КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия
В XX в. значительно обогатилась и теория правового государства, а ее отдельные положения были существенно пересмотрены. В условиях нараставшего влияния социал-демократического и революционного движения с конца XIX в. правящие круги ряда стран Западной Европы и США вынуждены были развивать социальное законодательство, учитывать в своей политике запросы и требования неимущих. Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. — первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности). Отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства (Франция, США, Мексика), однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 30-х гг. После второй мировой войны пришедшие к власти левые партии в европейских странах провели ряд социальных реформ (например, социал-демократы в Швеции, лейбористы в Англии). Под политикой социального благоденствия в 40 —50-е гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе прожиточный минимум. В последующие годы расширялось законодательство о демографической, экологической, культурной политике государства. Понятие государства благоденствия в официальных документах и законодательстве западноевропейских стран сменила формула «социальное государство», закрепленная в программных документах многих политических партий, а также в Конституциях ФРГ 1949 г., Франции 1958 г. и Испании 1978 г. В программах либерально-демократических партий оно трактуется как «государство социальных услуг». Идеологи неолиберализма выдвигают лозунги общества с высоким уровнем потребления, оказания помощи малоимущим, утверждения в общественной жизни отношений солидарности и партнерства. Социал-демократические партии рассматривают социальное государство как этап перехода к социальной демократии, а социальную политику государства как прямую обязанность, вытекающую из предоставленных гражданам социальных прав. Теория государства благоденствия, отражавшая настроения и интересы средних слоев, начала активно разрабатываться в 50-е гг. в условиях экономического подъема в странах Западной Европы, США, Японии. Одним из ее создателей был шведский экономист и государственный деятель Гуннар Мюрдаль (1898—1987 гг.), автор известных книг «За пределы государства благоденствия», «Мировая экономика». Г.Мюрдаль утверждал, что всеобщее благоденствие уже достигнуто в индустриальных странах Запада. Суть теории общественного благоденствия, как он ее формулировал, заключается в том, чтобы «мирно и без революции — а фактически взамен революции — проводить в капиталистическом государстве скоординированную публичную политику, и притом с такой эффективностью, которая постепенно привела бы экономику страны в соответствие с интересами большинства граждан». Такие государства будут обладать рядом общих признаков: сочетание рыночной экономики с государственным планированием, необходимым для поддержания равновесия и стабильного роста экономики; тенденцией к демократизации политической жизни, позволяющей перейти к децентрализации государства и передачи части его функций органам местного самоуправления и добровольным объединением граждан; их участие в распределении социальных благ и в «расширяющемся народном контроле». Мюрдаль предлагал выйти за рамки организации благоденствия в национальных масштабах и положить идеи социальной политики в основу межгосударственных отношений. Будущее, по его мнению, — за мировым порядком социального благоденствия. Люди способны направить развитие общества в соответствии со своими идеалами. Как полагает французский социолог Мишель Крозье (1922—?) современное социальное государство нуждается в трансформации, превращении в «скромное государство», стремящееся поставить себя на службу обществу, а не командовать им. «Главной функцией такого государства должно было бы стать стремление в первую очередь помочь всем социальным подсистемам, которые составляют общество, найти наилучшие регуляции изменений и возглавить общество, найти наилучшие регуляции изменений и возглавить крестовый поход за инвестирование в качество». Нельзя изменить общество, не изменяя государство. 5. ТЕОРИЯ ЭЛИТ Критическая переоценка опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей отразилась и в теории элит. Принятое в мировой политологии определение элиты принадлежит итальянскому социологу и политэконому Вильфредо Парето (1848—1923 гг.), подробно проанализировавшему ее природу, состав, функции. В своем трехтомном труде «Трактат по общей социологии» (1916 г.) он определял как элиту тех людей, которые добились наивысших показателей в своей среде, в своей сфере деятельности. Исследуя проблему равновесия в обществе, итальянский ученый пришел к выводу: в обществе можно выделить две страты населения: 1) низшая страта (управляемые, неэлита); 2) высшая страта (правящие, элита). Последняя делится тоже на две части: а) правящая элита; б) неуправляющая элита. Для социального равновесия важна постоянная циркуляция элит, инфильтрация (проникновение) правящей элиты со стороны неуправляющей элиты или неэлиты, циркуляция между социальными группами. «Аристократии не вечны. Каковы бы ни были причины, неоспоримо то, что через какое-то время они исчезают. История — это кладбище аристократии». По мнению Парето, когда прекращается интенсивная циркуляция элит, их отдельных частей, социальных групп и сословий, «правящий класс приходит к упадку, часто влекущему за собой упадок всей нации. Это мощная причина, нарушающая равновесие: накопление высших элементов в низших классах и напротив, низших элементов в высших классах. Если бы человеческие аристократии были подобны отборным видам животных, которые в течение длительного времени воспроизводят себе подобных примерно с теми же признаками, история человечества была бы иной». Парето сравнивает циркуляцию элит, находящихся в состоянии постоянной и медленной трансформации, с движением реки — «сегодня она уже не та, что была вчера». Время от времени происходят потрясения и наводнения, «новая правящая элита вновь начинает постепенно меняться: река, вошедшая в свое русло, возобновляет обычный путь». В своей теории элит Гаэтано Моска (1858—1941 гг.) исходил из концепции правящего (политического) класса. В своей работе «Правящий класс» (1939 г.) Моска признает: суверенная власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. Итак, политический класс отличается прежде всего организованностью. Поэтому организованное меньшинство сильнее неорганизованного большинства. Второе — «представители правящего меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися, глубоко почитаемыми в том обществе, где они живут». Специальные знания и подлинная научная культура, отмечал Моска, становятся важной политической силой только на высокой ступени цивилизации, и тогда доступ в правящий класс получают лишь те, кто владеет этими знаниями (кто применяет знания в военном деле, управлении, юриспруденции). Все правящие классы стремятся стать наследственными, «если не по закону, то фактически». Свое социальное превосходство они стремятся утвердить, развивая необходимые качества с помощью воспитания, семейных традиций, привычек своего класса. Правящие классы приходят в упадок, если перестают совершенствовать те способности, с помощью которых они пришли к власти. Таким образом, по Моске, в человеческих обществах преобладает либо тенденция формирования закрытых, устойчивых, кристаллизованных правящих классов, либо тенденция к быстрому их обновлению. Циркуляцию элит в демократии он объяснял не только психологическими, но и социальными факторами, через перегруппировку социальных интересов, возникновение новых социальных сил с новыми социальными интересами. К основателям элитологии относят и немецкого политолога и социолога Роберта Михельса (1876—1936 гг.). В своем труде «Социология политической партии в условиях демократии» (1911 г.) он пришел к выводу, что олигархия — неизбежная форма жизни крупных социальных структур. Он формулирует «железный закон олигархических тенденций»: демократия, дабы сохранить себя и достичь стабильности, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элиты — активного меньшинства, которому масса должна доверяться, т.к. не может осуществлять свой прямой контроль над этим меньшинством. Поэтому демократия неизбежно превращается в олигархию: демократий не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, а это ведет к закреплению постов и привилегий, к отрыву от народа, к несменяемости лидеров, к вождизму. Функционеры левых партий, особенно избранные членами парламента, меняют свой социальный статус, превращаются в правящую элиту. Харизматических лидеров, поднимающих массы к активной политической деятельности, сменяют бюрократы, а революционеров и энтузиастов — консерваторы и приспособленцы. В последних работах Михельс склонялся к апологии фашизма и авторитаризма. Таким образом, ранние теории политических элит раскрывали механизмы формирования «правящего класса», осуществления им политической власти, влияния на общество. Эти теории противостояли марксистским концепциям решающей роли народных масс в истории, экономического базиса общества. Они ставили под сомнение и демократический оптимизм либеральных концепций, которые доказывали принципиальную возможность -и необходимость участия всех граждан в публичной власти, ее равной доступности. Теория элит продолжала развиваться и во второй половине XX в. Так, Дж. Мизель специфику элиты усматривал в формуле: «групповое сознание — сплоченность — общие устремления». Немецкий социолог К.Мангейм в книге «Человек и общество эпохи Реконструкции» (1962 г.) писал, что индустриальное общество движется от классовой организации к элитарной системе. В демократии «практическая реализация политики находится в руках элиты». Американский социолог Ч.Миллз считает элиту естественным продуктом «институционального ландшафта общества». Жизнь современного общества является высоко институциализованным, а, следовательно, «стратегические командные посты в социальной структуре играют решающую роль в иерархии институтов». С ним соглашается и английский социолог Т.Боттомор в книге «Элиты и общество» (1993 г.) — элитой является только та группа «политического класса», которая реально осуществляет политическую власть в отдельном обществе и в определенное время. Большинство же современных политологов уже не признают понятия «политического класса», а пишут о политических элитах, прямо или опосредованно влияющих на дела в обществе («политики», «функционеры», «чиновники» и т.д.).
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |