КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативно-этические концепции права П. Новгородцева и Б. Кистяковского
Философско-методологической основой концепции Новгородце-ва и Кистяковского являлись учения Канта и Гегеля, теоретические положения которых оба ученые стремились соединить с политико-правовыми идеями конца XIX — начала XX века. Поиск и обоснование общественного идеала — тема всего научного творчества Новгородцева. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал, полагал ученый, создается каждым человеком самостоятельно. В основе этого идеала — личность как абсолютная цель общественного прогресса. Абсолютный идеал носит вневременной характер и является общим для права и морали. Общественные учреждения не составляют для человека абсолютной цели («душевная жизнь личности шире и глубже политики и общественности»), но они являются незаменимым средством для того, чтобы идти по пути нравственного прогресса. Относительный идеал создается обществом и ориентирован на создание общественного порядка, обеспечивающего личную безопасность, свободу, равенство, собственность, солидарность и т.п., в совместной деятельности людей в обществе создается особая, самостоятельная область нравственных требований. Нравственный закон понимается не только как норма личного поведения человека, но и как основа общей нравственной жизни, «связующая всех воедино некоей общей целью — стремлением к абсолютному идеалу>>. Мораль так же неизменна, как постоянна сущность человека. Но право и правосознание — подвижны и изменчивы в обществе. Проблема заключается в том, писал Новгородцев, чтобы в процессе совершенствования права, во-первых, не выходить за пределы моральных критериев и, во-вторых, направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном, исторически определенном обществе. Таким образом, Новгородцев стремился в новых условиях соединить гегелевскую идею развития свободы с этической теорией права Канта. Ученый писал, что без свободы немыслима индивидуальность личности, но развитие, проявление особенных черт индивидов в обществе требует равенства их возможностей. Поэтому общественный идеал представляется как «принцип всеобщего объединения на началах равенства и свободы», гармонией личного и общественного в жизни человека. Для Кистяковского наука о праве — предмет различных отраслей гуманитарных наук, которые должны строиться на основе множественности понятий. Понятие права он сводит к четырем основным равноценным определениям: — государственно-организационное, или государственно-повелительное, понятие права как «совокупность норм, исполнение которых вынуждается, защищается или гарантируется государством». — социологическое понятие права как «совокупность осуществляющихся в жизни правовых отношений, в которых вырабатываются и кристаллизуются правовые нормы». Такое правопонимание, считал ученый, безусловно шире государственно-повелительного, поскольку обнимает и обычное, и государственное и международное право, заключает в себе широкий круг нацио нальных, бытовых, экономических и других отношений. Однако здесь нет четких границ между правовыми и неправовыми отношениями, неясен критерий — что же считать правом; — психологическое понятие права включает «совокупность тех душевных переживаний долга или обязанности, которые обладают императивно-атрибутивным характером», т.е. «приобретают общее значение и объективируются в общей норме». В итоге, пишет Кистяковский, создалось такое широкое понятие, что «объектом его оказалось не само право, а правовая психика». За рамками такого правопонимания осталось и содержание объективного права; — нормативное понятие права определяется как «совокупность норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой». Это понятие права обладает большой познавательной ценностью, заключал Кистяковский, ибо указывает на устойчивый характер права (должное), не определяемый исчерпывающим образом ни одним другим понятием. Недостаток нормативного правопонимания — оно не всегда определяет реальное, действующее право, отрицает обычное право, роль морального закона. Кроме этих четырех «теоретических понятий» права Кистяковский определил и «технические понятия»: юридико-догматическое и юридико-политическое. «С точки зрения юридической догматики право представляет собой совокупность правил, указывающих, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случаев столкновения интересов или столкновения представлений о праве и неправе». С помощью различных приемов юридической догматики, объяснял ученый, нормы действующего права перерабатываются в юридические понятия, категории и приводятся, таким образом, в логичную правовую систему. Юридико-политическое понятие права или политику права он определял как совокупность правил, помогающих находить и устанавливать какие-либо устойчивые нормы в обществе, закрепляя за ними правовой характер. Для построения научной политики права, по его убеждению, необходима не только разработанная система социальных наук, но и этика, которая могла бы дать ориентир для всех других отделов политики — промышленной, аграрной,торговой и др. «Каждое понятие права, — заключает Кистяковский, — независимо от того, в результате изучения какой бы стороны права оно не получалось, должно одинаково иметь в виду и совокупность норм, и совокупность правоотношений, т.е. объективное и субъективное право». Несмотря на множественность понятий права, «право как явление едино». Главное и самое существенное содержание права, по Кистяковскому, составляет свобода. Но она обусловлена общественной средой. Социальная дисциплина «создается только правом; дисциплинированное общество с развитым правовым порядком — тождественные понятия». Право — единственная социально дисциплинирующая система («В защиту права»). Право занимает исключительное место в обществе, писал Кистяковский в своей докторской диссертации, ибо является наибольшим выразителем его культуры. Право — культурная ценность. «Социальная культура находит в праве свое наиболее четкое определение, имеющее для всех одинаковое значение. Как техника превращает естественное в долженствующее, так и право превращает социально необходимое в должное. Этот процесс превращения необходимого в должное осуществляется благодаря действиям людей, которые руководствуются осознанием своего долга». Таким образом, осуществление права, как вообще духовность, — следствие многих сознательных индивидуальных усилий. «Ни правопорядок, ни государственный строй не могут быть долговечны, если они не находят себе опоры в общественном правосознании». Исходя из фундаментальности права в общественной культуре и следуя Канту, Кистяковский утверждал, что в основе права как проявления нравственности лежит принцип этического долженствования. Он предполагает построение мира ценностей, возникающего из духовных потребностей людей, «культурной общественности». Этот особый мир существует параллельно с миром природы и должен также глубоко исследоваться человеком. Заслугой Кистяковского является глубокое обоснование множественности методов в изучении права. Руководствуясь этим подходом, он выделил и объяснил различные понятия права, вместившие в себя достижения юридической науки того времени. Объединяющим эти понятия права фактором он считал философию культуры, важным условием правопорядка — участие всех граждан государства «в созидании, применении и осуществлении права». «Для права недостаточно духовной активности со стороны только законодателя, судьи и администратора. Каждый гражданин должен быть духовно деятельным в области права и по-своему творить его», — подчеркивал Кистяковский.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |