КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная теория естественного права
Различение древними греками естественного права и закона продолжало жить и в правоведении XX в. Естественно-правовые теории развивали традиции философского осмысления права и признавали существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок (при наличии системы позитивного права) и называют естественным правом. Согласно таким взглядам, законы государства являются действительными и легитимными, если они соответствуют идеальному праву. Современное понимание естественного права существенно отличается от трактовок эпохи антифеодальных революций, взглядов на человека как носителя естественных прав. Во-первых, в противоположность доктринам прошлого, философия и правоведение XX в. рассматривают человека не как обособленного индивида, а как уча- стника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав включаются не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и политические, социально-экономические и культурные права человека, права социальных общностей (права народа, нации, национальных меньшинств). Во-вторых, последователи И.Канта (неокантианцы), в частности, немецкий теоретик права Рудольф Штаммлер (1856—1938 гг.), абсолютным естественным правом объявили начало справедливости, «естественным правом с изменяющимся содержанием», включающим нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Это начало стало восприниматься как требование справедливости и соответствующего приспособления права к ценностям существующего общества. В-третъих, учения о естественном праве в XX в., развивая традиции философского осмысления права, образуют несколько философских течений — неокантианство, неотомизм, персонализм и др., сближающихся в его трактовке. Современные неотомисты возводят свое понимание естественного права к философии Ф.Аквинского, чье учение было признано католической церковью каноническим. Важнейший представитель томизма французский философ и общественный деятель Жак Маритен (1882—1973 гг.) участвовал в подготовке Всеобщей декларации прав человека 1948 г., был послом Франции в Ватикане. В своих произведениях «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство» строил свою концепцию на традиционных для религиозной философии представлениях о божественном происхождении права и государства, опираясь на принципы историзма, социальной обусловленности политики. В эссе «Права человека и естественный закон» Маритен определяет естественное право как неписаный закон. Это означает, что существует, в силу самой человеческой природы, «указание или положение, которое человеческий разум может открыть и, в соответствии с которым, человеческая воля должна действовать, чтобы быть в согласии с необходимыми целями человеческого существа». Естественный закон, присущий каждому разумному существу, должен восприниматься как писаный кодекс и стать эталоном любого справедливого закона. Естественный закон дополняется «рядом положений человеческого закона в зависимости от разнообразия конкретных моментов и обстоятельств», принимаемых людьми обязательств и прав, по мере развития культуры. Каждая эпоха, полагал он, имеет свой исторически конкретный идеал. Ж.Маритен предложил выделить права разных уровней: 1) отвечающие абсолютному требованию естественного закона (т.е. фундаментальные права) — право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счас-
тью и др. Эти права личности являются естественными в строгом смысле слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа. Личность, писал Маритен, принадлежит миру высших ценностей. 2) Политические права (или права гражданина) определяются 3) Социальные права человека (права трудящихся): право на Итак, права человека основываются на естественном праве, являющемся источником прав и обязанностей. С принятием Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., последующих Протоколов к ней, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций была.создана эффективная система международных норм для защиты прав человека. Тем самым естественно-правовая теория решила одну из своих основных задач, но не утратила своего значения в правоведении. Естественно-правовое восприятие права подвергает оценке позитивное право не только с инструментальной, но и с точки зрения вне-позитивных правовых принципов нравственности и справедливости. Чтобы соответствовать требованиям права, законы должны учитывать эти принципы и основываться на них, а законодатель должен следовать естественному праву. По мысли Штаммлера, «субъекты общественных отношений и законодатель, руководствуясь идеей права, а не произволом, стремятся к должному упорядочению общественных отношений, т.е. к «истинному», или естественному, праву». Главная цель права состоит в утверждении справедливости. Поэтому внутренняя мораль права должна быть связана с вековой традицией права, считает современный английский правовед Лон Фуллер :. В полемике с Хартом он доказывал взаимодействие внут- ренней и внешней морали права. Правовая норма как некое сочетание должной цели и должных средств представляет собой моральную ценность. В естественно-правовой концепции Фуллера мораль приобретает конкретный характер, в то время как для теории «чистого» права трактовка событий и конфликтов является характеристикой безразличной, несущественной («Мораль права». Пер. с англ. — К., 1999). Американский юрист Рональд Дворкин полагает, что фундаментальные субъективные права образуют те принципы и критерии, которые должны быть положены в основу морального измерения права с точки зрения справедливости. Ведущим, главным и определяющим принципом, по его мнению, является право на равенство, другими словами, «право на равное уважение и обращение». Американские теоретики Джон Роулс и Джон Финнис толкуют справедливость как правильность, добросовестность, беспристрастность, как своего рода «процессуальную справедливость», которая обеспечивается при помощи правовых норм, соответствующих принципу правления справедливого закона. Властным и результативным инструментом справедливого распределения совокупности общественных благ или ценностей человеческой жизни может быть только позитивное право, соответствующее справедливости. Таким образом, развитие современных теорий права характеризуется их сближением, возникновением «интегративной юриспруденции», подходящей к праву как к многомерному социальному явлению. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мир права и государства, политики и общества издавна был и остается актуальным и интересным для изучения и осмысления. Идеи и концепции прошлого о праве и государстве, накопленные знания — фундамент современного правоведения, методологическая основа его развития. Мир постоянно развивается и изменяется. Минувший XX век был веком социальных потрясений, революций и мировых войн, борьбы тоталитаризма и демократии, произвола и права. Крах тоталитарных государств подтвердил ценности демократии и права, необходимость позитивной деятельности государства, направленной на решение экономических, социальных, экологических и других жизненно важных проблем. Гражданское общество, права и свободы человека, правовая демократическая и социальная государственность стали главными ориентирами мирового сообщества.
1 В английской традиции термином «естественное право» обозначаются права, которые хотя и не были учреждены официально Парламентом, но признаны обществом как часть его правовой системы, например, такие институты английского права, как презумпция невиновности, право обвиняемого на отказ от дачи показаний, неотъемлемое право частной собственности и индивидуальной свободы личности и др. Право справедливости — разновидность английского прецедентного права, как дополнение к нормам общего права. (См. Романов А.К. Правовая система Англии: Учеб. пособие. М., 2000. С. 26.) ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Аврелий М. Наедине с собой / Пер. с древнегреч. Киев. Черкассы, 1993. Американские просветители. Избр. произведения в 2-х т. Т. 2. М., 1969. Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей. Избр. статьи. Вермонт, 1990. Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. М., 1997. Антология мировой правовой мысли. В 5-ти т. М., 1999. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. Артхашастра или наука политики / Пер. с санскрита. Изд. подгот. В.И. Кальянов. М., 1993. Бабеф Г. Сочинения. В 4-х т. Т. 3. М., 1977. Бакунин М.И. Избр. философские сочинения и письма. М., 1987. Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. Бентам И. Избр. сочинения. Т. 1. Введение в основания нравственности и законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные начала уголовного кодекса. СПб., 1867. Бернхем В. Вступ до права та правово! системи США. К., 1999. Библия. Будда. История о перерождениях / Пер. с пали. М., 1991. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. В изложении и переводах. П.А.Булан-же. М., 1995. Васильев Л.С. Древний Китай. Т.12. М., 1995. Вебер М. Избр. произведения / Пер. с нем. Сост. и общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова. Предисл. П.А. Гайденко. М., 1990. Вив1д прав Украши / М.Грушевський, I.Франко, М.Костомаров та ш. Льв1в, 1991. Винниченко В. В1дродження наци / 1стор1я украшсько! революцп. Ки1в—Вщень, 1920. Вишенський I. Твори / Пер. В.Шевчука. К., 1986. Вольтер. Избр. произведения. М., 1947. Гегель Г.В. Философия права / Пер. с нем. М., 1990. Геродот. IcTopiii в дев'яти книгах / Пер., передм. та прим. А.О. Б1лецького. К., 1993. Гессен В.М. Теория правового государства. СПб., 1912. Го юй. (Речи царств) / Пер. с кит., вступ. и прим. В.С.Таскина. М., 1987. Государственное право европейских держав. Курс лекций орд. проф. М.Ковалевского за 1883/4 уч. год, 1884. Гоббс Т. Избр. произведения. В 2-х т. Т.2. М., 1964. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1994. Грушевский М. Хто так1 украшщ i чого вони хочуть? К., 1991. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А.Туманова. М., 1996. Депенчук Л. Богдан Шстяк1вський. К., 1995. Донцов Д. Нащонал1зм. Лондон, 1966. Драгомашвський зб1рник. «В1льна стлка» та сучасний украшський кон-ститущонал1зм / За ред. Т. Андрусяка. Льв1в, 1996. Дюги Л. Социальное право. Индивидуальное право. Преобразование гос дарства. СПб., 1909. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания / Предисл. П.И.Новгородцева. М., 1910. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Отечественные мыслители позднего средневековья (конец XIV первая треть XVII в.). К., 1990. Идейно-философское наследие Иллариона Киевского. Ч. 1. М., 1986. Избр. произведения декабристов. В 3-х т. Т. 1—2. М., 1951. История политических и правовых учений: Хрестоматия для юр. вузов и фак-тов / Сост. и общ. ред. проф., докт. ист. наук Г.Г.Демиденко. X., 1999. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954. Кант И. Собр. сочинений. В 8-ми т. Т.6. М., 1994. Кельзен Г. Чистое учение о праве // К XIII конгрессу Международной ассоциации правовой и социальной философии / Сб. переводов. Вып. 1. М., 1987. С. 5—195; Вып. 2. М., 1988. С. 7—213. Кистяковский Б. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. Книга правителя области Шан (Шань цзюнь шу). Изд. 2-е, доп. Пер. с кит., вступ. ст., комм, и послесловие Л.С. Переломова. М., 1993. Конфуций. Жизнь его и учение. М., 1991. Конфуций. Я верю в древность / Сост., пер. и комм. И.И.Семененко. М., 1995. Копиленко О. «Украшська 1дея» М.Грушевського. 1стор1я i сучасшсть. К., 1991. Коран / Пер. смыслов и комм. В. Пороховой. Дамаск; Москва, 1995. Котляревский С. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915. Кухта Б. 3 icTopii украшсько1 пол1тично! думки К., 1994. Ленин В.И. Полное собрание соч. Изд. 5-е. Т. 33, 36, 37, 40, 44, 45. Липинский В. Твори ApxiB. Студи. Т. 1. 1сторико-пол1толог1чна спадщи-на. Кшв—Ф1ладельф1я, 1994. Лютер М. Время молчания прошло. Избр. произведения 1520—1526 гг./ Пер. с нем., ист.-биогр. очерк и комм. Ю.А.Голубкина. X., 1994. Макиавелли Н. Государь. Первая декада Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996. Марат Ж.П. Избр. произведения. В 2-х т. Т.2. М., 1956. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М., 1955. Т. 1, 3, 4, 19, 21. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. Милль Д. О свободе / Пер. с англ. М.И.Ловцовой. Изд. 2-е. СПб., 1906. Мильтон Д. О свободе слова. М., 1906. Мироненко О.М. 1стор1я Конституцп Украши. К., 1997. Монтескье Ш. Дух законов. М., 1994. Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Пер. снем.М., 1990. Шчик В.М. Петро Могила в духовнш icTopii Украши. К., 1997. Новгородцев П.И. Сочинения / Сост., вступ. ст. и примеч. М.А.Королева, Н.С.Петушкова. М., 1995. Оуэн Р. Избр. сочинения. В 2-х т. T.I. M., 1951. Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Изд. 2-е, испр. и доп. Т. 12. СПб., 1909.
План государственного преобразования графа М.М.Сперанского / Введение к уложению государственных законов 1809 г. М., 1905. Платон. Собр. сочинений. В 4-х т. Т. 3, 4. М., 1994. Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1377 г./Подг. текста, пер., статьи и комм. Д.С.Лихачева. Под ред. В.П.Андрониковой—Пе-ретц. Изд. 2-е, испр. и доп. С.-Пб., 1999. Посошков. И.Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения/Ред. и комм. Б.Б.Кофенгауза. М., 1951. Прокопович Ф. Ф1лософсьш твори. В 3-х т. Т.1. К., 1979. Прокопович Ф. Сочинения. М., 1961. Прудон П.Ж. Что такое собственность? 1-й мемуар. Исследование принципа права и правительства. 2-й мемуар. Письмо к Бланки о собственности/ Пер. с фр. Лейпциг—СПб., 1907. Радищев А.Н. Полное собрание соч. Т. 3. М.—Л., 1952. Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. Статьи и речи/ Под ред. и с предисл. А.Герцензона. М., 1959. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969. Сборник документов по истории Нового времени стран Европы и Америки (1640—1870): Учебное пособие для вузов / Сост. Е.Е.Юровская. М., 1990. Сен-Симон А. Избр. сочинения. В 2-х т. Т.2. М.—Л., 1948. Скакун О.Ф. М.П.Драгоманов как политический мыслитель. X., 1993. Скакун О.Ф. Иван Франко. М., 1987. Сковорода Г. Сочинения. В 2-х т. М., 1973. Скрипник М.О. Вибраш твори. К., 1991. Слюсаренко А.Г., Томенко М.В. 1стор1я украшсько!' конституци. К., 1993. Современный консерватизм/К.С.Гаджиев, С.П.Перегудов, В.А.Скороходов и др. М., 1992. Спенсер Г. Синтетическая философия / Пер. с англ. К., 1997. Спиноза Б. Избр. произведения. В 2-х т. Т.2. М., 1957. Сталин И. Вопросы ленинизма. Изд. 11-е. М., 1952. Уинстенли Д. Избр. памфлеты. М.—Л., 1950. Украшська сустльно-пол1тична думка в 20 стол1тть Документи i матер1а-ли / Упорядн. Т.Гунчак i Р.Сольчаник. Сучасшсть, 1983. Т.1. Укра1нськ1 гумашсти епохи В1дродження. У 2-х ч. К., 1995. Франко I. 3i6p. твор1в у 50-ти т. Т. 45. К., 1986. Фуллер Л. Мораль права / Пер. с англ. Н.Комарова. К., 1999. Фурье Ш. Избр. сочинения. В 2-х т. М.—Л., 1951. Харт Х.Л.А. Концепщя права / Пер. з англ. Н.Комарова. К., 1998. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. акад. В.В.Струве и Д.Г.Редера. М., 1963. Цель в праве Рудольфа фон Иеринга. СПб., 1881. Цицерон М.Т. О государстве. О законах. М., 1994. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. Шевченко Т. Кобзар. К., 1996. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911. Штирнер М. Единственный и его собственность. X., 1994. Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVII века / Под общ. ред. С.А.Покровского. М., 1959. Авиценна (Ибн Сина) 75 Аврелий Августин (Блаженный) 60 — 63 Агригентский П. 35 Адаме Д. 204,212—213,214 АйртонГ. 119,120—121 Андрузский Г.Л. 251,262,263—264 Антифонт 34 — 35 Аристотель 10,11,28,42—45,47,67, 108,109—110,137,189 Арон Р. 362 БабефГ. 156, 175 Бакунин М.И. 265, 280—282 Беккариа Ч. 10,156,181 — 183,194 Бентам И. 230—233, 250 Биант 29 Боден Ж. 90, 99—102,110,129 Боттомор Г. 367 Будда 19—20 Вебер М. 368—369 ВикоД. 156,180—181 Винниченко В.К. 330, 342—344 ВишенскийИ. 135,140—141 Вольтер 11,156—160,205 Вольф X. 156,177, 179—180 Выговский И. 135, 145—146 Вышинский А.Я. 353 — 354 Гай 55—57 Гамильтон А. 204—205, 211—212, 214 Гегель Г.В. 11,56,215, 220—225,229, 307, 308, 339—343 Гераклит 11,28,31 Герцен А.И. 284, 304—305, 306 Гесиод 29 ГессенВ.М. 307,309—310,315 Гиппий 34—35 ГоббсТ. 11,119,124—130,178,186 Гомер 28—29 Горгий 34 — 35 Градовский А.Д. 298—299, 303 ГроцийГ. 106, 107—112,113, 118— 119,178,186,189 Грушевский М.С. 11, 261, 264, 330, 339—341 Гуго Г. 226—227 ГусЯ. 65—66 Даль Р. 362—363 Даниил Заточник 87—88, 89 Данте А. 11,69—70, 76 Дворкин Р. 377 Демокрит 10,28,31 — 33 Десницкий СЕ. 184, 194 —197 ДжефферсонТ. 156,204—205,208— 211,214 Донцов Д.И. 13,330,335—337 Драгоманов М.П. 11,204,264,284— 291,293,295 Дюверже М. 361 Дюги Л. 355—357 Дюркгейм Э. 355, 369 Еллинек Г. 265, 269—270 Зенон 46—47 Златоуст И. 60 Ибн Рушд 75 Ибн Хальдун 75—76 Иван IV 135,150—153 ИерингР. 265—268,270 Илларион 80—83,89 Калликл 34—36 Кальвин Ж. 97—98 КампанеллаТ. 102, 104—106 Кант И. 10,11,215—220,229,267,307, 326, 339, 375 Карамзин Н.М. 251,254—255 Катков М.Н. 285,298 КейнсД. 357—358 КельзенГ. 355,372—374 Кечекьян С.Ф. 354 Кистяковский Б.А. 307, 312 — 313, 314—316, 323—326, 329 Клеобул 29 Ковалевский М.М. 307, 308—309, 313—316,319—321,329 Козачинский М. 189—190 Козельский Я.П. 184, 197—199, 204 КонстанБ. 11,230,233-240 КонтО. 230,246—249,320 Конфуций 11,22—24,25,26—27 Коркунов Н.М. 307, 318—319 Костомаров Н.И. 11,251,261—262 Котляревский С.А. 307, 310—311, 313—314 Крижанич Ю. 135, 155 Крозье М. 364 Курбский A.M. 135, 152—153 Курский Д.И. 352 Ла Боэсси Э. 99 Лао-цзы 21—22 Ласки Г. 359—360 Ленин В.И. 282, 344—348, 349, 351 Леонтьев К.Н. 285, 297 Липинский В.К. 264, 330, 333—335 Ллевелин К. 370—371 ЛоккД. 11,119,130—134,224 Лютер М. 96—97 Мазепа И.С. 135, 146—147, 185 Макиавелли Н. 11,90,91—95,146— 147, 281 Малицкий А. 353 Мангейм К. 367 Марат Ж. П. 156, 171 —173 Маритен Ж. 375—376 Марк Аврелий 53—54 Маркс К. 11,273—277,282,345,349 Мизель Д. 366 Миллз Ч. 367 Милль Д. 230, 233—236, 271 Мильтон Д. 119—120 Михельс Р. 366 Михновский Н.И. 330 — 332 Могила П. 135, 141 — 142 Модестин 55 — 57 Мономах В. 10,84—85,89, 151 Монтескье Ш. 156,160—165,170, 171, 173,198, 212,223,224,239,255,287 Мор Т. 102—104, 106, 110 Моска Г. 365—366 Мо-цзы 24—25 Муравьев Н.М. 251,255—257 Муромцев СМ. 307, 316—318 Мэдисон Д. 204,213—214 Мюнцер Т. 97 Мюрдаль К. 364 Недбайло П.Е. 354 Нестор 85—87,89 Николенко Я.Ф. 354 Ницше Ф. 13,265,282—284 Новгородцев П.И. 307,310,314—316, 323—324, 329 Ориу М. 360—361 Ориховский С. (Роксолан) 135,136— 139 Орлик П. 135,147—149 Остин Д. 230, 246, 249—250 Оуэн Р. 230, 241—242, 245—246 Павел 55—57 Падуанский М. 70—73,76 Папиан 55 — 57 Парето В. 365 Паунд Р. 367, 369—370 Пашуканис Е.Б. 352 ПейнТ. 156,204—205,206—208,213, 214 Пересветов И.С. 135, 153—154 Периандр 29—30 Пестель П.И. 251,257—259 Петражицкий Л.И. 307, 326—328, 329 Пионтковский А.А. 354 Питтак 29 Пифагор 11,28,30—31 Победоносцев К.П. 285, 296—297 Подолинский С.А. 284, 291—293 Полибий 11,28,47—48,50,181 Полоцкий С. 135, 154 Поппер К. 361—362 Посошков И.Т. 184, 192 —194 Продик 34 Прокопович Ф. 184, 185—189 Протагор 11, 34—35 ПрудонП. Ж. 265,277—279 Пуфендорф С. 156, 177—179, 186 ПухтаГ. 227—228,266 Радищев А.И. 184,197,201—204 Раковский Х.Г. 350—351 Рейснер М.А. 352—353 Робеспьер М. 156, 171,173—175 Роулс Д. 377 Руссо Ж.Ж. 156,164—171,173,198 Савиньи К.Ф. 226—227, 228, 266 Сенека Л. 53—54 Сен-Симон А. 230, 241 —245, 247 Сковорода Г.С. 10,184,197,199—201, 204 Скрыпник Н.А. 350—352 Смолятич К. 88 Сократ 10, 11, 28, 36—38, 39, 44, 45, 47, 189, 200 Солон 29—30 Спенсер Г. 265, 270—271, 320 Сперанский М.М. 251—254 Спиноза Б. 10,112—119,178 Сталин И.В. 348—350, 351 Татищев В.Н. 184, 190—194 Терлецкий О.С. 284, 291—293 Токвиль А. 230, 236, 240—241 ТомазийХ. 156,177,178—179 Туган-Барановский М.И. 330, 337— 339 Туровский К. 88—89 Уиклиф Д. 65 Уинстенли Д. 123 — 124 Ульпиан 55 — 57 Фалес 29 Фараби 75 Феодосии 83—84 Филофей 150 Финнис Д. 377 Флавий Г. 54 Фома Аквинский 11, 67—69, 76, 189, 375 Франклин Б. 156,204—206,214 Франко И.Я. 141,264,284,293—296 Фрасимах 34—36 Фрэнк Д. 370—371 Фурье Ш. 230,241—243 Хайек Ф. 358—359 Хань Фэй 26 Харт X. 374 Хилон 29 Хмельницкий Б.М. 135, 142 — 145, 148,286 Цицерон М.Т. 50—53,63,92, 110 Чернышевский Н.Г. 284, 305—306 Чичерин Б.Н. 284, 299—303, 307— 308,314—315 Шан Ян 25—26 Шевченко Т.Г. 11,251, 262—263, 293 Шершеневич Г.Ф. 307,321—323 Штаммлер Р. 282, 375 ШтирнерМ. 265,279—280 Щербатов М.М. 184, 191—194, 254 Энгельс Ф. 11,273-277,282,345 Эпиктет 53 — 54 Эпикур 28,45—46, 50 Эрлих Е. 367—368 Яворский С. 184, 185
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |