КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция плюралистической демократии
Общим в концепциях плюралистической демократии является положение о том, что государство тогда является демократическим, когда в осуществлении власти участвуют множество организаций или автономных групп, представляющих различные социальные интересы. Английский социолог и видный деятель лейбористской партии Гарольд Ласки (1893—1950 гг.) в своих работах «Свобода в современном государстве» (1930 г.), «Парламентское управление в Англии» (1938 г.), «Вера, разум и цивилизация» (1944 г.) сформулировал такие понятия как «плюралистическая теория государства», «политический плюрализм», ставшие общепринятыми. Согласно учению Ласки, в исторически сложившихся государствах государственная власть подвергалась бюрократизации и превратилась в централизованную иерархическую систему управления, обслуживающую частных собственников. Такое государство он называл монистическим. Представительные учреждения (парламент и органы местного самоуправления) принципиально дела не меняют, поскольку они включены в единую систему институтов, защищающих собственников. В странах парламентской демократии, писал Ласки, избирательные права рабочих имеют декларативный, формальный характер: «Граждане бессильны перед лицом эффективно действующей централизованной власти». Его общий вывод: «Капитализм несовместим со свободой». Идеалом Ласки является новый общественный строй — промышленная демократия. При сохранении частной собственности все функции управления в будущем обществе будут переданы коллективам трудящихся. Придет «плюралистическое государство» с системой учреждений, построенных по территориальному принципу (по горизонтали) и органами представительства профессиональных интересов (по вертикали) — производственных ассоциаций, профсоюзов, объединений деятелей культуры, независимой церкви. Таким образом, произойдет дисперсия (рассеивание) государственного суверенитета, рассредоточение политической власти по многочисленным объединениям, представляющим различные профессиональные и социальные интересы. Увеличение числа центров власти отразит федеративную природу общества, его дифференцированную социальную структуру, станет мирным переходом к промышленной демократии. Близкой к концепции плюралистической демократии была теория институционализма. Ее основоположник — профессор и декан факультета права в Тулузе Морис Ориу (1856—1929 гг.), представитель науки государственного и административного права во Франции. В работе «Основы публичного права» (1910 г.) извечную проблему противоположности интересов индивида и государства Ориу истолковал в духе христианского коллективизма. Он рассматривал государство как объективно существующий социальный институт, характеризующийся длительностью и стабильностью. Концептуальной основой теории институционализма была идея равновесия, положенная Монтескье в основание своей теории разделения властей. Суть ее — в динамическом равновесии между «установившимся правом» и новым правом, которое исходит от публичной власти, в подчинении «правительственных источников права» конституции. К числу институтов Ориу относил не только государство, но и совокупность большого числа институтов в обществе. Их он делил на два типа: корпоративные (государство, профсоюзы, церковь, торговые общества, ассоциации и т.п.) и вещные (правовые нормы). Первые инкорпорированы в социальные коллективы, вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений. Основное внимание Ориу уделяет корпоративным институтам, обладающим общими чертами, определенной направляющей идеей, организацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок. Здесь коллективные силы сами организуются «наподобие личности и делают возможным управление ими... в направлении справедливости». В этом, собственно, и состоит секрет «персонификации социальных институтов». Сколь бы различны и противоположны ни были устремления социальных коллективов, общество остается интегрированным в единую систему экономического и политического равновесия. Для либерального режима важно, писал Ориу, чтобы предпринимательство индивидов в экономическом производстве оставалось на первом месте, а предпринимательство социальных групп, в том числе и государство, было отодвинуто на задний план. «В динамической концепции социальной жизни это означает, что усилия индивидов являются действием, тогда как усилия групп — противодействием, призванным уравновесить действия индивидов». Таким образом, теория институтов отводила социальным группам роль механизмов, поддерживающих рыночную экономику в состоянии устойчивого равновесия. Ориу рассматривал корпоративные институты как инструменты упрочения капиталистического строя, где государство должно стать службой либерального порядка. Задача государства — направлять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, как «институт институтов», «первый среди равных». Институциональный подход к исследованию общества и государства развивал и французский юрист, политолог и социолог Морис Дюверже (1917—?). Автор книг «Политические партии» (1951 г.), «Политические институты и конституционное право» (1960 г.) употребляет термин «институты» для обозначения совокупности идей, верований, обычаев, составляющих организованные целости — семья, ассоциации, церковь, государство. Институты человеческой общности в свою очередь делятся на управляющих и управляемых (в семье, ассоциации, государстве и др.). Политические институты — «такие институты, которые затрагивают правителей и их власть, руководителей и их полномочия». Совокупность политических институтов, действующих в данной стране и в данный момент, составляет по Дюверже, «политический режим»: «в каком-то смысле политические режимы — это созвездия, звездами в которых являются политические институты». В государствах-нациях власть — не просто материальный факт, она глубоко проникнута идеями, верованиями, коллективными представлениями. «То, что люди думают о власти, — пишет Дюверже, — является одной из ее фундаментальных основ». Основополагающую роль в коллективных представлениях играет идея права. «Для современного человека власть в государстве должна осуществляться в правовых формах, в соответствии с правовыми процедурами: власть должна соответствовать некой концепции права». Таким образом, у Дюверже взаимосвязь всех людей, мир в сообществе зависят от политических институтов, их участия в политической жизни. Современное государство представляет собой плюралистическую демократию, где за власть соперничают различные организации — политические партии, профсоюзы и др., отстаивая интересы всех социальных групп. Классы исчезают, их место все больше занимают взаимодействующие слои — «страты», возникающие вследствие общности интересов. Образуются организации, «заинтересованные группы» или «группы движения» — ассоциации предпринимателей, профсоюзы, пацифистские, экологические организации и т.д. Они осуществляют свои интересы путем «давления на публичную власть». Послевоенное демократическое общество один из крупнейших философов XX века Карл Поппер (1902—1994 гг.) назвал «открытым обществом», обществом «равных возможностей». К.Поппер резко критиковал марксистскую модель государства. Ее недостаток он усматривал прежде всего в недооценке фундаментальной роли свободы для демократии, политической власти, преувеличении значения экономической власти. По мнению философа, свобода — «базис всех остальных сторон социальной системы». Свободы в демократии — это прежде всего «право народа оценивать и отстранять свое правительство,... единственно известный нам механизм, с помощью которого мы можем пытаться защитить себя против злоупотребления политической силой. Демократия — это контроль за правителями со стороны управляемых». Она и единственное средство контроля за экономической властью. Политическая власть, согласно Попперу, имеет фундаментальный характер, ибо может контролировать экономическую мощь с помощью политических программ для защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие эксплуатацию, гарантировать средства к существованию всем, кто желает работать. В то же время философ предостерегал об опасности бесконтрольного возрастания власти государства, государственного планирования, противовесом чего считал демократические институты, гарантирующие свободы. Постепенная и поэтапная социальная инженерия в открытом обществе — гарантия против попыток конструирования тоталитарной системы. В отличие от Дюверже и Поппера французский политолог и публицист Раймон Арон (1905—1983 гг.) в книге «Демократия и тоталитаризм» (1965 г.) писал, что в современной демократии главенство политики является строго ограниченным. Он сравнивает демократическое общество западного типа и советское общество по объему политических прав граждан и их гарантий, способу осуществления власти, ограниченной демократическими институтами. По его мнению, политика определяет лишь возможные конкретные варианты индустриального общества, его развития: «любая теория — марксистско-ленинская, политизация экономики, односторонне определяющая общество каким-то одним аспектом общественной жизни, ложна». Неверно, что «может быть один-единственный строго определенный политический строй». Для любой структуры государственной власти (например, парламентской) невозможно предвидеть систему или природу функционирования экономики. Отказ от «классически-монистической демократии» привел американского политолога Роберта Даля (1915 — ?) к выводу: развитие демократии» привело к важным сдвигам, новому типу демократии, которую он предложил назвать «полиархией». Ее институтами стали универсальное избирательное право, надежная защита свободы (выражать свое мнение, включая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологии и т.д.), существование независимых и альтернативных источников информации, высокая степень свободы в создании автономных и разнообразных организаций, включая оппозиционные партии, высокая зависимость прави-362 тельства от избирателей и результатов выборов. Таким образом, полиархия — новый тип демократического режима, демократического контроля и система прав, гарантированных и защищенных институционально. Хотя предложенный Далем термин «полиархия» как высший тип плюралистической демократии не прижился в политической теории и практике, его разработка подтверждала начавшийся пересмотр теории демократии. Усилились исследования преимуществ многопартийной политической системы, идейного и мировоззренческого плюрализма, роли оппозиции. Принципы плюрализма начали распространяться на исполнительную власть, требуя организации на многопартийной основе не только представительных органов государства, но и правительственных учреждений — создания коалиционного правительства с участием представителей различных политических партий, в т.ч. оппозиционных.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |