КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ленинское учение о государстве и праве и его последователи
Г личности и государства. Считал своими духовными предшественниками И.Канта и Ф.М.Достоевского, признавших, как он пишет, «верховной святыней жизни человеческую личность». Сущность философии этих мыслителей, по его мнению, в том, что они признают неповторимость индивидуальности, каждого человека равным любому другому и всему человечеству, то, что как верховная цель в себе человек никогда не должен быть превращен в средство для других целей. Отстаивая понимание равенства людей как равноценность их личностей, Туган-Барановский отрицал саму идею любого тоталитарного государства во главе с «высшим неоспоримым авторитетом, богом, перед которым добровольно склонялись, на которого молились бы эти жалкие существа». «Фантастическими и мрачными» называл он подобные идеи. Высоко оценивал ученый идеал христианства и его значение для общества — освобождение каждой личности, уничтожение всякого насилия. По мнению Туган-Барановского, это идеал «не сегодняшнего дня», а «завтрашнего» будущего. Он предусматривает бесконечную ценность конкретной личности во всей ее многогранности. Чем многограннее индивидуальность, тем ярче ее творчество, духовнее общество. «Если предложить на выбор общество, основанное на насилии, эксплуатации, на социальном неравенстве, но которое способно к культурному творчеству, или общество, не знающее ни насилия, ни неравенства, но в котором погас дух, то нет сомнения, что лучше страдающее человечество, чем сытые свиньи. Есть что-то более высокое, нежели счастье и довольство. Это — бесконечное стремление к развитию личности». Таким образом, Туган-Барановский как ученый экономист и юрист выделил новые аспекты в теории социализма, продолжил размышления Канта и Гегеля о личности, морали, общественном идеале. Социализм будущего виделся ему основанным на демократических принципах, где «люди власти станут не повелителями, а исполнителями воли, слугами народа», и «будут находиться под постоянным контролем свободного народа, где будет исключено угнетение личности». Однако участие в социалистических экспериментах Центральной Рады в 1917 г. определило либеральные взгляды Туган-Барановского.
Михаил Грушевский (1866—1934 гг.)1 рассматривал проблемы права и государства как ученый историк, лидер Центральной Рады и эсер. 1 Грушевский Михаил Сергеевич — украинский ученый-историк, публицист, политический деятель. Родился в г.Холм в семье педагога-слависта. В 1890 г. окончил историко-филологический фак. Киевского ун-та. После защиты магистерской диссертации возглавлял кафедру во Львовском ун-те, Научное тов-во им. Т.Шевченко, редактировал «Записки НТШ», основанный вместе с И.Франко «Лггературно-науковий в1сник». Один из организаторов Национально-демократической партии в Галичине. Стал доктором наук, профессором. В 1906 г. принимал активное участие в организации Украинской парламентской громады в Государственной думе, а в 1908 г. — «Товариства ук-рашських поступовщв». В 1917—1918 гг. возглавлял Центральную Раду, был одним из Что наиболее характерно для его взглядов? История украинской государственной идеи, по Грушевскому, имеет тысячелетнюю историю, которую составляют следующие этапы: период зарождения государственности у скифов, антов, славян; Киевская держава, Галицко-Волынское княжество, Литовско-Русское государство, Казацкая республика, Гетманщина, упадок государственной жизни, начало национального возрождения. «Киевская Русь е першою формою украшсько!' державностЬ>. Таким образом, особенностью истории Украины ученый видел непрерывность исторического процесса. Украинский народ имеет глубокие корни, а его прошлое и культура — органически самостоятельное явление. Он первый утверждал, что нет «общерусской истории», как не было и «общерусской народности». Может быть история всех русских народностей или история восточного славянства. Украинский народ — прямой наследник Киевской государственности.
В ряде трудов, прежде всего в работе «Початки громадянства. Генетична сощолопя», Грушевский изложил свое понимание истории развития человеческого общества, в которой он выделяет три этапа: начало организации, племенно-родовой уклад и классово-государственная организация. Основной движущей силой прогресса общества являются не столько экономические изменения, сколько психологические — приверженность людей к солидарности приводит их к образованию государства. Государство Грушевский определяет как «суверенный союз народу, який дорогою планово! дДяльностд., зверхшми засобами задо-вольняе шдивццуальш i загальнолюдськ1 сол1дарш штереси в на-прям1 поступового розвою громадянства» (т.е. гражданского общества). Право признавалось им как единство норм, выражающих социальную солидарность объединенных в нацию людей. Оно гарантируется всей суммой социально-психологических сил в гражданском обществе. Принуждение —- лишь разновидность гарантий. Право — фактор и атрибут всякого государственного уклада. Грушевский обосновывал закономерность требования демократизации власти, гласности правовых норм, необходимость разработки «ви-робничого права», «комунального права» закрепляющего социально-экономические права, утверждал постулат: «права мають вцщо-вцщти обов'язкам, а обов'язки — правам». Уже в начале XX в. Грушевский концептуально сформулировал доктрину национально-территориальной децентрализации России и создание культурно-национальных автономий, в т.ч. Украины. С падением царизма на съезде народов в Киеве, организованном авторов ее Универсалов, Конституции УНР. Был избран Президентом УНР. В 1919 г. выехал в эмиграцию. С избранием в 1924 г. действительным членом АН Украины, возвратился в Киев, занимался научной и научно-организаторской деятельностью.
М.Грушевский — автор уникальной «IcTopii Украши-Руси» в 11 т. и еще почти 2 т. научных трудов. Центральной Радой, Грушевский отстаивал принцип федерализма, национально-территориальную автономию Украины. «...Ми роз-глядаемо федеращю не як шлях до самостшност1, але як шлях до нових перспектив, як1 вже давно вцщрилися провщним розумам людства, як шлях до федераци €вропи i в майбутньому — до феде-рацп всього св1ту». Украинская автономия, считал ученый, «мае бути оргатзована на основах широкого демократичного (нецензованого) громадсько-го самопорядкування, вщ самого споду («др1бт земсып одинищ») аж до верху — до украшського сейму. Вона мае вир1шити у себе вдома всяк1 CBoi справи — економ1чт, культурт, полгтичт, содер-жувати свое вшсько, розпоряджати своши дорогами, своши доходами, землями i всякими натуральними багатствами, мати свое законо-давство, адмшпггращю i суд». Грушевский отстаивал широкие права и свободы национальных меньшинств, проживавших в Украине, был решительным противником этнической государственности. Возглавляя комиссию Центральной Рады по разработке проекта автономного статуса Украины, Грушевский сформулировал концепцию будущего Основного закона УНР, опубликованную 20 ноября 1917 г. В проекте Конституции закреплялась ориентация на широкий демократизм, разделение властей — законодательную, исполнительную, судебную. Украина стала бы классической парламентско-президентской республикой с широким местным самоуправлением. Грушевский оставался верным традиции, заложенной Кирилло-Ме-фодиевским братством — не воспринимал «полщейско-бюрокра-тичного устрою», оставляя «адмипстрацп мш1стер1альнш» только функции координации, контроля и «заповнення тих прогалин, яш. можуть виявитись в д!яльност1 оргатв самоврядування». В условиях острого социально-политического кризиса и гражданской войны такая модель управления не имела шансов реализации. Основной закон УНР признавал за гражданами все конституционные свободы и основные права на уровне передовых демократических государств. Отменялась смертная казнь и запрещались наказания, унижающие человеческое достоинство.
29 апреля 1918 г. Центральная Рада одобрила подготовленный проект Конституции УНР, избрала Президентом УНР М.Грушевского. Оценивая Основной закон, он подчеркивал его посредствующий характер — «м1ж готовими шаблонами зах1дно-европейсько1 демократа» и «новим сощалкггичним змнлюм», писал о необходимости взять на вооружение «диктатуру трудового народу» в форме «радянсько! сощалктичнох республши». Таким образом, сущность государства, его функции понимались Грушевским на европейском уровне, но социалистические, народнические убеждения склоняли его к социалистическому типу государственности как альтернативы «буржуазнш парламен-тарнш республщЬ>. Правильно отмечая реальные недостатки по- следней, предостерегая от слепого копирования парламентаризма, он удивительно дальновидно обозначил многие болевые точки избирательного процесса. Он писал о возможности влияния администрации, использующей всякие формальности, на ход и результаты выборов — «вЦ грубих виборчих розбо1в до дуже тонких i вирафшовано тдступних, в'1дливих штучок, котрими кандидат 61льшост1...неспод1вано для себе, може опинитися зовс1м за стартом, а кандидат меншости вийти кандидатом 61лыпост1 i т.д., i-.т.д.». Грушевский сравнивает предвыборную кампанию с «воен-ним станом», когда «всяк1 звичайт вимоги справедливости, об'ек-тивности, гуманности, сусшльно! етики мусять в1дступати перед вимогами рппучо! боротьби з ворогами; робляться союзи, комбь нацп, заяви неможлив! в шших обставинах». Такие недостатки избирательного процесса, по его мнению, таят опасность «виборчо1 апатп абсенте1зму, знев1ри взагал1 в партшну полггику, парламентаризм». М.Грушевский был уверен: «Нова Украша мае постати демократичною республшою, в якш були б гарантоваш Bci права i свободи», обеспечено «piBHicTb Bcix людей». Однако решить эту проблему деятелям Центральной Рады не удалось: сказались неблагоприятные внешние факторы, неспособность реализовать намеченную социально-экономическую программу, увлечение социалистическими экспериментами, отмена частной собственности на землю, недооценка государственных механизмов управления, правопорядка. Уроки поражения однако не перечеркивают позитивов в политической программе Грушевского, его подходов к задаче создания гражданского общества и правового демократического и социального государства, приоритета основных прав человека, национального равноправия. Вместе с М.С.Грушевским активно возрождал украинскую государственность Владимир Винниченко (1880— 1951 гг.)1. Начиная с ранних своих произведений, темой творчества Винниченко избрал проблему человеческого достоинства, отрицания «обов'язюв з примусу» над человеком. Во имя человеческой личности, отстаивал индивидуальность, неповторимость собственного «Я» человека, был твердо убежден, что невозможно перестроить нрав- 1 Винниченко Владимир Кириллович родился на Херсонщине в семье чабана. Рано начал самостоятельно зарабатывать на хлеб, много занимался самообразованием. В 1901 г. поступил на юридический фак. Киевского ун-та. Стал членом РУП. Был исключен из ун-та, арестован, заключен в тюрьму. В 1904 г. стал одним из основателей УСДРП. Долгое время находился в эмиграции. Еще будучи студентом, стал популярным автором рассказов из народной жизни. Апогеем политической деятельности Винниченко стали 1917—-1920 гг.: лидер УСДРП, заместитель председателя Центральной Рады, глава Генерального Секретариата, а в 1918—1919 гг. — Директории. В последующие годы жил в эмиграции. Осн. публицистические соч. Винниченко — «В1дродження наци» (1920 г.), «За-пов1т борцям за визволення» (1949 г.). Его художественные произведения были изданы в 20-х гг. в 28 томах. ственный мир человека, царство обмана, насилия, лжи, эксплуатации средствами той же лжи и несправедливости. Выступал за нравственную политику, выдвигал этическую максиму «честность с собой». В творчестве писателя, драматурга и публициста проявился синтез мысли и чувства художника и политика. «Я искренне и горячо протестовал против социальных несправедливостей, во имя этого протеста шел в тюрьму, готов был идти на смерть за торжество своих политических и социальных убеждений». В национальном возрождении наиболее радикальным путем Винниченко считал путь «революционной демократии», открывающий перспективы социального раскрепощения, наделения крестьян землей и развитие производительных сил, самоуправления на местах и самоуправления наций. С весны 1917 г. эта идея, писал позже автор «В1дродження наци», конкретизировалась в двух задачах: достижение национальной государственности и быстрый общественный прогресс на пути к модели западно-европейской социал-демократии. Акцент ставился на первой задаче как предпосылке второй. Он аргументировал: на данный момент процесс формирования украинской нации еще не завершен, в ней еще не успели проявиться антагонистические противоречия. Поэтому она может быть единой в борьбе за освобождение, в порыве собственного государственного творчества. Следовательно, форсирование решения социальных проблем рассматривалось до определенного момента нежелательным, ибо может нарушить единство украин-ства. Возрождение национальной государственности Винниченко вслед за Грушевским считал наиболее целесообразным начинать с создания широкой национально-территориальной автономии Украины в составе демократической федеративной Российской республики. Такие теоретические расчеты объясняют промедление и непоследовательность деятелей Центральной Рады в осуществлении социально-экономических преобразований, наивную уверенность в ненужности централизованного управления, регулярной армии и т.д. Позже Винниченко признал эту роковую ошибку и сделал вывод: «Вщродження украшсько! наци в нащональнш сфер1, — писал он в 1920 г., — йшло i йтиме в гармони з сощальним визво-ленням. Це й е аксюма трьохлггнього досв!ду нашо! революци». «Революционная демократия», по Винниченко, не терпит насилия. Он считал преждевременным курс большевиков на социалистическую революцию, а их идею диктатуры пролетариата — неприменимой в селянской Украине. В то же время в Декларации Директории провозглашалось: власть в УНР должна принадлежать классам трудящимся — «роб1тництву й селянству... класи не трудов!, експлуататорськ1 не мають права голосу в порядкувант державою». Такой идеал «государственного социализма» исключал верховенство права, прав и свобод человека в государстве. Время рассеяло иллюзии Винниченко и относительно «демократической федерации» в Советской России. В мае 1920 г. он приехал из эмиграции в Москву и Харьков, чтобы «послужить народу», наладить сотрудничество с большевиками. Однако убедился: «спасения Украины» как самостоятельной части федерации не произошло: она обладала лишь формальным суверенитетом. Разочарованный писатель навсегда покидает Украину. Позже в «Заповт борцям за визволення» сформулирует вывод: «нащя без держав-ност1 е покал1чений оргатзм». Однако его все годы не покидала вера в светлое будущее Украины, в неизбежный развал СССР. До начала XX в. среди российских и украинских марксистов не было существенных различий во взглядах на проблемы государства и права. Их объединяло бескомпромиссное противостояние царскому самодержавию, капитализму, стремлению приспособить марксистские идеи к конкретным российским условиям, объединить пролетариев под марксистские знамена и подготовить революцию. Эти задачи формулировала в своей программе Российская социал-демократическая рабочая партия, провозгласившая в 1898 г. создание общероссийской марксисткой партии. Но уже через пять лет в РСДРП произошел раскол на большевиков (сторонников В.И.Ленина) и меньшевиков (сторонников Г.В.Плеханова, западно-европейской социал-демократии). Ленинская партия «нового типа», отвергала путь реформ, «буржуазного» конституционализма, парламентаризма, взяв курс на социалистическую революцию. Выразитель идеологии большевизма Владимир Ленин (1870— 1924 гг.)1 разрабатывал теоретические вопросы государства и права прежде всего в таких известных работах, как «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.), «О задачах пролетариата в данной революции», «Государство и революция» (1917 г.), «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918 г.), «О государстве» (1919 г.), «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920 г.). 1 Ленин Владимир Ильич (Ульянов) родился в Симбирске. Младший брат казненного народовольца А. Ульянова. Учился на юридическом фак-те Казанского ун-та. Был арестован и исключен из ун-та за участие в студенческом движении. В 1891 г. сдал экзамены экстерном на юридическом фак-те Петербургского ун-та. Работал помощником присяжного поверенного. В 1895 г. был снова арестован и сослан за организацию подпольного «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1900 г. выехал за границу. Участвовал в издании г-ты «Искра», в подготовке и работе второго и последующих съездов РСДРП. В 1917 г. Ленин отстаивал курс на социалистическую революцию. Был организатором большевистского Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. Возглавил Советское правительство. Инициатор создания Коммунистического интернационала. Разработал план построения социализма в СССР. Полное собрание сочинений Ленина было издано в 55 томах. В своих работах опирался на марксистские положения о классовой природе общества, государства и права, о демократии, пролетарской революции и диктатуре пролетариата, отмирании государства и права и др. Государство, по Ленину, — продукт непримиримости классовых противоречий. «Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены». Оно возникает как орган классового господства и угнетения одного класса другим, создает порядок, узаконивший это угнетение, умеряющий классовые столкновения. Государство есть особая организация силы, машина для поддержания господства одного класса над другим. Это господство не может обходиться без насилия. Таким образом, для Ленина являются малозначащими объективные потребности общества в государстве, в решении общенациональных, социальных задач. Но Ленин идет дальше. Он пишет: «Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой...для всякого классового общества вообще». Итак, сущность государства, по Ленину, независимо от формы — диктатура господствующего класса. Что такое диктатура? «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами». То есть, государство у Ленина изначально антидемократическое, антиправовое. Демократия, права и свободы человека, принципы гуманизма с точки зрения идеолога большевизма всего лишь привлекательные атрибуты, прикрывающие классовую, угнетательскую природу государства и вводящие в заблуждение трудящихся. Институты буржуазной демократии можно и должно использовать в борьбе против диктатуры буржуазии. «Буржуазная демократия, — писал Ленин, — будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневековьем, всегда остается — и при капитализме не может не оставаться — узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных». Его во многом справедливая критика буржуазной демократии игнорировала ее несомненные достижения в движении к правовому государству, в защите прав и свобод человека и гражданина. Свобода, реализуемая не в результате революции, а только посредством институтов демократии и права, на чем настаивали либералы, оставляла Ленина равнодушным. Его взгляд на демократию основывался на идеях Руссо, якобинцев. Нужно ли государство пролетариату? Основываясь на выводах Маркса и Энгельса, Ленин доказывает: опыт Парижской Коммуны подтвердил правоту классиков марксизма — 1) государственную машину в ходе пролетарской революции надо разбить; 2) она должна быть заменена «более полной демократией» — уничтожением постоянной армии, полной выборностью и сменяемостью всех должностных лиц, а также уничтожением парламентаризма. Дополняет: «Выход из парламентаризма, конечно, не в уничтожении представительных учреждений и выборности, а в превращении представительных учреждений из говорилен в «работающие» учреждения; 3) «уничтожение паразита-государства». Ленин полагал: «пролетариату нужно лишь отмирающее государство», «лишь как особая организация силы». В книге «Государство и революция» ее автор приходит к выводу: устранение «государства-паразита» требует его замены пролетарским социалистическим государством как орудия диктатуры рабочего класса и беднейшего крестьянства. Оно необходимо не для установления в обществе свободы. Ленин в восторге от энгельсов-ской идеи о несовместимости государства и свободы: «Когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое, перестает существовать». Итак, государство необходимо пролетариату для решения первоочередной задачи — подавления своих противников. К их числу Ленин относил не только свергнутую буржуазию, но и купцов, помещиков, царских чиновников, буржуазную интеллигенцию, тех, кто их обслуживал. После полугода революции и гражданской войны к их числу Председатель Совнаркома причислит хулиганов, жуликов, спекулянтов, взяточников, бюрократов, лодырей, всех, подпавших под буржуазное влияние и вообще «всяких вредных насекомых», от которых российский пролетариат должен очистить землю. Новый режим будет держаться с помощью принуждения, репрессий, а при необходимости («революционной целесообразности») — и террора. Жестче — ло отношению к буржуазии, взяточникам, спекулянтам (им — «суд более скорый и более беспощадный»), и мягче — к мелко-буржуазной стихии, интеллигенции. Часть ее, несогласная с политикой Советской власти, — это «г...-но нации», подлежит высылке за пределы страны. Другой неотложной задачей социалистического государства Ленин считал «руководство громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства». Порывая с буржуазным демократизмом, такое руководство обеспечит «максимум демократизма для рабочих и крестьян». Государственной формой диктатуры пролетариата, средством вовлечения трудящихся в политическую жизнь, подчеркивается в ленинской работе «Задачи пролетариата в данной революции», должна стать Республика Советов. Ленинские соратники назовут такую форму государства «величайшим открытием в политической теории». Советская республика в ленинской трактовке сочетает в себе черты государственной и общественной организации, соединяет элементы представительной и непосредственной демократии. «Советская власть — новый тип демократии, — писал Ленин, — здесь аппарат связан с массами, представляет их». Таким образом, Советы — учреждения законодательствующие и одновременно исполняющие законы, а также контролирующие их выполнение. Строится и функционирует такого типа республика на основе «демократического централизма» (выборность всех органов власти снизу доверху, их подотчетность и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.). Советы — инструменты диктатуры пролетариата, правящей партии. Место и роль коммунистической партии в механизме пролетарской государственности Ленин определял так: «Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков». Поэтому лозунг «Советы — без коммунистов» называл «контрреволюционными», смертельно опасными для Советской власти. Государство «это — мы, мы сознательные рабочие, мы, коммунисты». В свою очередь партией руководит Центральный Комитет, а внутри него коллегия — Политбюро. Ленин откровенно говорил: «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний ЦК партии». На упреки меньшевиков в диктатуре одной партии он отвечал: «Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем». На практике партия и институты государства, благодаря кадровой политики ЦК РКП(б), стали все больше сращиваться, партийно-государственная номенклатура становилась единой. Она не дала Советам проявить себя настоящими органами власти. В.Ленин писал: демократия имеет громадное значение для освобождения трудящихся. «Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою». Такое определение фактически отождествляет демократию с диктатурой, а их «пролетарский» характер сути не меняет. Для Ленина демократия лишь этап на пути к коммунизму, обеспечивающий «максимум демократизма» для рабочих и крестьян при социализме. Поэтому, «отмирание государства есть отмирание демократии». Та же судьба, считал он, ждет и право. Право, по Ленину, — политика господствующих классов. Не исключение и право в демократическом государстве. «Ни одно демократическое право не есть «фетиш», ни в одном из них нельзя забывать, например, классового содержания». Как действующее право оно воплощается в законах государства. Что такое закон? В определениях Ленина — «выражение воли господствующих классов», «формулировка, регистрация отношений силы», «закон есть мера политическая, есть политика». Без принуждения государства право не действует. «Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». Таким образом, по Ленину, право — средство, орудие диктатуры пролетариата, необходимое для построения социализма и коммунизма, а вовсе не служение гражданскому обществу, защите прав и свобод человека. Основоположник ленинизма учил советских юристов не перенимать старое буржуазное понятие о гражданском праве, а создавать новое, не признавать частноправовые отношения. «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное... Отсюда —- расширить применение государственного вмешательства в «частноправовые» отношения, расширить право государства отменять «частные» договоры: применять не corpus juris romani к «гражданским правоотношениям», а наше революционное правосознание...» Усиление вмешательства государства в «гражданские дела», к чему призывал Ленин в 1922 г. на пороге НЭПа, ставило крест на перспективах создания гражданского общества, основных правах и свободах человека, обрекало и на быстрое свертывание новой экономической политики. Сохранение «узкого горизонта буржуазного права» при социализме он допускал только для налаживания учета и контроля, «распределения продуктов потребления». По мнению Ленина, когда необходимость соблюдать «несложные, основные правила всякого человеческого общежития» отомрет, откроется дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства и права». Взгляды Ленина на государство и право, власть и политику, его практическая деятельность как руководителя партии и Советского правительства оказали решающее воздействие на развитие советской теории государства и права. После смерти Ленина его учение развивали и конкретизировали его соратники. Почти три десятилетия главным охранителем и толкователем ленинских идей выступал Иосиф Сталин (1879— 1953 гг.)1. В ленинизме для Сталина главное —• «учение о пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности». По его мнению, именно диктатура пролетариата является «основным вопросом ленинизма, его отправным пунктом, фундаментом». Идея диктатуры пролетариата оказалась для Ста- 1 Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович родился в г. Гори (Грузия). Учился в духовной семинарии, принимал активное участие в революционном движении на Кавказе. Член РСДРП с 1898 г., член ее ЦК с 1912 г. принимал активное участие в Октябрьской революции 1917 г. В 1917—1922 гг. — нарком по делам национальностей, нарком государственного контроля в Советском правительстве. С 1922 г. по рекомендации Ленина — Генеральный секретарь партии большевиков. В годы Великой Отечественной войны — председатель ГКО, нарком обороны, Верховный главнокомандующий. Учение Сталина о государстве и праве изложено в его работах «К вопросам ленинизма» (1926 г.), «О проекте конституции Союза ССР» (1936 г.), «О диалектическом и историческом материализме» (1938 г.) и др. лина чрезвычайно плодотворной, из которой вырастал замысел тоталитарной государственной системы, культа власти. Если Ленин вслед за Марксом исходил из необходимости кратковременного существования диктатуры пролетариата, то Сталин одобрял закрепление в Конституции 1936 г. «в силе режима диктатуры пролетариата». И не случайно, ибо тем самым подтверждался его тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму. Государство, говорил Сталин в 1939 г., «возникло на основе раскола общества на враждебные классы, возникло для того, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства. Орудие власти государства сосредотачивалось, главным образом, в армии, в карательных органах, в разведке, в тюрьмах». Следовательно, «государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников». Такова природа государства. «Две основные функции характеризуют деятельность государства: внутренняя (главная) — держать эксплуатируемое большинство в узде и внешняя (не главная) — расширять территорию своего, господствующего класса за счет территории других государств, или защищать территорию своего государства от нападений со стороны других государств». Отмирание государства, объяснял Сталин, «придет не через ослабление государственной власти, а через ее максимальное усиление, необходимое для того, чтобы добить остатки умирающих классов и организовать оборону против капиталистического окружения, которое далеко еще не уничтожено и не скоро еще будет уничтожено». Отмирание государства через максимальное усиление государственной власти — было в духе Сталина, смело ревизовавшего это положение марксизма. Для Сталина демократия — классовая форма государства. В капиталистическом обществе она — «демократия для сильных, демократия для имущего меньшинства». Пролетарская демократия — «демократия для трудящихся, т.е. демократия для всех». Собственное неприятие демократических норм и процедур политической жизни он пытается оправдать то незрелостью или враждебностью тех, кто ратует за демократические порядки, то отсутствием «культурности», «активности на местах», то враждебным капиталистическим окружением и его происками. «Естественно, что здесь приходится отступать от демократии...». Масса — краеугольный камень марксизма, утверждал Сталин. Личность, индивид — лишь «винтик» в общественном механизме. «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы, — говорил он. — Личное перед общественным — это почти ничего». В сталинской концепции демократии, о которой он вообще не любил говорить, закономерно отсутствует человек, а о его правах и свободах — лишь общие фразы. И.Сталин усовершенствовал ленинскую модель правящей партии. «Руководство партии, — писал он в работе «К вопросам ленинизма», — есть главное в диктатуре пролетариата». Без руководства партии («диктатуры» партии) невозможна сколько-нибудь прочная диктатура пролетариата. В его модели партии — она, спаянная железной дисциплиной и укрепляющая железную дисциплину в рабочем классе, подчиняющаяся единой воле, превращается в своеобразный «орден меченосцев», осуществляющий тотальную диктатуру над государством, обществом, каждым гражданином. Юридическое закрепление в Ст.126 «Сталинской Конституции» монопольного положения коммунистической партии как «руководящего ядра всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных» свидетельствовало о создании Сталиным в рамках ленинизма идеологии тоталитарной политической и правовой системы. Те, кто честно посвятил свою жизнь служению трудовому народу, иллюзорным идеалам коммунизма, кто стремился проводить в жизнь нормы «пролетарского права», стали жертвами «карающей руки партии». Так было с украинскими партийными и государственными деятелями — Н.А.Скрыпником, Г.И.Петровским, Х.Г.Ра-ковским, М.В.Фрунзе и др. Полностью разделяя идеологию и практику ленинизма, они пытались противостоять наступлению сталинизма, отстоять остатки суверенитета Украины. Николай Скрыпник (1872—1933 гг.)1 еще в 1917—1918 гг. выступал за создание национальной коммунистической партии, сотрудничество с другими левыми партиями в Украине, достаточно широко трактовал суверенитет УССР. Тогда же неоднократно критиковал Сталина. Так, -в 1918 г. когда наркомнац РСФСР заявил по телефону: «Хватит играть в правительство и республику, кажется достаточно, пора бросить игру», возглавляемое Скрыпником правительство заявило решительный протест Совнаркому РСФСР. «Мы должны заявить самый решительный протест против выступления наркома Сталина. Мы вынуждены заявить, что ЦИК Советов Украины и Народный Секретариат имеют источником своих действий не то или иное отношение того или другого наркома Российской Федерации, но волю трудящихся масс Украины... Заявления по типу высказанного наркомом Ста- 1 Скрыпник Николай Алексеевич родился на ст. Ясиноватая в семье железнодорожника. Учился в Петербургском технологическом ин-те, но за революционную деятельность был исключен. Неоднократно был в ссылке, тюремном заключении, приговаривался к смертной казни, но бежал. Член РСДРП с 1897 г., участник революции 1905—1907 гг. и Октябрьской 1917 г., в 1917—1918 гг. — председатель Совнаркома УССР, позже — нарком внутренних дел, государственного контроля. Один из основателей КП(б)У. В 1922—1927 гг. — Генеральный прокурор и нарком юстиции УССР. В 1927—1933 гг. — нарком просвещения УССР. В результате травли покончил жизнь самоубийством. Н.Скрыпник — автор многочисленных работ по проблемам социалистической законности, украинизации, образования — «Революционная законность» (1925 г.), «Уголовная политика Советской власти» (1924 г.) и др. линым, направлены на подрыв Советской власти на Украине и не могут быть допустимы от представителей Советского правительства соседней республики». В 1922 г. вместе со Скрыпником против сталинского плана «ав-тономизации» республик в составе РСФСР решительно выступал Христиан Раковский (1873—1941 гг.)1. Он возражал против проекта Сталина об объединении ключевых центральных и республиканских комиссариатов, ущемлении прав «независимых республик». «В проекте говорится, — делал замечания глава украинского советского правительства, — об обязанностях независимых республик, о подчинении директивам центра, но ничего не сказано о правах...» По его мнению, «необходимость поставить на прочные начала отношения РСФСР с независимыми республиками не может быть оспариваема». Раковский обращал внимание ЦК РКП(б) и ЦК КП(б)У на то, что «форма независимых республик давала нам возможность производить максимум революционного эффекта на всех окраинах, а также за границей». Н.Скрыпник на XI съезде РКП(б) в своей речи, отстаивая ленинскую позицию по национальному вопросу, напомнил делегатам слова Ленина о том, что «Украина — независимая республика, это очень хорошо» и критиковал тех руководителей большевиков, которые фактически поддерживали лозунг единой и неделимой России. Он с тревогой говорил о тенденции «К ликвидации рабоче-крестьянской государственности Украины». Уже на I Всесоюзном съезде Советов в 1922 г., принявшем решение о создании СССР, Скрыпник все еще настаивал на внесении в Декларацию слов «суверенных республик». Вместе с Раковским, Фрунзе продолжал настаивать на расширении прав союзных республик в комиссии по подготовке первой Конституции СССР. Однако верх одержала сталинская модель союзного государства. Лукавя, Сталин заявил в конституционной комиссии: «Ну а я за федерацию, то есть против конфедерации, то есть против предложений Раковского и Скрыпника». Таким образом, выступая за советскую государственность, союз с РСФСР, Раковский, Скрыпник и др. видели украинскую государственность в рамках широкой федерации союзных республик, близкой к конфедерации, сохранение их частичного реального, а не декларативного суверенитета. Как Генеральный прокурор УССР, Скрыпник, хотя и в рамках партийной дисциплины, продолжал бороться против централизма, за расширение прав республик в законодательстве, финансах, право- 1 Раковский Христиан Георгиевич родился в г. Котел (Болгария). Учился в Женевском, Цюрихском, Берлинском и др. ун-тах на медицинском ф-те. Защитил докторскую диссертацию (1897 г.). С 1889 г. принимал активное участие в международном социал-демократическом движении. Участник гражданской войны в России. В 1918—1923 гг. — председатель Совнаркома УССР. С 1923 г. — полпред СССР в Великобритании, Франции. С 1927 г. поддерживал троцкистско-зиновьевскую оппозицию Сталину. Был расстрелян. судии, размежевание юрисдикции союзных и республиканских правоохранительных органов. Право, по Скрыпнику, имеет классовую природу. Оно было средством подавления трудящихся, теперь же, говорил он в 1924 г. — «средством борьбы рабочих и крестьян за свое освобождение, средством защиты интересов трудящихся». Право каждого класса, делал он вывод, является выражением его классовой сущности. Революционная законность, по мнению Скрыпника, отменила революционную целесообразность и правовой произвол гражданской войны и стремится «ввести жизнь в определенные рамки законов». Он призывал поставить в рамки закона деятельность всех советских учреждений и советских чиновников: «революционная законность является одним из оснований советского строительства». Законность он ставит в зависимость от ее соблюдения «местной властью и всего советского аппарата», «развития производительных сил и от роста политического и культурного уровня трудящихся». Однако в условиях формирования неправовой партийно-административной системы такие заявления и призывы оставались чисто декларативными.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |