КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория солидаризма Л. Дюги
УЧЕНИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ В XX в. ЛЕКЦИИ XXIV—XXV. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ 1. Теория солидаризма ЛДюги. 2. Неолиберализм и консерватизм в учениях о государстве. 3. Концепция плюралистической демократии. 4. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия. 5. Теория элит. 6. Социологическая юриспруденция. 7. Реалистическая теория права. 8. Юридический позитивизм. Нормативная теория Г.Келъзена. 9. Современная теория естественного права. Теоретической базой солидаризма была социологическая доктрина О.Конта об обществе как единстве целого. В противоположность индивидуализму и либерализму сторонники солидаризма скептически относились к субъективным правам как разобщающим членов общества, придающим атомарный характер. В отличие от социалистов, призывавших к уничтожению буржуазии и революционному освобождению пролетариата, сторонники солидаризма считали эти классы взаимосвязанными и равно необходимыми для общественного производства. Выдвинутое основателем социологии Контом понятие «солидарность» получило развитие в книге французского социолога-позитивиста Эмиля Дюркгейма (1858—1917 гг.) «О разделении общественного труда» (1893 г.). Ее автор доказывал, что классовая структура общества обусловлена разделением труда и тождественна ему, а следовательно классы, в т.ч. буржуазия и пролетариат, должны совместно и солидарно трудиться в системе общественного производства. С обоснованием классовой солидарности выступил в начале XX в. теоретик конституционализма, профессор из Бордо Леон Дюги (1859—1928 гг.). В книгах «Государство, объективное право и положительный закон» (1901 г.), «Общество, личность и государство» (1908 г.) и др. он обосновывал закономерность неравенства людей, разделения общества на классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию, чем и обусловлена социальная солидарность. «Преступлением является проповедовать борьбу классов, — писал Дюги, — и я думаю, что никоим образом мы не идем к уничтожению одного класса другим, а, напротив, к режиму координации и иерархии классов». Отвергая революционный синдикализм, призывавший рабочих к насилиям и стачкам в защиту своих профессиональных интересов, Дюги признавал полезность мирного синдикализма, организаций «с определенной юридической структурой, составленных из людей, уже объединенных общностью социальной работы и профессиональных интересов». Синдикаты, по его мнению, дают надежную гарантию от произвола правящих. Органической формой этой силы сопротивления может быть профессиональное представительство в парламенте и других представительных учреждениях. Будущее общество, выражал уверенность Дюги, составится из синдикалистских групп, сильно интегрированных, вошедших в федерации по профессиям и наделенных политическим представительством, обеспечивающим сильное ограничение власти правительства. Благодаря принятым по взаимному соглашению регламентом, определяющим отношения между классами и их взаимосвязи, ослабеет или прекратится классовая борьба. Другим преобразованием станет, писал Дюги, уничтожение права собственности. Оно «уступит место понятию собственности, как социальной функции». Собственность, оставаясь частной, рассматривается им вслед за Контом не как субъективное право индивида, а как его обязанность свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника. Таким образом, французский юрист предлагал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции и обязанностью. В отличие от Конта, считавшего право пережитком, Дюги признает необходимость права в промышленном обществе, прав и договоров синдикатов. Осознанный факт солидарности порождает социальную норму. Она стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат ее осуществлению. «Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности, и делать все для развития этой солидарности». Социальная норма станет «органическим законом общественной жизни». Итак, государство в его прежней форме, по Дюги, исчезнет. Его место начинает занимать новый строй, «более гибкий, более гуманный, более защищающий индивида». В его основе два момента: децентрализация, федерализм классов, организованных в синдикаты; социальная норма, основанная на факте взаимной зависимости и солидарности. То и другое будет ограничивать деятельность правящих и обязывать государство к положительным действиям. Само государство станет системой публичных служб, существующих в обществе и обслуживающих его. Теория Дюги оказала заметное влияние на политико-правовую идеологию и практику, прежде всего его доктриной синдикалистского (корпоративного) государства и идеями о «социальных функциях» права. 2. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ И КОНСЕРВАТИЗМ В УЧЕНИЯХ О ГОСУДАРСТВЕ Либерализм и консерватизм — давние, еще с XIX в. идеологические противники в вопросах пределов государственного вмешательства в экономику, его регулирующей роли в индустриальном развитии страны. Идеологи неолиберализма (Дж. Кейнс, А.Хансен, Дж. Гэлб-райт и др.), выражая взгляды реформистски настроенных слоев общества — промышленников, финансистов, высшего чиновничества, значительной части творческой интеллигенции, выступали за активное вмешательство государства в сферу частнопредпринимательской деятельности, за расширение государственного воздействия на общественные интересы для достижения бескризисного и стабильного развития производства. Ведущим течением в неолиберализме середины XX в. выступало кейнсианство. Его основателем был английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946 гг.). Известен в качестве критика версальской системы после Первой мировой войны и особенно после выхода своей книги «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Написанная вскоре после «великой депрессии» 1929—1933 гг., она доказывала, в противоположность ленинской теории «загнивающего капитализма», что рыночная экономика не утратила способности к динамическому развитию. По мнению Кейнса, охвативший ее кризис — явление временного порядка, порождение не пороков капитализма, а свободной конкуренции, биржевых спекулянтов и рантье, не заинтересованных в расширении производства. Аккумуляция богатства в их руках приводит к свертыванию инвестиций, спаду предпринимательской активности, что вызывает рост безработицы и обострение социальных конфликтов, чреватых тем, «что именуют большевизмом». Что предлагал Кейнс? Во-первых, чтобы государство взяло на себя ответственность за обеспечение занятости и способствовало росту производства — при помощи регулирования кредита и денежного обращения, а также организации общественных работ за счет бюджетного финансирования. Во-вторых, государство должно понизить ставки процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими налогами и, собрав необходимые средства, напра- вить их на развитие производства и решение социальных проблем. Таким образом, государственное регулирование экономики представлялось ему единственным средством, способным гарантировать «успешное осуществление частной инициативы». Разработанная Кейнсом программа оказала непосредственное влияние на государственную политику и законодательство. Во многих странах Западной Европы были проведены, особенно после Второй мировой войны, реформы, нацеленные на предотвращение кризисов в экономике, повышение уровня занятости населения и потребительского спроса. Эта реформа и получила название «кейнсианской революции» как противовес революциям и советскому режиму в странах Восточной Европы. Ее основные принципы, особенно принцип стимулирования занятости как постоянной функции государства, закреплен.в ряде конституций и законодательных актах ряда высокоразвитых стран. Распространение идей кейнсианства достигло пика в 50—60-е гг. Они получили развитие в концепциях постиндустриального общества (Дж.Гэлбрайт), стадий экономического роста (Р.Ростоу), государства благоденствия (Г.Мюрдаль) и др. Современные консерваторы (Ф.фон Хайек, И.Кристол, М.Фридман) выступают в защиту свободного предпринимательства. Выражая взгляды консервативно настроенных финансовых кругов, истеблишмента, зажиточного фермерства и творческой интеллигенции, они выдвигают проекты ограничения государства в интересах частного капитала. Австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек (1899— 1992 гг.) построил свою социально-философскую доктрину организации современного общества, развития культуры. Возникающие на основе координации поступков индивидов посредством механизма цен, обмена информацией общественные отношения, согласно Хайеку, являются результатом взаимодействия множества людей, имеющих различные интересы. Отсюда делается вывод: в современном обществе нет и не может быть какого-либо центра, способного направлять деятельность огромного множества людей. Частное предпринимательство рассматривалось философом как единственная система, позволяющая обеспечить наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных в общественном механизме. Социальная доктрина Хайека по его собственному признанию была направлена против любых форм государственного регулирования. Вмешательство государства в экономику ограничивает свободу индивидов и неизбежно приводит к дезорганизации их деятельности. То же — при социализме, где социализация собственности оборачивается подавлением индивидуальной свободы и установлением тоталитарного режима. Современному плюралистическому обществу, утверждал Хайек, способствует лишь государство, основанное на принципах верховенства права. Оно предполагает не только подчинение исполнительной власти законодательной (в таком случае фашистское 358 государство тоже пришлось бы назвать правовым), но и невмешательство самой законодательной власти в сферу свободы и неотчуждаемых прав человека. «Государство должно ограничиться разработкой общих правил, применимых в ситуациях определенного типа, предоставив индивидам свободу во всем, что связано с обстоятельствами места и времени, ибо только индивиды могут знать в полной мере эти обстоятельства и приспосабливать к ним свои действия». Поэтому Хайек негативно оценивал социальное законодательство как пагубное влияние идей социализма. Правовое государство подразумевает верховенство частного права над публичным и над конституцией в том числе, ибо «частная собственность является главной гарантией свободы». Идеи Хайека стали активно использоваться правоцентристскими силами в Англии, США и некоторых других странах, когда они пришли к власти в 60—70-е годы.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |