![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проекты и программы украинских мыслителей: М. Драгоманов, С. Подолинский, О. Терлецкий, И. ФранкоЛЕКЦИЯ XX. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В УКРАИНЕ И РОССИИ второй половины XIX в. 1. Проекты и программы украинских мыслителей: МДрагоманов, С.Подолинский, О.Терлецкий, И.Франко. 2. Основные направления политико-правовых учений в России: консерватизм (К.Победоносцев, К Леонтьев, М.Катков), «охранительный либерализм» (АТрадов-ский, Б.Чичерин), «русский социализм» (АТерцен, Н.Чернышевский) _ После отмены крепостного права (1861 г.) Россия переживала Цполосу прогрессивных реформ (судебная, земская, городская, военная и др.), подготовивших почву ее индустриальному развитию. Они придали новый стимул теоретическим политико-правовым поискам, привели к резкому размежеванию в общественной мысли между консерваторами, либералами и социалистами. Их программные требования содержали теоретическое решение главных вопросов на злобу дня: как преодолеть отсталость политической и правовой систем на основе передового европейского опыта или самобытности, «византизма» России? Возможно ли и каким образом избежать социальных ужасов первоначального капитализма? В Украине — другие проблемы, хотя отечественная политико-правовая мысль развивалась под влиянием европейской и растущим влиянием российской. Европейская революция 1848—1849 гг. («весна народов») оживила политическую и культурную жизнь на западно-украинских землях, привела к австрийской конституции, выборам в Галицкий сейм. Галичина становится «украинским Пьемонтом», идейным катализатором национальных процессов во всей Украине. На Надднепрянщине нарастает волна создания общественных организаций — громад, которые издавали украинскую литературу, занимались изучением истории, фольклора народа. Из громад вышла целая плеяда мыслителей, общественных и политических деятелей, организаторов первых политических партий. Михаил Драгоманов (1814—1895 гг.)1 — украинский историк, публицист и философ также вырос из громадовского движения. Современные исследователи его творчества (В.Г.Сокуренко, О.Ф.Скакун, Т.Г.Андрусяк) называют его последователем и продолжателем идей Кирилло-Мефодиевского братства. В творчестве Драгоманова (им написано более 2000 произведений) выделяют два периода: 60—70-е гг. — формирование радикально-демократических и конституционно-правовых воззрений;
Среди прижизненных изданий Драгоманова — «Внутреннее рабство и война за освобождение» (1877 г.), «Шевченко, украшофиш i сощал1зм» (1878 г.), «Земский Либерализм в России (1858—1883)» (1889 г.), «Чудацьк1 думки про украшську нащо-нальну справу» (1891 г.) и др.
М.Драгоманов четко осознавал, что общественный прогресс, история — не просто сумма изменений, а прогресс в осознании свободы, в котором старое является фундаментом нового. И возникновение права, государства объяснял как естественный исторический процесс человеческого общежития, результат развития человеческого разума, семьи, материальных условий и классовой борьбы. Началом общественной жизни у народов Европы и Азии считал громаду (общину). Разный уровень общественной и политической жизни, различия исторических и географических условий, считал ученый, — причины различных форм национального права и государства. Человеческое общество, согласно Драгоманову, образуясь постепенно, «снизу вверх» — от семьи, громады к государству, воплощает принцип его демократической организации, единственно верный и для организации государственного управления и для правовой системы. Государство — политическая организация общества. В каждом современном государстве — с выборной или наследственной верховной властью, республиканским или монархическим строем, унитарным или союзным устройством — власть угнетает простых людей. Даже в парламентских республиках, по мнению Драгоманова, депутаты стали главенствовать над народом и самостоятельно, без воли народа решать государственные дела. Непрочность современных государств является результатом экономического неравенства людей — истина, известная еще Аристотелю. Также и во времена Б.Хмельницкого, считал мыслитель: В Украине была лишь формальная свобода, настоящих свободы и равенства там не было. Российское же государство — деспотично, а правительство его — тираническое, мало изменившееся после реформ, писал он в работе «Вопрос об историческом значении Римской империи и Тацит». Следовательно, главный принцип оценки любой политической системы, полагал Драгоманов, — насколько она служит человеку, народу. Итак, государство должно отвечать естественным потребностям жизни народа, считал мыслитель, исключать нищету и бесправие. Во-вторых, не форма правления, а правовой статус личности, права, которыми наделены граждане государства, определяют его сущность. В-третьих, эту сущность характеризуют экономическое положение народа, уровень его гнета государственным аппаратом или парламентом, положение с правами наций в государстве. Римская 286 империя была прогрессивной в сравнении с республиканской лотошу, считал Драгоманов, что она значительно расширила права для носителей всей империи, вопреки даже тому, что ограничивались определенные права самих римлян. Именно Римская империя, с ее правящей гуманитарной и космополитической системой, стоической философией, образованием, развитым законодательством, улучшением жизни рабов, достижением правового равенства мужчин и женщин, постепенным расширением местных прав и самоуправления громад и провинций, — есть той почвой, на которой развивается понятие свободы и прав человека. Украинский историк не соглашался с мнением Монтескье, что свобода зародилась в германских лесах, что варвары были носителями свободы и гуманизма. По мнению Драгоманова, наоборот, с развитием цивилизации развивается понятие свободы и прав человека. Потому, закономерным является «влияние римского права на новое законодательство... Это влияние распространилось не только на сферу частноправных отношений, но известно, что римское право способствовало разложению феодальных отношений в новой Европе, а, следовательно, установлению государственных отношений на основе равенства всех слоев населения перед государственной властью». При государственной централизации не может быть сколько-нибудь действительной свободы, государственного решения национального вопроса. Право Драгоманов оценивал по тому же критерию, что и государство: насколько данная правовая система служит человеку и гражданину. В идеале право, закон, по его мнению, — выражение всеобщей воли народа. Только на ней должен основываться закон. Политические свободы, их объем в государстве определяют характер и значение права. В законах мыслитель видел силу, которая формирует общественный порядок, препятствует произволу чиновников, закрепляет и гарантирует неприкосновенность личных прав и свобод человека. Драгоманов подчеркивал: закон должен быть для всех один и перед ним все должны быть равны, в т.ч. и законодатели. Назначение права в государстве — закрепление прежде всего политических свобод. Поэтому политическая борьба — это борьба за права, законы, которые предоставили бы людям равные и широкие личные и гражданские свободы. В своем «Проекте оснований украинского общества «Вольный союз — ВьльнаСтлка», ставившего целью «политическое, экономическое и культурное освобождение и развитие украинского народа и живущих среди него иноплеменных колоний», Драгоманов на первое место ставит: «А) Права человека и гражданина... Б) Самоуправление». К основным правам человека и гражданина автор проекта относит: личные права — право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, запрещение пыток и позорных наказаний, равенство прав
гражданские права — свобода выбора места жительства и занятий; право на убежище в случае преследования за политические убеждения, право вступать в брак и создавать семью, право владения имуществом, гражданское и уголовное преследование должностных лиц и учреждений за нарушение интересов граждан; политические права — право на свободу мысли, речи, печати, совести и религии, убеждений и их волеизъявление, право на свободу мирных собраний и ассоциаций, на участие в управлении страной, пользование национальным языком в частной и публичной жизни. Все эти права и свободы мыслитель трактовал как «политическую свободу», хотя индивидуальные права он ставил на первое место. Драгоманов писал, что для каждого человека неприкосновенность его индивидуальных прав значительно существеннее даже права влиять на государственные дела. Более того: вопрос о личных правах важнее вопроса о представительном правлении. В духе времени он теоретически доказал, что права человека являют собой единый комплекс и приоритетность одних нарушает другие. Отстаивая политическую свободу, Драгоманов пришел к выводу: «сохранение достоинства человека невозможно при одной только внешней политической свободе, а требует экономического обеспечения». Для этого необходим, «пересмотр всего социально-экономического положения народных масс», наличие и гарантированность не только политических или гражданских прав человека, но и экономических, социальных, культурных. Децентрализация управления в государстве в понимании Драгоманова, перспектив государственных преобразований в России предусматривает установление местной автономии и самоуправления. Это — основа для федерации, в которой местная власть в лице громад принимает участие в утверждении суверенитета всего союзного государства. Громады наделяются широкой самостоятельностью, инициативой, где личность не противостоит громаде: «громада нужна людям только для того, чтобы каждому было наилучше. Значит, и громада только тогда будет милой каждому, когда она не неволит никого: быть в ней или не быть. И громада должна быть союзом свободных личностей». Федеративное государство, по Драгоманову, — наиболее демократичная форма государственного устройства многонациональной страны, которое он противопоставлял централизованному государству, отождествляя его с бюрократическим централизмом. Во-вторых, в государственном федерализме ученый усматривал политическую форму национального освобождения угнетенных народов таких государств, как Россия и Австро-Венгрия. Федерация, по его мнению, высшая форма государства, которое охраняет народ от всякого гнета, обеспечивает свободу каждой личности, способствует полному материальному и культурному развитию человека. Такое государство должно наиболее широко привлекать людей к государственной деятельности. Ибо государство тем совершеннее по форме, чем полнее обеспечиваются свободы и благо каждого. «Главное для 1 политической жизни народов — не форма государственного управления, а форма государственного устройства, федерация, которая в корне меняет характер политического лица общества». Украинский мыслитель не первый, кто разрабатывал теорию федерации. Но у него она приобретает завершенность, концептуальное изложение. Его федералистская программа связана с последовательной демократизацией общества, развитием местного и центрального самоуправления. При политической централизации, считал Драгоманов, нет и не может быть сколько-нибудь действительной политической свободы. По его мнению, это подтвердили все политические перевороты, происшедшие в Европе после Французской революции: ни один из них не достиг своей цели, потому что менял самодержавство королей самодержавством парламентского пробуржуазного большинства, оставляя неприкосновенной или даже совершенствуя централизованную бюрократическую машину управления. Серьезно о политической свободе можно говорить, указывал ученый, только в таких странах, где система государственной централизации никогда не имела большой силы — Швейцария, Англия, Бельгия, Голландия и Скандинавские государства. («Великорусский интернационал и польско-украинский вопрос»). Таким образом, политическая федерация необходима для охраны политической свободы. Политическая свобода, по Драгоманову, немыслима без федерации. Первым шагом к федерализации России, по мнению мыслителя, могут стать земства, которые выступали за конституцию, свободы и местное самоуправление и могли ускорить утверждение конституционного правления в империи. Преобразование монархической России в конституционное государство Драгоманов считал существенным политическим завоеванием без революции, которое создает условия для перехода к федеративной республике — политическому идеалу человечества. Конституция для него — первый шаг к упразднению «допотопного чудовища — российского самодержавия». Его политическая программа предлагала не столько смену формы централизованной монархии, но, главным образом, глубокие преобразования общественного строя на началах свободы личности и самоуправления. Индивид — цель и средство достижения счастья, Центр демократизации общественной жизни, противостояния бюрократизму, монополизму политической системы. Преобразование государства на основе политической свободы «Проект» Драгоманова предусматривал на основе создания системы 19 Г. Г. Демиденко органов демократического самоуправления снизу — от сел, уездов, городов, областей с четким разделением властных полномочий и компетенций представительных институтов (сходов, собраний, дум), избранных управ и независимых судов. Общегосударственный законодательный орган — Государственный Собор, состоящий из двух палат: Государственной думы, избираемой по округам, и Союзной думы, избираемой областными думами. За главой государства, возглавляющего (как в США) исполнительную власть, остаются полномочия обнародования законов, наблюдение за их исполнением, преследование их нарушителей, назначение министров, роспуск Дум, назначение пожизненных сенаторов из кандидатов, предложенных Союзной думой и т.д. Справедливый и независимый суд, по мнению Драгоманова, может быть гарантирован «политическими свободами». При непременном провозглашении и обеспечении «права граждан преследовать судом нарушающих их интересы чиновников» любого ранга. Для него источником и носителем власти является народ, потому власть, по сути, остается единой, с разделением труда между органами власти. Одно участие общества в издании законов без наличия личных, гражданских и политических свобод и их гарантий, считает Драгоманов, не имело бы на практике существенного значения и наоборот: самые широкие права и свободы, признаваемые за индивидами и гражданами, без представительных учреждений, не давали бы обществу действительной свободы. Таким образом, Драгоманов своей теорией конституционализма занял особое место в истории общественно-политической и правовой мысли в Украине. В духе либерализма он ставил проблему прав и свобод человека на первое место в программе политических преобразований, сделал проповедь политической свободы и ее конституционно-правовых гарантий своим главным делом. Российский либерал П.Б.Струве писал: Драгоманов «первый из русских публицистов дал русской демократии широкую и ясную политическую программу. Он первый резко и отчетливо выяснил русскому обществу смысл конституционного порядка и, в особенности, прав личности, начал самоуправления». Продолжив разработку концепции федерализма кирилло-мефо-диевцев, он пришел к выводам: 1) федерация как широко развитое местное самоуправление дает каждому гражданину возможность активного участия в решении государственных и местных дел для успешного развития всего государства; 2) федерализация Российской империи — путь к политическому, экономическому и культурному освобождению украинского народа. Завоевание политической свободы, национальное самоопределение — конституционное решение национального вопроса. Национальная партия, согласно его программе, нужна для скорейшего подъема культурного уровня в национальной среде политического сознания народа, а не для самоизоляции от других национальностей и игнорирования прав че-
довека. Ученый был уверен, что высшие идеалы европейской цивилизации могут быть осуществлены на украинской почве. Отрицая национализм («украшський сепаратизм — не наша Bipa!»), он подчеркивал ценность для человечества такого объединения, как нация. Полагал: политическая свобода невозможна без свободы национальной; 3) федеративную форму государственного устройства Драгоманов считал оптимальной для каждого государства, независимо от формы правления: федерация способствует более полной гарантированности и реализации прав и свобод человека, в целом прочности государства. Он надеялся, что в недалеком будущем «вся Западная Европа превратится в какую-то федерацию, в которой войны не будет». Громадовский социализм будущего, демократическую республику как федерацию сельских и городских громад (общин) пропагандировали более молодые соратники Драгоманова — Сергей Подолинс-кий (1850—1891 гг.) х и Остап Терлецкий (1850—1902 гг.)2. Они также не воспринимали государственно-правовой нигилизм большинства революционеров-народников и революционные изменения связывали не только с распространением социалистических идей среди крестьянства и рабочих, но и с демократическими изменениями действующего законодательства. В законах Подолинский видел активную силу, способную к преобразованию общества, отношений в нем. «Нынешнее время, — писал и Терлецкий, — дает возможность законной борьбы. И экономически зависимый крестьянин является теперь тоже лицом с определенными юридическими правами,... имеет возможность охранять свои права против тех, кто нарушает, — имеет также возможность в рамках закона добиваться экономического благополучия и независимости». В отличие от марксистского учения Подолинский так же, как и Драгоманов, считал основой образования общества сельские громады, а их разложение вследствие появления частной собственности и имущественного неравенства — началом создания государства,
Автор произведений «Про богатство та бщшсть» (1876 г.), «Про хл1боробство. Как и где земля разделена и как бы нужно ее держать» (1877 г.), «Ремесла i фабрики на УкрашЬ (1880 г.) и др. 2 Терлецкий Остап Степанович — украинский ученый и публицист. Родился в Автор работ «Галицько-русьш народовщ»(1874 г.), «Лихва на Буковиш» (1873 г.), «Лггературш стремлшня галицьких русишв в1д 1772 до 1872» (1894—1895 гг.) и др.
В работе «Ремесла i фабрики на Украпп» ученый обосновал позитивное значение и силу в Украине обычного права, которое не было вытеснено даже введением в украинских городах Магдебург-ского права. Демократический характер обычного права, права громад, по его мнению, будет основой права в будущей возрожденной державе. Действующее же в странах Западной Европы законодательство оценивалось им как правовая основа эксплуатации. Главное, что толкает людей к преступности, полагал Подолинский, — это материальная незащищенность, нищета, бесправие труженика и презрительное отношение к нему «высшего начальства». А пример верхов развращает, порождает такие явления, как бездеятельность, злобу, зависть, лицемерие и т.п. «Оуэн очень кстати говорил, что нужно не людей карать, а менять условия их жизни». Происхождение права и государства Терлецкий рассматривал в едином потоке возникновения общества, как результат интеграции людей и их первичных объединений — семей. Исторический прогресс, объективно действующая историческая закономерность «двигает народ к дальнейшей работе над собой», к процессу интеграции народов, происходящей сейчас у народов Европы. Результатом внутренней интеграции у народов стало возникновение правительств, законодательства, армии, следовательно — государства. Таким образом, внешняя и внутренняя интеграция народов, развитие их материальной и духовной культуры — закон общественного развития, приводящий к преобразованию государств феодальных — в конституционные, началу конфедеративных процессов в Европе. Сущность государства мыслитель определял, исходя из характера отношений между конкретным государством и народом, из того, что оно дает трудящимся массам в их экономической, политической и национальной жизни. Кому служит государственная машина? — критерий оценки государства по Терлецкому. Австрийская монархия, по его мнению, в интересах буржуазии, помещиков и церкви переложила на простых рабочих людей, крестьян все бремя ко-292 лоссальных расходов. Он резко критиковал австрийскую конституцию, не защищавшую человека от произвола власти. Формализм, предписанный конституцией, особенно в сфере охраны прав и свобод граждан, приводил его к выводу: «В конституционной Австрии совсем нет политической свободы». Анализируя отношения личности и государства, Терлецкий высказывал мнение о недостаточности аристотелевского вывода о человеке как существе политическом: для людей далеко не все равно, в каком государстве они живут и какую политику оно проводит по отношению к ним. Подчеркивал, что человек, как существо политическое, должен не только жить в государстве, но и бороться за утверждение лучшего справедливого государства и права в нем, за политический прогресс, за свои права и свободы. Жизнь сильнее всех политических систем. Сущность права Терлецкий выводил из социально-политической основы общества. В писаном праве видел целенаправленное выражение воли государственной власти, отражающей политические и экономические интересы господствующих классов. Поэтому полное освобождение трудящихся может быть закреплено в законах, принятых и осуществляемых самим народом. Политический идеал Подолинского и Терлецкого близок к федерализму Драгоманова и основывался на громадовскои демократии, экономической основой которой должна быть громадовская собственность на орудия и способы производства. По их мнению в такой государственно-правовой системе трудящиеся нашли бы свое полное раскрепощение — политическое, экономическое, национальное. Традиции Шевченко и Драгоманова в отечественной политико-правовой мысли продолжал выдающийся мыслитель и общественный деятель, писатель Иван Франко (1856—1916 гг.)1- В государственно-правовых взглядах выражено его общесоциальное и познавательное отношение к политической и правовой действительности. Все этапы жизни и творчества Франко — от бунтарского «В1чно-го револющонера» до рассуждений «3 остантх десятилгть» — объединяет одна тема: борьба за «хлопськ1 справи». Он не скрывал ни своего «хлопского» происхождения, ни приверженности своей к
И.Франко — автор более 5 тыс. произведений — монографий, статей, повестей, стихов, рассказов. В 1976—1981 гг. было издано 45-титомное собрание его сочинений.
Как природа, так и общество, писал Франко, пребывают в постоянном развитии. Общественное развитие — закономерный процесс поступательного движения, в основе которого лежит общественный труд — то плодотворное начало, которое наполняет жизнь людей содержанием, объединяет их. Отвергая марксистский материализм и детерминизм в толковании исторического процесса, он разделял марксистское положение о том, что экономическое положение народа является основой его жизни, прогрессивного развития общества. Поэтому обосновывал необходимость экономического переворота и его закрепления политическими и духовными переменами. Источником и носителем власти в государстве, считал Франко, должно быть большинство общества. Власть и воля его должны совпадать — только тогда власть приобретает народный характер. Общественные и политические институты — это «внешнее проявление», «надстройка производственных отношений и форм данного общества»; основой государственно-правовых институтов признавал «способы производства и циркуляции общественного богатства». В марксистском духе писатель трактовал происхождение общества и государства, верховной власти и господства человека над человеком. По его мнению, сначала голос вождя в общинах значил столько же в «громадских радах», сколько и голос каждого члена общины. Этот период общества он называл периодом «самоуправляющихся и народоуправляющих громад». Для появления политической власти правители должны были выделиться, подняться над обществом. «Цари, сатрапы и царские прислужники, рыцари и вельможи — вот те слои общества, которые создали обособленный организм, лишив всех других, даже свободных людей, политического права, участия в управлении государством». К этому «обособленному организму» он относил «армию, полицию, суд, судопроизводство и администрацию». И.Франко писал, что власть в государстве является воплощением не только воли властвующих, но и силы. Эта сила придает государственной власти возможность навязывать властную волю. В его интерпретации эксплуататорское государство с его учреждениями (в Австро-Венгрии, России) не только отчужд.енная от народа политическая сила, но и утвердившаяся в результате «борьбы целых групп за свое существование, свою обособленность, за свое внутреннее устройство» и потому призвана удерживать в шорах противников, подавлять их сопротивление. Он делал вывод: принуждение, насилие — необходимые признаки власти. «Современное государство — это паны и богачи, враги рабочего люда», «государство — капиталист». Капиталистическое государ- ство — зло для трудового народа. Франко критически относился к конституционализму буржуазных государств, их парламентам. Депутаты австро-венгерского парламента «засели» в нем с целью «брать и драть» парламентарно. Конституцию Габсбургской империи писатель называл формальной, «бумажной». Существующие юстицию, законы считал несправедливыми, неправовыми. В его произведениях «Boa constrictor», «Борислав см1еться» и др. отражены картины ужасающей эксплуатации, гнета и бесправия народа. Общественно-политический идеал Франко — социалистическое общество. «Я не говорю, что такую программу легко исполнить или что мы можем скоро увидеть ее осуществленной, — отмечал писатель, — замечу только, что эта та далекая цель, которую на каждом шагу все и всюду не должны выпускать из вида». Будущий строй, подчеркивалось в написанной им «Программе галиц-ких социалистов», «будет базироваться на самом широком самоуправлении общин, уездов и краев, состоящих из свободных людей и объединенных между собой свободной федерацией, основанной на солидарности интересов....Девизом высшей исторической эволюции будет: солидарность и свобода». По его мнению, в будущем обществе «главное значение приобретут не политические, а хозяйственно-экономические и культурно-воспитательные вопросы». Власть политическая, власть людей над людьми «сойдут до нуля и останутся только как управление результатами человеческого труда, как администрация» (выборная). Государство, как и всякое государственное правление, перестанет существовать. В статье «Що таке поступ?» Франко предостерегал: марксистская концепция пролетарской демократии в образе народного государства опасна: «народное государство стало бы величайшей народной тюрьмой». Как и Драгоманов, Франко отводил важную роль в будущем обществе правам и свободам человека. Подчеркивал: уважение к человеку, к его кровным интересам, к его естественным, неотчуждаемым правам — первый принцип общественной жизни, основа ее успешного развития. «Личность не станет жертвою коллектива, поскольку громада — те же личности, которым необходимо согласие не в своих личных, а в общих, общественных делах». Национальная свобода, считает Франко, — составная часть политической свободы. «Нация, которая во имя государственных или каких-либо других интересов угнетает, душит и задерживает свободное развитие другой нации, — роет могилу себе самой и тому государству, которому якобы служит это угнетение». Приоритет политической свободе («национальное дело является делом второстепенным») не означает игнорирования национального вопроса, воспитания национального идеала: «...мы должны сердцем чувствовать,...должны разумом осознавать себе его, должны предпринимать все силы и способы, чтоб приближаться к нему...» В статье
Политическая свобода, федеративное устройство государства, по мнению Франко, могут обеспечить свободное развитие народов «без всякого главенства одной народности над другой, большей или меньшей». Основным принципом будущей федерации народов он признавал принцип демократического равенства членов добровольного политического союза. Писатель, отстаивая национальное равноправие, гневно обличал тех, кто выступал с лозунгом «Россия для русских!» или недооценивал значение национального вопроса в общественной жизни. Его проект будущей федерации включал: 1) создание федерации в составе воссоединенной единой Украины; 2) создание федерации освобожденных народов России; 3) объеди Таким образом, Франко последовательно развивал идеи кирил-ло-мефодиевцев о федерализме, демократии как ассоциации самоуправляющихся громад, правах и свободах человека, критически относился к марксистскому учению о государстве и праве. В условиях украинской безгосударственности, что объясняет отсутствие фундаментальных разработок по теории права и государства, отечественные мыслители предложили по сути европейскую альтернативу самодержавной России, «дикому капитализму», «тюрьме народов» — путь политических, социальных и. национальных прогрессивных преобразований.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |