КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологическая юриспруденция
Как направление в современной теории права и государства социологическая юриспруденция появилась, во-первых, под влиянием социологии, выделившейся на исходе XIX в. в самостоятельную науку, методы которой получили широкое распространение в общественных дисциплинах. Во-вторых, в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля, недопущения социальных потрясений. Основателем социологии права называют нашего соотечественника Евгения Эрлиха (1862—1922 гг.)1. В предисловии к «Основам социологии права» Эрлих резюмирует главный смысл книги: «центр тяжести развития права в наше время, как и во все другие времена, находится не в законодательстве, не в юриспруденции или судопроизводстве, а в самом обществе». Итак, право коренится не в текстах законов, не в судебных прецедентах, а в жизни общества. Право, согласно Эрлиху, — «всеобщий регулятор поведения людей». Наука о праве является частью теоретической науки об обществе. «Социология права — это научное учение о праве». 1 Эрлих Евгений родился в г. Черновцы. В 1886 г. окончил Венский ун-т, где впоследствии ему была присвоена степень доктора права. Многие годы был связан с ун-том Франца Иосифа в Черновцах: с 1901 г. — декан юридического ф-та, в 1906— 1914 гг. — ректор ун-та. Перу Эрлиха принадлежат работы: «Молчаливое волеизъявление» (1893 г.), «Принудительное и непринудительное право в гражданском кодексе Германской империи» (1900 г.), «Основы социологии права» (1913 г.) и др. Последняя работа в 1933 г. вышла на английском языке с предисловием Р.Паунда. Исходные начала самого права, пишет Эрлих, следует искать в образующих общество объединениях и союзах, таких как семья, торговые общества, община, государство. «Чтобы понять истоки, развитие и сущность права, следует прежде всего изучить порядок, существующий в общественных союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить право состояла в том, что они исходили от правовых предписаний, а не из этого порядка». Следовательно, и в далеком прошлом, и в современном обществе право, по Эрлиху, представляло собой порядок, существовавший в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях, определяющих внутренний строй союзов и объединений (договорах, уставах, соглашениях). Эти нормы и предписания («общественное право») образуют, по его учению, право первого порядка. Для охраны его норм и регулирования спорных отношений существуют «нормы решений», образующие право второго порядка. Эти нормы создаются деятельностью государства и юристов. К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное, полицейское право, которые не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать и защищать организационные нормы. «...Если гражданский и торговый кодексы не дают конкретных предписаний к разрешению данного конфликта, то следует обращаться к уставу данного объединения или союза, т.е. к правовым нормам союза, которые имеют прямое отношение к данному правовому факту. Эти нормы и эти факты и есть «живое право». Живое право, определяет Эрлих, «есть внутренний распорядок человеческих союзов». Поэтому, закон, по Эрлиху, не столько право, сколько средство обеспечения права: применение закона должно быть подчинено только этой цели. Главным способом существования права второго порядка является нахождение соответствующих норм судьями, рассматривающими конкретные дела («свободное нахождение права не означает свободу судей от закона»). В правосудии решающая роль принадлежит не «мертвым параграфам закона», считает Эрлих, а свободному слову юристов, свободе судейского усмотрения. Учение Эрлиха оказало значительное влияние на социологическую юриспруденцию Р.Паунда, а идея «свободного права» — на реалистическую школу права. Немецкий юрист, социолог, экономист и историк Макс Вебер (1864—1920 гг.) считал закономерным в современном развитии права его рационализацию и систематизацию, «растущую предсказуемость функционирования правосудия». В своей работе «Социология права» он считал это свойство права одной из важнейших предпосылок к развитию предприятий капиталистического типа, нуждающихся в юридической «безопасности движения». По его мнению, объем и пределы свободной оценки доказательств определяются в первую очередь «интересами (денежного) обращения, т.е. экономическим моментом». Рационализация права особенно за- метна в области материального права — «все большим обращением к логическому толкованию смысла как самих правовых норм, так и, прежде всего, сделок». Вебер считает, что и за пределами товарного обращения рационализация права «на первый план повсюду выдвигает на место оценки внешнего хода вещей скорее образ мыслей как собственно значимый фактор». Таким образом, социология права, по Веберу, все больше проявляет его рационализацию, логическое, свободное толкование правоотношений. Для Дюркгейма право представляет собой наиболее устойчивую форму организации общества: «право воспроизводит основные формы социальной солидарности». Видам права (публичное, частное, уголовное), по его мнению, соответствуют различные виды общественной солидарности. «Для того, чтобы исчезли убийцы, нужно, чтобы увеличилось отвращение к пролитой крови в тех социальных слоях, из которых формируются ряды убийц, а для этого нужно, чтобы оно увеличилось во всем обществе». Преступление трактовалось французским социологом как действие, противоречащее коллективному сознанию. Однако наибольшее распространение социологическая юриспруденция получила в США. Последователь Эрлиха Роско Паунд (1870—1964 гг.) в обобщающей пятитомной монографии «Юриспруденция» (1959 г.) суть нового подхода в социологии права видел в «инструментальном прагматическом подходе» к изучению права. Следуя принципу прагматизма, целесообразности права, Паунд призывал юристов не ограничиваться изучением «права в книгах» (т.е. права в законе, в нормативных актах), а обратиться к анализу «права в действии». Юристы должны показать, как оно реально функционирует и влияет на поведение людей. Право, по Паунду, — инструмент социального контроля, один из способов контроля за поведением людей с религией, моралью, обычаями и т.п. Он подчеркивал, что юристу необходимо знать смежные научные дисциплины и уметь применять их методы при исследовании права в контексте социальных отношений. «Давайте обратимся к экономической теории социологии, философии и перестанем считать, что юриспруденция является самостоятельной». Право в действии, согласно Паунду, имеет три аспекта. Во-первых, — это правовой порядок или режим регулирования социальных отношений посредством систематического и упорядоченного применения силы органами государства. Во-вторых, правом называют официальные источники, служащие руководством при вынесении судебных и административных решений. В-третьих, право есть судебный и административный процесс (правоприменительная деятельность в суде и администрации). Эти определения и дают понимание права как «высокоспециализированной формы социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса». Таким образом, американский теоретик, как и другие сторонники прагматической юриспруденции, стремился раскрыть не сущность права, а совокупность его значений, социологических, нормативных и практико-процессуальных представлений о праве. Эти идеи получили название многоаспектного подхода к исследованию права. Р.Паунд не уставал повторять, что право должно служить не разъединению членов общества, а, наоборот, укреплению согласия и кооперации между ними. «Мы хотим изучать правопорядок, вместо того, чтобы вести споры о природе права». Поэтому цель права, по Паунду, — улаживание социальных конфликтов и достижение цивилизованных отношений между людьми. «Наметилась тенденция г. тому, чтобы осознанно направить политические и правовые институты на утверждение общечеловеческих целей». И юриспруденция призвана стать «юридической социальной инженерией», исключающей активное вмешательство государства в сферу частных интересов. Идея социального контроля при помощи права предполагает, по мнению американского теоретика социологической юриспруденции, стабильность права, однако учитывающей изменения условий жизни общества («правовой порядок должен быть настолько же изменяемым, насколько стабильным»). Правопорядок должен постоянно «пересматриваться в соответствии с изменениями в общественной жизни, которую он должен регулировать». Паунд предполагал расширить полномочия судей, предоставить им свободу усмотрения по разрешению определенных споров, требующих моральной оценки поведения сторон, применения принципа справедливости. При этом дискреционные полномочия судов не должны были распространяться на отношения частной собственности и коммерческих сделок. Таким образом, ключевая роль в достижении социального равновесия им отводилась судам. Концепция Паунда была воспринята многими его учениками в Гарвардской школе права, нашла широкий отклик у американских судей, в т.ч. Верховного суда США.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |