КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория народного суверенитета Ж. Ж. Руссо
Новое направление общественной мысли — политический радикализм — связано с именем выдающегося французского философа, писателя, теоретика педагогики, драматурга и композитора Жан Жака Руссо (1712—1778 гг.). 1 Его программа коренных преобразований общественного строя отражала интересы и требования масс, городской бедноты. Литературную известность Руссо принес его очерк «Рассуждения о науках и искусствах», получивший первую премию Дижон-ской академии. Отвечая на вопрос: сделал ли прогресс наук и искусств людей более счастливыми и более нравственными, — он писал, вопреки традициям Просвещения: прогресс наук и искусств, ничего не прибавив к нашему благополучию, только испортил нравы. Работа вызвала горячие споры и его выводы были названы «парадоксами Руссо». Однако центральное место в мировоззрении Руссо занимали его социально-политические идеи. Наиболее полное их изложение и обоснование содержали его исторический очерк «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755 г.) и знаменитый трактат «Об Общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.). Проблемы общества, государства и 1 Руссо Жан Жак родился в Женеве в семье часовщика. В раннем возрасте он лишился родителей, не получил систематического образования. В 1728 г. покинул Женеву. Пережил много унижений, обостривших чувство социальной несправедливости. Редкое трудолюбие и талант способствовали его самообразованию. В 1741 г., переехав в Париж, сблизился с Д.Дидро, Ж.Д'Аламбером, П.Гольбахом и др. просветителями, которые привлекли его к работе над знаменитой «Энциклопедией». Руссо — представитель идейного течения сентиментализма, в основе которого лежали культ естественных чувств и простого образа жизни, сострадание к бедному человеку и идеализация природного состояния людей. Руссо — автор романа-трактата «Эмиль, или О воспитании», где изложил свои педагогические взгляды, 4-х томного романа «Юлия, или Новая Элоиза», положившего начало сентиментализму, нескольких комедий, музыкальных произведений, произведений по теории музыки и др. В 1791 г. прах Руссо по решению Законодательного собрания Франции был перенесен в Париж. права мыслитель начинает решать, изучая естественное и гражданское состояние человека. В естественном состоянии, по Руссо, все свободны и равны, отсутствует частная собственность. По мере совершенствования навыков и знаний человека, складывались общественные связи, зарождались социальные формирования — семья, народность. Семья, по его мнению, — самое древнее из обществ и единственно естественное, прообраз политических обществ. Однако развитие цивилизации, по Руссо, привело к появлению и росту общественного неравенства, регрессу свободы. Имущественное неравенство явилось следствием установления частной собственности на землю. На смену естественному состоянию с этого времени пришло гражданское общество. «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества». Это привело к появлению богатых и бедных, между которыми разгорается ожесточенная борьба, и, как следствие, — политическое неравенство, учреждение публичной власти. С ее установлением все согласились, внимая «хитроумным» доводам богатых, надеясь обрести свободу и — «бросились прямо в оковы». Так появилось государство. Теперь общество поделилось на правящих и подвластных. Созданные путем пагубного договора государство и законы «наложили новые путы для слабых и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету». Последний предел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию. В ней нет больше ни правителей, ни законов — там только одни тираны. Равенство здесь восстанавливается, ибо подданные перед деспотом — ничто в своем рабстве и бесправии. «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Народ снова возвращается в естественное состояние, круг замыкается. Пока народ принужден повиноваться и повинуется, пишет Руссо, он поступает хорошо. Но если народ сбрасывает ярмо, он поступает еще лучше, возвращая себе свободу. Здесь мыслитель явно оправдывает насильственное ниспровержение абсолютизма, лишенного легитимности, справедливого и законного характера. Таким образом, первоначальный договор об учреждении государства, безвозвратно уничтоживший естественную свободу, превратил ловкую узурпацию в незыблемое право. Правительство и законы здесь утратили правовой характер. Сила заменила право, а рабство — свободу. Но «сила не творит право», — считает философ. «Слова рабство и право противоречат друг другу; они взаимно исключаю/г друг друга». В противовес такому ложному, порочному и пагубному для человечества направлению развития общества и государства Руссо развивает свою концепцию общественного соглашения как «подлинного договора между народами и правителями». Его формула сводится к следующим положениям: каждый передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращаясь в нераздельную часть целого. Это коллективное Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее Я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое, «некогода именовалось гражданскою общиною, ныне же именуется Республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою — при сопоставлении его с ему подобными». В результате такого правильного и законного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, в совокупности они получают имя народа, в отдельности — граждан как участвующих в верховной власти, подданных как подчиняющихся законам государства. Таким образом, отчуждение по общественному договору естественной свободы и равенства возмещается каждому (но уже как неразрывной части целого, члену народа-суверена, гражданину) в виде договорно установленных прав и свобод. Общественный договор, по Руссо, служит в государстве основой всех прав. Благодаря ему все становятся «равными в результате соглашения и по праву». Суверенитет трактуется мыслителем как «осуществление общей воли», неограниченной власти, направляемой общей волей. По условиям общественного договора она принадлежит народу. Идеи народного суверенитета вместе с идеями равенства и свободы (равных прав и обязанностей) выступают у Руссо как основополагающие принципы республиканского строя, центральные пункты его политических программ. Если в естественном состоянии свобода индивида, согласно Руссо, ограничивалась лишь его физической силой, то в республике свобода гражданская ограничена общей волей. Только одна общая воля, считает мыслитель, может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо. Общее благо как цель государства, по его убеждению, может быть выявлено только большинством голосов. «Общая воля всегда права», — утверждал Руссо. При этом он различает общую волю и волю всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая — интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. «Но отбросьте, — поясняет Руссо, — из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля». Различение между индивидом как частным лицом со своими частными интересами и же индивидом как гражданином, носителем общих интересов сыграло значительную роль в конституционно-правовом закреплении итогов Французской революции. В дальнейшем оно легло в основу теории прав человека и гражданина. Отстаивая господство в государстве и его законах общей воли, Руссо резко критикует всевозможные отдельные ассоциации, партии, группы и общественные объединения, вступающие в неизбежную конкуренцию с сувереном. Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству, искажающую общую волю граждан. Он присоединяется к мнению Н.Макиавелли о том, что наличие сект и партий причиняет вред государству. Но делает важный вывод: «если же имеются частичные сообщества, то следует увеличить их число и тем предупредить неравенство между ними». В своей идеализированной конструкции народного суверенитета Руссо предусматривает равенство прав и обязанностей граждан и государства. Пределы государственной власти в ее взаимоотношениях с подданными, согласно его учению, ставятся границами общих соглашений. Верховная власть, какой бы неограниченной, священной, неприкосновенной она ни была, не переступает и не может переступить границы общих соглашений. Каждый человек может всецело распоряжаться тем, что ему эти соглашения предоставили из его имущества и свободы. Так что суверен не вправе наложить на одного из подданных большее бремя, чем на другого. Вместе с тем, суверен, по мысли Руссо, не связан собственными законами. «Нет и не может быть никакого основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не обязателен даже Общественный договор». Он вправе изменить и условия договора. Суверен «стоит выше и судьи, и Закона», ибо ему принадлежит право помилования, освобождения от наказания, предусмотренного законом и определенного судом. Боле того, по Руссо, власть суверена включает право на жизнь и смерть подданных. Когда государь говорит гражданину: «Государству необходимо, чтобы ты умер», — то он должен умереть, потому что только при этом условии он жил до сих пор в безопасности, потому что его жизнь не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях от государства». Такой антииндивидуалистический гимн суверену, превосходящий этатизм Т.Гоббса, больше не встречается в теории суверенитета. Зато практика тоталитарных государств полна трагических примеров реального воплощения руссоистского ее толкования. Ж.Ж.Руссо отвергает требование каких-либо гарантий защиты прав индивида в их взаимоотношениях с государством. С одной стороны, у суверена «нет и не может быть таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц,...ибо невозможно, чтобы организм захотел вредить всем свои членам». Но с другой стороны, согласно мыслителю, нужны гарантии против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном: «если кто-либо откажется подчиняться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то, что его силою принудят быть свободным». Итак, по Руссо, общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами во имя общего блага — свободы и равенства. Эту власть, направляемую общей волей, он и именует суверенитетом. Народный суверенитет имеет, согласно его учению, два признака: он неотчуждаем и неделим. Как отчуждение суверенитета от народа в пользу тех или иных лиц или органов, так и его деление между различными частями народа (сословиями) по логике Руссо означали бы отрицание суверенитета как общей воли всего народа. Народ как суверен, как носитель и выразитель общей воли, «может быть представляем только самими собою». «Передаваться, — подчеркивает он, — может власть, но никак не воля». Таким образом, по существу здесь отрицается как представительная форма власти, так и принцип разделения верховной власти государства на различные власти. Законодательная власть — воля суверена и принадлежит, по Руссо, только народу. Суверен действует посредством законов. Законы — акты общей воли. Поэтому парламент или другое представительное собрание депутатов, считает мыслитель, не могут являться представителями народа, они лишь его уполномоченные: «они ничего не могут постановлять окончательно». Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен. Исполнительная власть (правительство) — сила суверена, согласно Руссо, решения которой не относятся к компетенции суверена или области закона. Ее власть выражается в актах частного характера. Она — посредствующий организм между подданными и сувереном. Правительство является лишь его служителем, уполномоченное приводить в исполнение законы и поддерживать свободу как гражданскую, так и политическую. Оно может быть представлено магистратами или правителями, носить название государя, действующим согласно законам. Устройство исполнительной власти, в целом, должно быть таково, чтобы «оно всегда было готово жертвовать Правительством для народа, а не народом для Правительства». Соединение власти законодательной и исполнительной делает правление непригодным. В качестве меры, призванной предотвратить узурпацию власти чиновниками, мыслитель предлагал периодически созывать народные собрания для решения вопросов о доверии правительству и должностным лицам. «Проведение таких собраний, — писал Руссо, — имеет своей целью, сохранение общественного договора». Народоправство, по его мнению, исключает необходимость в разделении государственной власти как гарантии политической свободы. Достаточно разграничить компетенцию законодательных и исполнительных органов, подчинить исполнительную власть суверену. В зависимости от того, кому суверен вручает правление (всему или большей части народа, немногим или одному), Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. В чистом виде, замечает он, эти виды правления не существуют. Вообще говоря, подчеркивает мыслитель, демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое —-для средних, а монархическое — для больших. В условиях народовластия «даже монархия становится республикой». Правление, при котором народ уменьшается в числе и оскудевает, по Руссо, есть худшее. Всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением. «Таким образом, — подчеркивает он, — я называю Республикой всякое государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им». По мнению мыслителя, общественный договор дает жизнь государству, наделяет же волей и движением его законодательство. Соглашения и законы объединяют права и обязанности граждан, возвращают справедливость. В гражданском состоянии все права определяются законом. Их цель — сохранение свободы и равенства. Руссо выделяет четыре рода законов: политические (основные), гражданские, уголовные и «наиболее важные из всех» — нравы, обычаи и особенно общественное мнение. Последние законы «запечатлены не в мраморе, не в бронзе, — пишет просветитель, — но в сердцах граждан; они-то и составляют подлинную сущность государства;...когда другие законы стареют или слабеют, они возвращают их к жизни или восполняют их, сохраняют народу дух его первых установлений и незаметно заменяют силою привычки силу власти». В духе Ш.Монтескье он говорит о необходимости учета в законах географических факторов, нравов, обычаев народа и др., которые делают «его законы пригодными для него одного». Законодатель, по Руссо, — во всех отношениях человек необыкновенный в государстве. Чтобы открыть наилучшие правила общежития, нужен ум высокий, понимающий страсти и природу людей готовый трудиться в одном веке, а пожинать плоды в другом. «Потребовались бы Боги, — заключает Руссо, — чтобы дать законы людям». Деятельность такого необыкновенного законодателя просвещает народ и подготавливает почву для мудрых актов суверена. Таким образом, в политической доктрине просветителя главное внимание уделено проблемам социальной природы власти, ее принадлежности народу. В ней нет детального проекта организации идеального строя. Для него важнее начало «свободной республики», управляемой посредством законов, свободы и равенства в ней. Власть суверена и общая воля определяют права и обязанности индивидов. Выступая против обобществления частной собственности, Руссо предлагал уравнять имущественное положение граждан: «Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя». Все это проявляет эгалитаристский характер социальной доктрины Руссо. Она оказала значитель-ное влияние на общественное сознание и развитие в период французской революции, стала одним из основных идейных источников философии и политического радикализма последующих двух веков.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |