КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические и правовые идеи якобинцев
Политико-правовые доктрины и программы мыслителей Просвещения получили свое практическое воплощение и теоретическое развитие в ходе Великой французской революции (1789—1794 гг.). Сложилось революционно-демократическое направление политической мысли, ярким выражением которой стало творчество вождей якобинского движения Ж.Марата и М.Робеспьера. Сплавом идей якобинцев и теоретиков французского коммунизма на заключительном этапе революции была политическая программа Г.Бабе-фа и его сторонников. Жан Поль Марат (1743—1793 гг.)1 в своих политических и правовых работах — «Цепи рабства» (1774 г.), «План уголовного законодательства» (1780 г.), «Проект Декларации прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной Конституции» (1789 г.) в условиях назревания Французской революции разработал важные теоретические политико-правовые проблемы. Уже в первом своем политическом произведении «Цепи рабства» развивал идеи неприемлемости для народов деспотического абсолютизма. При нем нет политической свободы: «государь теперь является всем, а государство — ничем». Марат исследовал истоки, методы и средства установления деспотической власти, ее последствия, пути и формы борьбы с ней. В «Плане уголовного законодательства», продолжая рассуждения Ш.Монтескье о законодательстве и законах, Марат формулирует важный вывод: неважно, кем созданы законы, лишь бы они были справедливыми; неважно, кто является их блюстителем, лишь бы было обеспечено их исполнение. Он развивает здесь ряд конституционных принципов — ответственность общества за социальную защиту своих граждан, защиту их собственности, создание условий Для их самореализации, законы должны касаться лишь того, что явно связано с благом общества и др. 1 Марат Жан Поль — ученый и публицист, один из вождей якобинцев во время Французской революции. Родился в Швейцарии. В 16-летнем возрасте переселился во Францию, где до 1765 г. изучал естественные, политические и философские науки в Бордо и Париже. Владел основными европейскими языками и латынью. Находился ПоД идейно-политическим влиянием Ж.Ж.Руссо и Ш.Монтескье. После переезда в Англию, где прожил около 10 лет, изучал естествознание, медицину, получил степень Доктора медицины. В 1792 г. был избран в Конвент. Вместе с М.Робеспьером возглавил подготовку народного восстания, свергнувшего власть Жиронды в 1793 г. Продолжал выпускать популярную газету «Друг народа». 13 июля 1793 г. был убит. В духе гуманистических идей Просвещения Марат в проекте «Декларации прав человека и гражданина>> обстоятельно разрабо-тал теорию прав и свобод человека и гражданина. Он писал, что «взаимные права» людей восходят к естественному праву человека. Благодаря общественному договору они приобретают священный и непререкаемый характер. «... Всякое политическое сообщество должно иметь целью утверждение прав своих членов». Источник права Марат усматривает в потребностях индивида: права человека «вытекают единственно из его потребностей». Поскольку люди располагают одинаковыми естественными правами, по его мнению, они должны сохранять равные права, соединяясь в общество. «Гражданские права предусматривают личную безопасность, — говорится в проекте «Декларации», — позволяющую не бояться никакого угнетения; личную свободу, позволяющую правильно пользоваться всеми своими физическими и нравственныгли способностями; собственность на различные блага, позволяющую спокойно наслаждаться всем, чем обладаешь». (Подчеркнуто мной — Г.Д.) Однако в обществе, как и в природе, нет строгого равенства: люди наделены различной степенью чувствительности, умственного развития, силы, способности к труду и т.п. согласно Марату, тем не менее не следует допускать неравенство в состояниях и закон должен предупреждать «слишком большое неравенство состояний», устанавливать его предел. Каждый гражданин вправе требовать поэтому «разумного раздела имущества» тех, кто пользуется достоянием бедняка, вдовы, сироты. «Всякая власть, — пишет он, — которая этому противится, есть власть тираническая». По Марату, каждый гражданин вправе требовать «самого тщательного отправления правосудия и иметь самое лучшее правительство». Таким образом, гражданское общество составляют у него граждане, наделенные широкими общесоциальными правами и свободами, опирающиеся на материальные предпосылки и влияющие на правоприменение. Ж.Марат обосновывает роль политических прав, правовых институтов и механизмов в защите прав человека, класса (бедняков), нации. Прежде всего: разделейие властей в государстве и их ограничение правами гражданина; независимость суда; утверждение законов народом, равноправие, свобода печати и др. Автор «Декларации» предусматривал создание специального органа (Верховного трибунала), призванного карать высших должностных лиц, судей, за злоупотребления и недобросовестные действия, нарушения служебного долга, рассматривать кассационные жалобы граждан. Единственное ограничение свободы человека в обществе, которое допускает Марат, — запрещение наносить ущерб другим. Взаимное обязательство между всеми членами государства, вытекающее из общественного договора, требует подчинения законам. Осуждая «любовь к всевластию» как «источник рабства среди людей», деспотизма, вождь якобинцев в 1793 г. активно отстаивает идею выдвижения народного трибуна или революционного диктатора на переходный период. Согласно Марату, назначение диктатуры — «уничтожить изменников и заговорщиков», «врагов революции». Он допускает применение революционного террора к ним. Оправдывая его целесообразность, Марат пояснял: «Никто не питает большего омерзения к пролитию крови, чем я. но чтобы помешать пролитию потоков, я настаиваю на пролитии нескольких ее капель». По его убеждению «деспотизм свободы» покончит силой с деспотизмом королей, рвением аристократии и «несколько своевременно отрубленных голов надолго сдержит врагов общества и на целые столетия избавит великую нацию от бедствий нищеты и ужасов войны». Таким образом, революционная целесообразность диктатуры и террора заслонила во взглядах одного из вождей якобинского движения разработанную им теорию народного суверенитета, разделения властей, прав человека, механизмов их защиты, управления государством и проч. Однако даже временное игнорирование права, правовых гарантий безопасности гражданина, упование на репрессии, устрашение, наказания как подтвердил опыт, имело роковые последствия и для самой революции и для ее вождей. Столь же характерной эволюцией от либерально-демократических до авторитарных идей отличалась и система государственно-правовых воззрений Максимилиана Робеспьера (1758—1794 гг.).1 В своих многочисленных речах, докладах, воззваниях он отстаивал интересы третьего сословия, защищал идеи народного суверенитета и политического равенства. Как и Марат, Робеспьер испытал сильное влияние идей Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, отстаивая идеал республики. Республика и демократия у него — понятия-синонимы. Демократия, по Робеспьеру, — «это такое государство, где суверенный народ, руководимый им же самим созданными законами, делает сам все то, что возможно, и при помощи своих представителей — все то, что он не может делать сам». Принципом народного правительства, пружиной, приводящей его в движение, он так же как и Монтескье, называет республиканскую добродетель. Она — душа демократии. 1 Робеспьер Максимилиан Мари Изидор де родился в семье адвоката. Окончил юридический факультет Парижского ун-та, занимался адвокатурой. В 1783 г. избран членом Арасской Академии наук и искусств (в 1786 г. стал ее президентом). В этот период отстаивал естественные права человека, критиковал французское законодательство, впоследствии стал депутатом Генеральных штатов, членом Учредительного собрания. С 1793 г. фактически возглавил Комитет общественного спасения, став одним из руководителей народного восстания. Революционные взгляды Робеспьера нашли воплощение в его работах, многочисленных публичных выступлениях: речах, Докладах, воззваниях. Одних только речей за период с 1789 по 1794 гг. он произнес свыше 600. Как реальный глава правительства якобинцев, был без суда гильотирован после термидорианского переворота в 1794 г. М. Робеспьер развивает и обогащает важнейшие положения своих предшественников — о естественных правах человека, демократии, исполнительной власти, границах частной собственности и др. Он считает: гражданская свобода — главная забота конституционного правительства, индивидуальная и общественная свобода — условие и составляющая прав человека и гражданина. По его мнению, три начала должны лежать в основе политического союза: 1) охрана и обеспечение естественных прав гражданина, развитие всех его способностей; 2) право каждого гражданина на участие в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей; 3) верховенство власти народа в государстве. «Если один из членов общества подвергается угнетению, то налицо угнетение всего общества. Если общество подвергается угнетению, то налицо угнетение каждого члена общества. Право на сопротивление угнетению есть следствие из других прав человека». Это право и должно реализовать революционное правительство, чтобы «заменить все пороки и все нелепые стороны монархии всеми добродетелями и чудесами Республики». В своем докладе в Конвенте «О принципах революционного правительства» (1793 г.) Робеспьер обосновывал разработанную им концепцию конституционного и революционного правительства. Четкое понимание различий их принципов и функций, по его мнению, важно для успеха революционных преобразований. «Цель конституционного правительства — сохранить Республику; цель революционного правительства — основать ее. Революция — это война свободы против ее врагов; Конституция — это режим победоносной и мирной свободы». Революционное правительство нуждается в чрезвычайных полномочиях и деятельности, считает вождь якобинцев, ибо действует в состоянии войны с внутренними и внешними врагами революции. Оно должно быть более энергично и свободно в своих действиях, чем обычное правительство. Оно должно установить и упрочить царство законов. Оно не должно иметь ничего общего с произволом. Согласно Робеспьеру, революционное правительство должно придерживаться конституционных принципов во всех тех случаях, когда не нарушается общественная свобода. Во всех других случаях гарантиями от произвола у него выступают лишь моральные и политические принципы, а мерилом силы революционного правительства — «дерзость или вероломство заговорщиков». В речи «О принципах политической морали» Робеспьер формулирует вывод: «Революционное правление — это деспотизм свободы против тирании». Его сила в том, чтобы «разить надменные головы». Последние лишены всякой защиты: «общественная защита предназначена лишь для мирных граждан». Их не могут спасти оправдательные свидетельские показания, ни документы: они не могут заменить «свидетельства вселенной» и «самую очевидность». 174 Уподобляя террор справедливости, Робеспьер объективно признает его методом перехода к будущему республиканско-конституци-онному государству. Утверждение господства силы над правом, правовой нигилизм в революции как средство перехода к «царству законов» не спасли самого Робеспьера от гильотины, а якобинскую диктатуру — от термидорианского переворота. Закономерный итог теории насилия, урок попытки принудить нацию совершить скачок в «царство свободы». Конец якобинской диктатуры в результате термидорианского переворота 1794 г. и установление власти Директории не остановили попыток продолжения и углубления революции. Ухудшившееся и без того тяжелое положение народных масс привело к массовым выступлениям под лозунгом «Хлеба и Конституции 1793 года». В марте 1796 г. возникла «Тайная директория общественного спасения», названная позже «Заговор во имя равенства», ставившая целью организацию переворота и установления подлинного равенства. Программным документом революционеров был «Манифест плебеев» Г. Бабёфа1. Гракх Бабёф утверждал: народ обокрали с помощью антинародного государства и «разбойничьих законов»; все общественные упования «являются лишь актами непрестанного разбоя». Земля и общественное достояние принадлежат всем: никто не должен испытывать недостатка в том, что «природа дает всем, производит для всех». Программная установка Бабёфа — «восстановление демократии», «построение народного государства». Он уверен, что «народное правление должно и может обеспечить зажиточность и счастье каждого человека, нерушимое благоденствие всех членов общества». Провозглашал: «цель общества — всеобщее счастье». Путь к такому обществу лежит через переходной период. Он начинается с восстания народа («плебеев»), устранения всех прежних органов верховной власти и сосредоточения ее в руках временного революционного правительства — Национального конвента. Он осуществит диктатуру плебеев: примет меры для облегчения положения трудящихся (бесплатная раздача хлеба народу, обеспечение его продовольствием, вселение неимущих в дома врагов революции и т.д.), законодательные меры против богачей (все лица, не занятые полезным трудом, объявляются «иностранцами», они ли- 1 Бабёф Гракх (1760—1797 гг.) — (настоящее имя Франсуа Ноэль) родился в бедной семье отставного солдата. Вплоть до начала Французской революции служил в поземельном архиве в г.Руа. Изучение произведений просветителей определило его политические взгляды. В годы революции выступал за ликвидацию земельной собственности, в защиту уравнительного «аграрного закона». В период термидорианского переворота был заключен в тюрьму, где вынашивал идеи борьбы за подлинное равенство. Вместе со своими единомышленниками возглавил «Заговор во имя равенства» в целях коммунистического преобразования общества. Заговор был раскрыт, по приговору суда был гильотирован. шаются политических прав, а не желающие отказаться от своего избытка в пользу неимущих, объявляются «врагами народа»), меры против частной собственности (упразднение права наследования, отмена денег, взимание налогов натурой, их прогрессивный характер, запрет частной торговли и т.д.). По окончании переходного периода предполагалось установление республиканской формы правления на основе Конституции 1793 г. Эта конституция объявлялась «подлинным законом» французской нации. Национальная община, по Бабефу, организованная на коммунистических началах, будет формой единого в масштабах страны централизованного и регулируемого государством народного хозяйства, основанного на общественной собственности. По мнению Бабефа, осуществимость такого правления доказана на опыте «в наших 12 армиях». Армейский образец для осуществления народного правления здесь закономерен. Последнее мыслилось предельно централизованной организацией, с жестким закреплением каждого за местной общиной (местом работы и жительства), регламентацией поведения людей, распределения благ, с беспрекословным повиновением всех предписаниям администрации и т.п. Если учесть при этом «равномерное распределение знаний», ибо Бабёф считал «превосходство таланта и предприимчивости» лишь химерой и благовидным обманом в кознях против равенства, общеобязательность физического труда, то само оно превращалось в казарменное, подневольное равенство. Однако сам идеолог такого казарменного коммунизма был уверен в его высоком предназначении. Если Бабёф намечал лишь основные принципы и контуры будущего строя общности, то его единомышленники значительно детализировали все стороны общественной жизни. В «Манифесте равных» (1796 г.) С.Морешаля, «Заговоре во имя равенства, именуемом заговором Бабёфа» (1828 г.) Ф.Буонарроти государственной и правовой регламентации подлежали не только производство и распределение, но и воспитание и обучение, общественная и личная жизнь граждан будущего общества. Не будет ни столицы, ни больших городов, все дома и мастерские будут построены по одинаковым планам, участие в общественных трапезах — обязательно. Будет запрещено все, что не может быть предоставлено каждому гражданину. Лиц, у которых отсутствуют «гражданские чувства», «верховная власть осуждает на принудительные работы». Г.Бабёф и его единомышленники развивали традиционную для коммунистов мысль о простоте законодательства. Предполагалось, что во всей Национальной общине все граждане будут постигать «законы, чтобы благодаря их изучению каждый был осведомлен о своих обязанностях, приобрел способность занимать государственные должности и высказывать свое мнение по поводу государственных дел». Бабувисты предполагали упрощение самого искусства управления: «оно скоро станет доступным для всех». 176 Революционно-коммунистическое учение Бабёфа и его единомышленников получило название бабувизма. Человеческая индивидуальность, ее воля, права личности в доктрине бабувизма выступают помехой демократии, «всеобщему счастью». Здесь идеи Руссо об общественном договоре, общей воле, свободе и равенстве гиперболизированы, доведены до крайнего предела. Бабувизм создал идеал плебейского коммунизма. Ради его достижения Бабёф призывает к плебейской Вандее. «Пусть все ввергнется в хаос, и пусть из хаоса изыдет мир новый и возрожденный!» Таким образом, французская политико-правовая мысль в XVIII в. продолжила и развила теоретическую разработку проблем государства и права. Рациональное их понимание и толкование, свободное от теологии, на основе историзма способствовало поиску объективных факторов, влияющих на природу, функции права и государства. Естественно-правовая доктрина французских просветителей стала основой глубокой разработки доктрины прав человека и гражданина, концепций общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, всесилия разумного закона, теории демократии, предложила пути преодоления политического отчуждения, присущего феодализму. Этим концепциям были приданы классические формы, а их воплощение в политико-правовую практику рассматривалось в связи с близкой перспективой революции. Общей идеей Просвещения было низвержение сословно-феодального строя и учреждение общества, основанного на равенстве людей, их правах и свободах. Богатство идей и содержания идеологии французского просвещения обусловили его могучее влияние на идеологию Просвещения в других странах, на последующее развитие политико-правовой мысли, непреходящее значение и актуальность многих идей просветителей.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |