Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная теория естественного права




Различение древними греками естественного права и закона продолжало жить и в правоведении XX в. Естественно-правовые теории развивали традиции философского осмысления права и при­знавали существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок (при наличии системы позитивного права) и называют естественным правом. Согласно таким взгля­дам, законы государства являются действительными и легитимны­ми, если они соответствуют идеальному праву.

Современное понимание естественного права существенно от­личается от трактовок эпохи антифеодальных революций, взглядов на человека как носителя естественных прав. Во-первых, в противо­положность доктринам прошлого, философия и правоведение XX в. рассматривают человека не как обособленного индивида, а как уча-


стника многообразных общественных связей. В перечень есте­ственных прав включаются не только неотъемлемые права личнос­ти, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и политические, социально-экономические и культурные права человека, права социальных общностей (права народа, нации, национальных меньшинств).

Во-вторых, последователи И.Канта (неокантианцы), в частно­сти, немецкий теоретик права Рудольф Штаммлер (1856—1938 гг.), абсолютным естественным правом объявили начало справедливо­сти, «естественным правом с изменяющимся содержанием», вклю­чающим нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Это начало стало восприниматься как требование спра­ведливости и соответствующего приспособления права к ценностям существующего общества.

В-третъих, учения о естественном праве в XX в., развивая тра­диции философского осмысления права, образуют несколько фило­софских течений — неокантианство, неотомизм, персонализм и др., сближающихся в его трактовке.

Современные неотомисты возводят свое понимание естественно­го права к философии Ф.Аквинского, чье учение было признано католической церковью каноническим.

Важнейший представитель томизма французский философ и общественный деятель Жак Маритен (1882—1973 гг.) участвовал в подготовке Всеобщей декларации прав человека 1948 г., был по­слом Франции в Ватикане. В своих произведениях «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и го­сударство» строил свою концепцию на традиционных для религиоз­ной философии представлениях о божественном происхождении права и государства, опираясь на принципы историзма, социальной обусловленности политики.

В эссе «Права человека и естественный закон» Маритен опреде­ляет естественное право как неписаный закон. Это означает, что существует, в силу самой человеческой природы, «указание или по­ложение, которое человеческий разум может открыть и, в соответ­ствии с которым, человеческая воля должна действовать, чтобы быть в согласии с необходимыми целями человеческого суще­ства». Естественный закон, присущий каждому разумному суще­ству, должен восприниматься как писаный кодекс и стать эталоном любого справедливого закона. Естественный закон дополняется «рядом положений человеческого закона в зависимости от разнооб­разия конкретных моментов и обстоятельств», принимаемых людь­ми обязательств и прав, по мере развития культуры. Каждая эпоха, полагал он, имеет свой исторически конкретный идеал.

Ж.Маритен предложил выделить права разных уровней: 1) отве­чающие абсолютному требованию естественного закона (т.е. фунда­ментальные права) — право на жизнь и личную свободу, право всту­пать в брак, право частной собственности, право на стремление к счас-


 




тью и др. Эти права личности являются естественными в строгом смысле слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободно­го и духовного существа. Личность, писал Маритен, принадлежит миру высших ценностей.

2) Политические права (или права гражданина) определяются
законодательством страны, образуют продолжение естественного
права: право народа устанавливать конституцию государства и оп­
ределять форму правления, право граждан на активное участие в
политической жизни, в т.ч. в выборах, право объединения в полити­
ческие партии и общественные объединения, свобода высказываний
и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом. Маритен
пишет, что последние виды свободы вероятно никогда не будут воз­
ведены в абсолютное право, но они составляют права в обществе,
достигшем «состояния политической справедливости».

3) Социальные права человека (права трудящихся): право на
труд, право создания профсоюзов, право на справедливую заработ­
ную плату, право на социальное обеспечение и др., «обусловленные
общим благом». Признание социальных прав человека наряду с
правом частной собственности позволяет, писал Маритен, избежать
пороков как капитализма, так и социализма. Французский фило­
соф отстаивал идею «третьего пути» развития общества.

Итак, права человека основываются на естественном праве, яв­ляющемся источником прав и обязанностей. С принятием Всеоб­щей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., последующих Протоколов к ней, Международного пакта о гражданских и политических пра­вах 1966 г. и других конвенций была.создана эффективная система международных норм для защиты прав человека. Тем самым есте­ственно-правовая теория решила одну из своих основных задач, но не утратила своего значения в правоведении.

Естественно-правовое восприятие права подвергает оценке пози­тивное право не только с инструментальной, но и с точки зрения вне-позитивных правовых принципов нравственности и справедливо­сти. Чтобы соответствовать требованиям права, законы должны учи­тывать эти принципы и основываться на них, а законодатель должен следовать естественному праву. По мысли Штаммлера, «субъекты общественных отношений и законодатель, руководствуясь идеей пра­ва, а не произволом, стремятся к должному упорядочению обществен­ных отношений, т.е. к «истинному», или естественному, праву».

Главная цель права состоит в утверждении справедливости. Поэтому внутренняя мораль права должна быть связана с вековой традицией права, считает современный английский правовед Лон Фуллер :. В полемике с Хартом он доказывал взаимодействие внут-


ренней и внешней морали права. Правовая норма как некое сочета­ние должной цели и должных средств представляет собой мораль­ную ценность. В естественно-правовой концепции Фуллера мораль приобретает конкретный характер, в то время как для теории «чис­того» права трактовка событий и конфликтов является характе­ристикой безразличной, несущественной («Мораль права». Пер. с англ. — К., 1999). Американский юрист Рональд Дворкин полагает, что фундаментальные субъективные права образуют те принципы и критерии, которые должны быть положены в основу морального измерения права с точки зрения справедливости. Ведущим, глав­ным и определяющим принципом, по его мнению, является право на равенство, другими словами, «право на равное уважение и обра­щение».

Американские теоретики Джон Роулс и Джон Финнис толкуют справедливость как правильность, добросовестность, беспристраст­ность, как своего рода «процессуальную справедливость», которая обеспечивается при помощи правовых норм, соответствующих принципу правления справедливого закона. Властным и результа­тивным инструментом справедливого распределения совокупности общественных благ или ценностей человеческой жизни может быть только позитивное право, соответствующее справедливости.

Таким образом, развитие современных теорий права характе­ризуется их сближением, возникновением «интегративной юрис­пруденции», подходящей к праву как к многомерному социальному явлению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мир права и государства, политики и общества издавна был и остается актуальным и интересным для изучения и осмысления. Идеи и концепции прошлого о праве и государстве, накопленные знания — фундамент современного правоведения, методологиче­ская основа его развития.

Мир постоянно развивается и изменяется. Минувший XX век был веком социальных потрясений, революций и мировых войн, борьбы тоталитаризма и демократии, произвола и права. Крах тота­литарных государств подтвердил ценности демократии и права, не­обходимость позитивной деятельности государства, направленной на решение экономических, социальных, экологических и других жизненно важных проблем. Гражданское общество, права и свобо­ды человека, правовая демократическая и социальная государствен­ность стали главными ориентирами мирового сообщества.


 


1 В английской традиции термином «естественное право» обозначаются права, которые хотя и не были учреждены официально Парламентом, но признаны обще­ством как часть его правовой системы, например, такие институты английского права, как презумпция невиновности, право обвиняемого на отказ от дачи показаний,


неотъемлемое право частной собственности и индивидуальной свободы личности и др. Право справедливости — разновидность английского прецедентного права, как допол­нение к нормам общего права. (См. Романов А.К. Правовая система Англии: Учеб. пособие. М., 2000. С. 26.)


ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Аврелий М. Наедине с собой / Пер. с древнегреч. Киев. Черкассы, 1993. Американские просветители. Избр. произведения в 2-х т. Т. 2. М., 1969. Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей. Избр. статьи. Вермонт, 1990.

Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. М., 1997. Антология мировой правовой мысли. В 5-ти т. М., 1999. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

Артхашастра или наука политики / Пер. с санскрита. Изд. подгот. В.И. Калья­нов. М., 1993.

Бабеф Г. Сочинения. В 4-х т. Т. 3. М., 1977.

Бакунин М.И. Избр. философские сочинения и письма. М., 1987. Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. Бентам И. Избр. сочинения. Т. 1. Введение в основания нравственности и законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные на­чала уголовного кодекса. СПб., 1867.

Бернхем В. Вступ до права та правово! системи США. К., 1999. Библия.

Будда. История о перерождениях / Пер. с пали. М., 1991. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. В изложении и переводах. П.А.Булан-же. М., 1995.

Васильев Л.С. Древний Китай. Т.12. М., 1995.

Вебер М. Избр. произведения / Пер. с нем. Сост. и общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова. Предисл. П.А. Гайденко. М., 1990.

Вив1д прав Украши / М.Грушевський, I.Франко, М.Костомаров та ш. Льв1в, 1991.

Винниченко В. В1дродження наци / 1стор1я украшсько! революцп.

Ки1в—Вщень, 1920.

Вишенський I. Твори / Пер. В.Шевчука. К., 1986.

Вольтер. Избр. произведения. М., 1947.

Гегель Г.В. Философия права / Пер. с нем. М., 1990.

Геродот. IcTopiii в дев'яти книгах / Пер., передм. та прим. А.О. Б1лецького.

К., 1993.

Гессен В.М. Теория правового государства. СПб., 1912. Го юй. (Речи царств) / Пер. с кит., вступ. и прим. В.С.Таскина. М., 1987. Государственное право европейских держав. Курс лекций орд. проф. М.Ко­валевского за 1883/4 уч. год, 1884. Гоббс Т. Избр. произведения. В 2-х т. Т.2. М., 1964.

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются есте­ственное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1994.

Грушевский М. Хто так1 украшщ i чого вони хочуть? К., 1991. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современно­сти / Пер. с фр. В.А.Туманова. М., 1996. Депенчук Л. Богдан Шстяк1вський. К., 1995. Донцов Д. Нащонал1зм. Лондон, 1966.

Драгомашвський зб1рник. «В1льна стлка» та сучасний украшський кон-ститущонал1зм / За ред. Т. Андрусяка. Льв1в, 1996.


Дюги Л. Социальное право. Индивидуальное право. Преобразование гос дарства. СПб., 1909.

Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания / Предисл. П.И.Новгородцева. М., 1910.

Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Отечественные мыслители позднего средневеко­вья (конец XIV первая треть XVII в.). К., 1990.

Идейно-философское наследие Иллариона Киевского. Ч. 1. М., 1986. Избр. произведения декабристов. В 3-х т. Т. 1—2. М., 1951. История политических и правовых учений: Хрестоматия для юр. вузов и фак-тов / Сост. и общ. ред. проф., докт. ист. наук Г.Г.Демиденко. X., 1999. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954. Кант И. Собр. сочинений. В 8-ми т. Т.6. М., 1994.

Кельзен Г. Чистое учение о праве // К XIII конгрессу Международной ассоциации правовой и социальной философии / Сб. переводов. Вып. 1. М., 1987. С. 5—195; Вып. 2. М., 1988. С. 7—213.

Кистяковский Б. Социальные науки и право. Очерки по методологии соци­альных наук и общей теории права. М., 1916.

Книга правителя области Шан (Шань цзюнь шу). Изд. 2-е, доп. Пер. с кит., вступ. ст., комм, и послесловие Л.С. Переломова. М., 1993. Конфуций. Жизнь его и учение. М., 1991.

Конфуций. Я верю в древность / Сост., пер. и комм. И.И.Семененко. М., 1995. Копиленко О. «Украшська 1дея» М.Грушевського. 1стор1я i сучасшсть. К.,

1991.

Коран / Пер. смыслов и комм. В. Пороховой. Дамаск; Москва, 1995. Котляревский С. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915.

Кухта Б. 3 icTopii украшсько1 пол1тично! думки К., 1994. Ленин В.И. Полное собрание соч. Изд. 5-е. Т. 33, 36, 37, 40, 44, 45. Липинский В. Твори ApxiB. Студи. Т. 1. 1сторико-пол1толог1чна спадщи-на. Кшв—Ф1ладельф1я, 1994.

Лютер М. Время молчания прошло. Избр. произведения 1520—1526 гг./ Пер. с нем., ист.-биогр. очерк и комм. Ю.А.Голубкина. X., 1994. Макиавелли Н. Государь. Первая декада Тита Ливия. О военном искус­стве. М., 1996.

Марат Ж.П. Избр. произведения. В 2-х т. Т.2. М., 1956. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М., 1955. Т. 1, 3, 4, 19, 21. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955.

Милль Д. О свободе / Пер. с англ. М.И.Ловцовой. Изд. 2-е. СПб., 1906. Мильтон Д. О свободе слова. М., 1906. Мироненко О.М. 1стор1я Конституцп Украши. К., 1997. Монтескье Ш. Дух законов. М., 1994.

Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Пер. снем.М., 1990.

Шчик В.М. Петро Могила в духовнш icTopii Украши. К., 1997. Новгородцев П.И. Сочинения / Сост., вступ. ст. и примеч. М.А.Королева, Н.С.Петушкова. М., 1995.

Оуэн Р. Избр. сочинения. В 2-х т. T.I. M., 1951.

Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравствен­ности. Изд. 2-е, испр. и доп. Т. 12. СПб., 1909.


       
   
 

УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ИМЕН

План государственного преобразования графа М.М.Сперанского / Введе­ние к уложению государственных законов 1809 г. М., 1905. Платон. Собр. сочинений. В 4-х т. Т. 3, 4. М., 1994.

Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1377 г./Подг. тек­ста, пер., статьи и комм. Д.С.Лихачева. Под ред. В.П.Андрониковой—Пе-ретц. Изд. 2-е, испр. и доп. С.-Пб., 1999.

Посошков. И.Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения/Ред. и комм. Б.Б.Кофенгауза. М., 1951.

Прокопович Ф. Ф1лософсьш твори. В 3-х т. Т.1. К., 1979. Прокопович Ф. Сочинения. М., 1961.

Прудон П.Ж. Что такое собственность? 1-й мемуар. Исследование принци­па права и правительства. 2-й мемуар. Письмо к Бланки о собственности/ Пер. с фр. Лейпциг—СПб., 1907.

Радищев А.Н. Полное собрание соч. Т. 3. М.—Л., 1952. Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. Статьи и речи/ Под ред. и с предисл. А.Герцензона. М., 1959. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

Сборник документов по истории Нового времени стран Европы и Америки (1640—1870): Учебное пособие для вузов / Сост. Е.Е.Юровская. М., 1990. Сен-Симон А. Избр. сочинения. В 2-х т. Т.2. М.—Л., 1948. Скакун О.Ф. М.П.Драгоманов как политический мыслитель. X., 1993. Скакун О.Ф. Иван Франко. М., 1987. Сковорода Г. Сочинения. В 2-х т. М., 1973. Скрипник М.О. Вибраш твори. К., 1991.

Слюсаренко А.Г., Томенко М.В. 1стор1я украшсько!' конституци. К., 1993. Современный консерватизм/К.С.Гаджиев, С.П.Перегудов, В.А.Скороходов и др. М., 1992.

Спенсер Г. Синтетическая философия / Пер. с англ. К., 1997. Спиноза Б. Избр. произведения. В 2-х т. Т.2. М., 1957. Сталин И. Вопросы ленинизма. Изд. 11-е. М., 1952. Уинстенли Д. Избр. памфлеты. М.—Л., 1950.

Украшська сустльно-пол1тична думка в 20 стол1тть Документи i матер1а-ли / Упорядн. Т.Гунчак i Р.Сольчаник. Сучасшсть, 1983. Т.1. Укра1нськ1 гумашсти епохи В1дродження. У 2-х ч. К., 1995. Франко I. 3i6p. твор1в у 50-ти т. Т. 45. К., 1986. Фуллер Л. Мораль права / Пер. с англ. Н.Комарова. К., 1999. Фурье Ш. Избр. сочинения. В 2-х т. М.—Л., 1951. Харт Х.Л.А. Концепщя права / Пер. з англ. Н.Комарова. К., 1998. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. акад. В.В.Струве и Д.Г.Редера. М., 1963.

Цель в праве Рудольфа фон Иеринга. СПб., 1881. Цицерон М.Т. О государстве. О законах. М., 1994. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. Шевченко Т. Кобзар. К., 1996. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911. Штирнер М. Единственный и его собственность. X., 1994. Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVII века / Под общ. ред. С.А.Покровского. М., 1959.


Авиценна (Ибн Сина) 75 Аврелий Августин

(Блаженный) 6063 Агригентский П. 35 Адаме Д. 204,212—213,214 АйртонГ. 119,120—121 Андрузский Г.Л. 251,262,263—264 Антифонт 3435 Аристотель 10,11,28,42—45,47,67,

108,109—110,137,189 Арон Р. 362

БабефГ. 156, 175

Бакунин М.И. 265, 280—282

Беккариа Ч. 10,156,181 — 183,194

Бентам И. 230—233, 250

Биант 29

Боден Ж. 90, 99—102,110,129

Боттомор Г. 367

Будда 19—20

Вебер М. 368—369 ВикоД. 156,180—181 Винниченко В.К. 330, 342—344 ВишенскийИ. 135,140—141 Вольтер 11,156—160,205 Вольф X. 156,177, 179—180 Выговский И. 135, 145—146 Вышинский А.Я. 353354

Гай 55—57

Гамильтон А. 204—205, 211—212,

214 Гегель Г.В. 11,56,215, 220—225,229,

307, 308, 339—343 Гераклит 11,28,31 Герцен А.И. 284, 304—305, 306 Гесиод 29

ГессенВ.М. 307,309—310,315 Гиппий 34—35

ГоббсТ. 11,119,124—130,178,186 Гомер 28—29 Горгий 34 — 35


Градовский А.Д. 298—299, 303 ГроцийГ. 106, 107—112,113, 118—

119,178,186,189 Грушевский М.С. 11, 261, 264, 330,

339—341 Гуго Г. 226—227 ГусЯ. 65—66

Даль Р. 362—363

Даниил Заточник 87—88, 89

Данте А. 11,69—70, 76

Дворкин Р. 377

Демокрит 10,28,31 — 33

Десницкий СЕ. 184, 194 —197

ДжефферсонТ. 156,204—205,208—

211,214

Донцов Д.И. 13,330,335—337 Драгоманов М.П. 11,204,264,284—

291,293,295 Дюверже М. 361 Дюги Л. 355—357 Дюркгейм Э. 355, 369

Еллинек Г. 265, 269—270

Зенон 46—47 Златоуст И. 60

Ибн Рушд 75 Ибн Хальдун 75—76 Иван IV 135,150—153 ИерингР. 265—268,270 Илларион 80—83,89

Калликл 34—36 Кальвин Ж. 97—98 КампанеллаТ. 102, 104—106 Кант И. 10,11,215—220,229,267,307,

326, 339, 375

Карамзин Н.М. 251,254—255 Катков М.Н. 285,298 КейнсД. 357—358 КельзенГ. 355,372—374


Кечекьян С.Ф. 354 Кистяковский Б.А. 307, 312 — 313,

314—316, 323—326, 329 Клеобул 29 Ковалевский М.М. 307, 308—309,

313—316,319—321,329 Козачинский М. 189—190 Козельский Я.П. 184, 197—199, 204 КонстанБ. 11,230,233-240 КонтО. 230,246—249,320 Конфуций 11,22—24,25,26—27 Коркунов Н.М. 307, 318—319 Костомаров Н.И. 11,251,261—262 Котляревский С.А. 307, 310—311,

313—314

Крижанич Ю. 135, 155 Крозье М. 364

Курбский A.M. 135, 152—153 Курский Д.И. 352

Ла Боэсси Э. 99

Лао-цзы 21—22

Ласки Г. 359—360

Ленин В.И. 282, 344—348, 349, 351

Леонтьев К.Н. 285, 297

Липинский В.К. 264, 330, 333—335

Ллевелин К. 370—371

ЛоккД. 11,119,130—134,224

Лютер М. 96—97

Мазепа И.С. 135, 146—147, 185 Макиавелли Н. 11,90,91—95,146—

147, 281

Малицкий А. 353 Мангейм К. 367 Марат Ж. П. 156, 171 —173 Маритен Ж. 375—376 Марк Аврелий 53—54 Маркс К. 11,273—277,282,345,349 Мизель Д. 366 Миллз Ч. 367 Милль Д. 230, 233—236, 271 Мильтон Д. 119—120 Михельс Р. 366 Михновский Н.И. 330 — 332 Могила П. 135, 141 — 142


Модестин 5557 Мономах В. 10,84—85,89, 151 Монтескье Ш. 156,160—165,170, 171, 173,198, 212,223,224,239,255,287 Мор Т. 102—104, 106, 110 Моска Г. 365—366 Мо-цзы 24—25 Муравьев Н.М. 251,255—257 Муромцев СМ. 307, 316—318 Мэдисон Д. 204,213—214 Мюнцер Т. 97 Мюрдаль К. 364 Недбайло П.Е. 354 Нестор 85—87,89 Николенко Я.Ф. 354 Ницше Ф. 13,265,282—284 Новгородцев П.И. 307,310,314—316, 323—324, 329

Ориу М. 360—361

Ориховский С. (Роксолан) 135,136—

139

Орлик П. 135,147—149 Остин Д. 230, 246, 249—250 Оуэн Р. 230, 241—242, 245—246

Павел 55—57

Падуанский М. 70—73,76

Папиан 5557

Парето В. 365

Паунд Р. 367, 369—370

Пашуканис Е.Б. 352

ПейнТ. 156,204—205,206—208,213, 214

Пересветов И.С. 135, 153—154

Периандр 29—30

Пестель П.И. 251,257—259 Петражицкий Л.И. 307, 326—328,

329

Пионтковский А.А. 354 Питтак 29

Пифагор 11,28,30—31 Победоносцев К.П. 285, 296—297 Подолинский С.А. 284, 291—293 Полибий 11,28,47—48,50,181 Полоцкий С. 135, 154


Поппер К. 361—362 Посошков И.Т. 184, 192 —194 Продик 34

Прокопович Ф. 184, 185—189 Протагор 11, 34—35 ПрудонП. Ж. 265,277—279 Пуфендорф С. 156, 177—179, 186 ПухтаГ. 227—228,266

Радищев А.И. 184,197,201—204 Раковский Х.Г. 350—351 Рейснер М.А. 352—353 Робеспьер М. 156, 171,173—175 Роулс Д. 377 Руссо Ж.Ж. 156,164—171,173,198

Савиньи К.Ф. 226—227, 228, 266 Сенека Л. 53—54 Сен-Симон А. 230, 241 —245, 247 Сковорода Г.С. 10,184,197,199—201,

204

Скрыпник Н.А. 350—352 Смолятич К. 88 Сократ 10, 11, 28, 36—38, 39, 44,

45, 47, 189, 200 Солон 29—30

Спенсер Г. 265, 270—271, 320 Сперанский М.М. 251—254 Спиноза Б. 10,112—119,178 Сталин И.В. 348—350, 351

Татищев В.Н. 184, 190—194 Терлецкий О.С. 284, 291—293 Токвиль А. 230, 236, 240—241 ТомазийХ. 156,177,178—179 Туган-Барановский М.И. 330, 337—

339 Туровский К. 88—89

Уиклиф Д. 65 Уинстенли Д. 123 — 124 Ульпиан 5557


Фалес 29

Фараби 75

Феодосии 83—84

Филофей 150

Финнис Д. 377

Флавий Г. 54

Фома Аквинский 11, 67—69, 76,

189, 375

Франклин Б. 156,204—206,214 Франко И.Я. 141,264,284,293—296 Фрасимах 34—36 Фрэнк Д. 370—371 Фурье Ш. 230,241—243

Хайек Ф. 358—359 Хань Фэй 26 Харт X. 374 Хилон 29

Хмельницкий Б.М. 135, 142145, 148,286

Цицерон М.Т. 50—53,63,92, 110

Чернышевский Н.Г. 284, 305—306 Чичерин Б.Н. 284, 299—303, 307— 308,314—315

Шан Ян 25—26

Шевченко Т.Г. 11,251, 262—263, 293 Шершеневич Г.Ф. 307,321—323 Штаммлер Р. 282, 375 ШтирнерМ. 265,279—280

Щербатов М.М. 184, 191—194, 254

Энгельс Ф. 11,273-277,282,345 Эпиктет 5354 Эпикур 28,45—46, 50 Эрлих Е. 367—368

Яворский С. 184, 185




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.