станут ученые и артисты (сотрудничество ума и чувства). Учение Конта оказало значительное влияние на философскую и политическую мысль. Большинство его учеников превозносили религиозно-политическую идеологию позитивизма. Ими были созданы позитивистские церковные общины во Франции, Англии, Чили. В Бразилии позитивизм был признан официальной религией. На ее государственном флаге были начертаны слова Конта «порядок и прогресс». Появление позитивной философии Конта повлияло и на возникновение юридического позитивизма. В результате революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, особенно частного права, регулировавшего новые товарно-денежные отношения. Основные принципы гражданского общества воплотились в действующем позитивном праве. Этим были обусловлены отказ большинства теоретиков права от идей естественного права и их критика. То и другое нашло выражение в юридическом позитивизме, выступавшем против дуализма права (существование рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного). Отождествление права с законом имело четко выраженные идеологические и практические цели. Оно было направлено против оценки и критики действующего права с позиций естественного права, сохранявшего романтические иллюзии минувших революций. В поле зрения юридического позитивизма — не предписания разума, не исторически сложившийся обычай, а закон, нормативный акт, установленный властью. Происхождение закона, причины его принятия выводились за рамки правоведения. Юридический позитивизм утверждал непоколебимость новых буржуазных политических и правовых институтов. Одним из первых представителей юридического позитивизма был ученик Бентама, английский правовед Джон Остин (1790— 1859 гг.).1
Предметом юриспруденции является исключительно позитивное право («право в простом и узком смысле»). Право это — «повеления суверена». Его источником является, таким образом, суверенная власть, осуществляемая «политически господствующими людьми, пишет Остин, —...верховное, основанное на подчинении, правление в независимых государствах и независимых политических обществах». Повеление и обязанность у него — взаимосвязанные понятия: «там, где есть обязанность, имеется повеление, и там, где выражено повеление, наложена обязанность». Принуждение и повиновение есть санкция. Другими словами, поясняет Остин, «повелением или обязанностью считается то, что влечет за собой санкцию или принуждение к повиновению в случае неисполнения». В таком значении позитивное право — совокупность норм, созданных людьми, обладающими политическим господством, или частными лицами, реализующими свои правомочия. В таком понимании право — приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Для юриспруденции первостепенное значение имеет и формальная логика, «логика правовых конструкций». Вне позитивного права, по Остину, — правила, установленные лицами и учреждениями, не являющиеся суверенами и правила морали (правила, установленные общественным мнением, в т.ч. нормы международного права, законы чести, правила этикета, моды и т.п.), следовательно, эти правила и вне предмета юриспруденции. Наилучшей формой права Остин, как и Бентам, считал кодексы. Однако в отличие от своего учителя он признавал частью права судебные прецеденты, поскольку, по его мнению, решения судей в Англии получают нормативно-правовой характер с молчаливого согласия суверена. Потребность в судебном правотворчестве, пояснял Остин, порождена существующей неполнотой статутного права, которую желательно устранить кодификацией. Таким образом, место критики феодального права с позиций естественного права заняла апология нового действующего позитивного права, действий самого государства. Теоретики юридического позитивизма не воспринимали концепций прав человека, правового государства, стремясь к закреплению и совершенствованию правовой оболочки развивающихся капиталистических отношений. Итак, основные направления западноевропейской политико-юридической мысли в первой половине XIX в. — либерализм, социализм, позитивизм — существенно обогатили и разнообразили содержание и направленность учений о праве и государстве. Их эволюция во второй половине XIX — в XX вв. подтвердит плодотворность либе- ральных идей, ограниченность юридического позитивизма как нормативизма, толкования законодательства и — несостоятельность практики социализма (в СССР и Восточной Европе).
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |