Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая программа Вольтера




В УЧЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

ЛЕКЦИИ XII—XIII. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

1. Политическая программа Вольтера. 2. Учение о государстве и праве Ш.Монтескье. 3. Теория народного суверенитета Ж.Ж. Рус­со. 4. Политические и правовые идеи якобинцев: Ж.П.Марат и М.Робеспьер, Г.Бабеф и бабувизм. 5. Политические и правовые уче­ния немецкого и итальянского Просвещения: С.Пуфендорф, Х.Тома-зий, Х.Вольф, Дж. Вико и Ч.Беккариа.

Просвещение — прогрессивное идейное и культурное течение XVII—XVIII вв., эпохи перехода от феодализма к капитализму, став­шее идеологической подготовкой революций в Европе. Его круп­нейшие деятели — Дж.Локк в Англии; Вольтер, Ш.Мотескье, Ж.Ж.Руссо, П.Гольбах, К.Гельвецкий, Д.Дидро и др. во Франции; С.Пуфендорф, Х.Томазий, Х.Вольф, Ф.Шиллер, И.Гетте в Германии; Д.Вико, Ч.Беккариа в Италии; Т.Пейн, Б.Франклин, Т.Джефферсон в США — ставили целью преодоление темноты и невежества народа путем распространения рационального знания, новых ценностей и идеалов, гуманизма, уважения человеческой личности. Они боро­лись за установление «царства разума», основанного на «естествен­ном равенстве», за политические и гражданские свободы. Идеи и идеалы Просвещения оказали значительное влияние на направле­ние, содержание и способы развития науки о праве и государстве.

Выдающийся писатель и философ Вольтер (1694—1778 гг.) по справедливости считается вдохновителем и признанным лидером европейского Просвещения.1 Многочисленные философские, исто­рические, драматические, поэтические произведения, публицистика и работы по уголовному праву и процессу Вольтера отразили его

1 Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) родился в семье парижского нота­риуса. Уже в колледже проявил незаурядный литературный талант. За острые обли­чительные статьи и стихи, выпады против абсолютизма был дважды заключен в Бас­тилию (в 1717 и 1726 гг.), а затем выслан из Франции. В 1726—1729 гг. жил в Лондоне. Вернувшись из Англии, опубликовал «Философские письма», обличавшие феодальный строй и пропагандировавшие передовые идеи из английских учений, ли­беральные порядки и государственное устройство Англии, «Трактат о метафизике» и ряд других произведений. Активно сотрудничал в «Энциклопедии», возглавляемой Д.Дидро. Разящая ирония Вольтера, его критические стрелы были направлены против схоластики, католической церкви, феодального деспотизма и крепостничества.


взгляды на политику, государство, право и закон. В своей совокуп­ности его рассуждения, идеи, сформулированные принципы пред­ставляют довольно стройную политико-правовую программу, ока­завшую решающее влияние на взгляды радикальных деятелей Ве­ликой французской революции.

Каковы смысл и содержание просветительной программы Воль­тера?

Во-первых, он рассматривал историю, общественную жизнь как арену борьбы добра и зла, просвещения и невежества, предрассудков и суеверия — виновников существующих социальных зол. Слиш­ком велико их влияние на политические отношения, верховную власть. Суеверие, замечает философ, возбуждает бури. Оно — самый страшный враг человеческого рода: когда оно властвует над наро­дом, то поднимает его против государя. Рассадниками суеверий и невежества мыслитель считал церковь, католицизм, темноту народ­ных масс. Именно религиозный фанатизм, единомыслие, насажда­емые церковью, убежден Вольтер, умерщвляют свободу совести сло­ва. Он утверждал: «христианство и разум не могут существовать одновременно». Против предрассудков, суеверий и невежества был направлен его призыв: «Раздавите гадину!». Он писал о необходи­мости просвещения, торжестве разума.

Высоко ценя знания, считая главным виновником засилья не­вежества и предрассудков церковь, мыслитель тем не менее пола­гал: атеизм опасен для простонародья. «Атеист бедный и злой, ве­рящий в безнаказанность, — писал Вольтер, — будет дурак, если не убьет вас, чтобы присвоить ваши деньги. Чернь станет ордой разбой­ников». Бог необходим людям. «Без Бога я сам для себя бог, я пожертвую миром ради моих фантазий».

Во-вторых, с позицией рационализма Вольтер критикует фео­дальные порядки, абсолютизм: «человеческое общество, коим пра­вит произвол, похоже совершенно на стадо подъяремных волов, ра­ботающих на хозяина». Намечаемые им меры ликвидации крепо­стного права предусматривали освобождение крепостных, принадлежащих государству и церкви, выкуп помещичьих кресть­ян с согласия их владельцев. Он предлагал упразднить крепостни­чество и в Пруссии, России, Польше. 1 В «Истории России при Петре Великом» (1759 г.), идеализируя Петра I, восхвалял его реформы. В своих сочинениях — «Прошение ко всем должностным лицам королевства» (1759 г.) и других сочинениях выступал в защиту кре­стьян.

В-третьих, в своей публицистике Вольтер выступал последова­тельным борцом за правосудие, гневно осуждал инквизицию, хрис-

1 В 1750—1753 гг. Вольтер находился в Пруссии при дворе короля Фридриха И, вел активную переписку с российской императрицей Екатериной II, побуждая монар­хов к политике «просвещенного абсолютизма».


тианские трибуналы. В своих статьях и письмах выступал пра­возащитником несправедливо осужденных, клеймил невежество, юридическую безграмотность судей, писал: «Если правосудие изоб­ражается с повязкой на глазах, то нужно, чтобы разум был его вожа­тым». В произведениях по уголовному праву и процессу критико­вал теорию формальных доказательств, в частности, «признания» подследственным своей вины, защищал важнейшие принципы пра­восудия — законности, равенства при применении закона, гласности процесса, соразмерности наказания преступлению, справедливости, участия адвокатов в процессе и др. Считал, что наказывать должен не человек, а закон, выступал против смертной казни, пыток. Пред­лагал осуществить реформу законодательства, демократизировать его в интересах человека и государства.:

В-четвертых, Вольтер защищал естественные права человека. Естественное право, по его мнению, утверждает справедливость в человеческих отношениях. Таковыми считал свободу и собствен­ность. Под свободой просветитель понимал устранение феодальных пережитков, независимость граждан от произвола. «Свобода состо­ит в том, чтобы зависеть только от одних законов». Благодаря ей люди становятся независимыми, автономными субъектами полити­ческих отношений и права. Из идеи Вольтера о превращении под­данных в полноправных граждан, возвращении им неотчуждаемых прав: права на личную неприкосновенность, свободу совести, свобо­ду слова и печати и проч. прорастала новая философия права с ее идеей «господства права».

Материальной основой и предпосылкой свободы и независимости граждан у Вольтера выступает частная собственность и равные пра­ва. «Собственнический дух удваивает силы человека, — полагал мыс­литель. — На себя и на свою семью работают с большим усилием и удовольствием, нежели на хозяина». Был решительным противни­ком имущественного равенства (эгалитаризма), понимал равенство в строго политико-юридическом смысле: равенство перед законом и судом, равное право на «поддержание порядка», участие в создании законов. Свобода, а не собственность уравнивает людей. Не все будут богаты, но свободны продавать свой труд тому, кто больше заплатит. Эта свобода заменит им собственность. «Быть свободным, знать толь­ко равных — вот истинная жизнь», — считает философ. Эти пред­ставления о свободе и равенстве просветитель использовал в своих предложениях по реформированию феодального общества, уничтоже­нию сословных привилегий и произвола властей.

В-пятых, согласно взглядам Вольтера, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, которое уже готовит­ся («начинают мыслить, просвещаться и грамотно писать»). Его по­литическая организация важна для философа не в форме, процедуре

1 См.: Вольтер. Избр. произведения по уголовному праву и процессу. М., 1956.


власти, а в сути — реализации в нем свободы. Он исходил из того, что «совершенного государственного устройства не бывало никог­да». Самым приемлемым государственным устройством он назы­вает республиканское: оно всех более приближает людей к есте­ственному равенству, охраняемому законами. Такое равенство не предполагает уничтожения подчиненности одних другим: «мы все в равной степени люди, но мы не равные члены общества», по своей роли, места в нем. Зато каждому («и султану, и телохранителю») в равной мере принадлежат все естественные права — в правомочии располагать собой, своим имуществом. «Я легко приспособился бы к демократическому строю», — замечает философ, но считает, что он мало применим на практике.

Политические реалии Франции и других абсолютистских режи­мов Европы делают возможным, убежден просветитель, их транс­формацию в «просвещенные монархии». Образцом мудрого прав­ления Вольтер называет Англию, где власть короля ограничена и где народ участвует в управлении. Он считает, что народы были бы счастливы, имея государей-философов. «Наступит день, когда у ру­ководства встанут философы. Готовится царство разума».

Свобода лучше всего защищена законами в Англии, Голландии, Швейцарии, Венеции, Генуе. Суть не в форме управления государ­ством, пишет Вольтер. Свобода и рабство отличают государства. Там, где все подчинено закону, начиная с королевской власти и церкви, как в Англии, наилучше охраняются свобода и равенство.

В-шестых, феодальные порядки, «все, что я вижу», считает Воль­тер, сеет семена революции. Разочаровавшись в готовности европей­ских монархов к либеральным реформам сверху и под влиянием нарастания революционных настроений во Франции, он приходит к выводу: ради свободы народ имеет право на восстание и сверже­ние тиранов. На урне с его прахом, установленной в 1791 г. в па­рижском Пантеоне, были высечены бессмертные слова великого Вольтера: «Если человек порабощен тиранами, он должен их сверг­нуть». Отношение основоположника Просвещения к революции было типичным для французских просветителей XVIII в.: рассуж­дения о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны перерастали в уверенность в неизбежности ре­волюции.

И последнее. «Подобно тому, — писал философ, — как самым большим физическим злом является смерть, так самым большим моральным злом является, конечно, война». Он осуждал войны, вле­кущие за собою все преступления, грабежи, опустошения, смерть. Однако оправдывал войны ради свободы, писал: «Небо дозволяет войны для дела свободы».

Таким образом, просвещение, свобода, равенство являются поис­тине девизом политической доктрины Вольтера. Своими идеями он наметил программу французского Просвещения, выразил идеоло-


гию французской буржуазной демократии, определил путь освобож­дения от феодальных пут, ниспровержения абсолютизма. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали просветители многих стран.

Вольтер отстаивал общечеловеческий прогресс, общечеловечес­кие нравственные ценности. «Человечество есть принцип всех моих мыслей», — любил повторять он. И в своей жизни был верным сформулированному им принципу действий, выбору.

2. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Ш.МОНТЕСКЬЕ

Выдающимся теоретиком государства и права французского Просвещения был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755 гг.). 1 Его общественно-политические воззрения изложены в сатирическом романе «Персидские письма» о феодально-абсолютистских поряд­ках во Франции, историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян», а также в фундаментальном труде «О духе законов», принесшем автору европейскую славу.

Особенностями методологии Монтескье в исследовании приро­ды права, государства, политики, законодательства являются, во-пер­вых, последовательный историзм, установление закономерностей исторического процесса. «Я установил общие начала, — писал он в предисловии к трактату «О духе законов», — и увидел, что частные случаи как бы сами собой подчиняются им, что истории всех наро­дов вытекали из него как следствие... Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей». Для мыслителя история человечества — независимый от Бога закономерный про­цесс, законы — необходимые отношения, вытекающие из природы вещей, объективно существующие правила. Этапы развития челове­ческого общества, от далекого первобытного до современной циви­лизации у Монтескье — это смена физических закономерностей на социальные, которые влияют и определяют общий дух, общий ха­рактер нации. Используя эмпирический, сравнительно-историчес­кий, хронологический методы изучения прошлого, он убедительно показывает влияние исторических закономерностей и обстоя­тельств на возникновение права и государства, его формы и принци­пы правления, обстоятельно исследует римское законодательство, происхождение и изменения гражданских законов во Франции, ис­торию права и государства других стран.

1 Де Секонда Шарль Луи получил свою фамилию и наследство от знатного дяди — барона де ла Бред и де Монтескье. После колледжа увлекся изучением юриспру­денции. В университете изучал право. Был советником, затем президентом суда в Бордо. Стал членом французской Академии. Отказавшись в 1726 г. от должности, занялся изучением европейского искусства, путешествовал по Европе. Увлекся исто­рией и теорией государства и права, философией, социологией, физикой, механикой и др. науками, став ученым-энциклопедистом. Из опубликованных произведений Монтескье наиболее известны «Персидские письма» (1721 г.), «Размышления о при­чинах величия и падения римлян» (1734 г.), «О духе законов» (1748 г.).


Во-вторых, Монтескье отводил важную роль физическим и мо-•ральным причинам, влияющим на общественную жизнь, принци­пы правления и законодательство. Прежде всего — географичес­ким факторам: климату, размеру и положению страны, численности ее населения, качеству почвы и т.п. Но особенно — моральным факторам: образу жизни, нравам и обычаям ее народов, их религии, степени свободы в государстве и др. Как писал сам просветитель, «моральные причины более влияют на общий дух, общий характер нации и должны более учитываться при выявлении общего духа по сравнению с физическими причинами». Действительно, там, где сам Монтескье отступает от этого правила, абсолютизирует географичес­кие факторы, он приходит к произвольным выводам (вроде того, что азиатские народы склонны к подчинению, а европейцы — к гос­подству). Эти идеи мыслителя впоследствии были использованы идео­логами геополитики и расизма. Но сам Монтескье преследовал цель показать «триумф морали над климатом».

Главная тема «О духе законов» — политическая и гражданская свобода человека, защищаемая законами. Обоснование идеала сво­боды мыслитель связывал с природой права и государства, государ­ственным устройством, качеством положительных законов. Какова природа права и государства?

Мир разумных существ, замечает Монтескье, далеко еще не уп­равляется с таким совершенством, как мир физический. Как суще­ство разумное, человек в естественном состоянии управляется неиз­менными естественными законами. К естественным законам он относил стремление к миру, к добыванию пищи, влечение к сближе­нию, желание жить в обществе.

Соединившись в обществе, люди утрачивают сознание своей сла­бости, равенство между ними исчезает и начинается война. По мне­нию Монтескье, это война двоякого рода: между нациями и между отдельными лицами. «Эта двоякая война побуждает установить за­коны между людьми». Так появляются законы, определяющие отно­шения между народами (международное право), между правителями и управляемыми (право политическое), отношения всех граждан между собой (право гражданское). Единство воли людей образует гражданское состояние, достаточно развитое состояние жизни лю­дей в обществе, предшествующее образованию государства.

Поскольку общество не может существовать без правительства и общих законов, (чтобы защитить справедливость и избегать войны Между людьми), согласно Монтескье, необходимо государство. «Со­единение всех отдельных сил... образует то, что называется полити­ческим состоянием (государством)». Правительство должно соот­ветствовать характеру народа, для которого оно установлено.

Закон вообще есть, по Монтескье, разум человеческий, управля­ющий всеми людьми. Поэтому законы политические и граждан­ские каждого народа не более как частные случаи приложения это­го разума. Далее он исследует те факты, которые в своей совокупно-


сти образуют «дух законов»: они должны соответствовать свой­ствам народа, для которого они установлены, ибо лишь в чрезвычай­но редких случаях эти законы могут оказаться пригодными и для другого народа; они должны соответствовать природе и принципам правления; они должны соответствовать физическим и моральным свойствам страны (ее климату, величине, образу жизни народа, сте­пени свободы, религии населения, нравам и обычаям и т.д.). Таким образом, здесь впервые определены и систематизированы правооб-разующие факторы для национального законодательства.

Ш.Монтескье различает три образа (формы) правления: рес­публиканский, монархический и деспотический. Республиканское правление — где верховная власть в руках или всего народа (де­мократия), или его части (аристократия). Монархическое — прав­ление одного человека, но посредством твердо установленных зако­нов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. «Нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении», — отмечается в трактате.

Республика, по Монтескье, характерна для небольших госу­дарств (типа греческого полиса), монархия — для государств сред­ней величины, деспотия — для империй. Однако и республиканское правление может быть установлено на обширной территории, если речь идет о федеративной республике («общество обществ»).

Природе каждого правления соответствует принцип его де­ятельности, играющей правообразующую роль. Должными принци­пами — в республике (особенно в демократии) Монтескье называет добродетель (любовь к законам и отечеству, равенству и умерен­ности), в монархии — честь, в деспотии — страх. Место добродете­ли — рядом со свободой. Принципам правления должны соответ­ствовать и основные (конституционные) законы государства.

К основным законам демократии Монтескье относит законы, определяющие верховенство народа, его право издавать законы, (из­брание законодательной власти), назначать правителей и должност­ных лиц, контролировать их, законы воспитания (любви к демокра­тии, добродетели) и др. К основным законам аристократии Монте­скье относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. По его мнению, аристократия будет тем лучше, чем более она приближается к демократии, что и должно определять направление законодательства в аристократии. В монархии, где источником власти является сам государь, к ос­новным законам просветитель относит те, которые определяют на­правления власти, наличие «посредствующих, подчиненных и зави­симых властей», их правомочий, где главной является власть дво­рянства. Иначе без дворянства монарх становится деспотом. В деспотии, где, собственно, нет законов, основным законом являет­ся наличие должности полновластного визиря.

Автор трактата прослеживает также влияние принципов раз­личных видов правления на характер гражданских и уголовных





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.